Баян Акановна Абильмажинова – учитель казахского языка и литературы первой квалификационной категории
КГУ «Средняя школа №5» г. Петропавловск, Республика Казахстан
Выступление на пед.совете
Воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности
Будущее страны во многом зависит от уровня развития гражданского общества, поэтому одной из приоритетных задач государства является воспитанием его поколения в духе уважения, любви к Родине, к своему народу, к его языку. Казахстанский патриотизм является основной, способной сплотить общество, укрепить единство и целостность государства.(Слайд 1)
Цель патриотического воспитания – формирование у граждан высокого патриотического сознания и выступает как консолидирующий духовно-политический фактор, гордости за свою страну, воспитание готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей по защите интересов Родины посредством целенаправленного развития системе патриотического воспитания.
Развивая идеи о патриотизме, мы опираемся на слова Главы государства Н.А.Назарбаев о том, что «…каждый казахстанец, независимо от его национальной принадлежности, должен сознавать, что Казахстан – это плоть от плоти его родное государство, всегда готовое защитить его права и свободы. Только в этом случае появляется корневая основа для взращивания и воспитания чувства казахстанского патриотизма, только в этом случае сограждане испытывают чувство гордости за принадлежность государству, которое весь мир знает как Казахстан».
Казахстанский патриотизм связан, прежде всего, с приобретением нашего государства Независимости. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и прежде всего у подрастающего поколения, высокие нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
«Моя республика» - ко Дню Республики, праздники ко дню Независимости, Наурыз, что способствует воспитанию патриотов, уважающих традиции, обычаи, культуру, язык, историю казахского народа и народов, живущих на территории. (Слайды 2-5)
В Международный день театра с таким названием «Волшебная кулиса». Учащиеся 9-х классов выступили на сцене Центра творчества детей.
Где, Яна Малеева отмечена за лучшую роль. Таким театрализованным, действом презентовали народный обряд «Бесікке салу». Получила диплом и специальный приз фестиваля.(Слайды 6-8)
Театрализованные игры не только обогащает детей новыми впечатлениями,знаниями и умениями, развивает интерес к литературе, но и формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию ребенка.
Патриотическое воспитание детей и молодежи сегодня не в полной мере отвечает требованиям формированиями патриотического сознания, воспитания чувства верности и преданности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и основных конституционных обязанностей.
В целях патриотического воспитания имиджа в городе проводилась городская олимпиада «Мұрагер » посвященный 20 летию Республики Казахстан. Ученица 9 класса Нургожина Айнур получила благодарность.
На многих уроках стараемся читать произведения казахских авторов в оригинале, что заставляет оценить богатство лексики и красоту звучания языка. Например, на уроках в 9 классах по теме «Лирика Абая» зачитываются строчки стихотворения поэта на казахском языке и перевод. Учащиеся, сравнивая, определяют разницу в звучании стихотворений, отмечая напевность и точность оригинала. Работая над толғау – размышлениями поэтов, большое внимание уделяем анализу, в котором выясняем особенности казахской поэтики, определяем нравственные категории, созвучные с настоящим временем, выделяем непреходящие общечеловеческие ценности. Роль языка в жизни общества подчеркнута во многих стихотворениях казахских авторов. Например, в стихотворении О.Сулейменова «Язык отцов» определяется значение казахского языка для каждого человека, живущего на этой земле. Основная мысль в том, что язык является ценностью общества, его богатством, традициями прошлого, без которых нет будущего у народа. Необходимо, чтобы современное поколение не теряло своих исторических корней.
Как вы понимаете истинный патриотизм?
Сравните «Сүйемін» М.Жұмабаева, М. Мақатаева «Отан».
Мағжан Жұмабаев Мұқағали Мақатаев
«Сүйемін» «Отан»
Любовь к народу Любовь к Родине
И родной земле и к родной земле
Сравнив эти произведения учащиеся пришли к выводу: Мысли,идеи, которые прослеживаются в этих произведениях позволяют нам утверждать,что пример старших учит нас любить нашу землю, совершать подвиги ради неё, быть истиными патриотами своей Родины.
Именно педагоги воспитывают и развивают в сознании учащихся гордость и уважение к своей стране, патриотизм наших героев, которые не жалея своей жизни смогли сохранить мир во всем мире.
Таким образом, учащиеся не только обогащают свои знания о культуре, традициях и языке, узнают сведения из истории родного края но и, что, несомненно, способствует развитию интереса к ней и воспитывает патриотизм и чувство гордости за родную страну. Закончить выступление хотелось бы словами замечательного поэта Мухтара Шаханова: «Если любишь свой корень, ценишь его – понимаешь боль и любовь всех и всего».