Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Летний экспресс"
Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Летний экспресс"
Цель программы: создание благоприятных условий для летнего отдыха детейчерез вовлечение их в активно-познавательную деятельность. Ориентированна на возрастную группу детей от 6,5 до 14 лет. Программа разработана для работы летнего лагеря с дневным пребыванием детей по трем направлениям: здоровый образ жизни, экология, безопасность дорожного движения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Летний экспресс"»
Информационная карта программы
Полное название программы
Программа лагеря с дневным пребыванием «Летний экспресс».
Авторский коллектив
Чернышева М.В.- учитель начальных классов;
Марнова Е.В.- учитель начальных классов;
Руководитель программы
Курушина Т.А. – директор МБОУ «СОШ № 6»
Территория
г.Мегион, п.Высокий
Юридический адрес организации заявителя
628690 Ул. Нефтяников д.6 п. Высокий, г.Мегион,
Ханты-Мансийский АО -Югра
Телефон
8(34643)55-946
Формы организации
Для реализации цели и задач программы используются следующие формы работы: игровая, познавательная, спортивная, творческая, Виды деятельности: конкурсы, КТД, викторины, соревнования, турниры, акции, ролевые игры, тематические недели.
Цель программы
Создание благоприятных условий для летнего отдыха детей через вовлечение их в активно – познавательную деятельность.
Специализация программы
Развитие «творческости» как основы творчески активной позиции человека. Стремление к творчеству является важнейшим условием и стимулом для развития личности. Творческая личность успешнее адаптируется к изменяющимся требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности.
С 2005 года реализовывалась программа экологической направленности «Надежды Югры».
Особая информация и примечания
В программе используются малозатратные формы работы.
Рецензенты
программы
Программа лагеря с дневным пребыванием
«Летний экспресс»
Пояснительная записка
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени школьников, но далеко не все родители могут по объективным причинам, предоставить своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых на протяжении летних каникул, хотя именно этот период, свободный от учебных занятий, благоприятен для развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лагерь с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «СОШ №6» организуется с целью развития, оздоровления и отдыха детей и подростков по месту жительства. Приоритетность цели оздоровления связана с тем, что в последние годы заметно ухудшилось состояние здоровья воспитанников общеобразовательных учреждений. Постоянно растущее неблагоприятное влияние экологической ситуации, а также стрессы, учебные перегрузки, приводят к истощению и даже к срыву адаптационных механизмов ребенка. Особенно сильно подвергаются стрессам дети младшего школьного возраста, т.к. поток информации на начальном этапе обучения очень велик и труден. В таких условиях очень важно применять любые формы оздоровления детей школьного возраста.
Лето – замечательная пора отдыха детей. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Следует помнить, что лагерь – это не продолжение школьного образовательного процесса. Это совсем иной кусочек жизни ребёнка. Это – его отдых, наполненный ярким впечатлениями и только хорошим настроением. Поэтому с первых же минут лагерной жизни необходимо показать, что школьника окружает иная предметная среда, совсем не та, в которой он находился в течение учебного года. Необходима смена классной комнаты, замена плакатов и интерьера, которые окружали ребёнка в школьной жизни, обилие цветов, ярких и сочных красок.
В лагере дети попадают в особую среду. Важно, чтобы ребенок интенсивно развивался в новой социальной среде, формировался как личность. В период каникул ребенок получает возможность ощутить свободу и самостоятельность, проявить самоорганизацию и самодеятельность. И важнейшим условием развития личности становится благоприятный психологический климат такой среды. Следовательно, концептуальным подходом становится идея развития максимально благоприятного, психологически комфортного климата в лагере. Поскольку психологический климат в коллективе определяется степенью комфортности отношений между его членами.
Ещё одной важнейшей концептуальной идеей программы является развитие «творческости» как основы творчески активной позиции человека. Стремление к творчеству является важнейшим условием и стимулом для развития личности. Творческая личность успешнее адаптируется к изменяющимся требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления и формы оздоровления, отдыха и воспитания детей в летний период по направлениям:
-гражданско-патриотическое;
-духовно-нравственное;
-спортивно-оздоровительное;
- экологическое.
Программа ориентирована на детей в возрасте от 6,5 до 14 лет.
Разработка программы продиктована:
Повышением спроса родителей и детей на полноценный, организованный отдых в условиях лагеря с дневным пребыванием;
Сбалансированным трёх разовым питанием;
Использованием естественных оздоровительных факторов лета.
Стратегией развития воспитательной работы в школе и в городе;
Цель программы:
Создание благоприятных условий для летнего отдыха детей через вовлечение их в активно – познавательную деятельность.
Задачи программы:
создание положительного эмоционального климата в коллективе лагеря;
формирование санитарно-гигиенической культуры и сохранение здоровья обучающихся;
формирование навыков общения и толерантности;
организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Конституцией Российской Федерации;
Законом РФ «Об образовании».
Основные условия реализации программы «Летний экспресс»:
Программа «Летний экспресс» основана на принципах:
Гуманизма, предполагающего отношение к каждому ребенку как к самоценности;
Духовности, проявляющейся в формировании у детей и подростков гуманистических духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культурных, соблюдению нравственных норм морали;
Толерантности, терпимости к мнению других людей, другому образу жизни;
Индивидуализации, заключающейся в том, что каждый получает свободу проявления своих индивидуальных особенностей и способностей в полной мере;
Вариативности, включающей многообразие форм работы, отдыха и развлечений, а также различные варианты технологии и содержания воспитания.
Программой определена последовательность решения поставленных задач.
Сроки и этапы реализации программы.
Сроки реализации программы: долгосрочная.
Реализация программы предполагается в 3 этапа.
1 этап –подготовительный (апрель, май)
- Подбор кадров; - Проведение семинара с работниками лагеря, инструктивных совещаний; - Подготовка методических материалов; - Подготовка материально-технической базы.
2 этап – основной (1-17 день смены);
1 период - организационный (1-3 день смены);
- Формирование отрядов; - Знакомство с режимом работы лагеря и его правилами; - Оформление отрядных уголков.
2 период - основной (4-17 день смены):
– Работа по программе смены, основная деятельность.
(реализация программы «Летний экспресс», апробация и использование инновационных технологий, форм, приемов, методов) - Методическая работа с воспитателями.
4 этап - Заключительный этап (18-21 день смены);
- Закрытие смены; - Обобщение итогов деятельности; - Сбор отчетного материала; - Создание фильма о лагерной смене.
Схема управления программой «Летний экспресс»
Директор ОУ
Начальник лагеря
Педагоги доп. образования
Организатор досуговой деятельности
Фельдшер школы
Вожатые
Рук. физического воспитания
Воспитатели
Воспитанники
Механизм реализации программы
В основе системообразующей деятельности мы используем:
педагогику сотрудничества;
игровые технологии;
групповые технологии;
технологии свободного труда;
технологию творчества.
Для реализации цели и задач программы используются следующие формы работы:
познавательная;
игровая;
спортивная;
творческая.
Виды деятельности:
конкурсы;
КТД;
викторины;
соревнования;
турниры;
акции;
ролевые игры;
тематические недели.
Мероприятия по реализации программылагеря «Летний экспресс»
Мероприятие
Сроки
Ответственные
Подготовительный этап
Создание координационного совета
февраль
директор
Обсуждение проблем занятости детей и подростков в каникулярное время:
совещание при директоре школы;
совещание ответственных за организацию занятости обучающихся в каникулярное время;
февраль
директор,
зам. директора по ВР
Разработка программы лагеря (работа творческих групп)
февраль
зам. директора по ВР
Издание приказа по школе о проведении летней кампании.
апрель
директор
Определение направлений и форм организации каникулярного времени.
апрель
директор,
зам. директора по ВР
Подготовка методического материала для работников лагеря
апрель
зам. директора по ВР
Составление необходимой документации для деятельности лагеря (положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.)
апрель
инженер по ТБ
начальник лагеря
Диагностика.
учет мнений и запросов родителей;
учет пожеланий обучающихся по организации досуга в каникулярное время;
составление карты занятости обучающихся в каникулярное время;
апрель-май
социальный педагог
начальник лагеря
воспитатели
Кадровое обеспечение.
подбор кадров для организации каникулярного времени школьников;
консультации, индивидуальная работа с педагогическим коллективом по вопросам содержания программы и деятельности лагеря.
проведение производственных совещаний по видам инструктажа;
прохождение курсов повышения квалификации
апрель-май
директор,
зам.директора по ВР, начальник лагеря,
Организация работы лагеря с дневным пребыванием.
заключение договоров
комплектование отрядов
разработка плана воспитательной работы
оформление лагерной смены.
подготовка к сдаче приемной комиссии.
май
начальник лагеря
воспитатели
Основной этап
1 период 2-3дня
запуск программы;
встреча детей, оформление отрядных комнат, подготовка к открытию лагерной смены;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
проведение мониторинга физического развития обучающихся в начале лагерной смены (измерение роста, веса, мышечной силы, спирометрия лёгких)
июнь
начальник лагеря
воспитатели
фельдшер
2 период
реализация основных принципов и идей смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел
мастерских, творческих лабораторий, проведение общелагерных, отрядных мероприятий, тематических дней, ролевых игр, трудовых десантов, экскурсий;
сбор фотоматериалов для создания альбома о лагерной смене «Наши лучшие моменты».
июнь
начальник лагеря
воспитатели
Заключительный этап
Анализ качественных изменений, произошедших с участниками смены.
июнь
начальник лагеря
воспитатели
Подведение итогов смены
итоговое дело;
закрытие смены;
проведение мониторинга физического развития обучающихся в конце лагерной смены (измерение роста, веса, мышечной силы, спирометрия лёгких);
создание фильма о лагерной смене;
составление фотоальбома;
июнь
начальник лагеря
воспитатели
фельдшер
Рефлексия
конец смены
начальник лагеря
воспитатели
Мониторинг
конец смены
начальник лагеря
воспитатели
Выработка перспектив развития программы
июнь
начальник лагеря
Итоговое заседание координационного совета
июнь
директор
Содержание программы.
Реализация целей и задач смены состоит в организации сюжетно-ролевой игры, этапы которой будут проходить на территории лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «СОШ №6». При написании заявления в пришкольный лагерь каждый родитель получает путевку. В данной путевке родители отобразят всю необходимую для воспитателей информацию.
Участниками игры становятся все ребята и взрослые, пришедшие в лагерь. Лето – пора путешествий, и ребятам предлагается отправиться в путь на воображаемом “экспрессе”.
Путешествие «Летнего экспресса» проходит по железнодорожному пути через 3 основных станции:
«Айболитово»
«Светофория»
«Краеведово»
Девиз: «Мы едем на «Летнем экспрессе» - вся сила в том, что МЫ- ВМЕСТЕ»
Гимн: «Мы едем, едем, едем, в далёкие края…
Хорошие соседи, счастливые друзья.
Нам весело живется, мы песенку поем,
А в песенке поется,
О том, как мы живем.» (переделка)
Во время лагерной смены используется словарь путешествий:
Лагерь- чудесная летняя страна;
Все дети лагерной смены - пассажиры «Летнего экспресса»;
8.00.-9.00. – информационный блок (получение заданий, знаний). Проводятся утренние линейки;
9.30.-12.30. – практический блок (получение навыков). Работа в микрогруппах, мастер – классах, индивидуальная деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. Подготовка и проведение к общелагерного дела ;
15.00.-16.30.– творческий блок (закрепление материала). Коллективно-творческая деятельность.
Игра-путешествие по станциям выбрана нами не случайно. Каждая станция- тематическая, со своим направлением работы:
Станция «Айболитово». Цель: создание необходимых условий для сохранения и укрепления здоровья всех участников лагерной смены.
Станция «Светофория».Цель: обеспечение предупреждения детского дорожно- транспортного травматизма через систему мероприятий в рамках организуемых летним лагерем;
Станция «Краеведово». Цель: прививать любовь к окружающему нас миру и потребность сохранения экологического равновесия в природе.
На основании приказа Министерства науки и РФ от 28.12.2010г «Об утверждении федеральных требований к ОУ в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» приоритетным направлением в работе лагеря является здоровьесбережение. Поэтому направления, реализуемые на станциях, логически сочетаются между собой.
Время пребывания «Летнего экспресса» на каждой станции -7 дней. За это время необходимо реализовать цели и задачи каждого этапа лагерной смены.
Каждое утро, за 30 минут до прихода детей, начальник лагеря (начальник станции) проводит планёрку с воспитателями отрядов (проводниками), на которой решаются вопросы по организации оздоровления и досуга пассажиров «Летнего экспресса», а на вечерней планёрке, после ухода детей домой анализируются проведённые мероприятия и лист рефлексии участников путешествия («Экран настроения»).
Вся информация для родителей представляется на информационном стенде, где каждый родитель сможет познакомиться с режимом дня и ежедневным планом работы летнего лагеря.
К открытию лагерной смены каждой команде необходимо оформить отрядные уголки, в которых помещены:
численный состав пассажиров (список отряда);
название, девиз, эмблема, речёвка, песня;
фото командира отряда;
Во время открытия лагерной смены в торжественной обстановке начальник станции (начальник лагеря) вручает командирам отрядов эскиз локомотива, к которому впоследствии за каждое важное событие, в котором отряд принял активное участие и занял призовое место прикрепляется свой вагончик.
Ежедневно, в течение всей лагерной смены детьми каждого отряда ведётся свой дневник путешествия «Летнего экспресса». На страницах дневника появляются отзывы ребят, предложения о том, или ином мероприятии, уделяется внимание именинникам, их поздравлениям не только на линейках, но и через страницы дневника.
Немаловажную роль в рефлексии дня проведённого в лагере имеет «Экран настроения», в котором с помощью смайликов дети смогут выразить своё настроение или отношение к какому- либо мероприятию.
В конце лагерной смены каждый отряд производит подсчёт количества вагончиков, набранных в течение лагерной смены.
На церемонии закрытия смены будут подведены итоги работы, продемонстрированы достижения детей в различных видах деятельности. Самые активные ребята будут награждены, и каждый участник путешествия получит памятный подарок.
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение – это целенаправленный процесс и результат оснащения педагогов, воспитателей методическими средствами и информацией, которые способствуют эффективному осуществлению работы в лагере. Методическая работа осуществляется посредством следующих форм:
Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
Должностные инструкции всех участников процесса.
Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Проведение ежедневных планёрок.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Журнал по технике безопасности и охране здоровья детей.
Кадровое обеспечение программы «Летний экспресс»
Подбор педагогических сотрудников для работы осуществляется из числа работников образовательных учреждений, имеющих педагогическое образование. Планирование и организацию работы лагеря осуществляют: зам.директора по ВР, начальник лагеря, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, музыкальный работник, медицинские работники, руководитель физического руководителя.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Смета расходов
Координаторы смены:
начальник лагеря, заместитель директора по ВР- 1 ед;
организатор досуговой деятельности -0,75 ед;
инструктор физического воспитания - 0,25 ед;
инженер по охране труда - 0,25 ед;
педагоги дополнительного образования - 0,75 ед;
Кураторы отрядов:
воспитатели отрядов (работники с педагогическим образованием) – 4 ед;
вожатые (из числа обучающихся, в штатное расписание не входят)
Игровая театрализованная программа «Чудеса за полчаса».
Библиотечный час «Страна, в которой я живу»
Театрализованная инсценировка «Экосказка на новый лад»
День семнадцатый
«День моды»
Минутка здоровья «Оказание первой помощи при порезах»
Караоке-шоу «Чудесные звуки природы»
Показ мод «Из лесу вестимо»
Конкурс рисунков в отрядах «Сохраним наследие природы»
День восемнадцатый
«День туриста»
Минутка здоровья «Лесная аптека»
Акция «Наведём порядок на Земле».
Веселые старты «Зоозабеги»
Путешествие по экологической тропе (Школьное лесничество «Кедр» Каипов В.И.)
День девятнадцатый
« День путешествий»
Минутка здоровья «Уход за волосами»
Экскурсия в мини-зоопарк «Экоцентр» г.Мегиона
Игра-путешествие по станциям «Лес чудес»
День двадцатый
«День следопыта»
Минутка здоровья «Дизентерия-болезнь грязных рук»
Игра «Следопыт».
Загадки мира растений (час игры и состязаний).
Подготовка к празднику «Дом, окнами в детство!»
День двадцать первый
«Прощай, лагерь!»
Минутка здоровья «Я и здоровое будущее!»
Операция «Нас здесь не было»
Итоговая линейка
Праздник «Дом, окнами в детство!»,посвященный закрытию лагерной смены.
Мониторинговые исследования
Мониторинговая деятельность
Организуя разнообразную и по формам, и по содержанию деятельность, педагогический коллектив создаёт условия для того, чтобы как можно больше положительных качеств ребят проявлялось, активизировалось и развивалось. Дети приходят в разновозрастные отряды и очень важно из шумной неорганизованной группы детей сформировать коллектив, помочь детям освоить различные виды деятельности, приобрести конкретные знания и умения, формировать лидерские качества в детях.
Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет и мониторинговая деятельность, и материалы по рефлексии мероприятий, и отзывы детей и родителей.
