«Патриотическое воспитание как важный компонент социального заказа для образования младших школьников»
«Патриотическое воспитание как важный компонент социального заказа для образования младших школьников»
В статье говорится о формировании "патриотизма наследника" у учащихся младшегго школьного возраста. Используя семейные реликвии на внекклассных занятиях в условиях дополнительного образования, педагог может сделать процесс воспитания интересным и запоминающимся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Патриотическое воспитание как важный компонент социального заказа для образования младших школьников»»
«Патриотическое воспитание как важный компонент социального заказа для образования младших школьников»
Тулинова Ирина Николаевна,
педагог дополнительного образования,
МБОУ «ЦО «Перспектива»,
г. Старый Оскол,
Белгородской области
Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное
и сохраненное предшествующим поколением,
может любить Родину,
узнать её и стать подлинным патриотом.
Сергей Михалков.
Чувство Родины – это не заучивание правил и положений, это чувство, которое проникает в нас с младенчества и должно пронизывать всю нашу жизнь.
Научить патриотизму невозможно, но создать условия для его формирования мы можем и обязаны. В Федеральной рабочей программе воспитания говорится, что работа по патриотическому воспитанию предполагает формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков и понимания своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России.
На занятиях в условиях дополнительно образования мы часто говорим о жизни и быте наших предков, их традициях. И конечно, для понимания ценностей прошлого времени говорим о семейных реликвиях.
Согласно «Словарю русского языка» Сергея Ивановича Ожегова, реликвия — это вещь, свято хранимая как память о прошлом.
Семейная реликвия — это предметы или традиции в семье или в роду, которые передаются из поколения в поколение с целью сохранения памяти о предках и о значимых событиях в их жизни.
Каждая семья по-своему уникальна и имеет свои традиции, обычаи и реликвии. В моей семье тоже есть семейная реликвия времён Великой Отечественной войны, которая досталась мне от бабушки - это Красноармейская книжка.
Всё дальше и дальше отдаляет нас время от Великой Отечественной войны. Уходят из жизни ветераны, унося с собой воспоминания о тех тяжёлых и страшных событиях нашей истории. Но остаются молчаливые «Свидетели», которые могут многое рассказать.
Передо мною маленькая, пожелтевшая от времени, и потёртая событиями Красноармейская книжка участника Великой Отечественной войны. Обложка книжки истрепана и была порвана в одном из боёв под Керчью. В час затишья бабушка аккуратно и бережно зашила ее нитками. Всматриваясь в краткие, потускневшие за долгие годы чернильные записи Красноармейской книжки, санинструктора Дергилёвой Екатерины Васильевны понимаешь, сколько сокрыто между этих строк пережитого за годы войны.
Открываем первую страницу: «Красноармейскую книжку иметь при себе. Не имеющих книжек – задерживать». Эта запись говорит о том, что в те времена очень строго относились к хранению и ношению этого документа.
Из общих сведений о бойце узнаём: Дергилёва Екатерина Васильевна 1918 года рождения, была призвана на службу Кривцовским РВК в августе 1941 года. Служила в 51 армии 302 дивизии в должности санинструктора санитарной роты. По записи в графе «грамотность и образование» видим, что у бабушки было высшее образование.
Зная номер армии и дивизии – мы можем из разных источников сами узнать, какие военные пути-дороги прошла Екатерина Васильевна.
О военных событиях бабушка не любила рассказывать. Только бережно гладила руками Красноармейскую книжку, плакала и говорила: «Я и не помню, сколько солдат вытащила на себе с поля боя. Очень трудно и страшно было». Там, на войне она познакомилась с будущим мужем. И там же его потеряла.
Долгий и нелёгкий путь прошла эта совсем ещё молоденькая девушка санинструктор Катюша, как ласково называли её бойцы. 1941…42…43… военные годы пали на её плечи. В 1943 году после Сталинградской битвы закончилась война для Екатерины Васильевны, её комиссовали по причине ранения. Полученная за Сталинградское сражение Медаль «За отвагу» стала главной и самой дорогой наградой Екатерины Васильевны за бесстрашие, самоотверженность и решимость, о чём была сделана запись 27.10.1942 г. в Красноармейской книжке.
Время неумолимо отодвигает события Великой Отечественной войны вглубь истории. Оно безжалостно удаляет из жизни участников тех событий. Но время не властно над стремлением живущих людей сохранить сведения о прошлом. Только благодаря бережному хранению армейских документов и фотографий молодёжь может узнать о боевом подвиге земляка. Бумага на них стала совсем жёлтой, чернила выцвели, но эти документы - живые свидетели тех грозных времён. Тому подтверждение - Красноармейская книжка, изучая которую, дети могут получить возможность прикоснуться к истории, узнать много ранее неизвестного о той страшной войне.
Используя личные семейные реликвии Великой Отечественной войны, педагог может сделать занятие или мероприятие интересным и запоминающимся. В ходе беседы и дискуссии дети как бы проживают события, связанные с войной и открывают для себя смысл важных понятий «любовь к Родине», «долг перед Отечеством», «вера в победу». На таких занятиях дети часто выходят на откровенные разговоры, потому что сейчас во многих семьях появляются новые семейные реликвии – медали и ордена участников боевых действий СВО. Это вызывает большую гордость и уважение. Важно, чтобы дети поняли, осознали и ценили, что рядом с ними живут герои нашего времени, достойные наследники ветеранов Великой Отечественной войны.
Воспитание патриота Родины и «патриота-наследника» - это ответственная и сложная задача. Она должна быть планомерной, систематической, и тогда даст хорошие результаты.