Опыт работы классного руководителя по профилактике правонарушений и профилактической работе с неблагополучными семьями и детьми "группы риска"
Опыт работы классного руководителя по профилактике правонарушений и профилактической работе с неблагополучными семьями и детьми "группы риска"
опыт работы содержит индикаторы неблагополучия в разных сферах жизнедеятельности, а так же способы получения необходимой информации по профилактической работе классного руководителя
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт работы классного руководителя по профилактике правонарушений и профилактической работе с неблагополучными семьями и детьми "группы риска"»
Из опыта работы по антинаркотическому воспитанию
и профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних с учащимися
классного руководителя Серебрянской Светланы Владимировны
Развитие рыночных отношений, обрушившаяся на нас на всех «новая жизнь» приводит к разрушению ранее сложившейся системы педагогических воздействий на детей, ослабляют воспитание вне школы, нарушают традиционные связи педагогов и семьи, способствуют наращиванию невротизма во взрослой и детской среде. Термин «трудновоспитуемость» означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Причины этой сопротивляемости – чаще всего, отставание личности в положительном развитии, отсюда, возникновение недостатков, отрицательных свойств в характере, неправильных установок в поведении, нездоровых потребностей и т.д. И как тревожный результат – «трудные» дети, школьники, подростки, взрослые с устойчивыми проявлениями отрицательных свойств и отклонениями в поведении. Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность в саморегуляции, самоутверждению в жизненноважных ситуациях. Формируется чувство незащищенности и одиночества. К личности школьника, к его жизненному миру, опыту, интересам, личностным ценностным ориентациям, эмоциональной среде слабеет внимание как семьи, так и школы. У подростка появляется много свободного времени, которое он не умеет рационально использовать, у него не развиты умения и навыки досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели. Но чтобы вести работу с трудными подростками, надо знать причины, приводящие к отклонению в поведении и обучении. Это могут быть личностные недостатки:
На основе неорганизованности может возникнуть недисциплинированность, отчужденное отношение к другим людям может стать предпосылкой эгоизма, самовлюбленности, недоверия к людям, тяга к вредным привычкам.
Отрицательные свойства формируются также на основе неправильного отношения к труду. Подросток избегает труда – возникает увертливость, а потом лживость, стремление жить за чужой счет. Если он выполняет работу небрежно, появляется легкомыслие, что ведет к безнравственности.
Это могут быть и неправильные отношения в семье:
Когда в семье присутствуют попустительско – снисходительный стиль.
Когда семья занимает круговую оборону по отношению к ребенку.
Демонстративный стиль отношений к ребенку.
Педантично – подозрительный стиль.
Жестоко – авторитарный стиль.
Увещевательный стиль.
Отстраненно-равнодушный стиль.
Воспитание по типу «кумир семьи».
Непоследовательный стиль.
Три личностных недостатка – эгоэстичность, леность, лживость – создают в подростковом возрасте предпосылку трудновоспитуемости. Мальчики более заметны, они грубят, нарушают дисциплину, склонны к правонарушениям и преступлениям, ведению нездорового образа жизни. Следует учитывать, что девичья психика особенно уязвима при столкновении со всякого рода трудностями и сложностями в межличностных отношениях. Обычно они весьма критически относятся ко всему и ко всем, только не к самим себе. Для того, чтобы меньше было негативного в поведении наших учащихся, необходима система профилактики здорового образа жизни среди школьников со стороны школьной общественности. Система работы по антинаркотическому воспитанию и профилактике правонарушений и преступлений учащихся включает в себя следующие компоненты:
Формирование у детей и подростков антинаркотических установок, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового образа жизни.
Выявление учащихся с асоциальным семейным воспитанием.
Выявление учащихся с отклонениями в здоровье и нарушениями формирования нервной системы.
Выявление учащихся с асоциальным окружением.
Выявление учащихся группы «риска», определение причин отклоняющегося поведения.
