kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблемы социализации детей с расстройством аутического спектра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о проблемах социализации детей с РАС, о методах и способах формирования навыков социализации у детей с РАС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблемы социализации детей с расстройством аутического спектра»

Проблемы социализации детей с расстройством аутического спектра


У большинства детей с РАС, независимо от уровня их интеллектуального развития, овладение социальными навыками вызывает значительные (иногда почти непреодоли­мые) трудности. Это связано с нарушениями коммуникации и мотивации, произвольного сосредоточения и целенаправлен­ности, особенностями моторного развития, сверхчувстви­тельностью, гиперсенизитивностью и страхами.

Проблемой социализации детей с РАС занимаются многие специалисты. Это вызвано тем, что в последнее время значительно увеличилось число таких детей, и данное заболевание трудно поддаётся коррекции. Первые признаки РАС появляются вскоре после рождения или в течение первых лет жизни, и может проявляться в следующем:

– нарушение социального развития (отсутствует интерес к социальным контактам с родителями или другими взрослыми, отсутствует или недоразвит комплекс оживления, первых улыбок, эмоциональной привязанности);

– отсутствие или недоразвитие речи (неспособность ребёнка употреблять язык как средство общения);

– проявление необычных реакций на среду (ребёнок сопротивляется изменениям, наблюдается повторяющийся характер и стереотипность движений, он не способен к ролевым играм, не умеет фиксировать внимание на одном аспекте предмета).

Специалисты, работающие с ребёнком с РАС, должны знать клинические и биологические причины данного заболевания, в какой последовательности появляются проблемы, в чём проявляются особенности поведения ребёнка, каково отношение к нему в семье.

Портрет ребенка с РАС со стороны выглядит следующим образом: ребёнок смотрится как избалованный, капризный, невоспитанный и, тем самым, вызывает у окружающих непонимание и даже осуждение. Из-за этого у ребёнка появляется желание «противостоять всему миру», он боится появляться в общественных местах. Ребёнок с РАС не любит, когда в его жизни появляются новые предметы и люди, то есть меняется привычный жизненный стереотип. Внешний облик характеризуется застывшей мимикой; взглядом, направленным в пустоту и вроде бы в себя; отсутствует реакция «глаза-в глаза», но иногда можно заметить непродолжительную фиксацию взгляда на окружающих лицах и предметах.

По отношению к матери ребёнок может быть различным: недоброжелательным и в тоже время может выражать тревогу в её отсутствии. Ребёнку с РАС трудно осваивать простые навыки самообслуживания. Он может часами проделывать одно и то же действие, причём эти действия не имеют ничего общего с игрой.

Речь, развита слабо, к диалогу практически не способен. В речи присутствуют бессмысленные, необдуманные повторения услышанных фраз, фразы-штампы; произношение звуков нарушено; отсутствует интонация. Голос колеблется от громкого до шёпота; произношение – от правильного до невнятного. Мыслит и думает ребёнок с РАС образами: для него образы являются первым языком, а слова – вторым. Ребёнок - аутист может говорить о себе во 2-м и 3-м лице, местоимение «Я» для него чуждо, у него, на первый взгляд, отсутствует познавательная активность, он одинаково взаимодействует с живым и неживым миром. Ребёнок боится громких звуков, если он закрывает уши руками, то это говорит о том, что эти звуки его очень травмируют.

Аутичному ребёнку важно чётко знать порядок действий и тогда деятельность для него приобретает какой-либо смысл. Ребёнок с РАС недостаточно осознаёт своё тело, у него нарушена пространственная ориентация. Интеллект сохранён и он обладает развитой интуицией и это помогает ему строить своё общение с окружающим миром несколько по - другому, как другие люди, но хотя есть случаи, когда аутизм сопровождается умственной отсталостью. Аутичный ребёнок имеет свой собственный, воображаемый мир, в отличие от действительности, в котором он чувствует себя комфортно и который для него является реальным и разнообразным.

Семья, воспитывающая аутичного ребёнка, значительно отличается от других семей. Помощь родственников будет действенной, если они продумывают его жизнь до мелочей. Дети - аутисты нуждаются в строго расписанном распорядке дня, который не должен нарушаться. Только час можно выделить ребёнку, чтобы он побыл наедине с самим собой, а в остальное время – занятия со специалистами и дома, игры с мамой, массаж и т.д. и тогда мозг его будет всегда в рабочем состоянии. Специалисты могут помочь, научить, поддержать, но освоить окружающий мир ему помогут только близкие люди в семье.

Аутичного ребёнка зачастую не принимают в детский сад, принять гостей или пойти самим в гости проблематично, так как для окружающих ребёнок не предсказуем, его трудно понять, не всякая еда ему по душе, не всегда обладает навыками самообслуживания. Всё это мешает ребёнку с РАС приспособиться к реальной жизни и социализация ребёнка аутиста в общество почти невозможна из-за глубоких нарушенных контактов с окружающим миром. Нарушения адаптации и социализации могут сохраняться в течение всей жизни.

Основные трудности социальной адаптации:

– социализация и трудности в общении;

– невозможность устанавливать эмоциональные связи;

– нарушено речевое развитие.

Речь и коммуникация, социальное взаимодействие, воображение, эмоциональная сфера – это области, в которых названные трудности особенно проявляются. Для установления активного взаимодействия с миром ребёнку мешают механизмы защиты:

– ребенок избегает дискомфортных впечатлений, стремится уйти от направленных на него воздействий, что мешает ему вступать в контакт со средой;

– центром внимания ребенка является не то, что он любит, а, наоборот, то чего он опасается, боится и не любит, то есть формируется отрицательная избирательность;

– ребенок находится в постоянной защите своего микромира от окружающих, а это не способствует развитию умений активного влияния на мир;

– ребенок выстраивает систему защиты от вмешательства близких людей в его жизнь, устанавливает максимальную дистанцию от них и использует их как необходимое условие своей жизнедеятельности.

Если не проводить с ребёнком специальной коррекционной работы (психологической, педагогической, медицинской), то он всё дальше и дальше будет отдаляться от людей, от общества.

Социальная адаптация детей РАС должна быть непрерывной и в ней должны быть сотрудничать специалисты различного профиля: специальные психологи, логопеды, врачи, педагоги, социальные работники. Начинать эту работу, как можно, раньше, нарушение коммуникативных навыков негативно сказывается на успешность социальной адаптации аутичного ребёнка.

Существует ряд технологий и методик, направленных на развитие социальной адаптации, навыков, позволяющих ребёнку с РАС включиться в его социальное окружение.

К интенсивным обучающим программам относится АВА-терапия (прикладной анализ поведения), которая основана на поведенческих технологиях и методах обучения. С помощью АВА-терапии обучают аутичного ребёнка некоторым навыкам и устраняют проблемы в поведении, используя «стимулы» и «подкрепления», которые интересны ребёнку. Некоторый навык (особенно «социально-поведенческий») разбивается на блоки, и каждый блок усваивается последовательно: устанавливается зрительный контакт; имитируются основные движения, действия с предметами, мелкие и точные движения, произносительные движения; выполняются единичные команды; происходит узнавание знакомых людей; указываются на желаемые предметы и т. д., в зависимости от той программы, которая составлена для ребёнка.

Материалы занятий по системе АВА-терапия максимально приближена к повседневной жизни ребёнка, то есть имеет прикладной характер. Тщательно разработанная система поощрений – одно из самых важных в этой программе.

В целостной системе психолого-медико-педагогической коррекции расстройств аутистического спектра, АВА-терапия не является основной частью, а всего лишь её дополнением, так как она не формирует у ребёнка инициативу, осмысленность своих действий и поступков и не затрагивает самой сути аутистического расстройства.

Программа «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)» помогает ребёнку с РАС к установлению коммуникационного взаимодействия. Эта очень полезная и популярная методика развивалась на базе АВА-терапии. Она заключается в том, что ребёнок усваивает базовые коммуникативные навыки и способы осуществления контакта с окружающими людьми при помощи карточек с изображением предметов и действий. Зачастую для аутичных детей карточки PECS становятся единственно возможным средством самовыражения и общения и установления связи с окружающими. Если ребёнок не может сообщить с помощью слов, что ему надо, то он может сделать это с помощью карточек PECS. Общение с окружающими людьми для ребёнка с помощью программы РЕСS становится более доступным и является стимулом для приобретения вербальных навыков. Данная система коммуникации была разработана Лори Фрост (Lori Frost) и Энди Бонди (Andy Bondy) в 1985 году.

Концепция DIR (развитие – индивидуальные различия – отношения) применяется для оказания помощи аутичным детям с эмоциональными нарушениями и способствует налаживанию с ними контакта. Концепцию DIR разработал профессор Стенли Гринспен, выдающийся детский психиатр, специалист по коррекции эмоциональных нарушений у детей (не только с аутизмом). Для оказания помощи ребёнку создаётся конкретная программа, учитывающая его индивидуальные особенности и преследующая цель: формирование социальных навыков и конструктивное решение социальных задач, создание фундамента для здорового развития.

С помощью DIR-концепции дети могут овладеть ключевыми способностями, которые либо отсутствуют, либо нарушены в процессе их развития, например, способность к приятным и теплым отношениям с окружающими, целенаправленному и полноценному общению (поначалу жестами, потом нередко и словами) и, в различной степени, логическому и творческому мышлению. Одним из компонентов этой программы является методика Floortime. По этой методике специалист перемещается на пол, чтобы играть с ребёнком на его уровне; позволяет ему заниматься тем, что он любит. По сути, эта методика является психотерапевтической интервенцией в форме специально организованной игры с целью функционального и эмоционального развития ребёнка. Сочетание методов ABA и DIR даёт эффективные результаты, так как ABA-терапия предполагает пошаговое обучение и чёткую его структуризацию, а DIR-концепция фокусируется на отношениях, эмоциях и интересах ребёнка, что позволяет детям использовать освоенные навыки спонтанно и осмысленно.

Таким образом, социальная адаптация ребёнка с РАС происходит тяжело. Специалистам, работающим с аутичным ребёнком, и родителям приходится преодолевать многочисленные трудности на пути взаимодействия ребёнка с окружающим миром (для каждого ребёнка это свои трудности): страх, избегание контакта, негативизм, стереотипное поведение, аутоагрессивное поведение.

Литература

1 Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 2. С. 163-168.

2 Гулманова С.В., Коновалова М.Д. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с РАС: практический опыт / Качество современного образования: опыт, тенденции развития: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Саратов, 18 февраля 2016 г. Часть 2 / под общ. ред. И.М. Ильковской. Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2016. – С. 105-110. ISBN 978-5-9980-0251-9 (Ч. 2)

3 Игнатьева, К.В., Кухарчук, О.В. Особенности семей, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Реабилитация, абилитация и социализация. Сборник научных статей. Электронное издание. М.: Издательство «Перо», 2016. С. 132- 143. ISBN 978-5-906833-03-2

4 Гоман А.Н. Интеграция аутичных детей в социальную и учебную среду: современные тенденции / А.Н. Гоман. // Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, 2016. С.124.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проблемы социализации детей с расстройством аутического спектра

Автор: Муратова Лилия Ильясовна

Дата: 07.04.2019

Номер свидетельства: 506333

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий при формировании  здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната VIII вида" "
    ["seo_title"] => string(166) "stat-ia-primienieniie-innovatsionnykh-zdorov-iesbierieghaiushchikh-tiekhnologhii-pri-formirovanii-zdorovogho-obraza-zhizni-u-vospitannikov-shkoly-intiernata-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "158419"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421743595"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства