Познавательная активность учащихся на уроках физики с помощью презентаций и игрового момента
Познавательная активность учащихся на уроках физики с помощью презентаций и игрового момента
Познавательная активность учащихся
на уроках физики с помощью презентаций и игрового момента
Большинство учителей-предметников внедряют в свою работу различные информационные технологии, которые позволяют значительно повысить качество обучения, но не автоматически, а только в том случае, если каждый учитель сам овладеет «компьютерной грамотностью», и способен выяснить, какие методические задачи решают предлагаемые средства программного обеспечения и как их использовать с наибольшей результативностью в конкретных условиях. Можно выделить несколько причин компьютеризации:
- эффективный поиск, обработка, сохранение информации и корректирование её по мере необходимости;
- универсальность компьютера (заменяет телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты, калькулятор);
- позволяет моделировать изучаемые объекты и процессы в исследовательской деятельности.
Заинтересовавшимся ребятам можно предложить подготовить творческую работу «Физика в природе» по следующим направлениям:
— народные приметы о погоде,
— народные приметы в картинках,
— пословицы и поговорки,
— загадки,
— физика и поэзия,
— занимательные задачи,
— задачи по загадкам.
Работа выполняется в течение четверти.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Познавательная активность учащихся на уроках физики с помощью презентаций и игрового момента »
Статья учителя физики
Шаронова Селена Михайловна
МБОУ СОШ №55
Тольятти Самарская область
Познавательная активность учащихся
на уроках физики с помощью презентаций и игрового момента
Большинство учителей-предметников внедряют в свою работу различные информационные технологии, которые позволяют значительно повысить качество обучения, но не автоматически, а только в том случае, если каждый учитель сам овладеет «компьютерной грамотностью», и способен выяснить, какие методические задачи решают предлагаемые средства программного обеспечения и как их использовать с наибольшей результативностью в конкретных условиях. Можно выделить несколько причин компьютеризации:
- эффективный поиск, обработка, сохранение информации и корректирование её по мере необходимости;
- универсальность компьютера (заменяет телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты, калькулятор);
- позволяет моделировать изучаемые объекты и процессы в исследовательской деятельности.
Информационные технологии можно применять по нескольким направлениям:
-использование созданных презентаций на всех этапах урока и внеклассных мероприятий: повторение, закрепление, контроль знаний;
-работа с готовыми программами: обучающими и контролирующими, тренажёрами;
Педагоги находятся в творческом поиске возможностей использования мультимедийных установок на уроке и внеклассной деятельности, но пока этот поиск находится в стадии апробации, нуждается в совершенствовании мастерства педагога для соответствия его требованиям интерактивного обучения и характеристикам информационно-коммуникативной технологии. Однако уже сейчас есть первые находки в педагогической практике, которые привели к определённым выводам.
На уроках физики есть возможность и необходимость использования мультимедийной установки.
Использование презентаций Microsoft PowerPoint способствует познавательной активности школьников, положительной мотивации учебной деятельности, изменению отношения к уроку физики и учебному предмету, повышению эффективности образовательного процесса и качества образования на уроках. Систематичность использования мультимедийной установки свидетельствует о профессиональной компетентности педагога и его стремлении внедрять современные образовательные технологии.
Презентация на уроках является для школьников и учителей нетрадиционной формой, вызывает повышенный интерес и способствует активизации познавательной деятельности. Может использоваться при изучении нового материала, при закреплении пройденного, при повторении, практическом применении полученных знаний, при обобщении и систематизации знаний.
Использование мультимедийных технологий позволяет конкретизировать материал, создавать наглядные достоверные образы, формировать более целостные представления о физических явлениях и законах. Благодаря использованию возможностей ИКТ (информационно-коммуникационные технологий) формируется познавательный интерес, возникает также яркий эмоциональный образ, личностное отношение к изучаемому материалу, снимается конфликт между традиционными и новыми источниками информации.
Презентация Microsoft PowerPoint даёт широкие возможности для повышения эффективности образовательного процесса:
- обеспечивает комплексность средств обучения на уроках;
- позволяет чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой, учебником, тетрадью, с информацией на экране;
- способствует повышению внимания и росту активности младшего школьника на уроке:
- снижает утомляемость;
- делает уроки более яркими, запоминающимися, динамичными.
Следует также отметить, что применение мультимедийных технологий хорошо сочетается с технологией развивающего обучения, проблемным эвристическим обучением и дифференцированным обучением. Также при современном уровне развития информационного пространства применение мультимедийных технологий дает хорошие результаты как личностно-ориентированное обучение.
Развивающее обучение предполагает развитие личности, теоретического мышления ребенка для чего необходима работа с различными источниками информации, решение учебных задач повышенного уровня трудности. Применение компьютерной техники позволяет конструировать урок физики с учетом этих требований.
На уроках и внеклассных мероприятиях по предмету информационно-коммуникационные технологии позволяют активизировать внимание учащихся, способствуют формированию познавательного интереса к наукам естественного цикла, помогают моделировать физические процессы и явления.
Перечень видов учебных презентаций
№
Название
Описание
1.
Конспект урока
Подразумевает обязательное наличие основных визуальных составляющих традиционного урока: название, план, ключевые понятия, домашнее задание и т.д. Иллюстративный ряд играет, в данном случае, явно вспомогательную и незначительную роль. Довольно часто подобные уроки в содержательной (а иногда, и в иллюстративной части) ориентированы на базовый учебник. Данная форма презентации, как правило, охотнее воспринимается так называемыми традиционными учителями.
2.
Слайд-шоу
Подразумевает практически полное отсутствие текста и акцент на яркие, крупные изображения или коллажи. Может демонстрироваться в начале, в конце или в середине урока, ставя своей целью создание определенного эмоционального настроя. Как правило, сопровождается музыкальными фрагментами. Демонстрация слайд-шоу в течение всего урока представляется малоэффективной.
3.
«Только текст»
Вариант, противоположный по сути представления тому, что предлагалось в предыдущем пункте. Дидактический эффект достигается за счет смены типов используемых шрифтов, размера шрифта и цветовой гаммы. Также активно используются различные варианты подчеркиваний.
4.
Анимированные схемы
В этом варианте презентации особый упор сделан на различных графиках и схемах. Изобразительный ряд – минимален. Основная сфера применения – занятия повторительно-обобщающего характера.
5.
«Опорные сигналы»
Фактически данный подход является ИКТ – развитием идей В.Шаталова.
6
Заполняем таблицу
Вариант презентации, рекомендуемый при проведении занятий, связанных с систематизацией какого-либо материала. Это могут быть тематические, синхронистические, хронологические и прочие виды таблиц. Используя в качестве фонового рисунка изображение, характерное для изучаемой темы, учитель последовательно выводит на слайд незаполненную таблицу, частично заполненную таблицу (поэтапно) и, наконец, завершенный вариант. «Заполнение» таблицы происходит после соответствующего обсуждения в классе.
7.
Анализ
картины
Презентация, «героиней» которой является одна картина, плакат, изображение. В ходе урока учитель выделяет (и обсуждает с учащимися) какие-либо фрагменты этого изображения. Это могут быть и несколько картин.
8.
Тестирование
Вариант, который также может быть рекомендован при проведении повторительно-обобщающего урока. При помощи соответствующих гиперссылок, ответ учащихся сопровождается определенной реакцией.
9.
Рабочая
тетрадь
«Экранный вариант» рабочей тетради на печатной основе. «Заполнение» тетради (в т.ч. и «бегущей строкой») происходит после соответствующего обсуждения в классе.
10.
«Своя игра»
Вариант «игрового» проведения повторительно-обобщающего урока. Стартовый слайд визуально напоминает табло популярной телеигры. Именно со стартового слайда происходит переход на слайд с конкретным вопросом. Следующий элемент навигации – слайд с правильным, комментированным ответом.
Следует различать две стороны занимательности: возможности содержания самого предмета и определенные методические приемы учителя.
Требования, которые следует предъявлять к занимательному материалу, чтобы его использование на уроках и во внеурочное время, дало прочный обучающе-развивающий эффект, на мой взгляд, следующие:
1. Занимательный материал должен привлекать внимание учеников постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа. Он должен требовать напряженной деятельности воображения в сочетании с умением использовать полученные знания.
2. Занимательный материал должен быть не развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызывать познавательную активность учащихся, помогать им выяснять причинно-следственные связи между явлениями. В противном случае занимательность не приведет к развитию у школьников устойчивых познавательных интересов. Поэтому, привлекая на уроке занимательный материал, учителю следует ставить перед учениками вопросы: «Как?», «Почему?», «Отчего?».
3. Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития.
4. Желательно, чтобы дополнительный материал, выбираемый учителем для урока, соответствовал увлечениям учеников. Это, во-первых, позволяет учителю формировать интерес к физике через уже имеющийся интерес к другим предметам. Во-вторых, помогает сделать увлекательными повторительно-обобщающие уроки, на которых ученикам приводят примеры использования физических законов в интересующих их областях.
5. Занимательный материал на уроке должен не требовать большой затраты времени, быть ярким, эмоциональным моментом урока. Как показывает опыт, целесообразнее привести на уроке один-два наиболее характерных примера, чем перечислять несколько эффектных, но малозначащих фактов.
Место занимательности на уроке может быть различным. Обычно занимательность связана с элементами неожиданности, в ней привлекает новизна материала. Поэтому уместно использовать занимательность при создании проблемной ситуации. С этой целью можно использовать различные приемы. В частности, проведение занимательных опытов, сообщение учащимся фактов, поражающих своей неожиданностью, несоответствием прежним представлениям. Занимательность может быть использована при объяснении нового материала. Здесь ее применение неоднозначно. Учитель может прибегнуть к ней как к своеобразной разрядке для учащихся при объяснении большого по объему или трудного материала. Занимательность может служить эмоциональной основой для восприятия наиболее трудных вопросов изучаемого материала. Интерес учащихся вызывается умелое использование учителем произведений художественной литературы. Во многих из них можно найти немало ярких, легко запоминающихся рассказов о физических явлениях. Особенно интересно выбрать такие отрывки, где имеются физические ошибки, неточности.
Тогда перед учениками ставится задача: найти ошибку и правильно объяснить явление. С целью повышения интереса учащихся при решении количественных задач полезно предлагать школьникам самим составлять задачи, причем облечь каждую из них в интересную форму (стихотворение, детективного рассказа и т. п.). Очень нравятся школьникам экспериментальные задачи, сформулированные в занимательной форме. Занимательные приемы могут быть использованы учителем при закреплении знаний и даже при опросе. С этой целью интересно организовать на уроке игры с учащимися. Использование занимательности дает на уроке надежный эффект, если учитель правильно понимает занимательность как фактор, положительно влияющий на психические процессы, и ясно осознает цель использования занимательности в данный момент.
На уроках и во внеклассной работе необходимо использовать одно из направлений занимательности — «Физика в природе». Прививать интерес учащимся к физике надо начинать на раннем этапе ее изучения. Например, ученики 7 класса любознательны и непосредственны. Важно поддержать их интерес к новому, увлечь физикой. При изучении в 7 классе I главы «Физика — наука о природе» ученикам с первых страниц учебника становится понятно, как велика роль физики в познании и объяснении явлений природы.
Заинтересовавшимся ребятам можно предложить подготовить творческую работу «Физика в природе» по следующим направлениям:
— народные приметы о погоде,
— народные приметы в картинках,
— пословицы и поговорки,
— загадки,
— физика и поэзия,
— занимательные задачи,
— задачи по загадкам.
Работа выполняется в течение четверти.
Предполагаемый результат: материал творческой работы можно использовать при проведении внеклассных мероприятий, при создании проблемной ситуации на уроке, при проведении повторительно-обобщающих уроков.
Большой, сложный и разнообразный материал физики может быть сознательно усвоен учащимися только в том случае, если изучение физики происходит при активном участии самих учащихся, если широко развита их самостоятельная работа. Мы должны давать учащимся знания не в готовом виде, а формировать систему знаний в процессе их активной работы, добиваясь глубокого, чёткого и правильного понимания природы физических явлений. Только при наличии активной самостоятельной работы учащихся мы воспитаем инициативных, умелых, энергичных людей. И в физике, несмотря на первенствующую роль эксперимента, большое значение имеет самостоятельная работа учащихся с учебником и вообще с книгой. Развитие активности учащихся теснейшим образом связано с интересом, который возбуждают в учащихся как содержание физики, так и способы его подачи и обработки. Таким образом, забота учителя физики должна быть направлена на то, чтобы преподавание физики вызывало у учащихся живой, неослабевающий интерес, привлекало их внимание. Игра — один из видов эффективной познавательной деятельности, с характерным удовольствием от ее выполнения, ощущением проявления своих духовных сил. Как утверждал Луи де Броль, игры имеют много общего с работой ученого: сначала трудность, которую нужно преодолеть, а затем — радость открытия и ощущение преодоленного. Игра позволяет в яркой и увлекательной форме расширить и углубить знания, полученные на уроках, показать их использование на практике, помогает войти в мир научных и технических идей, раздвинуть границы учебника, побуждает как можно больше узнать, понять. По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
развлекательную(это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную:освоение диалектики общения;
самореализациив игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическую:преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую:выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
функцию коррекции:внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
межнациональной коммуникации:усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
социализации:включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Приемы активизации познавательной деятельности учащихся способствуют развитию метапредметных УУД. В зависимости от контекста урока один и тот же прием может способствовать развитию разных УУД:
- дискуссия, доклад, реферат, рецензии, составление плана доклада;
- решение шуточных задач с физическим содержанием;
- решение олимпиадных задач;
- конструирование моделей и приборов;
- виртуальное моделирование;
- исследовательские работы
- работа с учебной картой урока, с инструкцией;
- «Физическое лото»;
- творческие работы
- работа с научно-популярным или художественным текстом по проблемным вопросам
- лабораторные работы
- конструирование моделей и приборов;
- исследовательские работы
- дискуссия, доклад;
- «Вставь пропущенное слово», «Физическое лото»;
- работа с научно-популярным или художественным текстом по проблемным вопросам;
- лабораторные работы;
- фронтальные опыты;
- решение шуточных задач
- исследовательские работы;
- конструирование моделей и приборов;
- исследовательские работы.
Все перечисленные выше типы и виды уроков можно использовать как по отдельности, так и в разнообразной конфигурации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия: Пособие для учителя – М.: Просвещение. 2008. 2. Анофрикова С.В. Отбор демонстраций к уроку.//Физика в школе – 1999. - № 4 3. Айдагулов Р.И. Решение задач на различных этапах урока.//Физика в школе – 1990. - № 6 4. Бабанский Ю.К. О комплексном подходе к проектированию задач урока.//Физика в школе – 1999. - № 3 5. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. – М.: Просвещение, 1994. – 294 с. 6. Бугаев А.И., Сорокина Н.Г., Сущенко С.С. Опорный конспект как одно из средств обучения физике.//Физика в школе – 1999. - № 6 7. Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению.//Физика в школе – 1999. - № 2 8. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1999 9. Гребенок Т.Б. Повышение эффективности проблемного изучения нового материала.//Физика в школе – 1996. - № 6 10. Дроздов Д.Д. Развитие познавательной активности школьников при проведении комплексных экскурсий в природу.//Физика в школе – 1990. –