№
Мероприятие
Ответственный
Дата
1
Совещание с воспитателями «Мониторинг в лагере»
Начальник лагеря
2
Входное анкетирование
Воспитатели
3
Мониторинговое исследование «Выбор»
Воспитатели
4
Мониторинговое исследование «Игра в слова»
Воспитатели
5
Итоговое анкетирование
Воспитатели
ВЫБОР
Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
3. У нас добрые и отзывчивые воспитатели.
4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
5. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.
6. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.
7. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.
Обработка полученных данных.
Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.
У = общая сумма баллов / общее количество ответов
Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.
АНКЕТА (на начало смены)
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
Пожалуйста, напиши:
Имя…………………….. Фамилия………………………………
Твои первые впечатления от лагеря?
Что ты ждешь от лагеря?
Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
В каких делах ты хочешь участвовать?
Что тебе нравиться делать?
Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
Кто твои друзья в лагере?
– Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что………………………………………………………….
Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………….
Я хочу, чтобы………………………………………………………………………..
Я боюсь, что…………………………………………………………………………….
ИГРА В СЛОВА
Ребята получают карточку с заданием, которое звучит так: «Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложении так, чтобы у тебя получился портрет твоего отряда».
Наш отряд – это _________________ и ________________ люди. Они собрались для того, чтобы ___________________ и __________________ провести время и научиться _______________________________________. Поэтому вместе мы чаще всего занимаемся тем, что _______________________________________________.
Наш отряд объединяет _______________мальчишек и ____________ девчонок.
Наши воспитатели помогают нам в ______________________________________ и нам вместе с ними ____________________ и ____________________.
АНКЕТА (в конце смены)
Твое имя, фамилия и автограф на память __________________________________
Что ты ожидал (а) от лагеря?
Что тебе понравилось в лагере?
Что тебе не понравилось?
С кем из ребят ты подружился?
Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
Было ли скучно в лагере?
Было ли тебе страшно?
Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
Что бы ты хотел(а) пожелать себе?
Что бы ты хотел(а) пожелать другим ребятам?
Что бы ты хотел(а) пожелать педагогам?.
Самое важное событие в лагере? Было или оно?
Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
– Закончи предложения: Я рад, что ……………………………..
Мне жаль, что……………………………………………………...
Я надеюсь, что……………………………………………………..
ИТОГОВОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ
Фамилия_____________________ имя_________________
Самое яркое впечатление за эти дни у меня …
Из дел, проведённых в отряде, мне больше всего понравилось …
Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось …
Несколько слов о нашем отряде …………………………………..
Мои впечатления о лагере…………………………………………
Если бы я был вожатым, то бы я …………………………………..
Хочу пожелать нашему лагерю ………………………………….
Хотел бы ты ещё раз отдохнуть в нашем лагере?........................
Список используемой литературы:
Н.Е. Щуркова «За гранью урока». – М.: ЦГЛ, 2004г.
Б.В. Куприянов; М.И. Рожков; «Организация и методика проведения игр с подростками». – М. : ВЛАДОС, 2001г.
Копилка вожатских премудростей. – М.: ЦГЛ, 2004г.
Ю.Н. Григоренко «Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере». – М.: Педагогическое общество России, 2003г.
Мастерская вожатого – М.: Педагогическое общество России, 2003г.
С.А. Шмаков «Лето» - М.: «Магистр», 1993г.
И.С. Гринченко «Игровая радуга». – М.: - ЦГЛ, 2004г.
Ю.Н. Григоренко «Здравствуй, наш лагерь!» - М.: Педагогическое общество России, 2004г.
Школьный летний лагерь. – М.: ВАКО, 2004г.
«Лазурный» - страна детства: Из опыта работы государственного областного санаторно-оздоровительного образовательного детского центра «Лазурный». – Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.
«Орленок»: книга вожатого. – М: Собеседник, 2005.
Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996.
Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий, 2001
Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
И.В. Васильев, В помощь организаторам и инструкторам туризма, Москва-Профиздат, 1973
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)
Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – (Воспитание и доп.образование детей).
Ривкин Е.Ю., Организация туристической работы со школьниками: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2001. – (Метод. биб-ка).
Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г.Радуга над Эколандией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря. Кипарис-10. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.
Л.Ф.Шаламова, А.Ю.Ховрин. Вожатый – старт в профессию. Кипарис №12.. М. 2005.
И.И. Фришман. Разноцветный мир детства. Изд. «Академия». 1999г.