Рефлексивный отчет по обоснованию и методики внедрения модуля (Диалоговое обучение) в серию последовательных уроков.
Рефлексивный отчет по обоснованию и методики внедрения модуля (Диалоговое обучение) в серию последовательных уроков.
Диалогическое обучение - это вид обучения, наиболее приемлемый для преподавания предмета казахского языка не с государственным языком обучения. В традиционной школе диалог – это монологическая речь учителя, где в основном на уроке мы слышим только Учителя, который сам рассказывает, объясняет, и если ученики затрудняются с ответом, не дожидаясь его, отвечают сами на поставленный вопрос.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчет по обоснованию и методики внедрения модуля (Диалоговое обучение) в серию последовательных уроков.»
Касенова Гаухар Конысбаевна Портфолио учителя Отчёт А
Группа № 6 3-го базового уровня
Город Кокшетау 15.05.2015г.
Рефлексивный отчет по обоснованию и методики внедрения модуля (Диалоговое обучение) в серию последовательных уроков.
Образование вне диалога превращается в искусственную, мертвую систему. М.М. Бахтин
Диалогическое обучение - это вид обучения, наиболее приемлемый для преподавания предмета казахского языка не с государственным языком обучения. В традиционной школе диалог – это монологическая речь учителя, где в основном на уроке мы слышим только Учителя, который сам рассказывает, объясняет, и если ученики затрудняются с ответом, не дожидаясь его, отвечают сами на поставленный вопрос. Учителя сами управляют темой разговора, контролируют, что и как говорить ученикам.
Большое значение для развития мыслительной деятельности учащихся на уроках казахского языка имеет применение диалога. Беседа может быть использована и в ходе рассказа, и при разборе наглядных пособий, и при чтение текста.
Беседа используется, как при изучении нового материала, так и при его закреплении, и при последующем опросе учащихся. В серии последовательных уроков диалогическое обучение прослеживалось в той или иной степени. Свою работу по интеграции модуля «Диалогическое обучение» я начала с обсуждения в парах, где дети могли обсудить заданный вопрос. Вначале детям было сложно понять, что на уроке я даю им время поговорить друг с другом, услышать друг друга, они были удивлены. Обсудив с детьми, для чего мы обсуждаем в парах, услышала такие версии: выслушать идеи, поделиться своими знаниями. Использовала прием обсуждения в парах из урока в урок. В ходе наблюдения замечала, что даже те ученики, которые постоянно отмалчивались на уроке, такие как Д., В., А., Ю., Н. обсуждали в паре поставленную мной проблему, вопрос. Им приходилось думать и рассуждать. Когда я заметила, что дети научились обсуждать в парах, и предложила теперь обсудить в группе. В процессе «диалогического обучения» проходило взаимообучение. Диалог в группе наладить было сложнее, так как теперь уже не два человека обсуждали, а 3-4. Вначале дети стеснялись друг друга, и боялись сказать, что -то не правильно. Ведь в группах собирались дети с разными способностями, уровнем обученности и обучаемости. Когда не получалось мы пробовали еще раз, эффекта сразу видно не было, но со временем дети старались быть более терпимы друг другу. Когда появлялись споры, обращала внимание детей на правила работы в группе, которые они создали. Не ссориться, слушать и слышать друг друга, говорить друг другу хорошие слова и т.д. Эти правила помогали мне и детям на протяжении всего урока. Ученикам было отрадно, что они сами придумали эти правила, значит и соблюдать их нужно обязательно. На практике, уроки казахского языка в 7 классе стала проводить с применением диалогического обучения. Во время первого урока выяснилось, что многие ученики в классе не умеют выступать перед аудиторией с четким и ясным пересказом изученного материала, а также ведение диалога, обсуждение, им дается нелегко, т.к. они не привыкли высказывать свое мнение, а тем более обсуждать что-либо во время урока.
В процессе обсуждения «толстых» вопросов заметила, что принимали участие талантливые и одарённые дети. Это заставило меня немного изменить свои подходы к остальнымым ученикам при диалогическом обучении. На последующих уроках старалась создать для учащихся такие условия, при которых они постоянно находились в разных группах, где совместно работали над созданием кластера, синквейна на ватманах, и каждый из них, хотя бы по одному разу выступил на защите презентации своей группы. Выяснилось, что некоторые из учеников впервые выступали с презентациями перед классом, и поэтому они не могли собраться, терялись, но старались довести свое выступление до конца, чтобы не подвести свою группу. В результате чего дети понемногу начали преодолевать скованность, страх перед аудиторией, стали более аргументировано выступать, правильно излагать свои мысли, доказывать и отстаивать свою позицию. Прогресс в диалогическом обучении наблюдала в течение практики у таких слабоуспевающих учеников, как Анастасия, Владислав и Артур. Они на первых уроках были всего лишь сторонними наблюдателями, но постепенно, под влиянием других, наиболее способных учащихся, таких, как А., Д., В., Д., и В. которые быстро сориентировались и принимали активное участие во всем, тоже стали принимать участие в этом процессе. Ранее, организовывая обсуждение на уроке с учениками, учитывала знания, но не их мысли. Ставила вопросы, которые были нацелены на уже полученные знания, не всегда давала детям возможность высказаться. Применяя новое знание, делая вывод о том, как организовать диалогическое обучения в своей работе. На уроке по Теме: «Развитие речи» класс был разделён на группы. Группы были сформированы по цвету стикеров. Вначале урока, чтобы пробудить интерес к знаниям в диалоге с учениками создавала проблемную ситуацию. С помощью метода «Мозговой штурм» на стадии вызова дети должны были вспомнить пройденную грамматическую тему. В основном ответы исходили от учеников, которые хорошо успешны в учебе. Была использована работа в парах, чтение диалога, когда дети работали в группах, составляли «Синквейн», приём «Перепутанные логические цепи», именно здесь дети
самостоятельно учились выполнять данные задания, некоторые переступают через зажатость и стеснительность. Учатся слушать и слышать собеседника, что детям очень нравилось. Я согласна со словами Л. Выготского, что знания приобретаются в результате вовлечения в диалог. Моя роль, как учителя состоит в том, чтобы создать среду, условия для диалога в классе, чтобы мои дети научились разговаривать друг с другом, делиться своими знаниями, помогали менее знающим детям. Считаю что речь для учащихся не с государственным языком обучения– это главный инструмент для обучения, как для учителя, так и для учеников. На уроках я старалась вовлечь всех учеников в процесс обсуждения. В этом мне помогали вопросы высокого и низкого порядка, таких как «как вы думаете, зачем мы изучаем государственный язык?», «в чём различие собирательных и порядковых числительных?», «почему мы 22 сентября отмечаем «День языков?» На основании чего мы отмечаем «День языков?», «В каком году вышел закон «О языках»?, у детей появилась возможность думать, мыслить. До подачи вопроса и после я старалась выдерживать паузу. Что позволяло всем ученикам вовлечься в процесс мышления. Для меня самой было сложно перебороть себя, давать время на уроке подумать, если раньше я думала, что важно выполнить как можно больше заданий на уроке, сама задавала вопрос, сама на него могла и ответить, то сейчас я поменяла свое мнение. Важно давать детям время подумать, потому что мыслительные процессы у всех проходят по разному, кто- то может сразу ответить, а кому то на это нужно время.
Сейчас я поняла, что диалог продуктивным будет только тогда, когда в нем будут участвовать все ученики. А для того, чтобы вовлечь всех, нужна интересная тема для обсуждения. Я думаю, что использование в своей дальнейшей практике диалога на уроках, даст детям возможность научиться говорить, слушать, выражать свои мысли, делится идеями, мнениями, быть на равных с учителем, обучаться детям будет легче. Потому что они будут знать, что за неправильный ответ ему не поставят двойку, будут более открытыми. На уроке дети использовали вербальные средства: говорение, обсуждение, аргументация. Не у всех это получалось с первого раза, например, Ю. очень стеснительный мальчик, который редко вступал в диалог, хотя знал правильные ответы на вопросы. После урока поговорив с ним, я выяснила, что он стесняется. Я объяснила ему, что его вклад в работу тоже очень важен. Далее пробовала менять состав групп друг с другом. Возникали споры, по принятию того или иного решения. На своих уроках наблюдая за работой групп, заметила, что в одной группе преобладала кумулятивная беседа.
Беседа в ходе, которой учащиеся обмениваются знаниями, каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие. Одни предлагали идеи, а другие соглашались с ними. Но моей задачей было вывести детей на уровень исследовательской беседы. В ходе, которой каждый участник группы предлагает идеи, идеи рассматриваются как полезные, участники задают друг другу вопросы, обосновано доказывают свое мнение, стремятся достичь согласия. Для этого мы обсуждали с детьми, для чего они работают в группе. В группе, где находились Анастасия и Диана беседа начала получаться, конечно же, не с первого раза. Я заметила, что каждый из них предлагал. Я заметила, что учащиеся ведут диалог, не соглашаются с идеями сразу. Просят аргументировать свои идеи. Начало к исследовательской беседе у учащихся есть. Хочу, на своих уроках создавать им условия, для развития исследовательской беседы. Это сложно, но возможно. На уроках я не только сама задавала вопросы. Составлять вопросы учились составлять и мои ученики. Честно говоря, сомневалась, что они справятся с этой задачей. Но когда первый раз мы выполнили задание по составлению вопросов по тексту, удивилась. Почти все учащиеся составили вопросы. Мы обсудили с детьми, что вопросы должны быть по существу. На первом уроке при помощи кластера собирала ассоциации по грамматике на тему «Глагол», дальнейшая моя задача была, развивать и увеличивать уже имеющиеся знания. Здесь мало было ассоциации в группе где сидели Денис, Влад, Диана и Саша. Моей задачей не было отвергнуть их идеи, предложила им доказать и обосновать их точку зрения. Далее в процессе обсуждения дети самостоятельно открывали новые знания, искали решение проблемы.
На уроке по теме «Язык и букварь» слабые учащиеся, быстро могли составить вопросы по тексту. Из курсов я поняла, что для начала нужно дать возможность подумать самостоятельно, выдержать паузу для того, чтобы каждый определил для себя ответ. Каждый задумался, начал мыслить. Затем обсудить в группе. У кого- то было сразу много идей, а кто - то дополнил идеи в ходе обсуждения в группе. Эта работа позволяла детям развивать мышление, а для меня это было отправной точкой, на основе которой я развивала и увеличивала знания детей. Хочу заметить, что не все учащиеся сразу включились в работу, для преодоления этой трудности мне приходилось мобилизовать работу групп, подходить к ним и помогать в обсуждении вопроса. Задавая наводящие, уточняющие вопросы. Дети (Настя, Артур, Диана, Владислав), которые на уроках раньше у меня старались просто отсидеть положенное время, проявили себя активными участниками учебного процесса. Было видно, что они подготовились, вникли в тему. Один из уроков провела с методом критического мышления – составление концептуальной карты на компьютере «С высоты птичего полёта к земле». На этом уроке ребятам было интересно составлять концеп карту, активно работали, оказывали помощь друг другу. Моим ученикам понравилось работать на компьютере.
На всех этапах урока прослеживался диалог. Диалог учитель-ученик в ходе актуализации знаний, в ходе постановки цели, настрой на урок, рефлексии урока, на этапе закрепления знаний, т.е. на всех этапах, в ходе исследования ключевого вопроса наряду с диалогом учитель-ученик использовался диалог ученик-ученик. Считаю, использование диалога на уроках казахского языка очень важно. Важно научить детей разговаривать друг с другом, научить разговаривать с учителем. В ходе диалога дети могут передавать свои знания друг другу, у них есть возможность взаимообучаться. В целом, несмотря на все недочеты, уроки учащимся очень понравились, что было видно по количеству положительных стикеров в ходе рефлексивного опроса в конце урока «Незаконченное предложение», потому что они были впервые полноправными участниками образовательного процесса, каждый почувствовал себя причастным к общему делу. Подтверждением этого стали такие фразы: «После урока мне захотелось ещё урок казахского языка» Юра, «Особенно мне понравился такой красивый урок» Владислав. Конечно же, были опасения, что будет присутствовать некоторая зажатость, скованность, связанная с не совсем привычной формой работы и присутствием фотоаппарата и видеокамеры в кабинете. Но к счастью мои сомнения подтвердились не полностью. После вводного урока, ученики довольно охотно шли на контакт между собой, размышляли вслух, а потом уже озвучивали свои мысли перед классом и учителем, ощущая поддержку со стороны группы, что немаловажно на мой взгляд. Когда ученики работали, таким образом, их обоснование являлось явным следствием диалога. В ходе практики постоянно разговаривала с детьми, интересовалась их мнениями о новых методах работы на уроке. Я считаю, что речь имеет большое значение в обучении в классе не с государственным языком обучения, поэтому на своих уроках казахского языка я старалась использовать групповую работу, защиту кластера, метод «Письмо другу», «Тематический теннис», чтения диалога, устные ответы учащихся. После проведения уроков я заметила изменения, произошедшие в некоторых учениках. Анастасия, Диана скромные, спокойные, стеснительные, не любящие устно отвечать на вопросы учащиеся, с удовольствием работали в группе, вносили предложения, высказывали мнения об уроке. Думаю «Диалоговое обучение», даст возможность измениться мне самой, поменять подходы к обучению и преподаванию, научиться быть терпимее к своим ученикам. А ученики будут более эффективно обучаться, развивать свою устную разговорную речь в ходе диалога. Для меня важно услышать «голос ученика». Ведь главное ученик будет хотеть идти в школу тогда, когда ему будет интересно. Так для того, чтобы знать, что ему интересно, нужно для начала обсудить это с учениками. Возможно, мне придется, что то изменять в своем процессе обучения, ну я готова к этим изменениям, так как для меня важно, воспитать личности в моем классе, чтобы мои дети добились поставленной цели в жизни.
Использованная литература:
Руководство для учителя, 3 базовый уровень, 2012 год