kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Способы преодоления типичных отклонений в поведении

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье расскажем о причинах и способах преодоления отклоняющегося поведения младших школьников.

В младшем школьном возрасте возникшие ранее отрицательные образования при соответствующих условиях могут перерасти в локально замкнутые поведенческие комплексы (эгоизм, лживость, агрессивность и т. д). В будущем эти комплексы могут стать основой негативного выраженных подструктур личности (направленности, самосознания и т. д.).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Способы преодоления типичных отклонений в поведении »


В данной статье расскажем о причинах и способах преодоления отклоняющегося поведения младших школьников.

В младшем школьном возрасте возникшие ранее отрицательные образования при соответствующих условиях могут перерасти в локально замкнутые поведенческие комплексы (эгоизм, лживость, агрессивность и т. д). В будущем эти комплексы могут стать основой негативного выраженных подструктур личности (направленности, самосознания и т. д.).

У младшего школьника наблюдается вторая возрастная критическая фаза, которая длится с 7 до 9 лет. Наиболее характерными отклонениями в поведении младших школьников являются психомоторная расторможенность, повышение грубых влечений, агрессивность, проявляющаяся активно в повышенной драчливости или пассивно в болезненном фантазировании (Г. Е. Сухарева). Наблюдается также либо своеобразная скованность, либо болтливость, вертлявость (А. И. Селецкий, С. А. Тарарухин).

В начальных классах требуют повышенного внимания дети с акцентуацией (крайними вариантами) характера. Это здоровые и нормальные в психическом отношении дети, обладающие своеобразной заостренностью отдельных личностных свойств, проявление которых определяет специфику их поведения (А. Е. Личко, К. Леонгард, В. Г. Степанов и др.). К данной группе относятся педантичные, демонстративные, возбудимые, тревожные и гипертимические дети.

Педантичные дети предельно добросовестны. Поручение учителем большой и срочной работы, не требующей тщательности исполнения и проявления аккуратности, точности со стороны учащихся может привести к конфликту. Поэтому лучше не поручать им таких заданий.

Демонстративные дети часто лживы, склонны к театральности и преувеличенному выражению своих чувств. Многие из демонстративных детей хотят находиться в центре внимания окружающих, жаждут признания и умения. Они обладают прирожденными артистическими способностями и могут вызвать умиление у учителя, а сами часто выступают в роли организаторов конфликтов. Необходимо внимательно присматриваться к этим детям, так как понимание учителем их действий оказывает обычно сдерживающие влияние.

Возбудимые дети характеризуются заниженными возможностями разумного управления своими действиями и поступками. Такие дети чаще других поддаются непроизвольным и импульсивным влечениям. Им недостает сдержанности, они грубы и драчливы. Накапливаемое раздражение выражается в продолжительном взрыве по случайному поводу. Воспитательные усилия учителя в этом случае направляются на снятие эмоциональной взрывчатости, на развитие сознательного контроля ребенка над деятельностью и поведением.

Тревожные дети отличаются пугливостью, избегают дружеских групп, большую часть времени проводя среди девочек и младших детей. Окружающие дети, подмечая их страх, нередко их обижают бьют. Учителю при проявлении повышенной тревожности у ребенка целесообразно не злоупотреблять требовательностью и не быть слишком категоричным, а ориентироваться на воспитание воли, смелости и умения постоять за себя.

Гипертимические дети отличаются приподнятым настроением, повышенной оживленностью и разговорчивостью. Стремление жестко регламентировать поведение такого ребенка вызывает у него сопротивление. В этом случае действенен прием переключения школьника на другую деятельность.

К акцентуированному типу относятся и заостревающие дети, которые, как правило, обидчивы, злопамятны, чрезмерно чувствительны к личным обидам. При повышенном проявлении черт застревания эти дети становятся подозрительны и враждебны. Заостренность отмечается при излишней строгости одного учителя и излишней мягкости другого. Причем в подобных случаях у ребенка появляется чувство вражды к строгому педагогу. Смешанные чувства любви и ненависти могут возникнуть к одному и тому же учителю, который ведет себя непоследовательно: то слишком требовательно, то слишком мягко. Устранение непоследовательности учителя к таким детям —оптимальное средство профилактики отклоняющегося поведения.

Наиболее распространенной формой отклоняющегося поведения у младших школьников является недисциплинированность. Недисциплинированные ученики нередко дезорганизуют учебно-воспитательный процесс и доставляют много хлопот учителю. Одной из причин недисциплинированного поведения у младших школьников является избыток энергии и неумение рационально проявлять инициативу. В этих случаях целесообразно сформировать у детей интерес к различным видам деятельности и разумному проявлению активности. На уроках таких учащихся необходимо загружать заданиями, чтобы у них не было возможности отвлекаться на посторонние дела. Поэтому важнейшим профилактическим средством недисциплинированности является воспитание у младших школьников усидчивости.

Нередко конфликтные ситуации у учителя возникают с упрямыми, непослушными, капризными и ленивыми детьми (В. Г. Степанов). Разрешая возникшие ситуации, учитель сочетает требовательность с доброжелательностью и тактичностью. Далеко не всегда оправдана приказная форма общения с такими учащимися. Несравненно большая эффективность достигается советом и просьбой. Следует учитывать, что упрямство младшего школьника может выражать также стремление к самостоятельности. Понимание самими школьниками упрямства как проявления силы воли стимулирует желание ребенка противостоять подавлению его личности некоторыми взрослыми. К тому, что уже говорилось о профилактике и преодолении упрямства у дошкольников следует добавить: продуктивными направлениями работы учителя начальной школы являются — учет потребностей и интересов ребенка, разумная требовательность, включение во внутриколлективные отношения, нормализация взаимоотношений в семье.

С ленивыми детьми учителю приходится вступать в конфликтные отношения тогда, когда им предъявляются требования приложить значительные усилия, необходимые для выполнения какого-либо задания. У ленивого ребенка отсутствует потребность в более или менее систематическом труде. Напряженность в отношениях с детьми снимается, если учитель добивается того, чтобы ребенок сопереживал чувство удовлетворения от приложения собственных сил.

Значительная часть поведенческих отклонений младших школьников связана с социально-психологическими фактами. Своеобразие школьной ситуации не всеми детьми воспринимается однозначно. Отдельные дети посещают занятия через силу. Другие сталкиваются с насмешливым, недружелюбным отношением одноклассников. Положение осложняется тем, что дети с отклоняющимся поведением — неуспевающие. Эта группа учеников неоднородна — здесь и ленивые, и невнимательные, и застенчивые и т. д. Роль двоечника вызывает у них протест, который может вылиться в терроризирование отличников. Вместе с тем необходимо помнить, что добродушный и справедливый, но ленивый, двоечник может пользоваться большим уважением одноклассников, чем иной отличник.

Дети с отклоняющимся поведением нередко бродяжничают, убегают из дома. Причиной тому является длительная неблагоприятная обстановка в семье, вызывающая в ребенке "бунтарские" настроения. Такие дети сильно озлоблены, и, если не преодолеть психотравмирующую ситуацию в семье, они становятся на путь правонарушений.

Характерной чертой младших школьников с отклоняющимся поведением (особенно слабоуспевающих) является компенсаторное поведение, которое связано со стремлением утвердиться в обход предъявленным требованиям. Нередко педагогов радует готовность не очень сообразительных и плохо воспитанных детей помогать в общественно-хозяйственной работе. Их уступчивость, подвижность, готовность оказать услугу расценивается как признак отзывчивой натуры. Не заметив, что такая активность только маскирует проблемы самоутверждения личности, некомпетентный педагог вскоре обнаруживает, что "характер ребенка начинает портиться". Это происходит, когда наступает второй вариант компенсаторного поведения: ребенок становится дерзок, груб, а иногда жесток и мстителен (Б. Н. Алмазов). Дорого обходятся младшим школьникам и типичные ошибки учителей: потеря контакта между учащимися и педагогом, несправедливое отношение к ребенку. Это вызывает у детей "школьные неврозы": взвинченность, обидчивость, озлобленность, страх и т. д. "Школьные неврозы"" как таковые специфичны только для младшего школьного возраста (В. Н. Петруник, Л. Н. Таран). Негативную реакцию у детей вызывает также отождествление в педагогическом процессе обучения и воспитания. Еще достаточно широко распространены такие "методы воспитания" как "забыл тетрадь — "два" по русскому", "вертишься на уроке—"два" по математике" и т. д. Подобные ошибки учителей обнаруживают себя в процессе воспитания у младших школьников нравственного поведения. Вредно "преодолевать" отклоняющееся поведение у детей младшего школьного возраста с помощью постоянных наказаний, откровенного порицания, осмеяния. Такая "методика" также приводит к обратным результатам: ребенок психологически изолируется, может прибегнуть к оппозиционной форме реагирования. Трудновоспитуемые дети болезненно воспринимают и то, что их называют хулиганами. В то же время они быстро сменяют озлобленность на привязанность ко взрослым, отзывчивы на доброту и похвалу.

Отрицательные проявления личности младшего школьника еще не успевают приобрести прочность и устойчивость. Поэтому работа учителя по профилактике и преодолению отклоняющегося поведения учащихся может быть достаточно эффективной, если ребенок утвердится в искренней заинтересованности взрослого ему помочь. Авторитет, огромная потребность ребенка в общении со взрослыми обеспечивают положительное восприятие воспитательных воздействий. Младшие школьники доверчиво принимают те требования, которые предъявляются к их поступкам. Вместе с тем перестройка нервной системы, происходящая под влиянием школьной жизни с ее необычайной обстановкой, требует от учителя индивидуального подхода, повышенного внимания и такта, знания возрастных особенностей ребенка. Младшие школьники стараются организовать свое поведение, предпринимают попытку смоделировать ситуацию, необходимую для выполнения определенных функций: социальных, бытовых и пр. В наиболее неблагоприятных случаях трудновоспитуемости среда нередко выполняет функции психологической защиты. "Трудные" дети ищут покровителя из числа взрослых и подростков. Ребенок готов совершить любой поступок, чтобы удержать такое покровительство. Нетрудно предположить, чем может обернуться для него стремление к защите, если "защитник" окажется с преступным прошлым. В то же время это предопределяет высокую результативность учебно-воспитательной работы учителей начальных классов.

Начиная с младшего школьного возраста, одним из ведущих направлений в профилактике и преодолении отклоняющегося поведения отдельных учащихся является воспитание волевого поведения, в организации которого решающая роль принадлежит нравственной мотивации. Волевое поведение, являющееся управляемым и целенаправленным, в отличие от отклоняющегося, характеризуется достаточно определенным следованием к цели и преодолением препятствий на пути к ней.

Особое внимание учителям начальных классов целесообразно уделять организации работы по воспитанию гуманистической устойчивости личности младшего школьника, которая становится неподвластной отрицательным влияниям и предрасположенной к нравственному развитию и самовоспитанию.


































Способы преодоления типичных отклонений

в поведении школьников


Типичные «отклонения»

Коррекционная деятельность

Лживость

В основе лежит стремление защитить себя от наказания и/или унижения. Такое пове­дение сигнализирует о том, что ребенок не доверяет взрос­лым, или о том, что у него не было возможности оценить преимущество говорить правду. Вероятно, у ребенка не выработалось умение справляться с трудностями

Важно быть твердыми, справедливыми и последовательными. Подавайте хоро­ший пример. Хвалите ребенка всякий раз, когда он говорит правду. Покажите, как вы справляетесь с тяжелой для Вас правдой (тщательно следите за тем, чтобы беседы не носили характер скучных лекций на тему морали — все фразы должны быть краткими и убедительными)

Ругательства

Ругательства и ненорматив­ная лексика стали теперь для многих детей и подростков своего рода ритуалом посвящения. Сверстники бранятся — надо быть таким, как они. Полностью отвратить ребенка от этого почти невозможно, но можно оту­чить его браниться в школе и других присутственных местах. Самое замечательное, что можно сделать, — это научить детей переживать огорчения без гнева и ругани

Не «стреляйте из пушек по воробьям» — не надо ответных угроз и паники. Говорите детям правду: ругань — это проявление собственного бессилия перед ситуацией, это только слова, а жизнь ждет действий по решению проблем. Гнев — плохой советчик. Это каждый знает на своём опыте. Выражайте свое понимание того, что в 10-12 лет человеку хочется казаться старше и сильнее (на самом деле — быть как все). Дайте ребенку понять, что бранные слова могут очень сильно задеть человека и надолго оставить след в его жизни: «...Это всего лишь слова для тебя, но если прислушаться к смыслу того, что ты говоришь, то человеку может быть очень трудно простить тебе сказанное. Зачем наживать врагов?..» . Иногда можно выразить уважение человеку, который, воздержавшись от ругани и гнева, проявил свою силу и зрелость

Импульсивность

Кажется, что ребенок постоянно попадает в беду, так как у него отсутствует способность оценивать свои поступки: в поведении ребенка очень слабая связь между причиной и следствием. Такое поведение говорит о том, что «внешний кон­троль» был непоследовате­лен или отсутствовал вообще

Формулируйте правила просто и конкретно. «Внешний контроль» должен продолжаться достаточно долго, чтобы пробудить «контроль внутренний». Будьте терпеливы, но настойчивы. Уровень Ваших ожиданий должен соответствовать требованиям, которые Вы предъявляете младшим детям

Склонность к воровству

Большинство детей хотя бы однажды что-нибудь крадут, но, за исключением тех детей, которые были приучены к воровству в раннем возрасте, склонность ребенка к воров­ству почти всегда символична. Ребенок нуждается, скорее всего, не во владении объек­том, а в любви, внимании или обретении особого ста­туса. Воровство приобретает характер «вещей, найденных» или «подаренных». Частые кражи среди детей 10-12 лет — предвестник того, что позднее у них могут воз­никнуть проблемы с законом. Чем дети старше, тем труднее изобличить их в воровстве

Будьте твердыми и последовательными, осознав наличие этой проблемы. Младшим детям легче объяснить, что воровать — не нормально (не нанося им при этом травмы): «Я понимаю — тебе нравится вещь, но она принадлежит другому. Плохо брать чужие вещи. Поставь себя на его место...». Приучая детей быть честными, расскажите им случаи проявления честности из своей жизни и опишите ход ваших рассужде­ний: «...Однажды в магазине мне дали лишние деньги на сдачу... Очень хотелось купить себе на эти деньги..., но я предста­вила себе, что у продавца могут быть серьезные неприятности...» и т.д. С детьми более старшего возраста имеет смысл говорить более прямо: «...Я не ви­дел, что это ты взял, но, как и многие люди, я чувствую это. Пойми — ситуация не позволяет мне оставить этот факт без внимания. Если это воровство — это очень серьезно, но я могу понять призна­ние и раскаяние. Воровство и трусость — вот что я презираю...». Обязательно расскажите о последствиях воровства во «взрослой» жизни и о возможных наказаниях, но не конкретно для этого ребенка, а о существующих законах вообще. Когда вы убедитесь в том, что правила поняты, стремитесь, чтобы ребенок отвечал за совершенный посту­пок. Хвалите ребенка за любые другие правильные поступки. Не оставляйте без внимания старания быть честным. Обсудите зависть как стремление жить чужой жизнью. Избегайте ситуаций, провоцирующих желание «взять» чужую вещь. В стенах школы к ребенку может приклеиться ярлык — это недопустимо. Разговор должен быть прямым, но с га­рантией: в случае раскаяния и отсутствия повторений все останется между вами

Тревожность

Нельзя недооценивать, на­сколько сильно жизнь в своих проявлениях может беспо­коить детей, особенно если тревожность (беспокойство) присуща их родителям. Школьники часто бывают чрезмерно озабочены школь­ными делами, вопросами смерти и здоровья, социаль­ными отношениями. Более 70% детей в возрасте от 8 до 14 лет время от времени испытывают серьезные тревоги по поводу того, что им что-то и где-то не удалось. В норме это переживается и проходит в каждом конкретном случае. «Застревание» в тревоге — вот когда требуется помощь. Постоянная тревожность — классический признак нарушений в сфере детско-родительских отношений, к примеру, всякого рода лишений в раннем детстве. Наличие скрытой тревож­ности можно отследить по бытовым проявлениям: чрезмерному перееданию или жадности, и не только по отношению к еде. Может проявиться нежелание делиться с товарищами всем, что у него есть: игрушками, школьными принадлежно­стями — чем бы ни то было. Все эти вещи — символы привязанности и положи­тельных эмоций, которых дети были лишены или получали недостаточно

Прозондируйте почву, выясняя причину тревог, и дайте ребенку возможность поразмышлять над жизненными ситуа­циями: «Если бы я попросил твоего ровесника назвать три основных момента которые его беспокоят, то, как ты думаешь, какими были бы ответы?..»; «Если бы человек, младше тебя на три года, беспокоился по поводу... (оценок, здоровья...), то какой совет ты мог бы дать ему?..»; «Составь списочек того, что тебя может беспокоить на следующей неделе. Потом мы проверим, как это сбывается. Могу спорить, что большинство твоих беспокойств никогда не подтвердится». Нельзя называть тревоги ребенка «глупостями» — для него это серьезно. Сопереживайте: «...Многих это беспокоит в твоем возрасте. Со мной бывало такое...». Учите, как можно увидеть ситуацию по-другому: «Наше беспокойство, как воздушный шарик: мы его надуваем — оно растет. Выпусти из него воздух — оно станет маленьким...». Важно, чтобы ребенок почувствовал любовь к себе. Следует чаще говорить с ним на языке чувств. Например: «Я вижу, ты расстроен...»; «Я рада тебя видеть». Уровень наших ожиданий и действий должен быть минимальным. Важно работать над повы­шением самооценки ребенка посредством поддержки и поощрения

Наркотики и алкоголь

Когда дети приближаются к 13-летнему возрасту, наркотики, алкоголь и сига­реты становятся им более доступны — дети начинают представлять коммерческий интерес для сбытчиков. Средства, применяемые для вдыхания (клей, раство­рители...), вообще легко доступны. Около 30% уча­щихся в возрасте 12-13 лет знают кого-либо, кто получает «удовольствие» от применения таких средств, т.е. реклами­рует подобную практику. Эти средства могут вызывать необратимые изменения в ЦНС и даже внезапную смерть, но они доступны. В стенах школы при внима­тельном отношении ее работников факты употреб­ления детьми алкоголя, наркотиков или других психотропных средств утаить практически очень сложно. Значит, ситуацию мы можем контролировать и даже кардинально улучшить

Важно постоянно отслеживать формиро­вание групп риска. К ним принадлежат дети, на кого снижено влияние родите­лей, кто прогуливает занятия и отлича­ется устойчивой неуспешностью. Кроме того, важно контролировать детей, переживших серьезные психологические потрясения и физическое насилие, депрессивных, озлобленных, детей с заметно сниженной мотивацией к обучению, скучающих в повседневной жизни. Многие ребята знают, что нарко­тики и раннее употребление спиртного — запретны. Они боятся наказания за свой первый эксперимент и теряют надежду на понимание и прощение со стороны взрослых, а значит, и отрицают возмож­ность помощи. Тут можно поставить вопрос так: «Я хочу поделиться с вами секретом: когда ребенок попадается с наркотиками, то родители (учителя) приходят в ярость. Это вызвано тем, что они знают об огромном вреде, который наркотики могут вам нанести. Это случается почти всегда. Каждый, кто их употребляет, рано или поздно платит за это своим здоровьем и даже жизнью. Родители впадают в ярость от страха за вас и понимания, что вы можете скры­вать от них правду, а потом неожиданно умереть. Отказ от употребления нарко­тиков — это не слабость. Это проявление зрелой силы и ума. Не надо стесняться быть человеком сильным духом».

Учите детей говорить «НЕТ!». Тренируйте уверенность в правильном выборе, уверенность в себе. Репетируйте с ними отказ. Предложите разные формы: «Ни за что! Почему ты хочешь, чтобы я попал в беду?»; «Забудь об этом!!!»; «Это — не из моей жизни!». Напомните детям, чтобы они сразу уходили, прекра­щали разговор с торговцами алкоголем и наркотиками. Объясните им, что на них просто зарабатывают или хотят разделить с ними свою катящуюся под откос жизнь. Покажите, что их хотят использовать, считая безвольными и глупыми. Расскажите, что общество защищается от подобных людей.

Помните, когда мы говорим ребенку, что можно делать, а чего нельзя, мы обязательно должны подготовить его к возможным вариантам практического развития ситуации. Голословность исключает авторитет





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Способы преодоления типичных отклонений в поведении

Автор: Волошина Людмила Николаевна

Дата: 27.02.2015

Номер свидетельства: 179498

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Статья "Развитие социальной компетентности подростков" "
    ["seo_title"] => string(57) "stat-ia-razvitiie-sotsial-noi-kompietientnosti-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "191479"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427307252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства