kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Регламентация учебной нагрузки - сохранение психического здоровья учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация для учителей как правильно распределить иучаемый материал в зависимости от времени урока, дня недели и времени года.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Регламентация учебной нагрузки - сохранение психического здоровья учащихся»»

«Регламентация учебной нагрузки -

сохранение психического здоровья учащихся»


Со школой могут быть связаны факторы, которые влияют на возникновение отклонений в психическом здоровье учащихся (основные - возрастные кризисы: 6 - 7 лет, период полового созревания, умственные нагрузки – учение – основное содержание жизни в школьном возрасте).

Обучение - не всем дается легко. Часто оно приводит к перенапряжению, которое разрушает здоровье. Выделяют пять состояний психической нагрузки: оптимальная, состояние нормы, усталость, утомление и переутомление (первые два не нарушают психического здоровья ребенка, три следующих – его разрушают).

  1. Усталость – сопровождается ослаблением организма, чувство определенной «разбитости», нежелание работать.

  2. Утомление – отсутствие или снижение работоспособности всего организма или отдельных органов и систем организма вследствие выполнения работы.

  3. Переутомление – хроническое состояние, которое может привести к болезни. Признаки: ослабление психических функций, головные боли, нарушения сна, ухудшение аппетита, апатия.


1 класс. Длительность урока – 35 минут.

Первые 3 – 5 минут урока: процесс вхождения в ритм (в начале учебного года фаза может длиться до 5 – 8 минут)

Следующие 8 – 10 минут – самая высокая работоспособность (активное внимание), при условии удачной игровой формы проведения урока фазу можно продлить до 15 – 18 минут.

Нельзя забывать о физкультминутках, которых должно быть две (как минимум одна при условии высокого интереса детей к работе). Важно также помнить, чтобы поза детей во время урока постоянно менялась.


2 - 11 класс. Длительность урока – 45 минут.

Первые 3 - 5 минут урока: вхождение в ритм урока.

Следующие 10 – 15 минут: самая высокая работоспособность (за счет интенсивной работы и преподавания интересного материала можно продлить до 21 минуты).

Компенсаторная перестройка – следующий этап (необходима физкультпауза или рассказ сказки 5 минут, как рекомендовал Ш. Амонашвили).

После еще 5 – 10 минут на эффективную работу.

Современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной трудоспособности школьников входит в интервал 10 -–12 часов. В это время наибольшая эффективность усвоения материала с наименьшими психофизиологическими затратами организма. Поэтому сложные предметы необходимо проводить на 2 – 3 уроке. Объяснение нового материала, контрольные работы проводить на 2 – 4 уроке в середине учебной недели.

Для составления расписания уроков рекомендовано пользоваться таблицей И.Г. Сивкова, в которой сложность каждого предмета проранжирована в баллах.




Учебный предмет

Количество баллов

Математика

9

Русский язык

8

Иностранный язык

7

Чтение

6

Природоведение

5

Физкультура

4

Трудовое обучение

3

Изобразительное искусство

2

Музыка и пение

1


Урок – это основная и практически единая форма учебно-воспитательного процесса. Поэтому очень важно оценивать его сложность для детской психики.

По исследованиям гигиениста С.М. Громбаха:

  • уроки чтения, языка, математики и природоведения практически одинаково влияют на функциональное состояние организма ученика и динамику его трудоспособности;

  • самые трудные – уроки природоведения, т.к. на уроках по предмету необходимо решение логических задач и творческого применения знаний (природоведение – интегрированный курс различных наук, который представляет собой целостную картину мира);


Изменение трудоспособности учащихся в течение недели:

понедельник – врабатывание

вторник, среда – самая высокая и стойкая продуктивность

четверг – начало спада трудоспособности.

Умственная трудоспособность увеличивается к середине недели и остается низкой вначале (понедельник) и конце (пятница) недели.

Годовая динамика трудоспособности

Первые 6 недель – врабатывание. С конца октября и до начала декабря – относительно стойкий период и высокий уровень трудоспособности, после – спад (каникулы).

