Просмотр содержимого документа
«Роль педагога в развитии функциональной грамотности школьников в условиях обновления содержания среднего образования.»
Роль педагога в развитии функциональной грамотности школьников в условиях обновления содержания среднего образования.
Смирнягина Наталья Владимировна
КГУ «Женская гимназия города Темиртау»
Карагандинская область город Темиртау
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами.
Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
И.Г.Песталоцци
В Казахстане был разработан Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016гг., утвержденный 25 июня 2012г. Национальный план включает комплекс мероприятий по содержательному, учебно-методическому, материально-техническому обеспечению процесса развития функциональной грамотности школьников. Национальный план призван обеспечить целенаправленность и системность действий по развитию функциональной грамотности школьников как ключевого ориентира для совершенствования качества образования Республики Казахстан. Цель Национального плана – создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан .
Задачи Национального плана:
Изучение отечественной и международной практики развития функциональной грамотности школьников.
Определение механизмов реализации системы мер по развитию функциональной грамотности школьников.
Обеспечение модернизации содержания образования: стандартов, учебных планов и программ.
Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Развитие системы оценки и мониторинга качества образования школьников.
Укрепление материально-технической базы школ и организаций системы дополнительного образования.
Формирование функциональной грамотности школьников возможно через решение трех основных задач:
Достижение уровня образованности, соответствующего потенциалу учащегося и обеспечивающего дальнейшее развитие личности и возможность преодоления образования, в том числе и путем самообразования.
Формирование у каждого учащегося опыта творческой социально значимой деятельности в реализации своих способностей средствами ИКТ.
Накопление у учащихся опыта общения и взаимодействия на гуманистических отношениях.
Можно определить следующие основные признаки функциональной грамотности:
готовность к повышению уровня образованности на основе самостоятельного выбора программ общего и профессионального образования,
способность к осознанному выбору профессии, форм досуговой и трудовой деятельности, защите своих прав и осознании своих обязанностей,
готовность к адаптации в современном обществе, ориентация в возможностях развития качеств личности и обеспечения собственной безопасности,
способность к коммуникативной деятельности.
В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:
обучение на уроках должно носить деятельностный характер;
учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности ;
предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
правила аттестации отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;
используются продуктивные формы групповой работы;
обеспечить переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.
«Современный урок»-могут отличать любые черты, главное, чтобы ученики и учащиеся пришли на него с желанием работать. Прежде всего должны быть хорошие знания учителя и умение их преподносить. «Современный урок»-это спокойная атмосфера, чтобы дети не выходили с урока со вздохом. Учителю стоит сегодня меньше говорить самому, больше давать возможность это делать ученикам, создавать комфорт для познания. Передо мной , как перед всеми учителями, встают проблемы: Чему учить, как учить, чтобы знания, полученные на уроке, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью. Как повысить качество обучения школьников? В поисках решении я этих проблем и складывается система моей работы. Один из факторов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся является разнообразие форм организации обучения. Включение учеников в активную деятельность, использование при этом разнообразных форм , методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающей ведущей формой организации учебной деятельности. С помощью современных технологий обучения учителя стремятся превратить обучение в «производственно-технический процесс с гарантированными результатами». [2,c.36].
Так ИКТ делают учебный процесс интереснее, эффективнее. Интернет становится привычной средой обучения, поиска материала к урокам, способствуют обмену новыми знаниями, идеями, методами. В своей педагогической практике за последние 2 года я применяла активно технологию Интерактивного обучения. Интерактивные методы и приемы обучения такие, как работа в малых группах, мозговой штурм, ролевые игры, круглый стол, незаконченное предложение, дебаты дали возможность раскрыть потенциальные возможности детей, расширить их кругозор, способствовали развитию речи учащихся. Научили работе в группе, диалоговому общению. И когда я проходила уровневые курсы, многое для меня было знакомо. Курсы уровневой подготовки познакомили меня с семью модулями, которые следует использовать на каждом занятии, так как она рассчитана на обучение критическому мышлению. Эта программа соответствует обучению детей разных возрастов и оценке результатов обучению как формативной, так и суммативной. Курсы дали возможность углубить работу с талантливыми и одаренными детьми, а через использование метода диалогического обучения развить речь учащихся. Использование ИКТ дало возможность расширить свои возможности, сидя в сетевом сообществе, мы учимся сами и подтягиваем других. Приобретение навыков владения современными ИКТ, как эффективный инструмент преподавания, научилась проводить рефлексию. Важно рефлексировать над своей профессиональной деятельностью, чтобы учиться на своем опыте. Успех или провал лидерства среди учителей внутри школы зависит от межличностных отношений с коллегами и представителями руководства. Очень важна готовность учителей–лидеров к развитию продуктивных отношений с руководством школы. Внедрение компетентностного подхода предполагает обязательное прогнозирование результатов обучения, что приводит и к необходимости изменений в системе оценивания. Новый подход оценки результатов учебных достижений школьников предполагает учет уровня достижений ученика, а не степень его неудач. Решению данной задачи способствует критериальное оценивание. Сегодня мы совместными усилиями, работая в группах, пытаемся понять, что такое критериальное оценивание и как можно использовать его на практике. При критериальном оценивании ученик становится настоящим субъектом своего обучения, так как даже самые низкие показатели его работы воспринимаются лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов. Это оценивание по критериям т.е оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по многим направлениям развития их учебно- познавательной деятельности. На современном этапе развития школьного образования целесообразно традиционное домашнее задание заменить СРО (самостоятельной работой обучающихся). Компетентностно- ориентированная СРО требует особых критериев оценивания. Что понимается под самостоятельной работой школьников в процессе обучения. Известно, что умения и навыки любого рода деятельности формируются в процессе самой деятельности. Умение самостоятельно применять приобретенные новые знания и навыки формируются в самостоятельной работе учащихся, это развитие самостоятельности обучающихся требуют реалии сегодняшнего дня, современные методики, включая критическое мышление. Именно поэтому организации СРО на уроках русского языка придаю большое значение. Существенная особенность самостоятельной работы – активная
мыслительная деятельность учащихся, побуждаемая определенными мотивами, проявляющаяся в осознании цели и задач работы, в планировании действий, в выборе способов и средств их выполнения, контроле за правильностью ответов. Мотивация учебной деятельности – важная предпосылка успешности обучения. Полезно показать и пояснить ребятам, почему дается им такое задание и какие задачи нужно решить для его выполнения. Например, как устранить неясность при чтении СМС, и какой способ в данном случае удобен? Большинство грамматических ошибок у учащихся в национальной школе при изучении русского языка возникают именно потому, что они не видят ошибки, не обращают
внимания на то, что пишут. На уроках русского языка учащиеся активны, когда идет поиск проблем, когда требуется напряжение мыслей, когда они могут оценить себя и дать оценку одноклассникам относительно выработанных заранее критериев. Пользуются успехом уроки с применением стратегий технологии критического мышления. Применение данной технологий раскрепощает учащихся, формирует умение отстаивать свою точку зрения, умение отстаивать ее, свободу выражения своих мыслей, и создает комфортные условия для получения знания детьми разных физических возможностей и способностей. В ряде случаев наблюдается положительный результат, так как они относятся к личностно-ориентированным методам обучения. При этом важно и другое, что в последние годы многие высказываются против личностно-ориентированных методов обучения, больше склоняясь к использованию тестов РISA. «В качестве и уровне читательской компетентности 15-летних обучающихся казахстанских школ к успешной и
деятельной жизни в современном информационном мире значительного роста не отмечается. [3,c.96]. Но в любом случае подобные проблемы относительно применения той или иной технологии для каждого класса нужно рассматривать индивидуально.
И в заключении хочется сказать, что как показатель обученности и качества знаний учащихся выступает сегодня ЕНТ.
Хорошо это или плохо это другой вопрос. Но мой опыт подготовки к ЕНТ убедительно свидетельствует о необходимости изменения структуры уроков русского языка, обновления методов и форм подачи материала и проверки знаний учащихся. В мою копилку по подготовке учащихся к ЕНТ входит следующий материал:
-разные виды тестов;
-выборочные диктанты для повторения орфографии в старших классах;
Задания на умении я определять типы и стили речи;
-таблицы, алгоритмы, схемы, для обобщения знаний по основным разделам русского языка;
-классификации ошибок каждого учащегося с целью индивидуальной коррекции ошибок;
-диагностика уровня подготовки учащихся;
-мониторинги результатов итоговых тестов;
-сопоставительные мониторинги пробных тестов.
В целом для достижения результатов в деятельности ученика надо знать его типичные ошибки и индивидуальные затруднения в процессе закрепления каждой темы при выполнении различных заданий с целью внесения своевременных коррективов. В заключении
хочется сказать, что «Современный учитель»-это компетентный, высококвалифицированный, знающий и применяющий в своей работе технологии обучения, это специалист, который формирует функциональную грамотность, осуществляет на уроке деятельностный подход, учит критически мыслить, может обеспечить производительность технологического урока, который может гарантировать качественный результат.
Список литературы
Книги:
1. «Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла.» Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 40 с. 2. Хижнякова О. Н. Современные образовательные технологии в начальной школе. – С. 2006.