Просмотр содержимого документа
«Проблемы социализации детей с расстройством аутического спектра»
Проблемы социализации детей с расстройством аутического спектра
У большинства детей с РАС, независимо от уровня их интеллектуального развития, овладение социальными навыками вызывает значительные (иногда почти непреодолимые) трудности. Это связано с нарушениями коммуникации и мотивации, произвольного сосредоточения и целенаправленности, особенностями моторного развития, сверхчувствительностью, гиперсенизитивностью и страхами.
Проблемой социализации детей с РАС занимаются многие специалисты. Это вызвано тем, что в последнее время значительно увеличилось число таких детей, и данное заболевание трудно поддаётся коррекции. Первые признаки РАС появляются вскоре после рождения или в течение первых лет жизни, и может проявляться в следующем:
– нарушение социального развития (отсутствует интерес к социальным контактам с родителями или другими взрослыми, отсутствует или недоразвит комплекс оживления, первых улыбок, эмоциональной привязанности);
– отсутствие или недоразвитие речи (неспособность ребёнка употреблять язык как средство общения);
– проявление необычных реакций на среду (ребёнок сопротивляется изменениям, наблюдается повторяющийся характер и стереотипность движений, он не способен к ролевым играм, не умеет фиксировать внимание на одном аспекте предмета).
Специалисты, работающие с ребёнком с РАС, должны знать клинические и биологические причины данного заболевания, в какой последовательности появляются проблемы, в чём проявляются особенности поведения ребёнка, каково отношение к нему в семье.
Портрет ребенка с РАС со стороны выглядит следующим образом: ребёнок смотрится как избалованный, капризный, невоспитанный и, тем самым, вызывает у окружающих непонимание и даже осуждение. Из-за этого у ребёнка появляется желание «противостоять всему миру», он боится появляться в общественных местах. Ребёнок с РАС не любит, когда в его жизни появляются новые предметы и люди, то есть меняется привычный жизненный стереотип. Внешний облик характеризуется застывшей мимикой; взглядом, направленным в пустоту и вроде бы в себя; отсутствует реакция «глаза-в глаза», но иногда можно заметить непродолжительную фиксацию взгляда на окружающих лицах и предметах.
По отношению к матери ребёнок может быть различным: недоброжелательным и в тоже время может выражать тревогу в её отсутствии. Ребёнку с РАС трудно осваивать простые навыки самообслуживания. Он может часами проделывать одно и то же действие, причём эти действия не имеют ничего общего с игрой.
Речь, развита слабо, к диалогу практически не способен. В речи присутствуют бессмысленные, необдуманные повторения услышанных фраз, фразы-штампы; произношение звуков нарушено; отсутствует интонация. Голос колеблется от громкого до шёпота; произношение – от правильного до невнятного. Мыслит и думает ребёнок с РАС образами: для него образы являются первым языком, а слова – вторым. Ребёнок - аутист может говорить о себе во 2-м и 3-м лице, местоимение «Я» для него чуждо, у него, на первый взгляд, отсутствует познавательная активность, он одинаково взаимодействует с живым и неживым миром. Ребёнок боится громких звуков, если он закрывает уши руками, то это говорит о том, что эти звуки его очень травмируют.
Аутичному ребёнку важно чётко знать порядок действий и тогда деятельность для него приобретает какой-либо смысл. Ребёнок с РАС недостаточно осознаёт своё тело, у него нарушена пространственная ориентация. Интеллект сохранён и он обладает развитой интуицией и это помогает ему строить своё общение с окружающим миром несколько по - другому, как другие люди, но хотя есть случаи, когда аутизм сопровождается умственной отсталостью. Аутичный ребёнок имеет свой собственный, воображаемый мир, в отличие от действительности, в котором он чувствует себя комфортно и который для него является реальным и разнообразным.
Семья, воспитывающая аутичного ребёнка, значительно отличается от других семей. Помощь родственников будет действенной, если они продумывают его жизнь до мелочей. Дети - аутисты нуждаются в строго расписанном распорядке дня, который не должен нарушаться. Только час можно выделить ребёнку, чтобы он побыл наедине с самим собой, а в остальное время – занятия со специалистами и дома, игры с мамой, массаж и т.д. и тогда мозг его будет всегда в рабочем состоянии. Специалисты могут помочь, научить, поддержать, но освоить окружающий мир ему помогут только близкие люди в семье.
Аутичного ребёнка зачастую не принимают в детский сад, принять гостей или пойти самим в гости проблематично, так как для окружающих ребёнок не предсказуем, его трудно понять, не всякая еда ему по душе, не всегда обладает навыками самообслуживания. Всё это мешает ребёнку с РАС приспособиться к реальной жизни и социализация ребёнка аутиста в общество почти невозможна из-за глубоких нарушенных контактов с окружающим миром. Нарушения адаптации и социализации могут сохраняться в течение всей жизни.
Речь и коммуникация, социальное взаимодействие, воображение, эмоциональная сфера – это области, в которых названные трудности особенно проявляются. Для установления активного взаимодействия с миром ребёнку мешают механизмы защиты:
– ребенок избегает дискомфортных впечатлений, стремится уйти от направленных на него воздействий, что мешает ему вступать в контакт со средой;
– центром внимания ребенка является не то, что он любит, а, наоборот, то чего он опасается, боится и не любит, то есть формируется отрицательная избирательность;
– ребенок находится в постоянной защите своего микромира от окружающих, а это не способствует развитию умений активного влияния на мир;
– ребенок выстраивает систему защиты от вмешательства близких людей в его жизнь, устанавливает максимальную дистанцию от них и использует их как необходимое условие своей жизнедеятельности.
Если не проводить с ребёнком специальной коррекционной работы (психологической, педагогической, медицинской), то он всё дальше и дальше будет отдаляться от людей, от общества.
Социальная адаптация детей РАС должна быть непрерывной и в ней должны быть сотрудничать специалисты различного профиля: специальные психологи, логопеды, врачи, педагоги, социальные работники. Начинать эту работу, как можно, раньше, нарушение коммуникативных навыков негативно сказывается на успешность социальной адаптации аутичного ребёнка.
Существует ряд технологий и методик, направленных на развитие социальной адаптации, навыков, позволяющих ребёнку с РАС включиться в его социальное окружение.
К интенсивным обучающим программам относится АВА-терапия (прикладной анализ поведения), которая основана на поведенческих технологиях и методах обучения. С помощью АВА-терапии обучают аутичного ребёнка некоторым навыкам и устраняют проблемы в поведении, используя «стимулы» и «подкрепления», которые интересны ребёнку. Некоторый навык (особенно «социально-поведенческий») разбивается на блоки, и каждый блок усваивается последовательно: устанавливается зрительный контакт; имитируются основные движения, действия с предметами, мелкие и точные движения, произносительные движения; выполняются единичные команды; происходит узнавание знакомых людей; указываются на желаемые предметы и т. д., в зависимости от той программы, которая составлена для ребёнка.
Материалы занятий по системе АВА-терапия максимально приближена к повседневной жизни ребёнка, то есть имеет прикладной характер. Тщательно разработанная система поощрений – одно из самых важных в этой программе.
В целостной системе психолого-медико-педагогической коррекции расстройств аутистического спектра, АВА-терапия не является основной частью, а всего лишь её дополнением, так как она не формирует у ребёнка инициативу, осмысленность своих действий и поступков и не затрагивает самой сути аутистического расстройства.
Программа «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)» помогает ребёнку с РАС к установлению коммуникационного взаимодействия. Эта очень полезная и популярная методика развивалась на базе АВА-терапии. Она заключается в том, что ребёнок усваивает базовые коммуникативные навыки и способы осуществления контакта с окружающими людьми при помощи карточек с изображением предметов и действий. Зачастую для аутичных детей карточки PECS становятся единственно возможным средством самовыражения и общения и установления связи с окружающими. Если ребёнок не может сообщить с помощью слов, что ему надо, то он может сделать это с помощью карточек PECS. Общение с окружающими людьми для ребёнка с помощью программы РЕСS становится более доступным и является стимулом для приобретения вербальных навыков. Данная система коммуникации была разработана Лори Фрост (Lori Frost) и Энди Бонди (Andy Bondy) в 1985 году.
Концепция DIR (развитие – индивидуальные различия – отношения) применяется для оказания помощи аутичным детям с эмоциональными нарушениями и способствует налаживанию с ними контакта. Концепцию DIR разработал профессор Стенли Гринспен, выдающийся детский психиатр, специалист по коррекции эмоциональных нарушений у детей (не только с аутизмом). Для оказания помощи ребёнку создаётся конкретная программа, учитывающая его индивидуальные особенности и преследующая цель: формирование социальных навыков и конструктивное решение социальных задач, создание фундамента для здорового развития.
С помощью DIR-концепции дети могут овладеть ключевыми способностями, которые либо отсутствуют, либо нарушены в процессе их развития, например, способность к приятным и теплым отношениям с окружающими, целенаправленному и полноценному общению (поначалу жестами, потом нередко и словами) и, в различной степени, логическому и творческому мышлению. Одним из компонентов этой программы является методика Floortime. По этой методике специалист перемещается на пол, чтобы играть с ребёнком на его уровне; позволяет ему заниматься тем, что он любит. По сути, эта методика является психотерапевтической интервенцией в форме специально организованной игры с целью функционального и эмоционального развития ребёнка. Сочетание методов ABA и DIR даёт эффективные результаты, так как ABA-терапия предполагает пошаговое обучение и чёткую его структуризацию, а DIR-концепция фокусируется на отношениях, эмоциях и интересах ребёнка, что позволяет детям использовать освоенные навыки спонтанно и осмысленно.
Таким образом, социальная адаптация ребёнка с РАС происходит тяжело. Специалистам, работающим с аутичным ребёнком, и родителям приходится преодолевать многочисленные трудности на пути взаимодействия ребёнка с окружающим миром (для каждого ребёнка это свои трудности): страх, избегание контакта, негативизм, стереотипное поведение, аутоагрессивное поведение.
Литература
1 Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 2. С. 163-168.
2 Гулманова С.В., Коновалова М.Д. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с РАС: практический опыт / Качество современного образования: опыт, тенденции развития: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Саратов, 18 февраля 2016 г. Часть 2 / под общ. ред. И.М. Ильковской. Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2016. – С. 105-110. ISBN 978-5-9980-0251-9 (Ч. 2)
3 Игнатьева, К.В., Кухарчук, О.В. Особенности семей, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Реабилитация, абилитация и социализация. Сборник научных статей. Электронное издание. М.: Издательство «Перо», 2016. С. 132- 143. ISBN 978-5-906833-03-2
4 Гоман А.Н. Интеграция аутичных детей в социальную и учебную среду: современные тенденции / А.Н. Гоман. // Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, 2016. С.124.