После каникул 1-2 недели врабатывание и после – короткий период стабильной работы. В конце третьей четверти наступает общее утомление и спад, что сохраняется и на четвертую четверть.

Необходимо помнить:

  • после 25 – 35 минут работы у ребенка появляются признаки утомления, а через 12 минут снижается внимание. Не следует превышать следующие показатели: общая учебная нагрузка вместе с домашним заданием для детей 7 лет 5 – 5,5 часа, 10 лет 6 – 6,5 часа;

  • непрерывная письменная работа для детей 7 лет – 5 минут (2минуты 40 секунд в начале урока и 1 минута 45 секунд - в конце); 8 – 10 лет – 10 минут;

  • длительности непрерывного чтения для детей 6 лет – 8 минут, 7 – 8 лет – 10 минут, 9 лет – 15 минут;

  • средняя активность внимания в 5 – 7 лет – до 15 минут, 7 – 10 лет – до 20 минут, с 10 лет – 25 минут;

  • груз, который можно переносить вдвоем в 7 – 8 лет – 4 кг, 9 – 10 лет – 6 кг, 10 – 12 лет – 10 кг;

  • просмотр кинофильмов и телепередач – 15 - 20 минут в начальных классах;

  • просмотр диафильмов во время урока в 1-2-классах – 7 – 15 минут, во 2 – 4 классах – 15 – 20 минут;

  • прослушивание звукозаписи в 1-2 классах –6 - 10 минут (поскольку аудиальное техническое средство быстрее утомляет детей, чем любое визуальное, а тем более, аудиовизуальное);

  • ежедневное нахождение на свежем воздухе: детям 7 лет – не меньше 4 часов, 8 – 9 лет – не меньше 3,5 часов, с 10 лет – 3 часа, важно, чтобы прогулка проходила в период 13 – 15 часов, это период наибольшего спада трудоспособности ребенка;

  • оптимальное время для выполнения домашних заданий с 15 до 16 часов.


ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ:

Исследования показали, что человек запоминает 15% информации, полученной в словесной форме; 25% - в зрительной; если оба способа передачи информации используются одновременно, то возможно восприятие до 65% содержания.

У визуальной информации есть свои закономерности: вертикальная линия считывается дольше, чем горизонтальная, хотя они различны по величине. Значит, текст, напечатанный в столбик, считывается свободнее, чем тот же самый текст, напечатанный более широким планом.

Печатный текст читается на 1/3 быстрее, чем письменный. Величина букв на доске играет большое значение в визуальной информации.

Самый удобный для чтения черный шрифт на белом фоне, после черный набор на всех цветных планшетках, неудобен для чтения желтый на белом фоне и наоборот.

Лучше всего запоминается информация, расположенная в правом верхнем углу. Ей принадлежит 33% нашего внимания. После соответственно левый верхний (28%), правый нижний (23%), и левый нижний (16%) углы.


Учет особенностей работы памяти:

  1. Учителю необходимо избегать длинных и сложных формулировок.

  2. Планируя урок, необходимо продумать, что из нового материала ученики должны не только понять, но и запомнить на уроке, какие упражнения необходимы для этого.

  3. В учебном материале необходимо выделить все, что ученики должны записать.

  4. Всю работу по непосредственному запоминанию необходимо подчинять сознательному усвоению.

  5. На уроке во время изучения нового материала полезно повторять ранее изученное и таким образом облегчить усвоение новых знаний.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Регламентация учебной нагрузки - сохранение психического здоровья учащихся»

Автор: Ткачук Лариса Владимировна

Дата: 11.10.2021

Номер свидетельства: 588361

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Портфолио "Формула здоровья""
    ["seo_title"] => string(27) "portfolio-formula-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "264163"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449666739"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Здоровьесберегающие  образовательные технологии "
    ["seo_title"] => string(60) "zdorov-iesbierieghaiushchiie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "137141"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417275163"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства