«ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КОЛЛЕДЖА С СОВРЕМЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ»
Преподавателя ПЦК «Музыкально – теоретических дисциплин»: Набатова Александра Степановича
г. Шацк – 2017г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Основные принципы работы преподавателя с подростками.
Приоритетность прав и интересов студентов.
Принципы доступности.
Мотивация к обучению.
Дифференцированный подход в обучении.
Коммуникативная деятельность преподавателя. 2.1. Обратная связь (педагог – студент). 2.2. Элементы коммуникативной культуры преподавателя
Профессиональные и личностные качества педагога. 3.1. Профессиональные качества. 3.2. Личностные качества.
Заключение.
Литература.
Принципы работы преподавателя колледжа с современными подростками
Сегодня мы живем в постоянно меняющемся пространстве. Постоянно меняются требования к профессиональному образованию – требования усложняются. С введением в действие ФГОС, качественно изменились требования к содержанию профессионального образования. С введением в действие «Закона об образовании в РФ» изменились требования к организации образовательной деятельности в профессиональном образовании. В связи с этим сегодня предъявляются более высокие требования как к педагогическому профессионализму, принципам работы со студентами, так и к личностным качествам преподавателя. Какие же это требования? Каким должен быть преподаватель XXI века?
В работе с современными подростками преподаватели должны руководствоваться следующими принципами: приоритетность прав и интересов обучающихся; направленность на формирование личностных качеств у обучающихся; направленность на развитие творческого начала обучающихся; принцип доступности; выработка и повышение мотивации у студента к обучению. Основные принципы работы преподавателя должны быть направлены на развитие творческого начала обучающегося. Они включают в себя внедрение новых форм занятий, вовлечение учащихся в концертную деятельность. При использовании дифференцированного подхода к обучающемуся в обучении необходимо учитывать физические и психологические особенности обучающегося –принцип доступности. Только высокопрофессиональный преподаватель, владеющий знаниями в области подростковой психологии, сможет разглядеть в каждом студенте индивидуальность и личность. У современных подростков, перезагруженных общеобразовательными и специальными предметами, очень трудно удержать интерес к изучению музыкального инструмента. Лишь постоянная работа преподавателя по выработке и повышению мотивации к обучению у обучающихся способна решить эту проблему.
Хочу подчеркнуть, что последние реформы системы образования несколько изменили схему отношений между педагогом и студентом. Современный учитель строит свое отношение к студенту как к субъекту, а не объекту деятельности, ориентируется на его жизненные интересы, стремится установить позитивные отношения с воспитанником, а не воздействовать на него. Наличие данных ценностных ориентаций педагога проявляется, прежде всего, в принципах его коммуникативной деятельности, в степени сформированности его коммуникативной культуры.
Актуальность проблемы совершенствования коммуникативной культуры связана с признанием того факта, что именно ежедневное общение преподавателя и студента оказывает огромное влияние на формирование его личности. Обратная связь, получаемая студентом через коммуникативную деятельность учителя, формирует его Я-концепцию, которая во многом определяет эффективность, его успешность в обществе.
Коммуникативная культура педагога является необходимым условием эффективного осуществления его профессиональной деятельности и принципов работы. Психологические исследования показали, что умение педагога создать доброжелательную, творческую обстановку в группе существенно влияет на понимание и принятие информации.
К элементам коммуникативной культуры относятся: 1) наличие установки на реализацию способностей каждого студента, на создание комфортного микроклимата в учебно-воспитательном процессе;
2) степень готовности к сотрудничеству с коллегами; 3) степень готовности к сотрудничеству с родителями, общественностью. Умение установить гуманистические, личностно-ориентированные взаимоотношения с учениками, родителями и коллегами предполагает наличие у педагога: 1) ориентации на признание положительных качеств, сильных сторон, значимости другого; 2) способности к эмпатии, пониманию и учету эмоционального состояния другого; 3)умения давать положительную обратную связь другому; 4)умения мотивировать других на деятельность и достижения; 5)конкретных коммуникативных умений: приветствовать, общаться, задавать вопросы, отвечать, активно слушать, оценивать, просить, поддерживать, отказывать и т.д.; 6)уважения к самому себе, знания собственных сильных сторон, умения использовать их в своей деятельности; 7)способности контролировать свои эмоциональные состояния; 8)речевой культуры. Но, занимаясь самосовершенствованием, нельзя забывать, что задача современного педагога – развивать коммуникативные способности не только в самом себе, но и в своих студентах. Очень важно формировать у них положительные коммуникативные качества, способствующие правильному взаимодействию с обществом, общению с людьми, и вырабатывать у них умения, навыки и привычки культурного общения. Данная проблема решается на всех занятиях и классных часах, всеми преподавателями колледжа. Практическая реализация знаний, умений – это всевозможные конкурсы, фестивали, другие формы внеучебной деятельности. В то же время охватить все аспекты культуры общения в рамках учебной программы и всей воспитательной работы в колледже невозможно, поэтому педагоги стремятся дать ориентиры, привить вкус к хорошему слову, убедить, что – это серьезная самостоятельная работа, которая способствует формированию интеллектуальной, гармонично развитой, социально адаптированной личности. Изменения, происходящие в наше время во всех сферах общества, способствуют неизбежному возникновению новых требований, предъявляемых к преподавателям специальных и профессиональных учебных заведений. Это значит, что мы - педагоги должны уметь самостоятельно действовать и реагировать на быстро изменяющиеся профессиональные ситуации. Хочу отметить такие важные для преподавателя качества, как мобильность, владение методикой преподавания. По моему мнению, современные требования к преподавателю среднего профессионального образования заключаются в следующем. Современный преподаватель среднего профессионального образования должен обладать рядом профессиональных и личных качеств. Разберем первую составляющую: профессиональную. Всегда наибольшим спросом пользуются специалисты, осознающие свое желание, потенциал, а также возможности передавать свои знания и опыт молодому поколению. Прежде всего, преподаватель колледжа должен быть квалифицированным педагогом, профессионалом в своей сфере, обязательно увлеченным своим делом. Педагог должен быть готов к непрерывному профессиональному образованию, то есть к систематическому пополнению своих знаний в течение всей профессиональной жизни. Немаловажную роль здесь играет личная инициатива, она показывает готовность к саморазвитию и самореализации (впоследствии это работает как наглядный метод формирования мотивации и активности студентов – то есть способствует решению одной из сложнейших воспитательных задач). Преподаватель должен знать основы педагогики и психологии, особенно хорошо ориентироваться в разделе возрастной психологии, на которую должны быть ориентированы принципы работы со студентами. Кроме этого, к современным специалистам предъявляется ряд новых обязательных требований, таких как гибкостью и мобильностью в освоении и использовании в образовательной деятельности инновационных технологий: (работа с виртуальными кабинетами, методика применения виртуальных музыкальных синтезаторов с компьютерной клавиатурой, возможность печатать ноты с помощью виртуальной клавиатуры, использование в своей работе технических средств и т. д.). Для того, чтобы вести за собой, педагог должен идти в ногу со временем. Перейдем ко второй составляющей - личные качества. Учитывая специфическую сферу нашей работы – образование и культура, предпочтение отдается следующим качествам:
работоспособность;
умение реализовать свой творческий потенциал;
развитый художественный вкус, необходимый для создания самостоятельных и независимых творческих проектов.
отсюда вытекает целеустремленность и сильная воля, необходимые для достижения поставленных целей;
предприимчивость;
ответственность;
также обязательными являются способность работать в коллективе, и соответственно компромиссность;
стрессоустойчивость;
приверженность профессии;
самостоятельность и способность взять на себя ответственность за результат;
умение работать в команде;
умение решать нестандартные задачи;
гибкость мышления;
широкий профессиональный кругозор.
Хотелось бы отметить, что в сфере культуры молодым специалистам приходится особенно нелегко, им приходится работать на равных с мэтрами и мастерами, у которых за плечами огромный опыт в сфере культуры и уже сформировавшиеся компетенции, выработанный, отшлифованный годами художественно-эстетический вкус. Отсутствие опыта и молодой возраст в данном случае можно компенсировать только целеустремленностью, своими индивидуальными качествами и способностями. Все это работает на развитие лучших личных качеств молодого специалиста.
Выпускник колледжа в современных условиях должен быть не только первоклассным профессионалом, но и обладать развитыми творческими, мыслительными, коммуникативными и другими способностями для успешного взаимодействия с обществом. Каждый в наше время осознает актуальность повышения уровня коммуникативной культуры. Ведь она является проявлением общей культуры человека, а для преподавателя – проявлением и профессиональной культуры. Организовывая образовательный процесс педагог должен учитывать индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности обучающихся. Образовательный процесс должен проходить одновременно с воспитательным, который стимулировал бы мотивацию у обучающихся к занятиям музыкой, так как главная задача преподавателя – это воспитать достойного гражданина, всестороннее развитую личность.
Таким образом, ещё раз акцентирую внимание на такие требования к современному преподавателю, как владение информационно-коммуникационными технологиями, непрерывное самообразование, высокий уровень социально-психологической компетентности.
Список использованной литературы
Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка,1974.
Булычева Л.С. Индивидуальный подход к учащимся как условие предупреждения их неуспеваемости. М.: Просвещение. 2004.
Ильченко Е.И. Индивидуальный подход к учащимся при организации домашней работы. М.: Просвещение. 2004.
Макаров С. П. Технология индивидуального обучения. Педагогический вестник. 1994, №1.
Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие для студентов средних и высших заведений. М., 1993.
Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М.: Педагогика, 2000.
Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. М.: Издательский Центр «Академия» 2003.