Устранение причин отклонений в поведении школьника:
-изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми; -вовлечение «трудных» учащихся в различные виды положительной деятельности; -изменение условий семейного воспитания. Важно, чтобы в профилактической деятельности с учащимися принимало участие большое количество людей: школьная администрация, социально-психологическая служба школы, классные руководители, родители, работники учреждений дополнительного образования детей, работники социальной защиты населения, сотрудники органов внутренних дел. Успех дела во многом зависит от единства всех перечисленных выше участников образовательного процесса. Еще важнее, чтобы антинаркотическое воспитание начиналось с начальной школы. Такое раннее приобщение детей к антинаркотическому воспитанию мотивируется тем, что начало курения школьников в среднем выпадает на четвертый – пятый класс, алкогольные дебюты проходят в шестом – седьмом, а первое употребление токсических и наркотических средств наблюдается в седьмом-восьмом классах. Поэтому прививать детям социальные навыки и передавать соответствующие знания нужно задолго до того, как они впервые столкнутся с необходимостью принимать решение, стоит или не стоит принимать наркотическое вещество. Моя работа по профилактике проходит в системе. Работая в данном классе с первого и доведя его до 10 класса, я росла вместе с детьми. Зная каждую семью и каждого ребенка, прежде всего выявляю индикаторы неблагополучия школьника в следующих сферах жизнедеятельности: -учебная деятельность; -взаимоотношение со сверстниками; -взаимоотношение со взрослыми; -проведение свободного времени; -отношение к труду и профессиональная ориентация; -поведение и поступки. Необходимая информация накапливается в дневниках и карточках педагогического наблюдения за подростком. Способы получения необходимой информации: -анализ классного журнала; -составление и анализ социальных паспортов семей; -опрос мнения учителей о школьниках; -анализ учета посещаемости занятий; -анализ зафиксированных нарушений дисциплины; -беседы с родителями школьника; -социометрические исследования; -наблюдения; -беседы со школьником; -запрос информации из центров, занимающихся профориентацией, центров занятости населения; -запрос информации из психолого-педагогических центров, ОПППиОПБН (отделение психолого-педагогической помощи и отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних), - запрос информации из ОДН; - запрос информации с предыдущего места учащегося. В моем классе нет детей, стоящих на внутришкольном контроле, на учете в ПДН и КДН. И ЗП На учете нет семей СОП, ТЖС, соц.риска. Необходимо различать социальный статус неблагополучия семей. С семьями и подростками ведется постоянная профилактическая работа: классного руководителя, работа психолога с ребенком и его родителями, соцпедагога, замдиректора по ВР, замдиректора по УВР, директора, Совета профилактики, родительские собрания, родительский всеобуч, совместная работа с инспектором ОДН, работниками ОПППиОПБН, КДН. Разрабатываются карты наблюдений за подростками, ведется постоянный контроль за посещаемостью учащихся, разработано единое коррекционное пространство, где составлен план коррекционной поддержки каждому ученику, имеющему затруднения в учебе, отклонения в поведении, отклонения в здоровье и ведется мониторинг динамики в коррекционной работе по показателям в учебе, здоровье и поведении школьников. Совместно с ОПППиОПБН (соцпедагогом Диденко Т.И.) ведется работа с учащимися класса с начальной школы. Отделение приглашает по четвергам на консультативный день всех родителей, которым необходима любая консультация и помощь с 14-00 до 17-00. По средам проводится день патронажа по заявке соцпедагога школы. Проводится работа клубов «Подросток», «Профориентация», «Школа юношей», «Я твоя мама», где проводятся выставки, классные часы, беседы с психологом, фестивали, концерты для родителей и различных слоев населения. В текущем учебном году были запланированы следующие совместные мероприятия: *О дружбе. *Учиться хорошо может каждый. *Способности и дарования. Ау! Где вы? *Время - казна для знающего ему цену. *учимся экономить время. *Об отношении к родителям. *О культуре общения между мальчиками и девочками *Об умении дарить подарки. *Что такое личность? *Как добиться поставленной цели. *О воспитанности. *Внешний вид? Внешний вид! *Тренируем зрение. *Мой организм. *Гигиена юноши. *Ваше здоровье в ваших руках. Профилактика наркомании в школе охватывает учеников, их родителей, а также учителей. На учебный год составляется «целый план: цикл бесед, лекций с детьми, с родителями, с классными руководителями. Помимо разовых акций, элементы профилактики наркомании становятся предметом обсуждения в рамках специальных предметов, таких как «Основы безопасности жизнедеятельности», «Граждановедение» и т.д., а также косвенно затрагиваются при обсуждении близких тем по биологии, литературе, истории и т.д. Но основу «антипропаганды наркотиков» в школе составляют мероприятия, формулируемые районными, городскими и областными структурами, которые «спускаются» сверху зачастую в форме «интенсивна» (так называемые декады, месячники «Без наркотиков», «Против наркотиков» и т.п.). В текущем учебном году проходит акция «Спорт вместо наркотиков» в рамках декады антинаркомании и антитоксикомании , в которой принимают участие вся школа. Мои ученики принимали активное участие в этой акции. Я и как учитель ИЗО среди младших классов и среднего звена провожу конкурс наглядных агитационных плакатов и рисунков. Это после цикла бесед. Мы с детьми принимали участие в конкурсах среди учителей на лучшую методическую разработку классного часа, посвященного этой проблеме и районных конкурсах агитбригад по пропоганде здорового образа жизни, где оказались победителями в 2001-м, 2002-м,2003-м году. Эти акции являются частью обширной пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков. «Раньше было по курению, по алкоголизму, а теперь все наркомания». Такая формулировка проблемы учителям более близка и понятна. По высказыванию одной из учительниц: «Как мы детям маленьким можем говорить: «Наркотики - плохо»? А они еще не знают, что такое наркотики! Да, мы и сами-то, в принципе, ничего не знаем». Педагоги-новаторы включают в тексты лозунгов агитбригад, например, такие призывы: «Поколение nехt выбирает здоровье, в новую жизнь, в новый век мы без наркоты, а ты?» Содержательная часть, как правило, организуется в школах самостоятельно и состоит из серии классных часов, конкурсов рисунков и сочинений, лекций специалистов-медиков и сотрудников милиции для учеников, учителей и родителей. Главная проблема работы в этом направлении, по моему мнению, заключается в том, что для достижения желаемого результата необходимо, чтобы выступающий обладал совокупностью характеристик: пользовался авторитетом среди детей, обладал необходимой информацией и умел ее правильно преподнести, т.е. был профессионалом. «Беседа должна быть серьезная и на высоком уровне». В силу известных обстоятельств учителя ощущают свою неготовность к ведению этой работы и в то же время критично относятся к эффективности работы других специалистов - психологов, врачей, милиционеров, не всегда подготовленных к общению с детской аудиторией и не всегда демонстрирующих необходимый уровень профессионализма. Учителя озабочены доминированием формального подхода к лекциям и беседам, который проявляется и в том, что медики и представители правоохранительных органов стремятся охватить как можно более широкую аудиторию «за один раз», предпочитают лекции беседам, что многократно снижает эффективность мероприятия как такового. «И вот в прошлом году у нас были представители прокуратуры... Так это все сухо, как-то вот... А встреча с врачом-наркологом бесследно не прошла. Более тесно, чем с сотрудниками наркодиспансеров, которые приходят по плану в дни профилактики, учителя работают с инспекторами отделов по делам несовершеннолетних, курирующими школы. Позитивный опыт сотрудничества с медиками и представителями правоохранительных органов воспринимается учителями как удача: выступление или беседа медика или милиционера куда более /«действенны», чем увещевания учителя, т.к. они, во-первых, «чужие», а во-вторых, профессионалы и могут показать «напрямую, чем это грозит». Иногда детьми высказывается точка зрения, что, наверное, самым действенным было бы общение не с «самодостаточными людьми в галстуках, пиджаках, в белых рубашках», а с «живым» наркоманом. В этом нам помогают видеофильмы. Опыт так называемого «огневого метода» более действенный. Принципиальным остается вопрос: допустимо ли просто говорить о проблеме? Не должна ли школа (и общество) предлагать какую-то «альтернативу, которая была бы интересна детям»? «Не наносим ли мы вреда своей информацией?» Кроме того, некоторые ученики демонстрируют более глубокие познания о наркотиках, иногда именно они становятся для учителей источником информации о тех или иных наркотиках и их действии. Проблема переформулируется следующим образом. «Работа имеет смысл, если нужная и верная (точная) информация правильным образом преподносится». Ведущиеся дискуссии о том, что, может быть, уже нужно прекратить работу по информированию детей и подростков о наркомании и наркотиках «наоборот возбуждающую интерес попробовать», скорее всего, являются показателем неэффективности мероприятий, проводимых в школе. Согласно проведенному анализу интервью с учителями, ведущей стратегией профилактики наркомании в школе должно быть запугивание путем демонстрации страшных последствий употребления наркотиков: показов ярких и наглядных фильмов, встреч с «живыми» наркоманами, экскурсий в наркодиспансеры, детдома или посещения выставок музеев патоанатомии и т.д. То есть необходимо использовать те каналы, через которые возможна наглядная трансляция образов гибнущих в мучениях (или неожиданно от передозировки), рожающих только уродов и т.д. наркоманов. Ожидаемый результат - шок, страх. «Чем страшнее для наших детей, тем они лучше, поучительнее воспринимают» Необходимость «шоковой терапии» объясняется еще и «привыканием» к остальным формам преподнесения информации. Страх необходимо сеять не только вокруг образа наркомана, но и вокруг наркотиков и привыкания к их употреблению. Особенно это действенно при работе с 5-6-ыми классами, которые еще не готовы к восприятию устрашающих наглядных образов. Критическим в этом смысле возрастом считается 13-14 лет, когда они опасности не понимают: «Вот малыши боятся, взрослые с сознанием, а эти...» Учителю остается уповать только на индивидуальный подход. «Кого-то, может, действительно нужно пугать, он сломается, испугается, не пойдет. А кто-то, может быть, настолько будет сильный, что его не запугаешь вот этим, а только раззадоришь, он захочет все-таки, любитель острых ощущений. Поэтому тут нужно прямо работать индивидуально все-таки». Особенности взаимоотношений «учитель-ученик» в современной школе играют решающую роль в восприятии проблемы наркомании, в выборе и адаптации воспитательных моделей. Учитель, помимо того, что он учитель, это во-первых, взрослый, во-вторых, представитель иного поколения, в-третьих, родитель. Как и родители, учителя озабочены проблемой наркомании, поскольку она подошла совсем близко - в район, дом, подъезд и может затронуть их собственных детей. Но, как и все взрослые, они используют морализаторские и воспитательные модели для укрепления своих позиций «сверху», хотя, с позиции учителя, сами оценивают эти модели как неэффективные. Но самые большие противоречия связаны с поколенческими различиями между учителями и учениками. Векторы поколенческих различий задаются спецификой адаптации родителей и их детей к меняющимся социально-экономическим условиям (социальное расслоение, идеологический вакуум, отсутствие внимания со стороны общества к проблеме воспитания детей и обозримой системы социализации и т.п.), а также особенностями воспитательных подходов родителей, отражающих их стремление дать детям то, чего они были лишены в своем детстве. Последнее стало возможно только благодаря распаду советской идеологии, благодаря социально-политической свободе в определении собственного стиля воспитания (как правило, это - меньше строгости, больше свободы, открытости, откровения, понимания, скорейшее удовлетворение желаний детей и т.д.). Учителя солидарны с родителями в том, что современные дети более информированы, свободны, индивидуалистичны, мобильны (легко приспосабливаются к современным условиям - «хамелеоны»), более прагматичны и т.д. Особую озабоченность учителей вызывает снижение интеллектуального уровня и желания учиться у детей. На воспитательные модели в школе влияет и дезорганизация внутренней школьной жизни (распад молодежных организаций), и снижение авторитета учителя «И сам учитель поставлен на такую ступеньку, что мы сами себя перестаем уважать», и диссонанс между ценностями, культивируемыми в школе и воспроизводимыми во внешней среде - дома, на улице, в СМИ и т.д., и социальное расслоение населения, проникающее в школы. Раньше действительно все какие-то ровненькие были... нравственные устои были приняты одинаковые. А теперь даже ценности разные, и поэтому каждый ребенок загадка, к сожалению. Все это сказывается на работе учителя, который оказывается в ситуации необходимости поиска новых педагогических формул. Так, например, по наблюдению учителей, современный ученик - это индивидуальность и личность, но не часть коллектива.Более страшно становится за учеников с отклонениями в поведении.
Определение причин отклоняющегося поведения. Деятельность психолога по выявлению причин отклоняющегося поведения. В определении причин отклоняющегося поведения большую помощь оказывает школьный психолог, который использует с этой целью методы психодиагностики.
Кроме психодиагностических методов для выявления причин отклоняющегося поведения используется опрос «трудного подростка».
*Схема проведения опроса «трудного» подростка классным руководителем, психологом и социальным педагогом. 1. Учеба: *любимые и нелюбимые предметы; *причины школьных успехов и неудач; *отношения с учителями; *участие в общественной работе; *случаи нарушения дисциплины.
2.Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.
3. Отношения со сверстниками: *предпочтение одного близкого друга или компании приятелей; *положение среди товарищей («душа компании», «преследуемый», «изгой», «независимый одиночка» и т.п.); *критерии выбора приятелей (по определенным личностным качествам, по общности увлечений, для проведения досуга, увеселений и т. п.).
4. Увлечения в настоящем и прошлом: * под чьим влиянием был сделан выбор увлечения; * каковы достигнутые результаты; *почему те или иные увлечения заброшены и т. п.
5. Отношения с родителями, внутрисемейные отношения, состав семьи: * кто назван первым; * о ком забыл упомянуть; *кто занимался его воспитанием; *наиболее близкий член семьи; * с кем в семье конфликтные отношения и причина конфликтов между другими членами семьи, отношение к ним подростка. *В случае распавшейся семьи выясняется, в каком возрасте был ребенок, когда это случилось; его отношение к разводу родителей; поддерживается ли им контакт с тем из них, кто ушел из семьи. *( Характеры родителей).
6. Отклонения в поведении (прошлые): *прогулы занятий *мелкое хулиганство *курение и выпивки *знакомство с различными дурманящими средствами *побеги из дома *был ли когда-либо задержан или взят на учет милицией (если был, то когда и за что).
7.Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей.
8.Перенесенные заболевания: как они сказываются на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.
9. Сексуальные проблемы ( сначала подростку объясняется, что психолога, социального педагога эти вопросы интересуют не сами по себе, а с целью выяснить возможное переживание по этому поводу и получить более полное представление о его характере; предупреждается, что все сообщаемые учащимся сведения без его согласия никому из родных, знакомых не будут переданы): а) первая влюбленность и связанные с этим психические травмы; б) оценка своей привлекательности; в) начало половой жизни и скрытые опасения по поводу своей сексуальной неполноценности. Для ранней диагностики отклоняющегося поведения разработана карта наблюдений, которая заполняется один раз в четверть классным руководителем, социальным педагогом и школьным психологом совместно. Данная карта наблюдений помогает определить сферы и степень неблагополучия ребенка, стать основной для разработки коррекционной программы и определения степени его эффективности.
Карта наблюдений учащегося с отклонением в поведении. Ф.И. учащегося________________________________________________________ Класс_________
№ п/п
Критерии наблюдения
Не наблюдается
Иногда
Часто
1.
2.
3.
4.
5.
1
Учебная деятельность: -равнодушие -нежелание учиться - низкая успеваемость - затруднения в освоении учебных программ - систематическая неуспеваемость по одному или нескольким предметам
2
Взаимоотношения со сверстниками. *Положение в классе: - изоляция - противопоставление себя коллективу - положение дезорганизатора - положение вожака микрогруппы, состоящей из «трудных» учащихся. *Взаимоотношения со сверстниками: - жестокое обращение со слабыми и младшими - пренебрежительное отношение к сверстникам - принадлежность к той или иной молодежной группе
3
Взаимоотношения со взрослыми. *С учителями: - конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями - грубость, хамство - бестактность - ложь *С родителями - конфликтный характер - ложь - грубость, хамство
4
Проведение свободного времени: - бросил заниматься в кружке, секции, студии - в основном проводит свободное время вне дома ( с друзьями на улице) - употребляет спиртные напитки - курит - зарабатывает себе на жизнь
1.
2.
3.
4.
5.
5
Отношение к труду, профессиональная ориентация. *Выбор профессии ( для старшеклассников): - незнание своих возможностей и способностей; - профессиональная неопределенность - неразвитость тех черт личности, которые необходимы для избранной профессии * Отношение к труду: - отрицательное отношение к работе - невыполнение трудовых обязанностей в школе - неисполнение трудовых обязанностей дома - недобросовестное отношение к труду
6
Поведение и поступки. *В школе: - прогулы - нарушения школьной дисциплины - нецензурная брань - жаргонная речь - порча школьного имущества - срыв уроков - драки *В семье: - побеги из дома - невыполнение домашних обязанностей - непослушание - ложь *Противоправные поступки: - бродяжничество - попрошайничество - азартные игры - употребление наркотиков - проституция - кража - вымогательство - порча имущества -нанесение телесных повреждений ( в результате драки)
Учет школьников группы «риска»
Для комплексного контроля детей группы «риска» и неблагополучных семей социальным педагогом и заместителем директора по воспитательной работе используются следующие формы учета.
