В гимназии уже имеется сенсорная комната, но оборудование её не в полной мере удовлетворяет потребности детей и педагогов. По моему мнению, создание максимально благоприятных условий для удовлетворения на новом уровне духовных потребностей школьников и педагогов невозможно без обновления оборудования зон релаксации. Желание создать комнату релаксации и освоить новое инновационное сенсорное оборудование явилось толчком к организации описанного ниже проекта.
Проблема – необходимость создания организованной окружающей среды, обеспечивающей психологическую комфортность, эмоциональную поддержку обучающимся и педагогам гимназии через оформление сенсорной комнаты с одной стороны и отсутствие специального сенсорного оборудования с другой. Отсюда следует тема проекта «Комната релаксации – путь к созданию комфортной здоровьесберегающей среды в гимназии».
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОЕКТА
Исполняя пункты Закона Луганской Народной Республики «Об образовании» (с изменениями):
«Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия… и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»
(Ст.78. Пункт 2,3 Закона ЛНР «Об образовании» (с изменениями)),
в гимназии уделяется особое внимание обучающимся с особыми образовательными потребностями. В основе практики инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного ученика с ОВЗ, детей-инвалидов. Следовательно, деятельность практического психолога должна быть организована таким образом, чтобы удовлетворить особенные потребности каждого. Контингент детей с особыми образовательными потребностями очень разнообразен с точки зрения условий для коррекции, компенсации развития сохраненных функций и формирования личности ученика. Особое значение уделяется снятию внутреннего, мышечного напряжения, понижению уровня тревожности, повышению работоспособности. Именно этих показателей удастся добиться благодаря проекту по созданию комфортной здоровьесберегающей среды.
К тому же, ситуация в гимназии осложняется присутствием детей с ограничениями по здоровью. Из-за наличия того или иного заболевания у них зачастую наблюдаются заниженная самооценка, неуверенность, застенчивость. Успешность умственного, физического, эмоционального развития в значительной степени зависит от уровня их сенсорного развития, то есть от того, насколько развиты у ребенка сенсорно-перцептивные способности.
Комната релаксации предоставит условия для профилактики школьных трудностей у обучающихся: предупреждения дезадаптации, ухудшения результатов обучения в школе, а также для укрепления психического и соматического здоровья. Одновременно будет представлена богатая среда для проведения комплексной развивающей и психокоррекционной работы.
Становление интеллектуально и социально развитого, успешного ученика зависит от личности педагога, его настроения, умения управлять собой, способности решать свои собственные проблемы и др. К сожалению, профессиональный стресс и профессиональное выгорание педагогов в работе в современных условиях полностью исключить невозможно, и всякое улучшение условий должно повышать эффективность деятельности. Таким образом, проблема организации комнаты релаксации оказывается более чем актуальной, и решение её требует срочного принятия мер как на уровне образовательного учреждения, так и в широких рамках республиканского образования.
Цели и задачи проекта
цель проекта:
Создание комфортной среды, способствующей формированию у детей и педагогов ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни и их приобщение к занятиям психологической релаксацией.
Задачи проекта:
- Изучить историю создания сенсорных комнат.
- Найти примеры применения релаксационных зон для улучшения психологического здоровья детей и взрослых.
- Определить применение в психолого-педагогической деятельности гимназии специального релаксационного оборудования сенсорной комнаты для коррекционной работы с детьми и педагогами.
предполагаемые РЕЗУЛЬТАТы:
Конечный продукт проекта – создание рекламного буклета, содержащего информацию о возможностях использования релаксационного оборудования сенсорной комнаты для улучшения психологического здоровья детей и взрослых.
Долгосрочные результаты:
Создание благоприятного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса через:
- улучшение показателей тревожности у детей и взрослых;
- повышение уровня психологической стрессоустойчивости всех участников, умеющих адекватно относиться к разным жизненным ситуациям, спокойно решать свои проблемы;
- воспитание более осознанного понимания ценности собственного здоровья;
- формирование умения целенаправленно использовать условия сенсорной комнаты для коррекции своего психологического состояния.
целевая аудитория:
Исполнители проекта – обучающиеся, педагоги, родители, администрация и специалисты гимназии (учитель-логопед, социальный педагог, сестра медицинская).
Потребители продукта проекта – дети с ОВЗ, дети-инвалиды, обучающиеся, оказавшиеся в ТЖС, дети и педагоги с высоким уровнем тревожности.