Просмотр содержимого документа
««Регламентация учебной нагрузки - сохранение психического здоровья учащихся»»
«Регламентация учебной нагрузки -
сохранение психического здоровья учащихся»
Со школой могут быть связаны факторы, которые влияют на возникновение отклонений в психическом здоровье учащихся (основные - возрастные кризисы: 6 - 7 лет, период полового созревания, умственные нагрузки – учение – основное содержание жизни в школьном возрасте).
Обучение - не всем дается легко. Часто оно приводит к перенапряжению, которое разрушает здоровье. Выделяют пять состояний психической нагрузки: оптимальная, состояние нормы, усталость, утомление и переутомление (первые два не нарушают психического здоровья ребенка, три следующих – его разрушают).
Утомление – отсутствие или снижение работоспособности всего организма или отдельных органов и систем организма вследствие выполнения работы.
Переутомление – хроническое состояние, которое может привести к болезни. Признаки: ослабление психических функций, головные боли, нарушения сна, ухудшение аппетита, апатия.
1 класс. Длительность урока – 35 минут.
Первые 3 – 5 минут урока: процесс вхождения в ритм (в начале учебного года фаза может длиться до 5 – 8 минут)
Следующие 8 – 10 минут – самая высокая работоспособность (активное внимание), при условии удачной игровой формы проведения урока фазу можно продлить до 15 – 18 минут.
Нельзя забывать о физкультминутках, которых должно быть две (как минимум одна при условии высокого интереса детей к работе). Важно также помнить, чтобы поза детей во время урока постоянно менялась.
2 - 11 класс. Длительность урока – 45 минут.
Первые 3 - 5 минут урока: вхождение в ритм урока.
Следующие 10 – 15 минут: самая высокая работоспособность (за счет интенсивной работы и преподавания интересного материала можно продлить до 21 минуты).
Компенсаторная перестройка – следующий этап (необходима физкультпауза или рассказ сказки 5 минут, как рекомендовал Ш. Амонашвили).
После еще 5 – 10 минут на эффективную работу.
Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной трудоспособности школьников входит в интервал 10 -–12 часов. В это время наибольшая эффективность усвоения материала с наименьшими психофизиологическими затратами организма. Поэтому сложные предметы необходимо проводить на 2 – 3 уроке. Объяснение нового материала, контрольные работы проводить на 2 – 4 уроке в середине учебной недели.
Для составления расписания уроков рекомендовано пользоваться таблицей И.Г. Сивкова, в которой сложность каждого предмета проранжирована в баллах.
Учебный предмет
Количество баллов
Математика
9
Русский язык
8
Иностранный язык
7
Чтение
6
Природоведение
5
Физкультура
4
Трудовое обучение
3
Изобразительное искусство
2
Музыка и пение
1
Урок – это основная и практически единая форма учебно-воспитательного процесса. Поэтому очень важно оценивать его сложность для детской психики.
По исследованиям гигиениста С.М. Громбаха:
уроки чтения, языка, математики и природоведения практически одинаково влияют на функциональное состояние организма ученика и динамику его трудоспособности;
самые трудные – уроки природоведения, т.к. на уроках по предмету необходимо решение логических задач и творческого применения знаний (природоведение – интегрированный курс различных наук, который представляет собой целостную картину мира);
Изменение трудоспособности учащихся в течение недели:
понедельник – врабатывание
вторник, среда – самая высокая и стойкая продуктивность
четверг – начало спада трудоспособности.
Умственная трудоспособность увеличивается к середине недели и остается низкой вначале (понедельник) и конце (пятница) недели.
Годовая динамика трудоспособности
Первые 6 недель– врабатывание. С конца октября и до начала декабря – относительно стойкий период и высокий уровень трудоспособности, после – спад (каникулы).
После каникул 1-2 недели врабатывание и после – короткий период стабильной работы. В конце третьей четверти наступает общее утомление и спад, что сохраняется и на четвертую четверть.
Необходимо помнить:
после 25 – 35 минут работы у ребенка появляются признаки утомления, а через 12 минут снижается внимание. Не следует превышать следующие показатели: общая учебная нагрузка вместе с домашним заданием для детей 7 лет 5 – 5,5 часа, 10 лет 6 – 6,5 часа;
непрерывная письменная работа для детей 7 лет – 5 минут (2минуты 40 секунд в начале урока и 1 минута 45 секунд - в конце); 8 – 10 лет – 10 минут;
длительности непрерывного чтения для детей 6 лет – 8 минут, 7 – 8 лет – 10 минут, 9 лет – 15 минут;
средняя активность внимания в 5 – 7 лет – до 15 минут, 7 – 10 лет – до 20 минут, с 10 лет – 25 минут;
груз, который можно переносить вдвоем в 7 – 8 лет – 4 кг, 9 – 10 лет – 6 кг, 10 – 12 лет – 10 кг;
просмотр кинофильмов и телепередач – 15 - 20 минут в начальных классах;
просмотр диафильмов во время урока в 1-2-классах – 7 – 15 минут, во 2 – 4 классах – 15 – 20 минут;
прослушивание звукозаписи в 1-2 классах –6 - 10 минут (поскольку аудиальное техническое средство быстрее утомляет детей, чем любое визуальное, а тем более, аудиовизуальное);
ежедневное нахождение на свежем воздухе: детям 7 лет – не меньше 4 часов, 8 – 9 лет – не меньше 3,5 часов, с 10 лет – 3 часа, важно, чтобы прогулка проходила в период 13 – 15 часов, это период наибольшего спада трудоспособности ребенка;
оптимальное время для выполнения домашних заданий с 15 до 16 часов.
ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ:
Исследования показали, что человек запоминает 15% информации, полученной в словесной форме; 25% - в зрительной; если оба способа передачи информации используются одновременно, то возможно восприятие до 65% содержания.
У визуальной информации есть свои закономерности: вертикальная линия считывается дольше, чем горизонтальная, хотя они различны по величине. Значит, текст, напечатанный в столбик, считывается свободнее, чем тот же самый текст, напечатанный более широким планом.
Печатный текст читается на 1/3 быстрее, чем письменный. Величина букв на доске играет большое значение в визуальной информации.
Самый удобный для чтения черный шрифт на белом фоне, после черный набор на всех цветных планшетках, неудобен для чтения желтый на белом фоне и наоборот.
Лучше всего запоминается информация, расположенная в правом верхнем углу. Ей принадлежит 33% нашего внимания. После соответственно левый верхний (28%), правый нижний (23%), и левый нижний (16%) углы.
Учет особенностей работы памяти:
Учителю необходимо избегать длинных и сложных формулировок.
Планируя урок, необходимо продумать, что из нового материала ученики должны не только понять, но и запомнить на уроке, какие упражнения необходимы для этого.
В учебном материале необходимо выделить все, что ученики должны записать.
Всю работу по непосредственному запоминанию необходимо подчинять сознательному усвоению.
На уроке во время изучения нового материала полезно повторять ранее изученное и таким образом облегчить усвоение новых знаний.