Главную задачу учителя вижу в пробуждении творческого «Я» ученика, активизации его познавательных процессов, развитии речи, дарении ему радости творчества.
Задача учителя заключается в том, чтобы грамотно организовать учебный процесс. Для этого я использую разные приёмы развития творческих способностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся»
«Развитие творческих способностей учащихся»
Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри. Наверное, каждый из конкурсантов, готовясь к сегодняшнему выступлению, задавал себе множество вопросов: чем поделиться с коллегами, о чем и как рассказать, с чего начать? И я - не исключение.
Я хочу познакомить вас с ( некоторыми особенностями своей работы ) теми способами, приемами, методами своей работы, которые помогают развивать творческие способности у детей.
В основе современного обучения лежит личностно-ориентированный подход, ставящий личность ребенка, его возможности и способности, склонности и потребности в центр учебно-воспитательного процесса.
Целью образования в рамках ФГОС является «воспитание, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
В связи с этим своим педагогическим принципом считаю следующее: «Хорош не тот учитель, который учит, а тот, у которого дети учатся» (А.М.Кашпировский) . И добавлю от себя: «С желанием».
Мы сталкиваемся с тем, что у многих детей речь не отличается богатством, образностью; словарный запас крайне беден, учащиеся в своих высказываниях пользуются однообразными, простейшими синтаксическими конструкциями. Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно и уметь излагать свои мысли.
В настоящее время актуальными для меня являются вопросы: «Как сделать так, чтобы мои ученики самостоятельно могли открывать новые знания? Как сделать так, чтобы каждому обучающемуся было комфортно, интересно и вместе с тем понятно на уроке? Как подобрать тот или иной метод для достижения максимального результата?»
Главную задачу учителя-словесника вижу в пробуждении творческого «Я» ученика, активизации его познавательных процессов, развитии речи, дарении ему радости творчества. Уверена, тогда изучение курса русского языка и литературы приобретёт иной смысл, станет средством совершенствования творческой личности, активной и способной решать сложные жизненные проблемы.
В своей работе я придерживаюсь многоаспектного подхода к определению творчества: творчество – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностное качество, и среда, создающая условия для развития творческих способностей.
Проблема развития творческого потенциала учащихся в педагогике отнюдь не новая, ей уделялось немало внимания в трудах А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Е.Н.Ильина, М.М.Разумовской, В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, Л.В.Занкова, она и сегодня продолжает занимать одно из ведущих мест в российском образовании.
Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. (Э.Фромм)
Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения.
"Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению". (Я.А.Коменский)
Больше всего мне близка точка зрения К.Д.Ушинского. Он утверждал, что самостоятельность учащихся в добывании знаний принесёт больше плодов, чем готовый материал, предоставленный наставником. И задача учителя заключается в том, чтобы грамотно организовать учебный процесс. Для достижения этого я использую всевозможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности, как на уроках, так и во внеурочное время.
На уроках русского языка и литературы я использую разные приёмы развития творческих способностей:
Выполнение творческих заданий (классные и домашние);
Игры (как их составление, так и проведение);
Использование раздаточного материала (лото, перфокарты, тесты и т.д.);
Использование самостоятельной деятельности учащихся на нестандартных уроках;
Применение элементов проектной деятельности;
Работа над сочинениями и изложениями;
Составление и разгадывание ребусов, кроссвордов.
Включаясь в эту работу, ребята развивают свои творческие способности, и у них формируются умения, которые они могут реализовывать на других предметах. А другие учителя-предметники эти приемы могут применять в своей деятельности.
Все то, что ребята получили на уроках, они реализуют, участвуя или организуя мероприятия во внеурочной деятельности:
(нами были проведены)
Квесты ( «Здоровье – это здорово!», «70 лет Кемеровской Области»)
Литературная гостиная («Новокузнецк глазами местных поэтов»)
Эти мероприятия направлены, в том числе, и на развитие творческих способностей ребят.
Я хочу представить вашему вниманию свой творческий проект, который я вместе со своими учениками посвятила 400-летию города Новокузнецка. За основу мы взяли творчество местных новокузнецких поэтов. Творческая деятельность нестандартна, нетрадиционна и многомерна, поэтому для осуществления своего замысла я решила остановить выбор на такой форме, как литературная гостиная.
Литературная гостиная – это та форма, которая располагает к общению по выбранным литературным темам, именно она позволяет ребятам лучше узнать литературу, глубже почувствовать ее.
Ориентирована литературная гостиная на развитие эмоционального, духовного состояния ребенка и на раскрытие творческих возможностей каждого ученика.
Ребята собрались в уютной, почти домашней обстановке. Накрыты скатертями столы, зажжены свечи в красивых подсвечниках, звучит негромкая музыка (гитара). Тихо перешептываются гости литературной гостиной..
В литературной гостиной каждый выбрал для себя роль: одна группа занималась поиском и изучением художественной литературы, отбором понравившихся стихотворений, другая группа занималась сценическим оформлением кабинета, кто-то подбирал музыкальное сопровождение для мероприятия, но среди ребят оказались и такие, о таланте которых никто и не подозревал – игра на гитаре, художественные способности, вокальные данные и актерское мастерство.
В заключение хотелось бы сказать, что ребята с удовольствием погружались в мир стихотворений местных поэтов, в процессе подготовки познакомились с именами новокузнецких авторов, с литературой и историей родного Новокузнецка, узнали каким видят и представляют его наши поэты, что они чувствуют. И ребята сделали для себя очень важный вывод: нужно любить, беречь край, в котором ты живешь, и, где бы ты ни был, всегда помнить о нем.
Результат своей деятельности я вижу в творческой активности учащихся на уроках и внеклассных занятиях, в росте интереса к моему предмету, в коммуникативной активности, стабильности результатов обучения. Ребята принимают участие в олимпиадах школьного и муниципального уровней, ежегодно принимаем участие в районном и городском конкурсе чтецов «Живая классика»,
Мой опыт доступен любому учителю и рассчитан на ученика любой уровень интеллектуального развития, его элементы могут быть использованы в любых классах в любых параллелях.