Эпидемиологический процесс - это процесс возникновения и распространения среди населения специфических инфекционных состояний: от бессимптомного носительства до манифестных заболеваний, вызванных циркулирующим в коллективе возбудителем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОСНОВЫ ЭПИДЕМИОЛОГИИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ»
Основы эпидемиологии инфекционных болезней
Эпидемический процесс – это процесс возникновения и распространения среди населения специфических инфекционных состояний: от бессимптомного носительства до манифестных заболеваний, вызванных циркулирующим в коллективе возбудителем. Условия и механизмы формирования эпидемического процесса, методы его изучения, а также совокупность противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение и снижение частоты возникновения инфекционных болезней, являются предметом изучения науки, называемой эпидемиологией.
Эпидемический процесс обусловлен непрерывностью взаимодействия трех его элементов: 1) источника инфекции; 2) механизмов, путей и факторов передачи; 3) восприимчивости коллектива. Отсутствие любого из этих звеньев приводит к прерыванию эпидемического процесса. На развитие эпидемического процесса большое влияние оказывают также социальные факторы окружающей среды.
Источник инфекции или "источник возбудителя инфекции" означает живой или абиотический объект, являющийся местом естественной жизнедеятельности и размножения патогенных микробов, из которого происходит заражение людей или животных. Источником инфекции могут быть организмы человека и животного (больного или носителя), а также абиотические объекты окружающей среды (вода, пища и др.). Инфекции, при которых источником инфекции служит только человек, называются антропонозными, а инфекции, при которых источником являются больные животные, но может болеть и человек – зоонозными. Кроме того, выделяют группу сапронозов, при которых источником инфекции служат объекты окружающей среды. К сапронозам, например, относятся легионеллезы, иерсиниозы.
Таблица 1. Механизмы, пути и факторы передачи инфекции для различных группинфекционных болезней (по Л. В. Громашевскому).
Локализация возбудителей ворганизме
Механизм передачи
Пути передачи
Факторы передачи
Желудочно-кишечный тракт
Фекально-оральный
Алиментарный
Водный
Контактно-бытовой
Пища
Вода
Грязные руки
Посуда и т. п.
Респираторный тракт
Аэрогенный (респираторный)
Воздушно-капельный
Воздушно-пылевой
Воздух
Пыль
Кровь
Кровяной
Через укусы кровососущих
Парентеральный
Половой
Эктопаразиты
Кровь
Шприцы
Хирургический инструментарий
Инфузионные растворы и т. п.
Наружные покровы
Контактный
Раневой
Контактно-половой
Пули и т. п.
Режущие предметы и т. п.
Зародышевые клетки
Вертикальный
Трансплацентарный
Под механизмом передачи (табл. 1) понимают способ перемещения возбудителя инфекционных и инвазивных заболеваний из зараженного организма в восприимчивый. Этот механизм включает последовательную смену трех фаз (стадий): 1) выведение возбудителя из организма хозяина в окружающую среду; 2) пребывание возбудителя в объектах окружающей среды (биотических или абиотических); 3) внедрение возбудителя в восприимчивый организм. Различают фекально-оральный, аэрогенный (респираторный), кровяной (трансмиссивный), контактный и вертикальный (от одного поколения к другому, т. е. от матери плоду трансплацентарно) механизмы защиты.
Факторы передачи – элементы внешней среды, обеспечивающие перенос микробов из одного организма в другой. К ним относятся вода, воздух, почва, пища, живые членистоногие, предметы окружающей обстановки.
Путь передачи – конкретные элементы внешней среды или их сочетание, обеспечивающие попадание возбудителя из одного организма в другой при определенных внешних условиях. Для фекально-орального механизма передачи характерны алиментарный (пищевой), водный и контактный (непрямой контакт) пути передачи; для аэрогенного – воздушно-капельный и воздушно-пылевой; для кровяного – через укусы кровососущих эктопаразитов, парентеральный и половой; для контактного – раневой и контактно-половой (прямой контакт); для вертикального –трансплацентарный путь.
Следующим элементом эпидемического процесса является восприимчивость людей в коллективе. Установлено, что если иммунная "прослойка" в популяции составляет 95% и выше, то в данном коллективе достигается состояние эпидемического благополучия, и циркуляция возбудителя прекращается. Поэтому задачей по предупреждению эпидемий является создание в коллективах иммунной "прослойки" путем проведения массовой вакцинации против определенных возбудителей.
В соответствии с эффективностью проводимых противоэпидемических мероприятий инфекции можно разделить на управляемые, при которых имеются эффективные меры воздействия на одно или нескольких звеньев эпидемического процесса (например, вакцинация), и неуправляемые, когда эффективные меры отсутствуют.
Интенсивность эпидемического процесса выражается в показателях заболеваемости и смертности на 10000 или 100000 населения, с указанием названия болезни, территории и исторического отрезка времени. Эпидемиологи различают три степени интенсивности эпидемического процесса:
спорадическая заболеваемость – обычный уровень заболеваемости данной нозологической формой на данной территории в данный исторический отрезок времени;
эпидемия – уровень заболеваемости данной нозологической формой на данной территории в конкретный отрезок времени резко превышает уровень спорадической заболеваемости;
пандемия – уровень заболеваемости данной нозологической формой на данной территории в конкретный отрезок времени резко превышает уровень обычных эпидемий. Как правило, такой уровень заболеваемости трудно удержать в рамках определенного географического региона, и инфекция обычно быстро распространяется, захватывая новые и новые территории (например, пандемии чумы, холеры, гриппа, ВИЧ-инфекции