Просмотр содержимого документа
«Развитие речевой культуры учащихся на основе современных педагогических технологий.»
Развитие речевой культуры учащихся на основе современных педагогических технологий.
На рубеже тысячелетий происходящие в России кардинальные перемены в эконмической и социокультурной сферах требуют изменений в функционировании основных социальных институтов общества, в том числе и школы.
В условиях преобразования всех сторон жизни российского общества возрастает и усложняется роль учителя. Настоящее время характеризуется тем, что успешно реализуется вариативный подход к обучению детей на основе диверсификации, осуществляется модернизация содержания и технологий обучения, возникают новые отношения между участниками образовательного процесса, расширяются сферы взаимодействия между различными образовательными учреждениями.
Обучение сейчас рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к ученику, а как сотрудничество, и в образовательном процессе начинают преобладать методы работы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой личности, готовой к восприятию и решению инновационных задач.
Техногенный характер развития общества, масштабное внедрение в жизнь электронных средств, появление новых видов письменной речи побуждает учащихся к стремлению передать максимум информации, при этом сокращая использование языковых средств, в результате речь становится бедной и невыразительной. Происходящие перемены требуют активного поиска новых подходов в разработке курсов и реализации приоритетных содержательных линий, а также новых форм работы по развитию речи школьников, отражающих преемственность традиций и необходимость инноваций.
Успех работы по развитию речевой культуры школьников возможен в случае, если она носит обучающий характер, проводится регулярно и последовательно .
За время работы в школе у меня сложилась своя система по повышению культуры речи учащихся. «Культура», «культурный человек», «культура речевого поведения» рассматриваются на моих уроках как понятия взаимосвязанные. Дети должны понять важность значения культуры речевого поведения в жизни, научиться правильно и уместно употреблять в речи слово.
Методическая система по развитию речи школьников предусматривает: обогащение словаря учащихся (усвоение новых слов); уточнение словаря (углубление понимания известных слов); устранение нелитературных слов; работу по развитию речи с использованием изобразительно-выразительных средств(сравнений, эпитетов, метафор); подбор наиболее точных и подходящих эпитетов; активизация словаря; работу с иллюстрационным материалом; работу по связной речи(развернутые ответы, различные тестовые упражнения, связанные с описанием, повествованием и рассуждением); творческие задания и упражнения(создание собственных устных и письменных текстов). Все эти виды работ я стараюсь использовать на своих уроках.
Например, мы составляем текст «За грибами». В начале урока была предложена загадка о грибах, затем беседа о видах грибов и правилах их сбора. Далее проводится эмоционально-речевая разминка, игра «Угадай слово», работа с орфографическим словарем, составление коллективного устного рассказа «За грибами» по предложенному плану. В процессе выполнения задания дети работали в группе, парами , индивидуально.
Работа по развитию речевой культуры требует разнообразных приемов и средств. В процессе занятий многократно меняется ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют «жесткое задание», которое дисциплинирует мысль и направляет в определенное русло их речевую деятельность. Учащиеся получают задания понаблюдать за природой: послушать шелест листвы, вой метели, пение птиц. На уроках дети «оживляют» предметы окружающего нас мира, одним словом, создают художественные образы. Дети также сочиняют сказки-фантазии, в которых сами являются действующими лицами. С прекрасными текстами собственного сочинения дети выступают на конкурсах ораторского мастерства. Все творческие работы дети выполняют на основе личных впечатлений. Эти впечатления могут быть разными:
Музыкальные впечатления. Дети прослушивают в классе небольшой музыкальный фрагмент , например, из произведения «Зима» А. Вивальди, а затем устно высказываются на тему: «Какое состояние природы я представил себе, слушая музыку?». Читательские впечатления. Жизненные впечатления. Например, темой устного сочинения может быть «Моя дорога в школу». Фантазийные впечатления. При проведении занятий я использую цифровые образовательные ресурсы: мультимедийные пособия, презентации. Использую малые фольклорные жанры: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки.
Всю работу по развитию речевой культуры я веду систематически и планомерно. Правильная организация уроков требует, чтобы каждый ребенок был занят решением посильной для него задачи, т.к. при этом условии можно поддержать у него интерес к учению. Итак, активное введение в учебный процесс разнообразных методик и форм по развитию речи способствует формированию коммуникативных умений, развитию активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребёнка, формированию позитивного отношения к учёбе.
Данный вопрос не закрыт, необходимо искать новые формы, подходы, направления, новые методические обоснования для более успешной работы по развитию речи учащихся .
Литература. 1.Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 1991.
2.Бадмаев Б.И. Психология обучения в современной общеобразовательной школе. М. Просвещение,1985.
3.ПолитоваН.И. Развитие речи учащихся младших школьников.2005.
4.ЛадыженскаяТ.А. Риторика и обновление школьного образования. Русская словесность. -2002.№4.
5.Львов И.Р. Основы теории речи.-М. Педагогика2000.