kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ОСНОВЫ ЭПИДЕМИОЛОГИИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эпидемиологический процесс - это процесс возникновения и распространения среди населения специфических инфекционных состояний: от бессимптомного носительства до манифестных заболеваний, вызванных циркулирующим в коллективе возбудителем. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ОСНОВЫ ЭПИДЕМИОЛОГИИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ»

Основы эпидемиологии инфекционных болезней


Эпидемический процесс – это процесс возникновения и распространения среди населения специфических инфекционных состояний: от бессимптомного носительства до манифестных заболеваний, вызванных циркулирующим в коллективе возбудителем. Условия и механизмы формирования эпидемического процесса, методы его изучения, а также совокупность противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение и снижение частоты возникновения инфекционных болезней, являются предметом изучения науки, называемой эпидемиологией.

Эпидемический процесс обусловлен непрерывностью взаимодействия трех его элементов: 1) источника инфекции; 2) механизмов, путей и факторов передачи; 3) восприимчивости коллектива. Отсутствие любого из этих звеньев приводит к прерыванию эпидемического процесса. На развитие эпидемического процесса большое влияние оказывают также социальные факторы окружающей среды.

Источник инфекции или "источник возбудителя инфекции" означает живой или абиотический объект, являющийся местом естественной жизнедеятельности и размножения патогенных микробов, из которого происходит заражение людей или животных. Источником инфекции могут быть организмы человека и животного (больного или носителя), а также абиотические объекты окружающей среды (вода, пища и др.). Инфекции, при которых источником инфекции служит только человек, называются антропонозными, а инфекции, при которых источником являются больные животные, но может болеть и человек – зоонозными. Кроме того, выделяют группу сапронозов, при которых источником инфекции служат объекты окружающей среды. К сапронозам, например, относятся легионеллезы, иерсиниозы.


Таблица 1. Механизмы, пути и факторы передачи инфекции для различных групп инфекционных болезней (по Л. В. Громашевскому).


Локализация возбудителей в организме

Механизм передачи

Пути передачи

Факторы передачи

Желудочно-кишечный тракт

Фекально-оральный

Алиментарный

Водный

Контактно-бытовой

Пища

Вода

Грязные руки

Посуда и т. п.


Респираторный тракт

Аэрогенный (респираторный)

Воздушно-капельный

Воздушно-пылевой


Воздух


Пыль

Кровь

Кровяной

Через укусы кровососущих

Парентеральный

Половой

Эктопаразиты

Кровь

Шприцы

Хирургический инструментарий

Инфузионные растворы и т. п.


Наружные покровы

Контактный

Раневой

Контактно-половой

Пули и т. п.

Режущие предметы и т. п.


Зародышевые клетки

Вертикальный

Трансплацентарный




Под механизмом передачи (табл. 1) понимают способ перемещения возбудителя инфекционных и инвазивных заболеваний из зараженного организма в восприимчивый. Этот механизм включает последовательную смену трех фаз (стадий): 1) выведение возбудителя из организма хозяина в окружающую среду; 2) пребывание возбудителя в объектах окружающей среды (биотических или абиотических); 3) внедрение возбудителя в восприимчивый организм. Различают фекально-оральный, аэрогенный (респираторный), кровяной (трансмиссивный), контактный и вертикальный (от одного поколения к другому, т. е. от матери плоду трансплацентарно) механизмы защиты.

Факторы передачи – элементы внешней среды, обеспечивающие перенос микробов из одного организма в другой. К ним относятся вода, воздух, почва, пища, живые членистоногие, предметы окружающей обстановки.

Путь передачи – конкретные элементы внешней среды или их сочетание, обеспечивающие попадание возбудителя из одного организма в другой при определенных внешних условиях. Для фекально-орального механизма передачи характерны алиментарный (пищевой), водный и контактный (непрямой контакт) пути передачи; для аэрогенного – воздушно-капельный и воздушно-пылевой; для кровяного – через укусы кровососущих эктопаразитов, парентеральный и половой; для контактного – раневой и контактно-половой (прямой контакт); для вертикального –трансплацентарный путь.

Следующим элементом эпидемического процесса является восприимчивость людей в коллективе. Установлено, что если иммунная "прослойка" в популяции составляет 95% и выше, то в данном коллективе достигается состояние эпидемического благополучия, и циркуляция возбудителя прекращается. Поэтому задачей по предупреждению эпидемий является создание в коллективах иммунной "прослойки" путем проведения массовой вакцинации против определенных возбудителей.

В соответствии с эффективностью проводимых противоэпидемических мероприятий инфекции можно разделить на управляемые, при которых имеются эффективные меры воздействия на одно или нескольких звеньев эпидемического процесса (например, вакцинация), и неуправляемые, когда эффективные меры отсутствуют.

Интенсивность эпидемического процесса выражается в показателях заболеваемости и смертности на 10000 или 100000 населения, с указанием названия болезни, территории и исторического отрезка времени. Эпидемиологи различают три степени интенсивности эпидемического процесса:

  • спорадическая заболеваемость – обычный уровень заболеваемости данной нозологической формой на данной территории в данный исторический отрезок времени;

  • эпидемия – уровень заболеваемости данной нозологической формой на данной территории в конкретный отрезок времени резко превышает уровень спорадической заболеваемости;

  • пандемия – уровень заболеваемости данной нозологической формой на данной территории в конкретный отрезок времени резко превышает уровень обычных эпидемий. Как правило, такой уровень заболеваемости трудно удержать в рамках определенного географического региона, и инфекция обычно быстро распространяется, захватывая новые и новые территории (например, пандемии чумы, холеры, гриппа, ВИЧ-инфекции


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ОСНОВЫ ЭПИДЕМИОЛОГИИ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Автор: МАЯЦКАЯ ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА

Дата: 06.10.2016

Номер свидетельства: 347827

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Рабочая тетрадь по дисциплине    «Основы микробиологии и иммунологии» Раздел  4. Паразитология"
    ["seo_title"] => string(86) "rabochaiatietradpodistsiplinieosnovymikrobiologhiiiimmunologhiirazdiel4parazitologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "303636"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457580130"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "«Основы эпидемиологии инфекционных болезней, пути заражения»."
    ["seo_title"] => string(67) "osnovy_epidiemiologhii_infiektsionnykh_boliezniei_puti_zarazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "445225"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1513671854"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства