Статья "Особенности личностно-ориентированных технологий педагогического сотрудничества"
Статья "Особенности личностно-ориентированных технологий педагогического сотрудничества"
Педагогические технологии
Особенности личностно-ориентированных технологий педагогического сотрудничества
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью личностно-ориентированных технологий в отличие от формализованной передачи ученику знаний и социальных норм в традиционной технологии.
Особенности содержания и методики технологии «Педагогика сотрудничества»
В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:
Ø Гуманно-личностный подход к ребёнку;
Ø Дидактический активизирующий и развивающий комплекс;
Ø Концепция воспитания;
Ø Педагогизация окружающей среды.
Гуманно-личностный поход
Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для полного и свободного развития личности.
Гуманное отношение к детям включает:
§ педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
§ оптимистическую веру в ребёнка;
§ сотрудничество, мастерство общения;
§ отсутствие прямого принуждения;
§ приоритет положительного стимулирования;
§ терпимость к детским недостаткам.
Демократизация отношений утверждает:
§ уравнивание ученика и учителя в правах;
§ право ребёнка на свободный выбор;
§ право на ошибку;
§ право на собственную точку зрения;
§ стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:
• содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;
• обучение ведется, прежде всего, обобщённым знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
• идёт объединение, интеграция школьных дисциплин;
• вариативность и дифференциация обучения;
• используется положительная стимуляция ученья.
Концепция воспитания
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
• превращение школы Знания в школу Воспитания;
• постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
• гуманистическая ориентация воспитания;
• развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
• возрождение русских национальных и культурных традиций;
• сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
постановка трудной цели.
Педагогизация окружающей среды
Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность ученика) определяются совместным действием всех трёх источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении – будущем всей страны.
Основные идеи педагогики сотрудничества
Идея трудной цели. Нужно ставить перед учащимися более сложную цель, указывать на её исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута, тема хорошо усвоена.
Идея опоры. Это не схема, а набор ключевых слов, знаков и других опорных сигналов, особым образом расположенных и показывающих логику изучаемого материала в виде компактной образной (иногда разноцветной) опорной схемы, которая сильно облегчает запоминание и понимание материала и полностью исключает возможность зубрёжки.
Идея свободного выбора. Шаталов дает ученикам сто задач, чтобы они сами выбирали для решения любые из них и в любом количестве. Свобода выбора – самый простой путь развития творческой мысли.
Идея крупных блоков. Материал сводится в крупные блоки, можно увеличить объём изучаемого материала, легче установить логические связи, выделить ведущую мысль, тенденцию.
Идея диалогических размышлений. Диалог преподавателя с учащимися, доброжелательное и внимательное отношение к высказываниям учеников, поощрение идей, мыслей учеников, даже неудачных и неверных, поощрение активности учеников, сотрудничество учителя с учениками в поиске решения учебных проблем, задач способствует развитию умственных способностей.
Концепция сотрудничества
Как система отношений сотрудничество многоаспектно, но важнейшее место в нём занимают отношения «учитель – ученик». Традиционное обучение основано на участии учителя в качестве субъекта, а ученика – в качестве объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнёрами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.
Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов ХХ века, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании, её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу Концепции среднего образования Российской Федерации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Особенности личностно-ориентированных технологий педагогического сотрудничества"»
Педагогические технологии
Особенности личностно-ориентированных технологий педагогического сотрудничества
Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью личностно-ориентированных технологий в отличие от формализованной передачи ученику знаний и социальных норм в традиционной технологии.
Особенности содержания и методики технологии «Педагогика сотрудничества»
В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:
Гуманно-личностный подход к ребёнку;
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс;
Концепция воспитания;
Педагогизация окружающей среды.
Гуманно-личностный поход
Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для полного и свободного развития личности.
Гуманное отношение к детям включает:
педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;
оптимистическую веру в ребёнка;
сотрудничество, мастерство общения;
отсутствие прямого принуждения;
приоритет положительного стимулирования;
терпимость к детским недостаткам.
Демократизация отношений утверждает:
уравнивание ученика и учителя в правах;
право ребёнка на свободный выбор;
право на ошибку;
право на собственную точку зрения;
стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:
содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;
обучение ведется, прежде всего, обобщённым знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;
идёт объединение, интеграция школьных дисциплин;
вариативность и дифференциация обучения;
используется положительная стимуляция ученья.
Концепция воспитания
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:
превращение школы Знания в школу Воспитания;
постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
гуманистическая ориентация воспитания;
развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
возрождение русских национальных и культурных традиций;
сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
постановка трудной цели.
Педагогизация окружающей среды
Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность ученика) определяются совместным действием всех трёх источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении – будущем всей страны.
Основные идеи педагогики сотрудничества
Идея трудной цели. Нужно ставить перед учащимися более сложную цель, указывать на её исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута, тема хорошо усвоена.
Идея опоры. Это не схема, а набор ключевых слов, знаков и других опорных сигналов, особым образом расположенных и показывающих логику изучаемого материала в виде компактной образной (иногда разноцветной) опорной схемы, которая сильно облегчает запоминание и понимание материала и полностью исключает возможность зубрёжки.
Идея свободного выбора. Шаталов дает ученикам сто задач, чтобы они сами выбирали для решения любые из них и в любом количестве. Свобода выбора – самый простой путь развития творческой мысли.
Идея крупных блоков. Материал сводится в крупные блоки, можно увеличить объём изучаемого материала, легче установить логические связи, выделить ведущую мысль, тенденцию.
Идея диалогических размышлений. Диалог преподавателя с учащимися, доброжелательное и внимательное отношение к высказываниям учеников, поощрение идей, мыслей учеников, даже неудачных и неверных, поощрение активности учеников, сотрудничество учителя с учениками в поиске решения учебных проблем, задач способствует развитию умственных способностей.
Концепция сотрудничества
Как система отношений сотрудничество многоаспектно, но важнейшее место в нём занимают отношения «учитель – ученик». Традиционное обучение основано на участии учителя в качестве субъекта, а ученика – в качестве объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнёрами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.
Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов ХХ века, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании, её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу Концепции среднего образования Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.– М.: Педагогика1999.-192с.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. № 6. 2002.
Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002.-368 с.
Пукерман Г.Л. Виды общения в обучении. - М: Пеленг, 1993.
Сариков В.В. Личностно-ориентированное образование //Педагогика. - 1994
Селевко Г.К. Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества. Методические рекомендации 4.1, II -Ярославль 1988, 1989