kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Причины неуспеваемости школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок не справляется с учебной нагрузкой. Ситуация более чем распространенная. Родители наказывают, учителя проводят дополнительные занятия. Но с этого ли надо начинать? Школьная неуспеваемость доставляет много страданий родителям и учителям и когда ребенок переживает из-за плохих отметок, и в тех случаях, когда он уже перестает переживать.

Но каковы причины неуспеваемости?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Причины неуспеваемости школьников"»

ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ

Ребенок не справляется с учебной нагрузкой. Ситуация более чем распространенная. Родители наказывают, учителя проводят дополнительные занятия. Но с этого ли надо начинать? Школьная неуспеваемость доставляет много страданий родителям и учителям, когда ребенок переживает из-за плохих отметок, даже в тех случаях, когда он уже перестает переживать.  Но каковы причины неуспеваемости?  Причины школьной неуспеваемости:

Ребенок не справляется с учебной нагрузкой. Ситуация более чем распространенная. Родители наказывают, учителя проводят дополнительные занятия. Но с этого ли надо начинать?

Школьная неуспеваемость доставляет много страданий родителям и учителям, когда ребенок переживает из-за плохих отметок, даже в тех случаях, когда он уже перестает переживать.

Но каковы причины неуспеваемости?

Причины школьной неуспеваемости:

  • Социальные причины неуспеваемости.
  • Психологические причины.
  • Физиологические причины неуспеваемости.
1. Социальные причины неуспеваемости:

1. Социальные причины неуспеваемости:

  • Семья
  • Неблагополучная социальная среда
  • Учителя
Семья
  • Семья

Неуспеваемость в большинстве случаев начинается с того, что ребенок приходит в школу неподготовленным, с несформированными навыками и предпосылками учебной деятельности.

Часто причиной неуспеваемости являются неблагоприятные условия жизни и сложные жизненные ситуации в семье, отсутствие контроля и помощи в учебе со стороны взрослых, конфликты в семье между родителями, отсутствие режима, рождение еще одного ребенка в семье, трудности самоопределения.

Большое значение имеет стиль семейного воспитания, признаваемый в той или иной семье ценность образования . Он влияет на успешность ребенка в начальной школе. Высокой успеваемости способствует постоянное стремление родителей к систематическим занятиям с ребенком, общение с ним, совместное проведение досуга. Когда родители видят в своем ребенке «маленького неудачника», дети всегда чувствуют к себе неприязнь (отвержение) со стороны родителей и успеваемость - низкая. Для успешного обучения детям необходимы эмоциональное принятие, высокий уровень родительских требований и запретов, отсутствие в семье конфликтов по поводу воспитания ребенка. Когда отношения в семье теплеют – ребенок начинает хорошо учиться.

2. Неблагополучная социальная среда  Наркотики, алкоголь, секты, националистические или фанатские группировки... Здесь, как говорится, уже не до учебы. Профилактика влияния неблагополучной социальной среды заключается в повышении информированности учителей, родителей и самих учащихся, в более строгом разделении обязанностей между всеми заинтересованными и облеченными властью лицами (представителями государственных структур, благотворительных организаций, медико-психолого-педагогических центров).

2. Неблагополучная социальная среда

Наркотики, алкоголь, секты, националистические или фанатские группировки... Здесь, как говорится, уже не до учебы. Профилактика влияния неблагополучной социальной среды заключается в повышении информированности учителей, родителей и самих учащихся, в более строгом разделении обязанностей между всеми заинтересованными и облеченными властью лицами (представителями государственных структур, благотворительных организаций, медико-психолого-педагогических центров).

3. Учителя Причиной неуспеваемости бывает и незакрытый пробел в образовании. Такие пробелы порой нелегко выявить, а сами школьники редко проявляют активность и стремятся уточнять непонятные им моменты в объяснениях учителя. При этом обнаружить и заполнить пробел в собственных знаниях самостоятельно им тоже не удается. Тревожным сигналом для учителя является появление плохих оценок. В своевременном и адекватном реагировании на эти сигналы заключается в работе с неуспевающими. Ее успешность определяется не только профессиональными знаниями, но и такими личностными качествами, как проницательность, эмпатия, толерантность. Многое зависит от отношения учителя к неуспевающему ученику.  

3. Учителя

Причиной неуспеваемости бывает и незакрытый пробел в образовании. Такие пробелы порой нелегко выявить, а сами школьники редко проявляют активность и стремятся уточнять непонятные им моменты в объяснениях учителя. При этом обнаружить и заполнить пробел в собственных знаниях самостоятельно им тоже не удается. Тревожным сигналом для учителя является появление плохих оценок. В своевременном и адекватном реагировании на эти сигналы заключается в работе с неуспевающими. Ее успешность определяется не только профессиональными знаниями, но и такими личностными качествами, как проницательность, эмпатия, толерантность. Многое зависит от отношения учителя к неуспевающему ученику.

 

3. Психологические причины. Школьная неуспеваемость может быть вызвана различными причинами. Неуспевающему ученику просто необходимо помочь, но эта помощь может оказаться эффективной только при условии знания психологических причин неуспеваемости. В основе какой-либо трудности в учебной деятельности могут лежать разные психологические причины, но одна и та же причина может иметь различные внешние проявления. Например, ученик может быть невнимателен по причине несформированности процессов внимания и вследствие недостаточной нагрузки на мыслительную деятельность, а также из-за отсутствия интереса к учению, наличия личных проблем, трудностей мыслительных процессов. К психологическим причинам неуспеваемости относят свойства самого ученика, его способности, мотивы, интересы. На обучение влияют несколько сфер: ♦ Познавательная; ♦ Мотивационная; ♦ Эмоционально-волевая.

3. Психологические причины.

Школьная неуспеваемость может быть вызвана различными причинами. Неуспевающему ученику просто необходимо помочь, но эта помощь может оказаться эффективной только при условии знания психологических причин неуспеваемости. В основе какой-либо трудности в учебной деятельности могут лежать разные психологические причины, но одна и та же причина может иметь различные внешние проявления. Например, ученик может быть невнимателен по причине несформированности процессов внимания и вследствие недостаточной нагрузки на мыслительную деятельность, а также из-за отсутствия интереса к учению, наличия личных проблем, трудностей мыслительных процессов.

К психологическим причинам неуспеваемости относят свойства самого ученика, его способности, мотивы, интересы. На обучение влияют несколько сфер:

♦ Познавательная;

♦ Мотивационная;

♦ Эмоционально-волевая.

1. Познавательная

Для овладения предметом необходимо формировать определенные качества познавательных процессов. При изучении русского языка надо развивать зрительную и двигательную память, точность запоминания. Ребенок должен владеть операциями анализа и обобщения. При изучении математики важно умение прогнозировать, точность запоминания, умение анализировать материал, делать умозаключения. Для освоения предметов учащиеся должны обладать высоким уровнем развития памяти, так как память – важнейший познавательный процесс, который лежит в основе обучения. Но частое заучивание методом повторения, не всегда бывает эффективным. В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания, поэтому именно в этот период необходимо знакомить детей с приемами запоминания: методика 10 слов, пиктограммы, ассоциации. Причиной трудностей при освоении учебной программы может стать недостаточный уровень развития внимания. У детей с особыми образовательными потребностями произвольное внимание развито слабо, неустойчиво, объём внимания невелик, дети могут заниматься одним и тем же делом 10-20 мин., эти особенности надо учитывать для того, чтобы не спровоцировать эмоциональный срыв.

2. Мотивационная Часто учителя и родители, глядя на очередную двойку в дневнике, говорят: «У ребенка нет мотивации к учебе!». Но что же послужило источником снижения мотивации? Учителю необходимо иметь представление о динамике учебной мотивации на протяжении всего процесса обучения. Важно учитывать и роль педагогического фактора в ослаблении познавательной потребности школьников. Например, усвоение готовых знаний порой бывает скучным. Учителю приходится прилагать большие усилия, чтобы увлечь учеников своим предметом, найти точки соприкосновения между интересами современных детей и программным материалом. Иначе возникает порочный круг: скука на уроках приводит к пробелам в знаниях, что может закончиться конфликтом с учителем, и на смену скуке придет сознательное отрицание необходимости изучения предмета.

2. Мотивационная

Часто учителя и родители, глядя на очередную двойку в дневнике, говорят: «У ребенка нет мотивации к учебе!». Но что же послужило источником снижения мотивации? Учителю необходимо иметь представление о динамике учебной мотивации на протяжении всего процесса обучения. Важно учитывать и роль педагогического фактора в ослаблении познавательной потребности школьников. Например, усвоение готовых знаний порой бывает скучным. Учителю приходится прилагать большие усилия, чтобы увлечь учеников своим предметом, найти точки соприкосновения между интересами современных детей и программным материалом. Иначе возникает порочный круг: скука на уроках приводит к пробелам в знаниях, что может закончиться конфликтом с учителем, и на смену скуке придет сознательное отрицание необходимости изучения предмета.

3. Эмоционально-волевая Учет личностных особенностей школьника необходим при выявлении причин неуспеваемости и определении способов борьбы с ней. Некоторые ученики не придают особого значения случайной двойке и без труда исправляют ее, другие же плохую оценку воспринимают как свидетельство своего провала. Они нередко отождествляют утверждения: «Я не смог решить эту задачу» и «У меня никогда ничего не получится». Повышенный уровень тревожности, неадекватная самооценка, психологические защитные механизмы неуспевающего школьника – всё это не только влияет на оценки, но и определяет его отношение к данной проблеме и возможности ее преодоления.

