Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии
Увеличение числа детей, имеющих те или иные недостатки развития, наряду со многими другими проблемами обусловили становление науки о проблемах воспитания и развития таких детей. Изучению особенностей психического развития в условиях дизонтогенеза посвящены работы Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна, Б. В. Зейгарника, Б. С. Братуся, Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, Н. Я. и М. М. Семаго, В. А. Семенович и другие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии»
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НОРМАЛЬНОМ И ОТКЛОНЯЮЩЕМСЯ РАЗВИТИИ
Увеличение числа детей, имеющих те или иные недостатки развития, наряду со многими другими проблемами обусловили становление науки о проблемах воспитания и развития таких детей. Изучению особенностей психического развития в условиях дизонтогенеза посвящены работы Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна, Б. В. Зейгарника, Б. С. Братуся, Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, Н. Я. и М. М. Семаго, В. А. Семенович и другие.
Для описания особенностей развития таких детей в специальной психологии и коррекционной педагогике используются такие понятия, как:
аномальное развитие,
ненормальное развитие,
ненормативное развитие,
анормальное развитие,
ограниченное развитие,
отставание в развитии,
стесненное развитие,
недостаточное развитие,
субнормальное развитие,
а также некоторые иные словосочетания:
дети с ограниченными возможностями в развитии,
дети с проблемами в развитии,
особый ребенок и многое другое.
Фактически в специальной психологической помощи нуждаются не только дети, посещающие специальные образовательные учреждения, но и значительное количество детей, находящихся в дошкольных образовательных учреждениях общеразвиваюшего вида, а также учащиеся школ общего назначения. Следует признать, что в настоящее время в связи с усилением интеграционных процессов в образовании, имеющих часто характер стихийности, в одном классе или дошкольной группе могут находиться самые разные категории детей, которые в свое время Л.С Выготским были отнесены к разряду «трудных». Это и дети «биологического риска», у которых отклонения в поведении и различных видах деятельности возникают вследствие какого-либо органического дефекта или длительных хронических заболевании, и дети «социального риска», к которым кроме несовершеннолетних правонарушителей, детей и подростков с нарушениями поведения в настоящее время правомерно отнести детей из детских домов и приютов, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев. Последние, находясь в тяжелых социальных условиях, зачастую, будучи психосоматически ослабленными, оказываются в образовательном учреждении еще и в полной психологической изоляции по причине предубеждений этнического порядка, имеющих место как у детей и родителей, так иногда и у работников образования.
Сегодня выделяется несколько подходов к определению нормального и отклоняющегося развития, к классификации нарушений в развитии. Специальная психология создает свои подразделения различных типов нарушенного развития. Их значительное количество связано, прежде всего, с многообразием сторон, свойств и элементов развивающейся психики, каждый из которых может оказаться нарушенным в процессе своего становления в связи с действием патогенных факторов. Классификации отличаются друг от друга в зависимости от критерия, взятого в качестве основания для группировок. Важным свойством такой группировки является возможность использовать ее на практике.
Понятие о нормальном и отклоняющемся развитии.
Впервые термин «дизонтогении» появился в работах Швальбе 1927 году, обозначал отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. В современном понимании он обозначает «…различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы еще не достигли зрелости». Им обозначают различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы еще не достигли зрелости.
Определение «степени нормальности» человека — сложная и ответственная междисциплинарная проблема. Личностно ориентированный подход, являющийся в настоящее время основной стратегией как отечественной, так и мировой системы образования на всех его уровнях, требует от любого педагога владения необходимыми знаниями и навыками, позволяющими ему обеспечить «индивидуальную траекторию развития» не только так называемого среднестатистического ребенка, но ребенка, отличающегося яркой индивидуальностью и неповторимостью.
В связи с этим «норма» по отношению к уровню психосоциального развития человека все больше «размывается» и рассматривается в различных значениях.
Статистическая норма — это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д.
Статистическая норма — это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Ориентация на статистическую норму развития тех или иных психических качеств особенно важна на этапе первичной диагностики психического состояния ребенка при определении характера основного нарушения, его выраженности. Обычно статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т. п.), расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного квадратичного отклонения. Попадание в эту зону собственно средней статистической нормы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68% лиц данной возрастной категории, пола и т.д. Имеющиеся качественно-количественные нормативы возрастного развития, обеспеченные соответствующей системой диагностических методов, позволяют квалифицировать с большей или меньшей точностью наблюдаемые особенности детского развития как индивидуальные варианты нормативного развития или как «отклонения» (так называемая кривая Гаусса). Чем дальше какая-либо характеристика развития человека от зоны средних величин, тем с большим основанием можно квалифицировать данный случай как отклонение (рис. 1).
Рис. 1. Процентное распределение случаев под кривой нормального распределения Гаусса
Ориентация на статистическую норму важна, прежде всего, на этапе выявления недостатков в развитии и определения меры их патологичности, требующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.
Функциональная норма. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о неповторимости пути развития каждого человека, а также о том, что любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным трендом развития каждого человека. Другими словами, это своего рода индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него нарушений.
В данном контексте следует признать, что достигнутое состояние только тогда можно считать нормой, когда в процессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития.
Это своего рода гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями, с одной стороны, и требованиями со стороны социума — с другой.
Именно обретение ребенком такого баланса, несмотря на различные первичные нарушения, и является основным критерием эффективности оказываемой ребенку помощи.
Именно данное состояние можно рассматривать в качестве основного показателя душевного здоровья человека и рассматривать его в качестве критерия оптимального уровня социально-психологической адаптированности.
Мы считаем ребенка нормальным:
когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;
когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим трендом, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;
когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.
Указанные три критерия нормальности необходимо учитывать при оценке нормальности или анормальности детей и подростков». Идеальная норма — это некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Можно сказать, что это высший уровень нормы функциональной.
Идеальные нормы возникали в виде обобщения положительных качеств выдающихся представителей человечества, обеспечивавших его прогрессивное развитие, и фиксировались в так называемых нормативных науках, например, педагогике, политике, праве и др. Идеалы, несмотря на кажущуюся отдаленность от реальности, играют чрезвычайно важную роль в регуляции поведения человека и жизни общества.
В психологии идеальные нормы представлены в гуманистических моделях К.Роджерса, А. Маслоу и др. Это направление характеризуют как "психологию эталонов", поскольку психологи-гуманисты создавали идеальные и возвышенные образы здоровой личности, далекой от деструктивных проявлений психопатологии. Именно идеальные нормы заложены в определении Всемирной организации здравоохранения здоровья человека как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
П.Б. Ганнушкин, отечественный психиатр с мировым именем, называл гармонические натуры по большей части плодом воображения и утверждал, что у каждого человека можно найти психопатические черты. Человек здоров настолько, насколько он не позволяет патологическим чертам разрастись больше положенного.
Проблема «норма - патология» - это одна из острейших проблем современного человекознания, по своему содержанию выходящая далеко за пределы медицины. Острый дискуссионный характер данной проблемы проявляется в многочисленных вариантах ее решения, каждый из которых имеет как свои достоинства, так и явные недостатки.
Одним из распространенных вариантов в решении проблемы "норма-патология" считается частотный или статистический подход. Сущность его состоит в том, что критерием нормальности объявляется показатель распространенности, или частотности того или иного явления; чем большее распространение оно получает, тем выше вероятность его отнесения к категории нормы и наоборот. Однако критерий частотности не всегда может быть содержательно надежным. Многие явления не являются распространенными, но это не превращает их в ненормальные (например, леворукость).
Часто исследователи используют так называемый адаптационный подход. Его основная идея состоит в том, что критерием нормальности должна выступать способность человека к адаптации, то есть способность быстрой приспособляемости к физическим и социальным изменениям.
Социальные психологи считают, что адаптация может быть добровольной и принудительной. Принудительная адаптация наносит ущерб человеку -деформирует его интеллектуальные и моральные качества, приводит к эмоциональным нарушениям.
В рамках культурно-релятивного подхода проблема нормы и патологии решается в контексте культуры и исторического времени. Согласно этой точке зрения, одно и то же явление в одной и той же культуре, но в разное время может оцениваться по-разному (как нормальное или как патологическое). Равно как в разных культурах в одно и то же время оценки одного и того же явления могут быть диаметрально противоположными: то, что нормально в одной культуре, ненормально в другой.
Понятие «нарушенное развитие» не является чем-то самоочевидным и нуждается в серьезном теоретическом анализе. Это понятие довольно относительное. Всякая трактовка отклоняющегося развития подразумевает наличие некой точки отсчета, более или менее определенного представления о том, каков должен быть процесс нормального развития или развития вообще как такового. Но в современной психологии не существует единого понимания природы, механизмов, условий и сущности онтогенеза психики. А различные взгляды на процесс развития способствуют многогранному видению и его нарушений.
В последние два десятилетия в науке отчетливо доминирует воззрение о том, что норма и патология - это две крайние точки, между которыми не существует четкой границы. Именно поэтому их так трудно дифференцировать и найти четкие критерии их различения.
Условия, обеспечивающие нормальное развитие ребенка.
Можно выделить основные условия, необходимые для нормального развития ребенка.
Первое важнейшее условие – «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека.
Второе условие – «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов».
Третье условие – «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром».
Четвертое условие – систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.
Проводящийся регулярно различными службами (медицинскими, психологическими, образовательными, социальными) анализ психофизического и социального здоровья детей показывает прогрессирующий рост численности детей и подростков с различными отклонениями в развитии, здоровых по всем параметрам развития детей становится все меньше. По данным различных служб, от 11 до 70 % от всего детского населения на разных этапах своего развития в той или иной степени нуждаются в специальной психологической помощи.
Характеристика видов и причин отклоняющегося поведения
Классификация поведенческих отклонений, основанная на ведущих критериях, таких как вид нарушаемой нормы и негативные последствия отклоняющегося поведения. Выделяют три основные группы отклоняющегося поведения: антисоциальное, асоциальное, аутодеструктивное поведение.
Антисоциальное (делинквентное) поведение – поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее благополучию людей.
У подростков преобладают следующие виды: кражи, грабежи, вандализм, насилие. В детском возрасте распространены такие формы, как насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными, воровство, поджоги.
Асоциальное поведение – это поведение, уклоняющиеся от выполнения морально- нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений. Оно может проявляться как агрессивное поведение, сексуальные девиации, вовлеченность в азартные игры на деньги, бродяжничество.
В подростковом возрасте наиболее распространены уход из дома, школьные прогулы, ложь, агрессивное поведение, граффити, субкультуральные девиации.
У детей чаще встречаются побеги из дома, бродяжничество, школьные прогулы, агрессивное поведение, злословие, ложь, воровство.
Границы асоциального поведения особенно изменчивы, поскольку оно более других поведенческих девиаций находится под влиянием культуры и времени.
Аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение – это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности. Саморазрушительное поведение в современном мире выступает в следующих формах: суицидальное поведение, пищевая зависимость, химическая зависимость, аутическое поведение, деятельность с выраженным риском для жизни.
Спецификой аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте является его опосредованность групповыми ценностями. В таких группах наблюдается наркозависимость, самопорезы, компьютерная зависимость и др.
В детском возрасте имеет место курение и токсикомания, но в целом для данного возрастного периода аутодеструкция малохарактерна.
По направленности и степени выраженности деструктивности можно представить следующую шкалу отклоняющегося поведения: антисоциальное просоциальное – асоциальное – саморазрушительное – самоубивающее.
В жизни отдельные формы нередко сочетаются или пересекаются, а каждый конкретный случай отклоняющегося поведения оказывается индивидуальным и неповторимым.
Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:
дети школьного возраста, не посещающие школу (в нашей стране их около 7 %, т.е. примерно 1,5 миллиона);
дети-сироты, общее число которых превысило 500 тысяч;
социальные сироты; действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцами ждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишенными родительских прав, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальному насилию;
подростки, употребляющие наркотики и токсические средства;
подростки сексуально распущенного поведения;
подростки, совершившие противоправные действия; по официальным данным, их число среди детей и подростков растет в два раза быстрее, чем среди взрослых.
В зависимости от типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:
видам преступления (уголовные, административные) и аморальных поступков (пьянство, проституция);
уровню или масштабности отклонения, когда принято говорить об индивидуальном или массовом отклонении;
внутренней структуре отклонения, когда отклонение связывают с принадлежностью к той или иной социальной группе, половозрастными особенностями;
ориентированности отклонения на внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самого себя (суицид, алкоголизм и др.).
БИБЛИОГРАФИЯ
Балахонов, А. В. Ошибки развития / А. В. Балахонов. – СПб., 2001. – 288с.
Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г. М. Бреслав. – М., 1990. - 140 с.
Зейгарник, Б. В. Очерки аномального развития личности / Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь. – М,. 1980. - 360с.
Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста / В. В. Ковалев. – М., 1979.
Кузнецова Л. В. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с. С. 13-15.
Лебединский, В. В. Нарушение психического развития у детей. – М., 1985. – 167 с.
Основы специальной педагогики и психологии / Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
Семаго, Н. Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – М., 2000. – 208с.
Соколова, Е. В. Отклоняющееся развитие: причины, факторы и условия преодоления. Монография / Е. В. Соколова. – Новосибирск: Наука, 2003. – 284 с.
Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. - М.: Академия, 2006. - 464 с.