kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Особенности личностно-ориентированных технологий педагогического сотрудничества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогические технологии

Особенности личностно-ориентированных технологий  педагогического сотрудничества

Личностно-ориентированные  технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к реализации своих возможностей, открыта для восприятия  нового опыта, способна на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью  личностно-ориентированных технологий в отличие  от формализованной передачи ученику  знаний и социальных норм  в традиционной технологии.

Особенности содержания и методики  технологии «Педагогика сотрудничества»

В педагогике сотрудничества  выделяют четыре направления:

Ø    Гуманно-личностный подход к ребёнку;

Ø    Дидактический  активизирующий и развивающий комплекс;

Ø    Концепция воспитания;

Ø    Педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный поход

Гуманно-личностный подход  ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для полного и свободного развития личности.

Гуманное отношение к детям включает:

§     педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

§     оптимистическую веру в ребёнка;

§     сотрудничество, мастерство общения;

§     отсутствие прямого принуждения;

§     приоритет положительного стимулирования;

§     терпимость к детским недостаткам.

Демократизация отношений утверждает:

§     уравнивание ученика и учителя в правах;

§     право ребёнка на свободный выбор;

§     право на ошибку;

§     право на собственную точку зрения;

§     стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:

•              содержание обучения рассматривается как средство  развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;

•              обучение ведется, прежде всего, обобщённым знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;

•              идёт объединение, интеграция школьных дисциплин;

•              вариативность и  дифференциация обучения;

•              используется положительная стимуляция ученья.

Концепция воспитания

Концептуальные положения педагогики сотрудничества  отражают  важнейшие  тенденции, по которым  развивается воспитание в современной школе:

•              превращение школы  Знания в школу  Воспитания;

•              постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

•              гуманистическая ориентация воспитания;

•              развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;

•              возрождение русских национальных и культурных традиций;

•              сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

постановка трудной цели.

Педагогизация окружающей среды

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное  окружение (среда). Результаты (личность ученика) определяются  совместным действием всех трёх источников воспитания. Поэтому на первый план  выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные  и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении – будущем всей страны.

Основные идеи педагогики сотрудничества

  1. Идея трудной цели. Нужно ставить перед учащимися более сложную цель, указывать  на её исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута, тема хорошо усвоена.
  2. Идея опоры. Это не схема, а набор ключевых слов, знаков и других опорных сигналов, особым образом расположенных и показывающих логику изучаемого материала в виде компактной образной (иногда разноцветной) опорной схемы, которая сильно облегчает запоминание и понимание материала и полностью исключает возможность зубрёжки.
  3. Идея свободного выбора. Шаталов дает ученикам сто задач, чтобы они сами выбирали для решения любые из них и в любом количестве. Свобода выбора – самый простой путь развития творческой мысли.
  4. Идея крупных блоков. Материал сводится в крупные блоки, можно увеличить объём изучаемого материала, легче установить логические связи, выделить ведущую мысль, тенденцию.
  5. Идея диалогических размышлений. Диалог преподавателя с учащимися, доброжелательное и внимательное отношение к высказываниям учеников, поощрение идей, мыслей учеников, даже неудачных и неверных, поощрение активности учеников, сотрудничество учителя с учениками в поиске решения учебных проблем, задач способствует развитию умственных способностей.

Концепция сотрудничества

Как система отношений сотрудничество многоаспектно, но важнейшее место в нём занимают  отношения «учитель – ученик». Традиционное обучение основано на участии учителя  в качестве субъекта, а ученика – в качестве объекта  педагогического процесса. В концепции сотрудничества  это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта  одного процесса  должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнёрами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.

Педагогика сотрудничества  является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х  годов ХХ века, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы  в образовании, её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу  Концепции среднего образования  Российской Федерации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Особенности личностно-ориентированных технологий педагогического сотрудничества"»

Педагогические технологии

Особенности личностно-ориентированных технологий педагогического сотрудничества

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью личностно-ориентированных технологий в отличие от формализованной передачи ученику знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Особенности содержания и методики технологии «Педагогика сотрудничества»

В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления:

  • Гуманно-личностный подход к ребёнку;

  • Дидактический активизирующий и развивающий комплекс;

  • Концепция воспитания;

  • Педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный поход

Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для полного и свободного развития личности.

Гуманное отношение к детям включает:

  • педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

  • оптимистическую веру в ребёнка;

  • сотрудничество, мастерство общения;

  • отсутствие прямого принуждения;

  • приоритет положительного стимулирования;

  • терпимость к детским недостаткам.

Демократизация отношений утверждает:

  • уравнивание ученика и учителя в правах;

  • право ребёнка на свободный выбор;

  • право на ошибку;

  • право на собственную точку зрения;

  • стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня детей:

  • содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы;

  • обучение ведется, прежде всего, обобщённым знаниям, умениям и навыкам и способам мышления;

  • идёт объединение, интеграция школьных дисциплин;

  • вариативность и дифференциация обучения;

  • используется положительная стимуляция ученья.

Концепция воспитания

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе:

  • превращение школы Знания в школу Воспитания;

  • постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

  • гуманистическая ориентация воспитания;

  • развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;

  • возрождение русских национальных и культурных традиций;

  • сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

постановка трудной цели.

Педагогизация окружающей среды

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность ученика) определяются совместным действием всех трёх источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении – будущем всей страны.

Основные идеи педагогики сотрудничества

  1. Идея трудной цели. Нужно ставить перед учащимися более сложную цель, указывать на её исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет достигнута, тема хорошо усвоена.

  2. Идея опоры. Это не схема, а набор ключевых слов, знаков и других опорных сигналов, особым образом расположенных и показывающих логику изучаемого материала в виде компактной образной (иногда разноцветной) опорной схемы, которая сильно облегчает запоминание и понимание материала и полностью исключает возможность зубрёжки.

  3. Идея свободного выбора. Шаталов дает ученикам сто задач, чтобы они сами выбирали для решения любые из них и в любом количестве. Свобода выбора – самый простой путь развития творческой мысли.

  4. Идея крупных блоков. Материал сводится в крупные блоки, можно увеличить объём изучаемого материала, легче установить логические связи, выделить ведущую мысль, тенденцию.

  5. Идея диалогических размышлений. Диалог преподавателя с учащимися, доброжелательное и внимательное отношение к высказываниям учеников, поощрение идей, мыслей учеников, даже неудачных и неверных, поощрение активности учеников, сотрудничество учителя с учениками в поиске решения учебных проблем, задач способствует развитию умственных способностей.

Концепция сотрудничества

Как система отношений сотрудничество многоаспектно, но важнейшее место в нём занимают отношения «учитель – ученик». Традиционное обучение основано на участии учителя в качестве субъекта, а ученика – в качестве объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнёрами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.





Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х годов ХХ века, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании, её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии, составили основу Концепции среднего образования Российской Федерации.





СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.– М.: Педагогика1999.-192с.

  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. № 6. 2002.

  3. Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002.-368 с.

  4. Пукерман Г.Л. Виды общения в обучении. - М: Пеленг, 1993.

  5. Сариков В.В. Личностно-ориентированное образование //Педагогика. - 1994

  6. Селевко Г.К. Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества. Методические рекомендации 4.1, II -Ярославль 1988, 1989




3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Баранова Людмила Валентиновна

Дата: 12.03.2016

Номер свидетельства: 304898

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Рабочая программа. Математика 5-6 классы"
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-matiematika-5-6-klassy-1"
    ["file_id"] => string(6) "295369"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455807243"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства