Применяемые педагогические технологии и приемы. Поиск новых активных форм обучения на уроках математики и информатики.
Применяемые педагогические технологии и приемы. Поиск новых активных форм обучения на уроках математики и информатики.
Компьютеризация», «информатизация образования», «информационные технологии обучения» — эти термины сегодня, пожалуй самые употребляемые среди педагогов. В своей педагогической практике наряду с традиционными, я использую информационные технологии обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной деятельности для каждого учащегося, стремлюсь вдохновлять учеников на удовлетворение их познавательного интереса, поэтому главной своей задачей считаю создание условий для формирования мотивации учащихся, развитие их способностей, повышение эффективности обучения.
Информационные технологии подразделяются:
1. Универсальные (текстовый редактор, табличный процессор, компьютерные презентации)
2. Специальные (электронные учебники, энциклопедии, тренажеры)
3. Интернет (виртуальные лаборатории, дистанционное обучение, виртуальные экскурсии)
Компьютер позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учебе — неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применяемые педагогические технологии и приемы. Поиск новых активных форм обучения на уроках математики и информатики. »
Обобщение педагогического опыта учителя информатики и математики Адамовский сельскохозяйственный техникум, высшая квалификационная категория
Тема: Применяемые педагогические технологии и приемы. Поиск новых активных форм обучения на уроках математики и информатики.
Компьютеризация», «информатизация образования», «информационные технологии обучения» — эти термины сегодня, пожалуй самые употребляемые среди педагогов. В своей педагогической практике наряду с традиционными, я использую информационные технологии обучения с целью создания условий выбора индивидуальной образовательной деятельности для каждого учащегося, стремлюсь вдохновлять учеников на удовлетворение их познавательного интереса, поэтому главной своей задачей считаю создание условий для формирования мотивации учащихся, развитие их способностей, повышение эффективности обучения.
Информационные технологии подразделяются:
1. Универсальные (текстовый редактор, табличный процессор, компьютерные презентации)
2. Специальные (электронные учебники, энциклопедии, тренажеры)
3. Интернет (виртуальные лаборатории, дистанционное обучение, виртуальные экскурсии)
Компьютер позволяет в значительной степени устранить одну из важных причин отрицательного отношения к учебе — неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение любой учебной задачи до конца, поскольку ему оказывается необходимая помощь или полностью объясняется решение. Также компьютер может влиять на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность оценить свои способности, проявить оригинальность, предлагать любые варианты решения без риска получить за это неудовлетворительную оценку. Использование информационных технологий повышает мотивацию обучения, в частности, обучения математике, тем самым педагогические воздействия становятся менее авторитарными, более демократичными. Компьютерные технологии отличаются направленностью на личность школьника. В их основе отсутствует принуждение, оно заменяется уважением к самостоятельности учащегося. Использование информационных технологий позволяет достичь свободы творчества участников педагогического процесса: ученика и учителя. Педагог учит, воспитывает, но и стимулирует ученика к развитию его задатков, развивает потребность к самостоятельной работе.
В своей работе я придерживаюсь того мнения, что ИТ занимают активную роль, т. е. стимулируют создание новых форм обучения , так как считаю что именно здесь:
· создаются условия для самостоятельной проработки учебного материала;
· возможность работы с математическими и программными моделями изучаемых объектов;
· возможность поиска информации и более удобного доступа к ней, представление в мультимедийной форме информационных материалов;
· возможность автоматизированного контроля и более объективное оценивание знаний и умений учащихся.
Эффективность использования того или иного развивающего активного метода во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства; демократическим стилем обучения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми, знанием реальных возможностей учащихся. Также следует отметить необходимость системности в использовании активных форм, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, уменьшения различных видов учительской помощи.
Особое внимание следует уделить отработке понятий. Для более глубокого понимания и лучшего запоминания учащиеся получают задание изобразить понятие графически и подобрать ассоциирующиеся слова. При использовании подобного задания на этапе проверки знаний, изображения и ассоциации представляются остальным группам без называния понятия, что позволяет быстро и объективно отследить степень понимания и усвоения терминологического аппарата. Выбор вида нетрадиционного урока обусловлен уровнем мотивации к учению и уровнем познавательных возможностей учащихся. В классах с низким уровнем мотивации лучше всего проводить уроки следующих видов: ролевая игра, путешествие, экскурсия, интегрированный урок, взаимообучение. Их целью является формирование у школьников мотивации к изучению предмета, а также развитие творческого потенциала детей. Основным способом проявления активности ученика является развитие его мышления, прежде всего, критического и творческого и увеличение количества элементов самостоятельного поиска и решения учебных задач.
Как вариант возможно применение не всей игры в целом, а игровых приемов. Они могут занимать как весь урок, так и часть его. Проведение игрового урока не всегда возможно по разным причинам и не в последнюю очередь из-за малого количества учебных часов, отведённых на предмет, а элементы игры удобно использовать на практически любом уроке. Например, «Цепочка»: ученики по очереди задают вопросы друг другу, вовлекая весь класс в составление вопросов и ответов. «Верю — не верю»: учителем называются утверждения, ученики должны выразить согласие или несогласие (вставанием, поднятием руки и т.д.).
Урок — это основная форма организации обучения. Поэтому он должен быть продуман во всех деталях, чтобы они следовали одна за другой, чтобы учащиеся понимали, почему, что и зачем они делают на уроке. Использование ИТ на уроках математики — это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Хочу сразу сказать, что ИТ могут применяться на уроках математики различных типов, а также на различных этапах урока, хотя невозможно каждый урок математики проводить с использованием ИТ. На этапе подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала в качестве одного из способов повышения познавательного интереса у учащихся я использую Интернет-ресурсы. С учетом того, что домашние задания по предметам увеличиваются и усложняются, ставится вопрос о разгрузке школьников. Как вариант, предлагаю интегрированное домашнее задание. Таким образом, мы не только разгружаем ребенка, но демонстрируем ему наличие межпредметных связей, формируем информационную компетентность (умение работать с различными источниками информации). В своей практике я использую «Электронное домашнее задание». Электронное домашнее задание — это компьютерное упражнение, выполненное на электронном носителе. Его не обязательно выполнять дома, можно использовать школьный кабинет информатики. Домашнее задание я разбиваю по уровням сложности. Причем сами учащиеся выбирают уровень сложности. Для создания своей методической копилки, которой пользуются и ученики при подготовке к урокам я использую электронное домашнее задание с нахождением информации в Интернете. Этот вид домашнего задания позволяет мне достичь таких результатов как:
· Выявление факта выполнения домашнего задания за короткий промежуток времени, устранение типичных ошибок;
· Формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще.
При проведении уроков математики я использую мультимедийные презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, между учителем и учеником существует посредник — компьютер, что способствует их эффективному взаимодействию. Урок-презентация тоже обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).
На этапе обобщения материала в 11 классе на уроке геометрии при изучении темы «Многогранники » я предлагаю учащимся во время урока выполнить такое задание: Выбрать полюбившийся многоугольник, оформить иллюстративно презентацию. В нее должны войти такие материалы: чертеж, развертка, формулы, подобрать задачи, исторический материал, составить вопросы к зачету). На этом этапе учащийся должен показать знания по конкретной теме, поэтому учителем в постановке задачи должны быть упомянуты сайты, рекомендованные для выполнения этого задания, те Интернет-ресурсы которые достоверны и интересны. Желательно при постановке задачи, связанной с использованием ИТ первоначально самому учителю, хотя бы эскизно выполнить эту работу. В результате можно увидеть все критерии оценки работы и трудоемкость ее выполнения, а также трудности предстоящие перед учеником. При закреплении материала можно предложить учащимся создать проект — компьютерную презентацию.
При изучении новой темы я провожу урок-лекцию с применением мультимедийной презентации. Это позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайдов позволяет сконцентрировать визуальное внимание на особо значимых моментах учебной работы. Многослайдовые презентации эффективны на любом уроке вследствие значительной экономии времени, возможности демонстрации большого объема информации, наглядности и эстетичности. Для этого достаточно иметь один компьютер и мультимедийный проектор. Такие уроки вызывают познавательный интерес у учащихся к предмету, что способствует более глубокому и прочному овладению изучаемого материала, повышает творческие способности школьников. Можно использовать презентацию для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса. При проверке домашнего задания обычно очень много времени уходит на воспроизведение чертежей на доске, объяснение тех фрагментов, которые вызвали затруднения. Я использую презентацию для устных упражнений. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять в старших классах на уроках геометрии. Можно предложить учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи, повторить демонстрацию некоторых фрагментов построений, организовать устное решение сложных по содержанию и формулировке задач. Презентации удобно использовать и во внеклассной работе при проведении различных конкурсов, игр. Это и демонстрация портретов математиков, и рассказ об их открытиях, и иллюстрация практического применения теорем в жизни.
Таким образом, применение активных форм организации обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника школы.