Просмотр содержимого документа
«Применение метода ассоциаций в качестве текущего контроля знаний и умений обучающихся»
Применение метода ассоциаций в качестве текущего контроля знаний и умений обучающихся
«Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле, отражаются все его стороны»
Михаил Скаткин, российский педагог
Уважаемые коллеги!
Один из этапов урока – это контроль. В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. А по определению контроль – это соотношение достигнутых результатовс запланированными целями обучения.
Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно оценитьуровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
Если на уроках использовать эффективные виды и формы контроля знаний, то показатель качества знаний учащихся будет возрастать.
Существуют традиционные и нетрадиционные виды контроля:
Формы контроля СЛАЙД:
Традиционные формы контроля:
Нетрадиционные формы контроля:
- устный опрос
- фронтальный опрос
- диктант
- контрольная работа
- блиц-опрос
- самостоятельная работа
- практическая работа
- лабораторная работа
- зачет
- тест
- домашние контрольные работы
- самоконтроль
- головоломки
- ребусы
- кроссенсы
- кроссворды
- защита творческих работ и проектов
- урок-викторина
- урок-соревнование
- урок-экзамен («Смотр знаний»)
- урок-отчет
- урок творческих заданий
Давайте сейчас мы с вами проведем традиционный контроль знаний в виде блиц-опроса и – для сравнения – нетрадиционный, используя метод ассоциаций.
(участникам семинара раздаются задания)
Преимущества БЛИЦ-ОПРОСА (СЛАЙД):
не занимает много урочного времени
позволяет опросить сразу всех учащихся
держит учеников в тонусе
проверяется легко и быстро
можно использовать разные формы проверки
формирование заданий не требует особых усилий.
Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы.
По темпу блиц-опрос сходен с диктантом, который мы любим использовать на своих уроках.
Ответы СЛАЙД:
Блиц-опрос (устный или письменный)
Автор атомно-молекулярного учения (М. В. Ломоносов)
Древние алхимики стремились найти (философский камень)
Цвет лакмуса в щелочной среде (синий)
Знаменитый пляж Бразилии (Копакабана)
Влажные экваториальные леса Амазонской низменности (сельва)
«Желтое море песка» (Сахара)
Низкорослые жители бассейна Конго, умелые охотники (пигмеи)
Период кайнозойской эры, в котором происходила эволюция человека (антропоген)
Первые современные люди (кроманьонцы)
Аппендикс у человека с позиции эволюции (рудимент)
Спасибо за работу, переходим к следующему этапу нашей работы.
Нетрадиционные виды контроля.
Френсис Гальтон сказал: «Ассоциации обнажают сущность человеческой мысли с удивительной отчетливостью».
СЛАЙД ассоциации
Применение метода ассоциаций на уроках способствует развитию творческой активности и логического мышления учащихся, совершенствует механизмы запоминания, обогащает словарный запас. Зачастую не существует рационального объяснения, почему тот или иной образ вызывает представление о другом. В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются новые неординарные связи между компонентами внешнего мира, прошлым и актуальным опытом личности ребенка.
Благодаря тому, что ассоциации у каждого человека индивидуальны, задания вызывают большой интерес и способствуют созданию творческой атмосферы на уроке. Соответственно, повышается интерес к учебному процессу и усиливается мотивация.
СЛАЙД метод ассоциаций, приемы:
ассоциативная цепочка – выстраивание предметов, понятий, действий и т. д. в определенной логической последовательности или заполнение пробелов в тематической цепочке.
ассоциативный куст: в центре – ключевое слово, от него – первичные ассоциации. Затем к ним добавляются уточняющие, раскрывающие знание пройденной темы. Можно предложить учащимся выстроить цепочку или куст «с нуля» или закончить частично заполненные задания.
кроссенс– выстраивание ассоциативных связей между картинками.
СЛАЙД ассоциативная цепочка
СЛАЙД ассоциативный куст
Подобные приемы не так давно стали применять в заданиях ЕГЭ, что делает их еще более актуальными.
ИТАК Нетрадиционные формы контроля ориентированы на личностный подход в обучении. Они позволяют активизировать познавательные способности учащихся, учат их применять знания, полученные на уроках, в жизни.
Кроссенс
В последние годы в задания ЕГЭ, а также в олимпиадные задания включают вопросы с иллюстрациями. Часто такие задания вызывают затруднения у ребят, так как учебники не всегда достаточно снабжены иллюстративным материалом, а даже если он и есть, то не всегда ученики обращают на него внимание. Методика составления и объяснения кроссенсов как раз и направлена на восполнение этого пробела.
Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов». Придумали его соавторы журнала «Наука и жизнь» – писатель, педагог, математик Сергей Федин и доктор технических наук, художник и философ Владимир Бусленко. Методика составления кроссенса впервые опубликована в журнале «Наука и жизнь» в 2002 году.
Кроссенс представляет собой таблицу из девяти картинок на самые разные темы. Чтобы разгадать кроссенс, нужно найти ассоциативную связь между картинками. Тематический предметный кроссенс требует знания материала, широкого кругозора,ассоциативного мышления и сообразительности. Поскольку в этом задании велика роль субъективного восприятия образов и изображений, то возможны свои варианты связей, при условии, что ученик обоснует свою версию.
СЛАЙД
кроссенс «Карбонат кальция: многоликий в природе, незаменимый в практической деятельности человека»
9 – все тот же мел; учитель: каждый день, начало, классная работа, позитив
Применение кроссенса отражает глубину понимания учеником заданной темы, способствует развитию логического и образного мышления, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения.
СЛАЙД Новогодний кроссенс-пожелание (шутка)
1 – год петуха
2 – полная семья
3 – ваш цыпленок – воплощение активности и жизнерадостности
4 – ваш петух – мачо
5 – на других «уток» не заглядывается
6 – пусть жизнь вас удивляет
7 – подбрасывает вам золотые яйца
8 – не бойтесь раскрашивать свою жизнь
9 – пусть она будет яркой и сверкающей
СЛАЙД заключительный
Блиц-опрос
Автор атомно-молекулярного учения
Древние алхимики стремились найти
Цвет лакмуса в щелочной среде
Знаменитый пляж Бразилии
Влажные экваториальные леса Амазонской низменности
«Желтое море песка»
Низкорослые жители бассейна Конго, умелые охотники
Период кайнозойской эры, в котором происходила эволюция человека
Первые современные люди
Аппендикс у человека с позиции эволюции
Блиц-опрос
Автор атомно-молекулярного учения
Древние алхимики стремились найти
Цвет лакмуса в щелочной среде
Знаменитый пляж Бразилии
Влажные экваториальные леса Амазонской низменности
«Желтое море песка»
Низкорослые жители бассейна Конго, умелые охотники
Период кайнозойской эры, в котором происходила эволюция человека
Первые современные люди
Аппендикс у человека с позиции эволюции
Блиц-опрос
Автор атомно-молекулярного учения
Древние алхимики стремились найти
Цвет лакмуса в щелочной среде
Знаменитый пляж Бразилии
Влажные экваториальные леса Амазонской низменности
«Желтое море песка»
Низкорослые жители бассейна Конго, умелые охотники
Период кайнозойской эры, в котором происходила эволюция человека
Первые современные люди
Аппендикс у человека с позиции эволюции
Блиц-опрос
Автор атомно-молекулярного учения
Древние алхимики стремились найти
Цвет лакмуса в щелочной среде
Знаменитый пляж Бразилии
Влажные экваториальные леса Амазонской низменности
«Желтое море песка»
Низкорослые жители бассейна Конго, умелые охотники
Период кайнозойской эры, в котором происходила эволюция человека