3. Эмоционально-волевая

Учет личностных особенностей школьника необходим при выявлении причин неуспеваемости и определении способов борьбы с ней. Некоторые ученики не придают особого значения случайной двойке и без труда исправляют ее, другие же плохую оценку воспринимают как свидетельство своего провала. Они нередко отождествляют утверждения: «Я не смог решить эту задачу» и «У меня никогда ничего не получится». Повышенный уровень тревожности, неадекватная самооценка, психологические защитные механизмы неуспевающего школьника – всё это не только влияет на оценки, но и определяет его отношение к данной проблеме и возможности ее преодоления.

3. Физиологические причины неуспеваемости

3. Физиологические причины неуспеваемости

  • Леворукость
  • Астенический синдром
  • Психоорганический синдром

1. Леворукость .

Это не отклонение в состоянии здоровья, а лишь ещё один нормальный вариант развития, проявление индивидуальности в пределах нормы. Леворукому ребенку не очень удобно в праворуком мире. Но основные трудности, как правило, начинаются в школе. Почти 90 % людей имеют ведущую правую руку и лишь около 10 % - левую или одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой. У леворуких и праворуких различная организация мозга, и, следовательно, выбор ведущей руки для любого вида деятельности очень непрост. Леворукие дети отличаются повышенной эмоциональностью, процессы торможения у них ослаблены, таких детей желательно вовлекать в подвижные игры , давать различные поручения, требующие частого переключения внимания. Следует помнить, что, переучивая ребенка, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга. В июне 1985 г. состоялся Первый Всесоюзный семинар «Охрана здоровья леворуких детей», на котором были приняты следующие решения: отказаться от переучивания леворуких детей.

Если леворукий ребенок был переучен в дошкольном возрасте, то категорически противопоказано "двойное" переучивание.

2. Астенический синдром.

Причиной является физическое здоровье ребенка. Многие болезни, которыми раньше болели в основном взрослые, все чаще встречаются у детей. Часто болеющие, ослабленные дети эмоциональны, впечатлительны. Они привязаны к матери, стараются избегать контакта с людьми, вплоть до отказа от общения. В школе они выглядят младше своего возраста, отличается возбудимостью, капризностью, быстрой утомляемостью, плаксивостью и имеют инфантильные особенности психики: несамостоятельность, пугливость, робость, чрезвычайная зависимость от взрослых.

Некоторые родители чрезмерно опекают ослабленных детей, ограничивают их контакты с людьми. В результате ребенок придя в школьный коллектив, не умеет общаться со сверстниками. Это общение для него становится дополнительной психологической нагрузкой, усиливающей утомление, которое наступает быстрее, чем у здоровых детей. Это переутомление приводит к формированию Астенического синдрома.

Астенический синдром - это состояния нервно-психической слабости, быстрой истощаемости, утомления от любой деятельности, неспособности к длительному напряжению. У ребенка повышается чувствительность к внешним раздражителям (громкие звуки, яркий свет), он становится плаксивым, нетерпеливым, появляются головные боли, ухудшаются внимание и память.

3. Психоорганический синдром. Трудности в обучении и нарушения поведения могут быть следствием так называемого психоорганического синдрома. Психоорганический синдром – это комплекс нарушений интеллекта, эмоционально-волевой сферы и поведения, возникающей вследствие органического поражения мозга. Психоорганический синдром – это минимальная мозговая дисфункция. Причины: осложнения во время беременности матери, её заболевания, профессиональные вредности, интоксикации, неблагоприятное течение родов, родовые травмы, тяжелые заболевания, перенесенные в раннем возрасте, травмы головного мозга. Проявляется в школьном возрасте в виде импульсивности, эмоциональной несдержанности, слабого чувства ситуации, недостаточной критичности. Наступают нарушения познавательных процессов: внимания, памяти, мышления. В младшем возрасте распространенными являются нарушения формирования школьных навыков:

3. Психоорганический синдром.

Трудности в обучении и нарушения поведения могут быть следствием так называемого психоорганического синдрома.

Психоорганический синдром – это комплекс нарушений интеллекта, эмоционально-волевой сферы и поведения, возникающей вследствие органического поражения мозга. Психоорганический синдром – это минимальная мозговая дисфункция.

Причины: осложнения во время беременности матери, её заболевания, профессиональные вредности, интоксикации, неблагоприятное течение родов, родовые травмы, тяжелые заболевания, перенесенные в раннем возрасте, травмы головного мозга.

Проявляется в школьном возрасте в виде импульсивности, эмоциональной несдержанности, слабого чувства ситуации, недостаточной критичности.

Наступают нарушения познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.

В младшем возрасте распространенными являются нарушения формирования школьных навыков:

  • Дискалькулия (нарушения счета)
  • Дисграфия (нарушения письменной речи)
  • Дислексия (нарушения чтения)
  • Дискалькулия (нарушения счета) Дети допускают ошибки в назывании чисел, в запоминании порядка следования чисел без понимания их значений, затрудняются с определением места числа среди остальных чисел, бывает недостаточное знание математической терминологии, сложности в разложении числа на слагаемые, невозможность распределить числа по закономерности больше-меньше, ошибки в написании чисел, выполнение только элементарных арифметических операций, причём исключительно путём ручного счёта, мыслительные процессы предельно конкретны, задачи воспринимаются только при наличии предметного условия, затруднения при выполнении последовательных арифметических действий, значительные сложности или полная невозможность выполнения действий со сложными числами.
  • Дисграфия (нарушения письменной речи) При дисграфии дети допускают специфические ошибки: Заменяют буквы на буквы, сходные по звучанию или по начертанию, искажают буквы, пропускают, недописывают, заменяют гласные, расщепляют йотированные гласные «живёт» – «живеот», наблюдается зеркальное отображение букв. Ребенок сам часто не может прочитать, что он написал. При дисграфии часто плохой почерк – буквы корявые, не удерживаются в строке, нажим неравномерный.
  • Дислексия (нарушения чтения) Обучение чтению при дислексии идет медленно: выучив буквы, ребенок долго не может освоить слогослияние, не может перейти к слиянию слогов в слово, сам процесс чтения вызывает психическое и физическое напряжение, он быстро устает.

Коррекционная работа по нескольким направлениям:

  • Коррекция мелкой моторики руки с использованием массажа пальцев, штриховок, работа в пластилином.
  • Устранение двуязычия в семье.
  • Расширение словарного запаса. («Поле чудес»)
  • Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
  • Развитие связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа: подробному, выборочному, краткому, составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по плану.
  • Необходимо совершенствовать пространственно-временные ориентировки на себе, на листе бумаги, развивать способность к запоминанию различных движений (кулак-ребро-ладонь), рядоговорение (времена года, дни недели).
  • Развитие тактильных ощущений – «письмо» на спине, на руке, в воздухе.

Коррекция трудностей и помощь детям с мозговыми нарушениями должна быть комплексной и включать в себя как психолого-педагогическую, логопедическую, так и медицинскую поддержку врача психоневролога. Медикаментозная терапия поможет повысить общий тон и работоспособность ребенка, нормализовать сон, снизить уровень тревоги, улучшить внимание и память.

Правила работы со слабоуспевающими учащимися:

Правила работы со слабоуспевающими учащимися:

  • Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
  • Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
  • Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
  • Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
  • Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и словами «отлично», «молодец», «умница» и т.д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться.
  • Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь сам он очень болезненно к ним относится.
  • Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
  • Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Правила работы с инертными учениками :

Правила работы с инертными учениками :

  • Не требовать от них немедленного включения в работу – их активность в выполнении нового вида заданий возрастет постепенно.
  • Следует помнить, что инертные ученики не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в такой ситуации.
  • Не нужно требовать от инертных учеников быстрого изменения неудачных формулировок, им необходимо время на обдумывание нового ответа, они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизации.
  • Не следует проводить их опрос в начале урока, так как они с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации.
  • Нужно избегать ситуации, когда от инертного ученика требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос, инертным ученикам необходимо предоставлять время на обдумывание вопроса и подготовку к ответу на него.
  • Во время выполнения задания не следует их отвлекать, переключать внимание на что-нибудь другое.
  • Нежелательно заставлять инертного ученика отвечать на вопросы по новому, только что пройденному материалу, следует отложить их до следующего раза, дав возможность позаниматься дома.
Спасибо  за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Причины неуспеваемости школьников"

Автор: Шараева Герел Викторовна

Дата: 21.11.2016

Номер свидетельства: 361132

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Семинар "Причины неуспеваемости школьников""
    ["seo_title"] => string(47) "sieminar_prichiny_nieuspievaiemosti_shkol_nikov"
    ["file_id"] => string(6) "352248"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477416153"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Изучение причин  неуспеваемости и пути их преодоления."
    ["seo_title"] => string(63) "izuchieniie-prichin-nieuspievaiemosti-i-puti-ikh-prieodolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "250952"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447164881"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Доклад на тему: "Причины и пути преодоления неуспеваемости учащихся" "
    ["seo_title"] => string(79) "doklad-na-tiemu-prichiny-i-puti-prieodolieniia-nieuspievaiemosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "203741"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429539077"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ  ШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(58) "psikhologichieskiie-aspiekty-nieuspievaiemosti-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "244968"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446039078"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Борьба с неуспеваемостью "
    ["seo_title"] => string(28) "bor-ba-s-nieuspievaiemost-iu"
    ["file_id"] => string(6) "217930"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433522111"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства