Просмотр содержимого документа
«Ценностные ориентации обучающихся»
Ценностные ориентации учащихся
Для педагога чрезвычайно важным является ответ на вопросы:
Каким образом может быть осуществлен переход ценности из социально одобряемого образца во внутренний мир человека?
Как превратить ценность из «знаемой» нормы в руководство к действию?
Процесс перехода (и его результат) значимых, с точки зрения взрослых ценностей из «знаемых» во внутренний источник поступков обозначается нами как процесс формирования ценностей. Формирование ценностей – внутренняя работа души воспитанников, которую мы можем …
Запрограммировать? Целенаправленно задать? … нет, подготовить, запустить, сопровождать, поддерживать и – иногда - даже провоцировать. В целом – создавать условия для формирования ценностей.
Выделяют следующие возможности участия педагога в процессе формирования ценностей:
• личностное влияние педагога;
• ценностный диалог;
• погружение в ценностную среду;
• специальное конструирование ценностных ситуаций для проживания и осознания;
• создание ситуаций ценностного выбора.
Личностное влияние педагога. Значительная часть механизмов, позволяющих транслировать ценности от одного человека к другому, связана с личностным влиянием. Полноценно же и искренне человек может транслировать только те ценности, которые исповедует сам. Правда, при этом встает важный вопрос компетентности человека в ценностно-смысловом плане: осознает ли он собственные ценности, способен ли подбирать такие формы своих ценностных проявлений, которые помогали бы другому человеку эти ценности принять, осмыслить и т.д.
Ценностный диалог. В настоящее время формируются новые ценностные ориентации в современной культуре. Формируется диалогическое отношение каждого отдельного человека к миру, признание свободы личности. Человек сам осуществляет свой выбор ценностей из множества смыслов, созданного человечеством.
Погружение в ценностную среду. Ценностная среда может моделироваться специально, на определенное время и под определенные задачи. Но в большей степени речь идет о ценностном наполнении устойчивой образовательной среды учреждения образования: быта, событийного ряда, образовательного процесса, всех форм общения и взаимодействия педагогов и обучающихся.
Осознание и проживание ценностных ситуаций. Осознанию ценностных ситуаций поможет развитие рефлексии, способности молодых людей правильно воспринимать особенности той ценностной среды, в которую они погружены и свои личные ценности.
Все вышеперечисленное поможет ребятам правильно и целенаправленно конструировать ситуации ценностного выбора.
Как же осуществить формирование ценностных ориентаций школьников посредством учебного занятия? Современный урок – это свободный урок. Это урок, порожденный стремлением гуманизировать действительность, признать человека как наивысшую ценность, предоставить человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в повседневной реальности ценности достойной жизни. Посмотрим на уроки с философской позиции, поднимемся над конкретными ситуациями урока, взглянем на процесс обучения через призму жизни человека, увидим закономерности жизни в частных проявлениях каждодневной реальности, определим Человека как наивысшую ценность, а приобретаемые им знания и как ценность и как средство жизни, и все, происходящее на уроке, - это жизнь, которую ведут все участники образовательного процесса: педагоги, обучающиеся, родители. И если наивысшая ценность – это Человек, то раскрытие частного научного факта в качестве общей закономерности жизни всегда обеспечивает связь материала с интересами учащихся. Выводя учащихся на уровень ценности при изучении конкретного факта, педагог содействует идейности человека как носителя высоких идей. И при этом формирует бескорыстие, честность, трудолюбие, принципиальность.
И педагогам надо научиться, отправляясь на урок, радоваться, что он идет к Человеку развивающемуся, желающему быть счастливым, иметь успех, быть любимым, свободным.
На уроках складываются ценностные отношения, и каждому преподавателю нужно владеть персональной педагогической техникой, которая нужна ему для того, чтобы суметь вылеплять звуком, жестом, позой, пластикой образ проживаемого здесь и сейчас отношения, чтобы учащиеся могли воспринимать яркое, пленительное отношение, и чтобы могли проживать его вместе, обретая опыт ценностного отношения.
Природа урока потенциально таит в себе возможность каждого участника играть роль носителя образа отношения. Если педагог занимает истинную гуманистическую позицию и относится к каждому учащемуся уважительно, как к Человеку, считая его ценностью, инициируя по отношению к себе такое же уважительное отношение со стороны учащихся, то рождается на уроке удивительный феномен взаимного эмоционального заражения, так как каждый учащийся становится источником новых эмоциональных переживаний.
И отсюда появляется влюбленность в ценности жизни, так как преподаватель пленил своих учеников красотой ценностных отношений. Ценностью урока является истина. Сегодня пока нельзя сказать, что истина – гостья и основной предмет деятельности учащихся на уроке. Чаще всего все, что происходит на уроке, преломляется через призму преподавателя – хорош он или плох, но всегда в центре и всегда властвует. А преподаватель вместе с учащимися каждый раз заново должен постигать истину, отыскивая ее вместе с учащимися и радуясь такому постижению. А чтобы урок не превратился в учебное шоу, достаточно соблюдать правило преломления событий через призму истины:
• идем на урок постигать истину;
• рассматриваем истину;
• оцениваем социальное значение и истинный смысл истины;
• оценка деятельности проистекает из меры овладения истиной;
• развиваемся, становимся добрее, потому что постигаем истинные ценности жизни.
Известно, что социально-психологический климат урока полностью зависит от меры принятия ценности Человека и всей системы ценностей гуманистической культуры. Привнесенные в урок ценности порождают невидимое поведенческое поле, решительным образом влияющее на каждого. На уроках постоянно возникают моменты, которые могли бы вызвать проживание ценности, ибо жизнь таит в себе всю совокупность наивысших ценностей жизни. Педагог может поставить ценностные акценты (только акценты, а не нравоучительные беседы) на изучаемом предмете.
Рефлексия как финал урока высвечивает счастливую сторону проведения занятия, тем самым включая в понимание счастья интеллектуальный труд, познание мира, обретение свободы благодаря найденной истине.
Я хорошо поработал, и мне …
Я чувствую себя…, потому что…
Одна идея показалась мне очень важной…
Я сделал для себя небольшое открытие…
Широкое распространение философии социальной успешности (жить можно и нужно только сиюминутными проблемами, связанными с удовлетворением каких-то личностных физических и физиологических потребностей) провоцирует смену установок в общественном сознании: приоритетными становятся не общечеловеческие ценности, а прагматические.
Поддержка – это взаимодействие преподавателя и учащегося, направленное на позитивное решение жизненных проблем. Одна из основных проблем, характерных для нынешней молодежи, состоит в том, что в их сознании произошли значительные изменения в отношении жизненных ценностей. В современных условиях у молодых людей возникают типичные затруднения с выстраиванием своей, как профессиональной, так и личностной жизненной перспективы. Все эти затруднения существенно влияют на степень социальной зрелости. Поэтому ценности и ценностные ориентиры должны стать предметом обсуждения с учащимися и естественно вплестись в живую ткань урока.
Сформированные ценности – это та часть внутреннего мира человека, с которой он может говорить на «ты»: осмыслить, анализировать, творчески перерабатывать, строить иерархию и т.д. Для этой работы души ему должны быть переданы определенные средства – психологические умения. Следовательно, работа с ценностями может быть не только контекстом содержательной деятельности педагога, но, на определенных этапах, собственно содержанием его работы с учащимися. Педагог может научить разговаривать с собственными ценностями, осуществлять по отношению к ним такую работу, как:
1. Осознание.
2. Ранжирование.
3. Изменение.
4. Формулирование.
5. Отстаивание.
6. Поддержка.
7. Сравнение.
Для этого педагог задействует определенные методические приемы, конструирует определенные ситуации, обучающие учащихся такой непростой работе души.
Можно ли технологизировать процесс работы педагога с ценностями? Если в прямом смысле понимать слово «технология», то, конечно, нет. Нельзя запрограммировать ценностный результат. Если же говорить об осознанном методическом оформлении работы с ценностями – то, несомненно, да. Уже звучала мысль о том, что свои ценности нужно уметь транслировать. Значит, даже процесс трансляции своих ценностей нужно грамотно методически оформлять. А если педагог идет дальше? Если он готов к работе по осознанию детьми предъявленных ценностей и принятию их в собственный внутренний мир? Такая работа должна быть методически грамотно выполнена, иначе она может не достичь своих целей или даже привести к противоположным результатам. На помощь такому педагогу приходят образовательные технологии, которые, будучи осмысленными в контексте решения ценностных задач, теоретических знаний о процессе формирования ценностей, помогают создавать педагогически выверенные ситуации.
Личность педагога, система его ценностных ориентаций – начало начал работы по формированию ценностных ориентаций. Ведь каковы ценности человека – таков стиль общения с окружающими, его поступки и поведение в значимых ситуациях. Личные ценности педагога определяют характер его взаимоотношений с воспитанниками, отбор предметного содержания (или постановку воспитательных задач), привлечение к работе тех или иных технологий, методов, приемов. И все же одного желания, одного принятия в свою ценностную систему ценностного аспекта образования недостаточно. Важно построить свою деятельность так, чтобы работа, направленная на формирование ценностных ориентаций школьников, стала ее контекстом и содержанием.
Если в социальной технологии взаимоотношений педагога и учащегося не обеспечивается возможность самостоятельного выбора и реализации своей индивидуальности, то точку опоры для самостоятельной деятельности в сферах деятельности и социальных группах ребенок будет искать за пределами образовательного учреждения, поскольку только смена социальной позиции является тем эффективным средством, с помощью которого осуществляются формирование и утверждение ценностей, личностных смыслов и мотивов личности.
Таким образом, нами рассмотрены психологическая структура личности и выделены ведущие мотивы социальных действий – потребности личности; сделана попытка разграничить понятия «потребность» и «ценность». Определены факторы, влияющие на процесс становления ценностных ориентаций личности. Определена система ценностей, сформированность которых свидетельствует об определённом уровне личностной культуры.
Изучив теоретическую и практическую сторону данной проблемы, можно сделать следующие выводы:
система урочной и воспитательной деятельности в большей степени должна уделять внимание вопросам формирования ценностных ориентаций личности.
в основе образования должен осуществляться гуманистический подход;
результатом работы с учащимися должно стать формирование у них взаимодействия между потребностями и ценностями личности:
стремление к уважению, признанию, компетентности;
стремление к справедливости, гармонии;
стремление к самореализации;
потребности, способности, ценности личности должны развиваться, совершенствоваться через духовную культуру учащихся:
познание мира сквозь призму потребностей личности «мир в человеческих измерениях»,
познание себя через других людей и других через себя,
преимущественное обращение к общечеловеческим ценностям, использование в качестве источника знаний о человеке всех слоёв культуры, а не только основ отдельных наук,
представление о человеке как о целостной системе, формирующейся в процессе усвоения опыта предшествующих поколений.
Таким образом, образовательный процесс в учреждении образования должен представлять собой процесс разработки ценностного направления системы образования.