kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПОНИМАНИЕ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА

Нажмите, чтобы узнать подробности

«ПОНИМАНИЕ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО

                                                                           ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ».

     

                                                                     СОСТАВИЛА: ГЕПТИНГ Л.К.

                                                  ГУ «Школа – лицей» города Лисаковска

 

      В теории гуманистического воспитания определены ведущие направления педагогической деятельности, обеспечивающие условия радостного и благополучного бытия детей. Речь идет об изучении каждого ребенка, вовлечении его в разнообразную деятельность, чтобы он мог максимально проявить свои способности и склонности, о привлечении его к творчеству в той области, где он обнаружил особую одаренность.

 

     На первый взгляд очевидно, что изучение ребенка является необходимым условием педагогической деятельности, ибо трудно себе представить, что процесс воспитания может быть осуществлен «вслепую». Специальные исследования показывают, что проблема изучения детей, результатом которого является их знание, чрезвычайно сложна. Помощь педагогу в процессе проникновения в мир детства оказывает герменевтика - специальная дисциплина, занимающаяся проблемой понимания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПОНИМАНИЕ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА »

«ПОНИМАНИЕ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО

ПОДХОДА В ВОСПИТАНИИ».

СОСТАВИЛА: ГЕПТИНГ Л.К.

ГУ «Школа – гимназия» города Лисаковска

2009 – 2010 учебный год.


В теории гуманистического воспитания определены ведущие направления педагогической деятельности, обеспечивающие условия радостного и благополучного бытия детей. Речь идет об изучении каждого ребенка, вовлечении его в разнообразную деятельность, чтобы он мог максимально проявить свои способности и склонности, о привлечении его к творчеству в той области, где он обнаружил особую одаренность.


На первый взгляд очевидно, что изучение ребенка является необходимым условием педагогической деятельности, ибо трудно себе представить, что процесс воспитания может быть осуществлен «вслепую». Специальные исследования показывают, что проблема изучения детей, результатом которого является их знание, чрезвычайно сложна. Помощь педагогу в процессе проникновения в мир детства оказывает герменевтика - специальная дисциплина, занимающаяся проблемой понимания.


Это древнее, известное со времен толкования библейских источников учение о принципах интерпретации, толкования и понимания текстов, которое и сегодня интенсивно развивается на основе идей, высказанных в разное время такими выдающимися мыслителями, как Августин, М- Флациус, И. Хладениус, Ф. Вольф, Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Фреге, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, А. Уайтхед, Э. Бетти, Э. Коррет, ГГ. Шпет.


Герменевтика берет начало в Древней Греции, где приходилось толковать изречения оракулов, произведения Гомера и другие тексты, допускающие многозначную интерпретацию. В широком смысле герменевтика — искусство понимания и толкования проявлении духовной деятельности человека как один из краеугольных камней гуманитарной методологии.

Существует огромное герменевтических концепций. Для педагогики, на наш взгляд, полезна «понимающая герменевтика», во многом близкая «понимающей психологии» В. Дильтея и «понимающей социологии» М. Вебера.

Герменевтический подход основан на очевидном факте: если предметы и явления физического объективного мира доступны для восприятия, то гуманитарный мир, и прежде всего внутренний мир человека, во многих, в том числе самых главных аспектах, не дан в прямом восприятии и может «открыться» только в результате особой понимающей активности» исследователя.

В современной науке герменевтический подход получил название «методологии вчувствования» (ГХ Вригт) и рассматривается как шаг к реализации концепции гуманитарного познания ребёнка, в котором большую играет субъективный фактор (М.М.Бахтин). Методологическое «вчувствование» возможно, если педагог располагает адекватным методом проникновения в «глубинные смыслы» и способностью «рассекретить универсум знаков » (Ч.С. Пирс), если он умеет выделить «темные места» М.М. Бахтин) и если исследователь обращает внимание не столько на отдельные факты, на их сочетание, систему (Д.С. Лихачев).

Можно тезисно определить особенности понимания как вида

воспитательной деятельности:


1.Понимание возможно, если то, что мы пытаемся понять, так или

иначе связано с нашим собственным предыдущим опытом и если мы располагаем особыми способами «расшифровки» знаков детства - поступков детей и их поведения.


2.Герменевтический подход повышает эффективность педагогической
деятельности, что обеспечивается обращением педагога во взаимодействии с детьми не только и не столько к педагогическим фактам, но и к тому, что за ними стоит, а именно к смыслам тех или иных фактов, характеризующих поведение ребенка.


3.Метод педагогической герменевтики обогащает представления педаго­
га как о детстве в целом, так и о каждом ребенке в отдельности, формирует
утончённый аппарат дифференцированного восприятия педагогом каждого
ребенка, развивает педагогическую активность в преодолении ситуаций не­
понимания, обеспечивает глубину постижения каждого воспитанника, при­
ближает педагога к решению актуальных задач гуманизации жизни детей.


4.В процессе общения с ребенком целью педагога является «вычерпы­
вание» каждой конкретной ситуации с целью постижения глубинных (бессознательных) смыслов (мотивов) поступков и поведения детей.


5.Понимание - это процесс, подчиняющийся жёсткой логике и включающий точно обозначенные процедуры независимо от типов мыслительной деятельности педагога: оно всегда начинается с выявления непонимания, затем следуют операции по его преодолению через обращение педагога к собственному интеллектуальному, эмоциональному, оценочному, культурному, педагогическому опыту, а потом следует рефлексия как движение в смыслах.


6.Выявление, распознавание собственного профессионального непонимания - весьма сложная педагогическая задача. В процессе исследования приходилось неоднократно убеждаться в том, что зачастую педагоги не осознают трудности взаимодействия с ребенком как объекты профессионального «непонимания». Неотрефлексированные ситуации «провисают», и позже именно они становятся причиной конфликтов между взрослыми и детьми, а их следствием становятся как педагогические неудачи и провалы, так и детские драмы непонимания.


7.Важную роль в процессе понимания как педагогической деятельности
играют нюансы жизни детей. Их изучение, внимательное отношение к мельчайшим подробностям дают позитивные результаты. Эта деятельность не возникает спонтанно - она есть результат специальных упражнений педагогов в слушании детей, вглядывании в них. Главный результат этих усилий - новый образ ребенка.


8. В процессе исследования был найден еще один способ применения
«герменевтического подхода». Речь идет о «прочитывании» ребенка как своеобразного текста, в котором находит совокупное отражение вся доступная педагогу информация: устная и письменная речь детей, их творческие работы, биография, семейные истории, хроники их жизни, смешные эпизоды и т.д. Специфично то, что педагог «прочитывает» текст, который сам же должен написать». В процессе «написания» «текста» и последующего его «прочтения» педагог реализует три типа «понимающей» деятельности: семантизирующую, когда он стремится досконально понять все, что есть ребенок (его знаки); когнитивную, когда он изучает каждый факт; и, наконец, «распредмеченную», когда он восстанавливает целостную картину и смыслы, которые сразу не были им угаданы или были угаданы не все. Последнее особенно важно, ибо именно целостное видение ребенка приближает педагога к пониманию его уникальности. Важно и то, что на всех этапах понимания информация о ребёнке рассматривается не как законченный, а как постоянно развивающийся материал, который каждый раз создается, а не воспроизводится по раз и навсегда заданному эталону.


9.Переход от «знаниевой» (от факта) воспитательной деятельности пе-
дагога к «пониманиевой» (от смысла) знаменует собой принципиально новый этап в развитии концепции воспитательной деятельности педагога: если «знаниевый» подход отражает способность педагога усвоить и воспроизвести сумму сведений о ребенке, в правильности которых он не сомневается, то «пониманиевый» есть способность постичь внутреннюю связанность, организованность рассматриваемых явлений, логическую упорядоченность, ясное представление о причинно-следственных связях.


10.Овладение герменевтическим методом означает для педагога раз-
витие собственных способностей к пониманию, повышение культуры своего
профессионального мышления. Понимание - это серьезный интеллектуаль-
ный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе со­
переживания и идентификации. Логика процесса понимания включает зна-
ние как получение и усвоение части информации, ее узнавание (распознава-
ние), классификацию полученной информации и понимание (осмысление).


11.Наше исследование показало, что герменевтический подход помогает
преодолевать психологические барьеры перед новизной ситуации, объ- емом работы, стереотипами традиционных представлений о воспитательной деятельности и в результате демонстрировать оригинальность суждений и ре-
шений, самостоятельность мысли, способность принимать нестандартные
решения, обогащение речевой культуры.


12. Понимание позволяет педагогам продвигаться в профессиональном мастерстве и, в частности, в выработке креативной позиции, которая включает в себя фиксацию смыслов слушания себя, концентрацию, оформление в словах впечатлений, развитие наблюдательности. Самое важное в этих процессах - бережное отношение к энергии поиска каждым педагогом (даже в рамках единой команды) своего направления, стиля общения с детьми, почерка. постоянное побуждение со стороны педагога азартного интереса к опыту коллеги, создание творческой атмосферы, всемерное поощрение каждого участника воспитательного процесса за творческую находку.


Таким образом, понимание ребенка становится основой личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий развития ребенка, становление его как личности в школьные годы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ПОНИМАНИЕ КАК ОСНОВА ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА

Автор: Гептинг Любовь Константиновна

Дата: 02.10.2014

Номер свидетельства: 116170

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Трансляция педагогического опыта по теме "Методические основы построения личностно-ориентированного урока" "
    ["seo_title"] => string(124) "transliatsiia-piedaghoghichieskogho-opyta-po-tiemie-mietodichieskiie-osnovy-postroieniia-lichnostno-oriientirovannogho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "237377"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444305864"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Личностно-ориентированное обучение "
    ["seo_title"] => string(40) "lichnostno-oriientirovannoie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "133449"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416506195"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Теоретико - методологические основы организации личностно -ориентированного урока."
    ["seo_title"] => string(90) "tieorietiko-mietodologhichieskiie-osnovy-orghanizatsii-lichnostno-oriientirovannogho-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "333805"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1465494458"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Личностно-ориентированный подход в результате профильного обучения по географии "
    ["seo_title"] => string(91) "lichnostno-oriientirovannyi-podkhod-v-riezul-tatie-profil-nogho-obuchieniia-po-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "154347"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421152015"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока русского языка в 5 классе "Глагол как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "155968"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421341211"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства