Повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.
Повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.
ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ. пОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ЧЕРЕЗ ПРОФИЛАКТИКУ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.пРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.»
Повышение эффективности работы педагогов
учреждения через профилактику эмоционального выгорания.
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Причины возникновения СЭВ у педагогов
повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;
загруженность в течение рабочего дня; неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
высокая эмоциональная включенность в деятельность - эмоциональная перегрузка; неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;
необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;
ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда;
необходимость владения современными методиками и технологиями обучения;
отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
жесткие временные рамки деятельности (занятие, семестр, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей;
отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией.
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ. Начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная).
Ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией (функция - защитная). Проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения. Окончание учебного года.
Стадии профессионального выгорания
Первая стадия: «Приглушенность»
Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе. Исчезновение положительных эмоции, появление отстраненности в отношениях с членами семьи. Возникновение состояния тревожности, неудовлетворенности.
Вторая стадия. «Деперсонализация»
Сознание человека будто раздваивается: одна часть личности становится нейтральным наблюдателем, который смотрит на все происходящее со стороны, а вторая часть испытывает дискомфорт и панику из-за кажущегося ощущения потери контроля над собственным телом и разумом. Подобное состояние нередко возникает как защитная функция психики на сильное потрясение и стресс, может быстро пройти само собой, не вызывая патологии, и не требовать специального лечения. Однако затяжной синдром опасен неадекватным поведением, причинением вреда себе и окружающим и склонностью к суицидальному настроению. При глубоком неврозе человеку требуется медикаментозная и психотерапевтическая помощь.
Снижение интереса к работе; снижение потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть»; возникают недоразумения с обучающимися и коллегами, преподаватель в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; нарастание апатии к концу недели; появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам, увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится с пол-оборота».».
Третья стадия «Мне на все наплевать»
Безразличие ко всему. притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; наблюдается когнитивная дисфункция (нарушение памяти, внимания); нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями; личностные изменения, человек стремится к уединению (ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми); такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было.
Приведем некоторые рекомендации учителям для повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.
Чтобы зайти в класс энергично, с хорошим бодрым настроем рекомендуем: утреннюю зарядку под музыку, точечный массаж лица.
Активизируем и включаем в работу энергетические точки (биологически активные точки лица в области виска, между бровями, верхней части щёк)
Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас? Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия. Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу. И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.
Можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью пальчиковой гимнастики.
Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше!
Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью, ведь он – пример для подражания! Если плохо себя чувствуете, разрешите себе выйти на больничный. Оставьте чувство долга – ничего со школой и с учениками не произойдет.
«Психологический настрой». Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость, общение друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю.