kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система оценки качества обучения как один из инструментов реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система оценки качества обучения как один из инструментов реализации ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система оценки качества обучения как один из инструментов реализации ФГОС»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Лицей №1» р.п. Чамзинка Республики Мордовия












ДОКЛАД

Система оценки качества обучения как один из инструментов реализации ФГОС

















Докладчик: Учелькина А. А















2023 уч. г.



Системе оценки достижения планируемых результатов обучения уделяется большое внимание при

переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт. Современные педагогические исследования раз-

вивают два концептуальных подхода в определениицелей оценки качества. Первый подход реализует идеи совершенствования качества подготовки обучаемых и ориентирован на запланированные результаты и сохранение устойчивого состояния образовательной системы. Главными объектами контрольно-оценочной деятельности служат конечные результаты образовательного процесса (сформированные знания, компетенции, ценностные ориентации). Вто- рой подход связан с развитием идей управления качеством образовательного процесса, он позволяет быстро реагировать на меняющуюся ситуацию и учи тывать новые потребности общества и личности. Объектами контрольно-оценочной деятельности становятся все элементы образовательного процессаи факторы, оказывающие влияние на конечный ре- зультат. При определении критериев и показателей основой выступают достижения учащихся [1, 2].

Оценка формирующих достижений составляет наиболее важную область современных методиче ских исследований. В условиях перехода на ФГОС важно знать не только состояние учебных достижений школьников по географии, но и их возможные причины. Например, уровень базовой подготовки по предмету; развитие мотивации ученика и его умение учиться.В условиях реализации компетентностного подхода при переходе на ФГОС выделяются компетент-ностно-ориентированные умения, являющиеся составной частью географических компетенций. Компетентность является интегральной характеристикой личности, представляющая собой совокупность географических знаний, умений, опыта деятельности и личностных качеств обучающихся, основанная на понимании географической картины мира и «языка географии» посредством овладения географическим мышлением [3, 4]. Компетентностный подход в российском школьном образовании, основные положения которого нашли отражение в трудах таких уче ных, как И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и других, представляется как ориентация образовательной практики на развитие интегральных качеств личности, характеризующаяся способностью и готовностью учащихся решать проблемы, возникающие в актуальных для них жизненных ситуациях [5, 6].

Основы и специфика компетентностного подхода в школьном географическом образовании раскрывается в работах И. И. Бариновой, В. П. Максаковского, В. В. Николиной, В. Д. Сухорукова и других. Уровень развития географической компетент-ности учащихся характеризуют сформированные географические умения. Географические умения —это приобретенная готовность субъекта сознательно и успешно решать учебные географические задачив изменяющихся условиях образовательной среды. Умения проявляются в учебной деятельности, которая имеет ярко выраженный сознательный характер. Под опытом деятельности понимаются общедидакические умения.

Основополагающими признаками географической образованности выпускника средней школы, являются следующие компетентности, которые у него сформированы в процессе обучения [7]: осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, природно- техногенных, техногенных процессов, объектов; умелое применение знаний и навыков в субъектно- объектной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в пространственной конкретности; умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Для формирования компетентности ученики должны освоить универсальные учебные действия. Беловолова Е. А. выделяет следующие универсальные действия, осваиваемые в процессе географического образования [8]: умение пользоваться одним из языков международного общения — географической картой; умение пользоваться современными информационными технологиями; владение научными географическими понятиями; умение видеть проблемы и ставить вопросы; умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать и ее группировать; умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве; умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики. В педагогике существуют различные формы оценки компонентов географической компетентности учащихся, среди которых наибольшее распространение получили такие формы как диагностические беседы, наблюдение, комплексные задания, тесты, учебные исследовательские проекты, кейсы

и т.п. Данные формы оценки позволяют выявить сформированность географической компетентности, обнаружить отдельные детали и характеристики ее проявления в конкретных видах учебной деятельности. Диагностические задания могут быть пред-

ставлены в письменной и устной форме, индивидуально или сразу всем учащимся. Задания могут включаться в урок соответствующей тематики на этапе контроля и оценки географических знаний и умений учащихся или предлагаться в удобное для учителя время независимо от типа и темы урока. Кроме того, если есть необходимость, диагностика посредством выполнения учащимися диагностических заданий может проводиться во внеурочное время при усло вии соответствия требованиям организации образовательного процесса в школе. Учащимся даются инструкции и время для выполнения работы [4].

Диагностика учебных достижений включает в себя контроль (выявление и измерение), учет (накопление статистических данных), а также анализ статистических данных. Базовым этапом диагностики является контроль. Его систематичность повышает эффективность диагностики и является основой образовательного мониторинга [9].

Для оценки качества географического образования важны все виды контроля. Например, при переходе к изучению начального курса географии в 5 классе, важно провести вводный контроль и проверить сформированность некоторых умений. Ниже представлены задания, которые можно использовать для проведения вводной диагностики в 5 классе. В результате изучения курса «Окружающий мир» выпускники начальной школы получают возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях, получают основы географических знаний. Задания по географии для вводного контроля в 5 классе составлены с учетом планируемых результатов учащихся начальной школы [10]. Планируемый результат: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы. Умение: различать характерные свойства изученных объектов и явлений живой и неживой природы по их названию.

Задания повышенного уровня:

1. В местности, где живет Денис, протекает река Белая, которая впадает в оз. Светлое. В реку Белую впадают две небольшие речки, названия которых приведены на схеме. Рассмотри рис. 1 и выполни задания:

—обведи кружком на схеме устье р. Белой;

—подчеркни на схеме правый приток р. Белой.

Планируемый результат: использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. Умение: использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений.

1. Прочитай текст и выполни задания

Вода удивительное вещество. Только она может переходить из одного состояния в другое, не меняя своих свойств. Под воздействием солнечного тепла вода с поверхности океана испаряется и поступает в атмосферу. В атмосфере водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды. Они, скапливаясь, образуют облака. Из облаков выпадает дождь, который сразу возвращает в океан некоторую часть воды. Благодаря ветрам облака оказываются над сушей и из них выпадают осадки в виде дождя или снега. Часть воды просачивается в почву, часть стекает в реки.

и другие водоемы. А они, в свою очередь, несут свои

воды обратно в океан. С поверхности океана вода

вновь испаряется, и большой круг «океан–атмо-

сфера–суша–океан» замыкается.

Задание базового уровня

Выпишите из текста, в каких состояниях может

существовать вода?

Задание базового уровня

Выберите подходящее название для данного

текста. Обведи номер ответа.

1)Жидкость

2) Образование облаков

3) Вода — удивительное вещество

4) Свойства воды

Задание повышенного уровня

Как называется непрерывный процесс природы

Земли, описанный в данном тексте? Обведи номер

ответа:

1) Малый круговорот воды в природе

2) Большой круговорот воды в природе

3) Конденсация водяного пара при охлаждении

4) Большой круг

При переходе в 6, 7, 8, 9 классы тоже следует

провести вводный контроль. Ниже представлены

примерные задания вводного контроля в 9 классе.

При составлении заданий использованы КИМы для

подготовки к основному государственному экзамену

по географии в 9 классе.

Планируемый результат: умение выявлять гео-

графические закономерности на основе анализа гео-

графической информации (умение работать с текс-

том (извлекать нужную информацию); умение рабо-

тать с иллюстрациями, картами, диаграммами).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Система оценки качества обучения как один из инструментов реализации ФГОС

Автор: Шаляева Юлия Геннадьевна

Дата: 01.11.2024

Номер свидетельства: 658817

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС "
    ["seo_title"] => string(63) "sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologii-v-usloviiakh-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "130658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415966920"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Проектирование современного урока в соответствии ФГОС "
    ["seo_title"] => string(59) "proiektirovaniie-sovriemiennogho-uroka-v-sootvietstvii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "227077"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440596169"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства