Совершенствование образования на основе внедрения информационных компьютерных технологий.
Совершенствование образования на основе внедрения информационных компьютерных технологий.
Компетентное использование ИКТ преподавателем увеличивает педагогическое воздействие на формирование творческого потенциала студента. Для повышения эффективности применения новых инфокоммуникационных технологий в учебном процессе необходимо повышать качество электронных учебных пособий и программного обеспечения, для чего необходимо развивать научно-техническое сотрудничество по этой проблематике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Совершенствование образования на основе внедрения информационных компьютерных технологий.»
Совершенствование образования на основе внедрения информационных компьютерных технологий.
Мамедова М.И,
преподаватель информатики,
Костанайский строительный колледж, г.Костанай
В условиях информатизации образования возрастает значение информационно-коммуникативной компетентности специалистов. Владение информационными и коммуникационными технологиями преподавателями образовательных учреждений является основой повышения качества образования. Использование средств ИКТ для создания учебно-методического обеспечения позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Компетентное использование ИКТ преподавателем увеличивает педагогическое воздействие на формирование творческого потенциала студента. Для повышения эффективности применения новых инфокоммуникационных технологий в учебном процессе необходимо повышать качество электронных учебных пособий и программного обеспечения, для чего необходимо развивать научно-техническое сотрудничество по этой проблематике. По мере накопления образовательных информационных ресурсов инновационные технологии займут достойное место в образовательном процессе, и станет возможным формирование на их основе разного уровня программ подготовки и переподготовки специалистов.
Мировая практика подтверждает возможность совершенствования образования на основе широкого внедрения методов и средств информационных компьютерных технологий. Особую значимость эти задачи приобретают в процессе подготовки преподавателей. Информационные технологии в учебном процессе оказывают существенное влияние на формирование современной информационной картины мира. Актуальность использования информационных технологий в образовательном процессе обусловлена социальной потребностью в повышении качества образования и практической потребностью в использовании современных компьютерных программ. Модернизация учебного процесса требует перехода от пассивных, главным образом лекционных, способов освоения учебного материала, к активным групповым и индивидуальным формам работы, организации самостоятельной поисковой деятельности студентов, что позволит готовить специалиста с выраженной индивидуальностью и организовать деятельность занимающихся в различных условиях. Этому, на наш взгляд, может способствовать внедрение в учебный процесс информационных компьютерных технологий и цифровых образовательных ресурсов. Владение информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ) преподавателями является основой повышения качества образования. Использование средств ИКТ для создания учебно-методического обеспечения позволяет повысить эффективность образовательного процесса. Компетентное использование ИКТ преподавателем увеличивает педагогическое воздействие на формирование творческого потенциала студента. Включение мультимедийных образовательных материалов, новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебный процесс позволяет:
представить обучающие материалы не только в печатном, но и в графическом, звуковом, анимированном виде, что дает многим студентам реальную возможность усвоить материал на более высоком уровне;
автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний студентов; автоматизировать процесс усвоения, закрепления и применения учебного материала с учетом интерактивности многих электронных учебных пособий;
осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения; существенно повысить интерес к дисциплинам, что также определяет качество обучения;
получить доступ и оперировать большим объемом информации;
формировать информационную культуру, в том числе обучать студентов находить и использовать различные виды информации, что является одним из важнейших умений в современном мире;
организовать внеучебную работу;
предоставить возможности дистанционного обучения тем, кому это необходимо.
Вместе с тем в деятельности по внедрению информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс имеются определенные трудности и проблемы. Главная стратегическая задача информатизации образования – предоставление участникам педагогического процесса новых, реальных возможностей реализации прав на выбор источников, условий и форм образования в специально создаваемой для этого среде.
Внедрение информационных технологий предполагает непрерывное использование компьютерной техники в учебном процессе по следующим основным направлениям:
• повышение эффективности процесса усвоения и накопления знаний, формирования навыков и умений решать типовые задачи и применять их в типовых ситуациях;
• проведение научных исследований.
Опыт применения электронных учебников показывает, что у студентов повышается интерес к предмету, возрастает посещаемость, на занятиях все активно работают. Это способствует интенсификации процесса обучения и эффективному усвоению учебного материала.
Исходные положения процесса развития информационной компетентности:
• мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информатизации;
• совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества;
• знания, составляющие информативную основу поисковой познавательной деятельности;
• способы и действия, определяющие операционную основу поисковой познавательной деятельности;
• опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов;
• опыт отношений «человек – компьютер».
В связи с этим необходимо:
1) определить необходимые и ясные общие цели и конкретные задачи обучения;
2) выбрать программные и технические средства, отвечающие этим целям и задачам;
3) осуществить оптимальный подбор тем и распределение материала в рамках выделенного на обучение времени;
4) разработать дидактические средства и приемы, позволяющие воспроизводить в учебном процессе процедуру анализа программного продукта на разных уровнях проблемности;
5) иметь в наличии методические разработки и раздаточный материал с заданиями, соответствующими специальности обучаемых;
6) подготовить перечень соответствующих методов обучения и моделировать преподавательскую деятельность в соответствии с задачами и целями;
7) разработать систему заданий, позволяющую формировать у студентов опыт анализа программных средств для реализации поставленных проблем;
8) предусмотреть разнообразие видов преподавательской деятельности с учетом уровня подготовки обучаемых.
Таким образом, эффективность образовательного процесса в условиях информатизации системы профессионального образования зависит от ИКТ-компетентности преподавателя, в которую входит не только использование ИКТ непосредственно в учебном процессе, но и при разработке учебно-методических материалов. Создание базы учебно-методических материалов позволит интенсифицировать процессы по самостоятельной работе студентов. Подготовка педагогических кадров, применяющих информационные компьютерные технологии, представляется одной из наиболее актуальных задач сегодняшнего дня.
Для обеспечения качества образовательного процесса преподаватели должны быть специалистами в своей области, отвечать общим требованиям, предъявляемым к преподавателям информатики, пройти курс базовой подготовки, разработать собственную оригинальную методику и использовать ее в процессе обучения.
Таким образом, использование и внедрение ИКТ играет большую роль в профессиональном росте преподавателей, повышает их информационную компетентность. Изменяется сама роль преподавателя на занятии: от преподавателя – источника информации происходит переход к преподавателю-консультанту, соавтору ученических открытий. Выпускнику предстоит жить в мире, в котором умение использовать ИКТ будет во многом определять его жизненный успех, а по-настоящему научиться использовать ИКТ можно, только активно применяя их в учебном процессе, чтобы каждый выпускник был успешен в современных условиях: смог найти и наилучшим образом реализовать себя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зайцева Л. А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 1 сентября. URL: http://www.eidos. ru/journal/2006/0901-5.htm. В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос».
2. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе: учебно-методический комплект для системы педагогического образования. М.: АПК и ПРО, 2004. С. 5–13.
3. Чернилевский Д. В. Дидактические технологии в высшей школе: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 402 с.