Список учащихся группы «риска» и учащихся, состоящих на каких-либо видах профучета.
№ п/п
Фамилия, имя учащегося
класс
Состоит на учете
Дата постановки на учет
Причина постановки на учет
Ф.И.О. родителей
Домашний адрес
В школе
В ОДН
Охват учащихся школы внеурочной досуговой деятельностью.
№ п/п
Фамилия, имя учащегося
класс
Название кружка, клуба, секции. Их местонахождение.
Занятость по дням недели
Пн.
Вт.
Ср.
Чт.
Пт.
Сб.
Вс.
Неуспевающие учащиеся за _____ четверть.
№ п/п
Фамилия, имя учащегося
Итоги четверти.
Не успевает по предметам.
Контроль посещаемости уроков учащимися, склонными к прогулам.
№ п/п
Фамилия, имя учащегося
класс
Количество пропущенных уроков
сент
окт
нояб
дек
янв
февр
март
апр
май
Огромная роль в антинаркотическом воспитании отводится семье. Существенным является выделение следующих направлений семейной антинаркотической профилактической помощи: Развитие осознания и понимания взрослыми членами семьи собственного выбора в необходимости занять ответственную и деятельную позицию по отношению к риску наркотизации в той среде, в которой растет и общается их ребенок. Это уровень первичной антинаркотической профилактической работы. Она проводится преимущественно через две основные формы: проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории (лекционно-информационная форма), и семейное консультирование по воспитательным, психологическим проблемам развития и поведения ребенка. Последняя форма работы носит более индивидуальный, касающийся отдельных проблем семьи, характер (проблемно-ориентированная индивидуальная форма первичной профилактической помощи). Обе формы описанной первичной профилактической работы реализуются преимущественно через школу, проводятся педагогами - классными руководителями, социальными педагогами и организуются зам. директора школы по воспитательной работе. Наиболее действенно такая форма активной первичной профилактики осуществляется, когда координация и руководство работой родительского университета а также плановый характер консультаций родителей по семейным проблемам контролирует и обеспечивает зам. директора по воспитательной работе. В соответствии с планом профилактической внутришкольной работы для проведения таких бесед и лекций могут приглашаться специалисты по проблемам профилактики наркоманий из Центров социально-психологической поддержки и реабилитации, специалисты наркологической службы. Предупреждение случаев неадекватного отношения к детям с вовлечением их в раннюю алкоголизацию-это направление работы связано с оказанием первичной профилактической помощи детям группы "риска" ранней алкоголизации и наркотизации. Данное направление предусматривает работу с конфликтными (дисфункциональными) семьями. При этом эффективность таких форм первичной профилактической деятельности как лекции на родительских собраниях, на родительском университете несомненно снижается. Основная проблема, с которой сталкиваются учителя, независимо от типа школы, региона и т.д., - рост недоверия родителей к учителям, к их информации и оценкам, «нежелание» родителей включать школу в семейное воспитание. «Большинство родителей из любых семейств воспринимают школу как: «Не трогай меня лишний раз» . «Каждый родитель считает, что мой ребенок самый лучший, самый красивый, самый умный. Мой курит? Да что Вы, быть такого не может. Мой пьет? Никогда. Про наркотики там вообще и говорить нечего» . Поэтому снижается эффективность традиционных форм работы с родителями: родительские собрания, индивидуальный вызов родителя в школу (или на Совет профилактики), посещение семьи на дому. Как правило, первые две формы охватывают «благополучных» родителей или родителей «благополучных» детей. В последние годы учителя отмечают резкое снижение посещаемости родительских собраний. Родители активно следят за учебой детей до 5-6 класса и потом вновь обращают внимание на успеваемость в 9 классе; в самый сложный, подростковый период (7-8 классы) учителя их не видят. Еще меньше родителей-энтузиастов, которые проявляют инициативу и принимают участие в организации коллективных мероприятий для класса или в работе родительских комитетов и т.д. В рассуждениях о причинах такой ситуации учителя делятся на две группы, в зависимости от того, на кого они возлагают вину - на школу или на семью. С одной стороны, современные родители не всегда готовы, в силу разных обстоятельств (прежде всего экономических), в должной мере принимать участие в воспитании детей. Часто сами родители о том, что их дети, например, употребляют наркотики или о том, что их дочь беременна, впервые узнают именно от учителей. «Родители работают с утра до вечера. Детей они практически не видят, конечно, это сильно влияет. В основном они сейчас беспризорники, сидят дома или гуляют на улице, сами себе предоставлены. Какие бы семьи ни были, даже хорошо обеспеченные -родителей практически нет дома». Психологи, работающие в школе, а иногда и сами учителя констатируют, что у родителей сложился комплекс перед школой. «Они говорят: «Я боюсь сюда прийти в эту, в это учреждение, я боюсь. Я боюсь звонков, я боюсь. Я работаю на автозаводе у станка», - мне мама одна сказала, - «там шум, гам. Но я там чувствую себя хорошо. В школе я как струна натянута, я боюсь школы» (учитель, Набережные Челны). По признанию одного из учителей самарской школы: «Ведь не секрет, что никогда к родителю не придут с хорошим, мы вызываем по каким-то горячим следам». Вероятно, это связано и с тем, что учителя по-прежнему руководствуются старыми методами авторитетного давления, которые уже способствуют не решению, а ее обострению (проблемы). Крайне редко учителя сами признают, что общаются с родителем как с ребенком, которого тоже надо воспитывать. «Что для родителя школа? Это вообще мрак! Он себя чувствует бедным, совершенно несчастным ребенком, которого учат жизни... распространяя на него закономерности воздействия на детей, как бы отождествляя его с ребенком. Два ребенка!». Приходится вспоминать, что ты сам родитель ( мой сын учится у меня в классе) и решать проблемы с родителями на том же уровне, что приходится решать и мне. Одно из наиболее ярких и острых проявлений кризиса воспитательной модели - это разрушение былого распределения ответственности за ребенка между школой, родителями и коллективом друзей. Учителя сетуют, что дети стали «неуловимы»: дома - одни, в школе - другие, на улице - третьи. Самая опасная зона -это улица. Если раньше здесь работали механизмы идеологического воспитания (коллектив, команда и т.д.), то теперь здесь господствуют внутренние закрытые правила. «Они (родители) надеются только на школу сейчас, их тоже можно понять. Они приводят в школу как в последнее пристанище, где их научат умному и доброму, а мы сами испытываем такие трудности. Вот и получаются эти ножницы: семья, школа, государство». Школьные родительские собрания - один из каналов получения информации родителями о наркотиках, наряду со СМИ, опытом повседневного наблюдения и общения. Как правило, специализированные лекции читаются наркологами или представителями милиции на общешкольных или классных родительских собраниях, на которых дается информация о признаках употребления наркотиков, о контактных адресах и телефонах, по которым можно получить консультации и помощь и т.д. Однако учителя жалуются на нежелание родителей слушать подобные лекции: «уже достаточно информации», «надоело» и т.д. «У нас на родительские собрания большинство ходят в основном родители достаточно образованных, воспитанных детей и говорят иногда, что не стоит поднимать и затрагивать эту тему. Или такие выкрики о том, что кто конкретно, то есть не надо обобщать. Мой ребенок, наши дети такого не делают. То есть несколько негативно даже, я бы сказала. Ситуация несколько изменилась в последнее время, когда участились случаи смертельного исхода от передозировки наркотиков. Но, тем не менее, заинтересованное восприятие информации учителя наблюдают в тех случаях, когда проблема преподносится профессионально и грамотно, а не поверхностно и формально. Выполнение задачи по «донесению» такой информации и привлечению внимания родителей усложняется рядом родительских комплексов и барьеров, выталкивающих проблему возможности употребления наркотиков их детьми за границы их внимания. В целом, родители не снимают с себя ответственности, но большие надежды возлагаются на школу. Учи-теля, анализируя ситуацию в семьях, констатируют, что современные родители не умеют или не имеют возможности воспитывать, однако, школа не может заменить родителей и не может изменить семью (только лишив родителей прав на ребенка). Большее значение принимают такие формы работы как семейное консульти-рование, социальное вмешательство со стороны службы социальной помощи. Благодаря профилактической помощи семье, обеспечивается реальная социальная и правовая защита детей, прежде всего в семьях, где родители наркотизируются, дети лишены родительского надзора, усваивают асоциальные установки и антисоциальный образ жизни. Развитие этого направления профилактики связано также с формированием других подразделений социальной помощи детям (службы доверия, приюты, социально-реабилитационные центры). В настоящее время для развития этого направления работы появилась полная законодательная основа, а именно Федеральный закон "О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Однако, в рамках этого Закона необходимо наполнить конкретным содержанием взаимодействие специалистов различных ведомств в профилактике наркоманий. Такое направление работы, как формирование оптимальной позиции семьи и поддержка семье, когда ребенок начал употреблять психоактивные вещества. включает сочетание первично-профилактического и социально-профилактического подходов. Первично-профилактический подход опирается на методы семейного консультирования, на оказание психологической и социальной поддержки семье для установления постоянных контактов родителей с районным психиатром-наркологом. Социально-профилактический метод опирается на взаимодействие школы с районными комиссиями по защите прав несовершеннолетних, с инспекторами отделений профилактики правонарушений несовершеннолетних, потому что наиболее значимым становится срочное разьединение в районе школы группы наркотизирующихся подростков, которые могут вовлекать в наркотизацию все новых детей и подростков. Такая ранняя превентивная работа, ориентированная на пресечение влияния подростковых наркотизирующихся групп несомненно увеличивает возможности семье в контроле за поведением ребенка, который вступил на "путь первых проб". Первичная профилактическая помощь семье, в которой ребенок "вступил на путь первых проб", должна носить уже комплексный характер с привлечением специалистов различного профиля. Первичная профилактическая работа педагога - классного руководителя, школьного психолога, социального педагога в этих случаях обязательно дополняется первичной профилактической помощью со стороны медиков, а именно, медицинской сестры и школьного врача. Наиболее оптимальной их помощь становится тогда, когда она проводится через организо-ванный при школьном медицинском кабинете внутришкольный наркопост. Именно при нем может быть организован первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в приеме токсико-наркотических средств; при нем может быть также организована доклиническая диагностика состояний токсико-наркотического опьянения у учащихся в школе. Следует считать, что ведущим специалистом, который организует вторичную профилактическую помощь подростку-нарокоману, который на стадии реабилитации вернулся к общеобразовательному или профессиональному обучению, является специалист наркологической службы. Именно он через зам. директора школы по воспитательной работе может привлечь школьного психолога, социального педагога, мед. сестру и школьного врача к оказанию социально-психологической поддержки подростку-наркоману, находящемуся на стадии реабилитации, а также его семье. При оказании вторичной профилактической помощи районный подростковый психиатр-нарколог через отделения профилактики правонарушений несовершеннолетних (ОДН) и территориальную комиссию по делам несовершенно-летних может осуществлять по отношению к такому подростку и его семье и различные формы социально-профилактической помощи. Целесообразно выделить следующие формы реализации комплексного вторично-профилактического и социально-профилактического подходов при оказании помощи семье, в которой ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических средств и вернулся к обучению: - проведение в школьном медицинском кабинете контрольной доврачебной и врачебной (тестовой) диагностики случаев токсико-наркотического опьянения и ознакомление родителей с ее результатами; - оказание через внутришкольный наркопост при школьном медицинском кабинете помощи родителям в проведении в семье тестового контроля вероятных случаев токсико-наркотического опьянения; - консультирование родителей по особенностям взаимоотношений с ребенком, который прошел лечение и находится на стадии реабилитации; - формирование на основе добровольности групп из родителей, дети которых находятся на стадии реабилитации, для оказания им психокоррекционной помощи по программе обучающего семинара-тренинга (школьный психолог с привлечением членов группы родительской поддержки). В заключение следует повторить, что в настоящее время семьи испытывают дефицит компетентности по вопросам формирования у детей антинаркотических установок, ценностей здорового образа жизни, по взаимодействию со специалистами при необходимости консультативной, специализированной и социально-правовой помощи. Материал, собранный мной по этой теме, доступен каждому родителю в любое для него удобное время. Выводы: Система работы с подростками должна быть постоянной, начиная с 5 класса, и вестись классным руководителем, не дожидаясь, когда наш подросток станет «трудным», начнет совершать правонарушения. Чаще будьте с детьми, кто-то из них все равно о вас вспомнит и скажет вам спасибо. А не это ли главное в нашей работе?