kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему "Контрольно - оценочная деятельность преподавателя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контроль – неотъемлемая часть обучения. Он обеспечивает обратную связь в процессе обучения, является средством его корректировки и регулировки,  это своего рода прибор, измеряющий результаты учебной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Контрольно - оценочная деятельность преподавателя"»

«Контрольно - оценочная деятельность в системе работы преподавателя»


Глубочайшим свойством человеческой натуры

является страстное стремление людей

быть оцененными по достоинству.

                                             У. Джеймс

Уважаемые коллеги, мы сегодня собрались для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с к-о деятельностью, вскрыть проблемы и выработать пути их решения.

Проблема качества образования как проблема контроля и оценки образовательной деятельности в настоящее время является дискуссионной. В теории и практике обучения наиболее устоявшимся является мнение, что суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний обучающимся, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, или дисциплине.

Современное общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, которые способны адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью развиваться и развивать различные сферы деятельности. Формирование таких людей – основная задача образования, которое в свете новых представлений неизбежно требует качественных изменений и изменений его качества.

Главная задача нашего образовательного учреждения - обеспечение более высокого качества образования. Контролировать качество образования и управлять им возможно лишь при наличии оперативной, адекватной и достоверной информации, как о процессе, так и о результатах образования. Контроль – неотъемлемая часть обучения. Он обеспечивает обратную связь в процессе обучения, является средством его корректировки и регулировки, это своего рода прибор, измеряющий результаты учебной деятельности. Преподаватели предметной цикловой комиссии естественнонаучных дисциплин на своих уроках используют разнообразные виды и методы контроля: предварительный, текущий, периодический (тематический) и итоговый. Методы контроля: устный, фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос. Такие преподаватели, как Дьяченко Е.А., Лемба Т.В., Торопов Н.А., Роскошная Л.А., Скибина Л.С. на своих вводных уроках применяют предварительный контроль, который служит необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений студентов, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в начале года, преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше внимания на занятиях, намечает пути устранения выявленных проблем в знаниях обучающихся.

Текущий контроль проводится на каждом уроке, он оперативен и разнообразен по методам и формам (промежуточные устные или письменные опросы; тесты, самостоятельные работы и т. д.). Текущий контроль позволяет преподавателю установить обратную связь, т.е. получить информацию о том, насколько успешно (или неуспешно) идет процесс усвоения. В процессе обучения естественнонаучным дисциплинам, контроль, как правило, присутствует на всех этапах, начиная с самых первых моментов в овладении студентами новым материалом, и до завершения темы. Дьяченко Е.А., на уроках химии и биологии, Лемба Т.В. на уроках математики во время объяснения нового материала или сразу после объяснения проводят обучающую самостоятельную работу. Цель такой работы состоит в том, чтобы в процессе самостоятельной деятельности обучающихся довести до сознания студента содержание нового понятия, раскрыть его необходимые признаки, показать связь с раннее известными понятиями. Чтобы новые знания стали достоянием студента, чтобы он мог свободно ими оперировать, они должны быть не только понятны, но и прочно закреплены в сознании и памяти. При выполнении этой работы деятельность студента элементарна: происходит простое воспроизведение изученного. Однако эти работы способствуют накоплению опорных фактов, так необходимых в дальнейшем изучении математики, химии и биологии, осознанию и прочному запоминанию новых сведений.

Периодический контроль преподаватели обычно проводят после изучения важных тем и больших разделов учебной программы, а также в конце семестра. Форма проведения периодического контроля может быть разнообразной: письменная контрольная работа, зачет, экзамен.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года, основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов обучающихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность.

Преподаватели естественнонаучных дисциплин работают на всех специальностях нашего учебного заведения. Как известно, в техникум приходит много студентов, уровень знаний которых низкий. И мы, преподаватели, часто сталкиваемся с такой ситуацией: несколько студентов в группе «выключено» из учебного процесса. Они не всегда воспринимают объяснение нового материала, не могут решить простейших примеров по но­вой и предыдущей теме. Поэтому применять одинаковые виды и методы контрольно - оценочной деятельности в разных группах преподаватели не могут. На уроках математики Лемба Т.В., Роскошная Л.А. для таких студентов разрабатывают обучающие карточки, которые применяют не только при объяснении нового материала и сразу после объяснения, но и на последующих уроках, эти карточки помо­гают студентам усвоить ранее непонятый материал и хорошо воспринять новые темы.

Обучающая карточка состоит из чередования трех блоков:

  1. Опорная формула, написанная цветными чернилами,

  2. Решенные примеры.

  3. Р.С. (реши сам).

Результаты этой работы способствуют накоплению опорных фактов, так необходимых в дальнейшем изучении математики, осознанию и прочному запоминанию новых сведений, и даже слабый студент сможет выполнить эту работу и получить удовлетворительную оценку.

На уроках химии в 11 и 12кин. проверку знаний и умений обучающихся я провожу в виде химического диктанта с самопроверкой или взаимопроверкой. Я применяю диктанты для проверки формул, основ­ных понятий и правил на разных темах. Провожу и диктанты, которые позволяют судить об уровне навыков решения несложных задач. Результатом такого вида деятельности является оценивание студентов всей группы и снимается вопрос о накопляемости оценок. В процессе учебной деятельности студент должен научиться  наблюдать и анализировать как свою учебную деятельность, так и деятельность своих товарищей. Для этого я практикую самопроверки (например, сравнение с эталоном) и взаимопроверки. В процессе взаимопроверки студенты сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу. Например, при изучении классов неорганических соединений, после того, как дан алгоритм на определение веществ, предлагаю самостоя­тельную работу в виде диктанта. Я читаю название формулы, студенты записы­вают формулу целиком. Затем проводим самопроверку или взаимопроверку (студенты меняются тетрадями). Я читаю формулу, студенты отмечают «+» или « - » соответственно правильный или неправильный ответ и говорят мне результаты. И сразу по количеству «+» и « - » выставляю оценку.

На разных этапах обучения преподаватели комиссии проводят самостоятельные работы развивающего характера, которые учат студентов мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, искать, добывать самостоятельно новые знания. Это могут быть домашние задания по составлению докладов на определенные темы. В нашей комиссии кроме опытных преподавателей есть молодой преподаватель Букулит В.А., который на своих уроках в основном применяет традиционные виды и методы контрольно – оценочной деятельности, такие как устный опрос, письменный опрос, самостоятельная работа, контрольная работа. Так как нашему обществу нужны современно образованные люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения и эффективно, разумно действовать в современном меняющемся мире. Этого невозможно достичь без изменения подходов к системе контроля и оценки в процессе обучения. Поэтому Василию Андреевичу, так и опытным преподавателям необходимо повышать свой профессиональный уровень, посещать уроки коллег предметников, а также уроки преподавателей профессиональных дисциплин с целью обмена опытом, расширению знаний о применяемых современных педагогических технологиях и их элементах.

В традиционной системе контроля обнаруживаются определенные несовершенства, не позволяющие с максимальной достоверностью говорить об уровне образовательных достижений студента.

Анализ традиционных методов проверки показал, что система оценки качества образования не опирается на объективные методы педагогических измерений, поэтому «качество» трактуется сегодня достаточно произвольно, преподавателем разрабатывается своя система проверочных заданий. Как уже говорилось в докладе, очень важно, чтобы оценочная деятельность педагогов была адекватной, справедливой и объективной. Для развития контрольно-оценочной деятельности обучающихся я на уроках широко применяю такие приемы, как таблица ЗХУ (знаю-хочу узнать- узнал новое), «Логические цепочки», «Кластер», «Толстые и тонкие вопросы», «Верю- не верю». Эти стратегии и приемы являются универсальными и могут использоваться на разных этапах урока. Если преподавателей других комиссий заинтересуют эти приемы наиболее подробно я могу поделиться опытом.

В практике преподавания мы преподаватели наряду с традиционными заданиями для оценивания образовательных достижений в условиях компетентностного подхода должны применять инновационные средства: использовать компетентностно ориентированные тесты, ситуационные задания, кейсы, проекты, портфолио. Я считаю, что одна из проблем, возникающая перед преподавателями нашей комиссии, заключается в применении проектной деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин.

В последнее время в научной литературе все чаще высказывается мнение о необходимости оценивать обучающихся по их собственным сдвигам в развитии, видя именно в продвижении студента успех обучения. Решить эту проблему можно путем обновления контрольно – оценочной деятельности преподавателя, а именно, перенос с предметных знаний, умений и навыков на формирование общеучебных действий. Чтобы оценки стали методом воспитания, стимулом развития мышления, повышения активности и успеваемости обучающихся на уроке.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья на тему "Контрольно - оценочная деятельность преподавателя"

Автор: Дьяченко Елена Анатольевна

Дата: 11.05.2017

Номер свидетельства: 414615

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Презентация к докладу "Результативность урока в современных образовательных условиях "
    ["seo_title"] => string(94) "priezientatsiia-k-dokladu-riezul-tativnost-uroka-v-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-usloviiakh"
    ["file_id"] => string(6) "228006"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441039955"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства