Просмотр содержимого документа
«Система оценки качества обучения как один из инструментов реализации ФГОС»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лицей №1» р.п. Чамзинка Республики Мордовия
ДОКЛАД
Система оценки качества обучения как один из инструментов реализации ФГОС
Докладчик: Учелькина А. А
2023 уч. г.
Системе оценки достижения планируемых результатов обучения уделяется большое внимание при
переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт. Современные педагогические исследования раз-
вивают два концептуальных подхода в определениицелей оценки качества. Первый подход реализует идеи совершенствования качества подготовки обучаемых и ориентирован на запланированные результаты и сохранение устойчивого состояния образовательной системы. Главными объектами контрольно-оценочной деятельности служат конечные результаты образовательного процесса (сформированные знания, компетенции, ценностные ориентации). Вто- рой подход связан с развитием идей управления качеством образовательного процесса, он позволяет быстро реагировать на меняющуюся ситуацию и учи тывать новые потребности общества и личности. Объектами контрольно-оценочной деятельности становятся все элементы образовательного процессаи факторы, оказывающие влияние на конечный ре- зультат. При определении критериев и показателей основой выступают достижения учащихся [1, 2].
Оценка формирующих достижений составляет наиболее важную область современных методиче ских исследований. В условиях перехода на ФГОС важно знать не только состояние учебных достижений школьников по географии, но и их возможные причины. Например, уровень базовой подготовки по предмету; развитие мотивации ученика и его умение учиться.В условиях реализации компетентностного подхода при переходе на ФГОС выделяются компетент-ностно-ориентированные умения, являющиеся составной частью географических компетенций. Компетентность является интегральной характеристикой личности, представляющая собой совокупность географических знаний, умений, опыта деятельности и личностных качеств обучающихся, основанная на понимании географической картины мира и «языка географии» посредством овладения географическим мышлением [3, 4]. Компетентностный подход в российском школьном образовании, основные положения которого нашли отражение в трудах таких уче ных, как И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и других, представляется как ориентация образовательной практики на развитие интегральных качеств личности, характеризующаяся способностью и готовностью учащихся решать проблемы, возникающие в актуальных для них жизненных ситуациях [5, 6].
Основы и специфика компетентностного подхода в школьном географическом образовании раскрывается в работах И. И. Бариновой, В. П. Максаковского, В. В. Николиной, В. Д. Сухорукова и других. Уровень развития географической компетент-ности учащихся характеризуют сформированные географические умения. Географические умения —это приобретенная готовность субъекта сознательно и успешно решать учебные географические задачив изменяющихся условиях образовательной среды. Умения проявляются в учебной деятельности, которая имеет ярко выраженный сознательный характер. Под опытом деятельности понимаются общедидакические умения.
Основополагающими признаками географической образованности выпускника средней школы, являются следующие компетентности, которые у него сформированы в процессе обучения [7]: осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, природно- техногенных, техногенных процессов, объектов; умелое применение знаний и навыков в субъектно- объектной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований в пространственной конкретности; умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Для формирования компетентности ученики должны освоить универсальные учебные действия. Беловолова Е. А. выделяет следующие универсальные действия, осваиваемые в процессе географического образования [8]: умение пользоваться одним из языков международного общения — географической картой; умение пользоваться современными информационными технологиями; владение научными географическими понятиями; умение видеть проблемы и ставить вопросы; умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать и ее группировать; умение наблюдать и исследовать местность, ориентироваться в пространстве; умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики. В педагогике существуют различные формы оценки компонентов географической компетентности учащихся, среди которых наибольшее распространение получили такие формы как диагностические беседы, наблюдение, комплексные задания, тесты, учебные исследовательские проекты, кейсы
и т.п. Данные формы оценки позволяют выявить сформированность географической компетентности, обнаружить отдельные детали и характеристики ее проявления в конкретных видах учебной деятельности. Диагностические задания могут быть пред-
ставлены в письменной и устной форме, индивидуально или сразу всем учащимся. Задания могут включаться в урок соответствующей тематики на этапе контроля и оценки географических знаний и умений учащихся или предлагаться в удобное для учителя время независимо от типа и темы урока. Кроме того, если есть необходимость, диагностика посредством выполнения учащимися диагностических заданий может проводиться во внеурочное время при усло вии соответствия требованиям организации образовательного процесса в школе. Учащимся даются инструкции и время для выполнения работы [4].
Диагностика учебных достижений включает в себя контроль (выявление и измерение), учет (накопление статистических данных), а также анализ статистических данных. Базовым этапом диагностики является контроль. Его систематичность повышает эффективность диагностики и является основой образовательного мониторинга [9].
Для оценки качества географического образования важны все виды контроля. Например, при переходе к изучению начального курса географии в 5 классе, важно провести вводный контроль и проверить сформированность некоторых умений. Ниже представлены задания, которые можно использовать для проведения вводной диагностики в 5 классе. В результате изучения курса «Окружающий мир» выпускники начальной школы получают возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях, получают основы географических знаний. Задания по географии для вводного контроля в 5 классе составлены с учетом планируемых результатов учащихся начальной школы [10]. Планируемый результат: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы. Умение: различать характерные свойства изученных объектов и явлений живой и неживой природы по их названию.
Задания повышенного уровня:
1. В местности, где живет Денис, протекает река Белая, которая впадает в оз. Светлое. В реку Белую впадают две небольшие речки, названия которых приведены на схеме. Рассмотри рис. 1 и выполни задания:
—обведи кружком на схеме устье р. Белой;
—подчеркни на схеме правый приток р. Белой.
Планируемый результат: использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний. Умение: использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений.
1. Прочитай текст и выполни задания
Вода удивительное вещество. Только она может переходить из одного состояния в другое, не меняя своих свойств. Под воздействием солнечного тепла вода с поверхности океана испаряется и поступает в атмосферу. В атмосфере водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды. Они, скапливаясь, образуют облака. Из облаков выпадает дождь, который сразу возвращает в океан некоторую часть воды. Благодаря ветрам облака оказываются над сушей и из них выпадают осадки в виде дождя или снега. Часть воды просачивается в почву, часть стекает в реки.
и другие водоемы. А они, в свою очередь, несут свои