Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы социального педагога на тему: «Организация работы по воспитанию детей группы риска».»
Обобщение опыта работы социального педагога на тему: «Организация работы по воспитанию детей группы риска».
Актуальность. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме проблемы «детей группы риска» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска». По статистике 15 процентов российских детей не посещают школу – это те, кто составляет группу риска.
Большая часть из них имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития, сиротство и другие. Поэтому важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на выживание, развитие и защиту. В настоящее время категория «детей группы риска»(имеется в виду риск для общества, который они создают, и риск потери ими жизни, здоровья, возможностей развития) является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обуславливающийся сложностью и многогранностью этого явления. В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций «детей группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом. Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних. Изменения социально-экономической ситуации в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение. Низкий уровень жизни, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети вынужденно адаптируются к подобным условиям. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств.
Работа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, родителей, работников ОпДН.
В нашей школе обучается 48 учащихся, из которых 7 детей из асоциальных семей.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают. Цель воспитания. Формировать образовательное пространство на основе воспитательной системы «Быть гражданином с детства», способствующего развитию субъектных, личностных и учебных возможностей детей «группы риска».
Задачи:
1. Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.
2. Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.
3. Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.
4. Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
5. Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
6. Обеспечение мотивации:
у учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
у родителей на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы)
7. Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим,
8. Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
9. Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе
10. Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов
11. Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Основные направления работы с детьми «группы риска».
К сожалению, мы часто слышим такое понятие как «дети группы риска». Но что это такое? Что оно означает? Отвечая на этот вопрос, мы представляем себе детей, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкоголь и пробуют наркотики. То есть, детей, чьё поведение не соответствует, отклоняется от общепринятых норм поведения в обществе. Такое отклоняющееся поведение по-другому называется девиантным. Что же такое девиантное (отклоняющееся) поведение?
По словарю Ожегова, девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности. Первое, что должны сделать педагоги школы это провести своевременную диагностику.
Способы диагностики девиантного поведения подростков: - оценка поступков подростка родителями, педагогами, родственниками (собеседование, беседа, опросник); - опросник оценки поступков самого подростка; - анализ психолого- педагогических характеристик, анализ проблемных ситуаций, личных дел подростков. Алгоритм диагностики девиантного поведения подростков следующий: 1. Опрос родителей по широкому кругу вопросов, касающихся проблемной ситуации, связанной с девиантным поведением подростка. 2. Педагогическое наблюдение за поведением подростка в школе, быту его реакция на замечания, предупреждения со стороны взрослых. 3. Педагогическое наблюдение учителя за учащимся на уроке, внеклассных мероприятиях за способами поведения подростка. В МБОУ «СОШ пст.Абезь» сложилась воспитательная система «Быть гражданином с детства», в основе которой лежат традиции школы, многолетний опыт педагогов, современные тенденции в области образования и воспитания. Состоит из семи основных модулей:
Внеурочная деят-ть
семья
урок
Воспитательная система «Быть гражданином с детства»
Дополнительное образование
Социальное партнёрство
Ученическое самоуправление
Внешкольная деятельность
Все модули воспитательной системы «Быть гражданином с детства» работают на коррекцию девиантного поведения подростков. Проследим как это происходит.
1 модуль. Урок.
Оказание учителями индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Виды помощи в учении:
* Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
* Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
Профилактика неуспеваемости
Контроль подготовленности учащихся
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания
Изложение нового материала
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал
Самостоятельная работа учащихся на уроке
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль
Организация самостоятельной работы вне класса.
Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущего года обучения.
Цель: определение фактического уровня знаний детей;
выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации
2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, с самим ребенком
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика и корректирование по мере необходимости.
Педагогические технологии, используемые при работе с детьми «группы риска»: здоровьесберегающие технологии, реализация педагогики сотрудничества, проблемно- поисковый метод обучения, проектная деятельность, использование ИКТ, дифференцированное и личностно- ориентированное образование, разнообразные организационные формы обучения (индивидуальная, парная, групповая, коллективная, фронтальная).
2 модуль. Семья.
Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком. Большое влияние на формирование личности ребенка оказывает в первую очередь семья. Именно в семье возникают первые привычки и нормы поведения.
Интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, раздоры, конфликты, толкают ребенка на путь правонарушений.
При нарушениях в поведении каждый раз мы должны побеседовать как с ребенком, так и с родителем по поводу совершенного поступка, и вместе находить пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий.Педагоги школы стараются максимально привлекать родителей к участию в школьной жизни своих детей, так как она занимает огромное место в становлении личности ребёнка. Нельзя сказать, что все без исключения идут на такое сотрудничество, но есть масса хороших примеров. Родители приглашаются для участия в общешкольных мероприятиях, таких как: «День Знаний», «Осенний бал», новогодние представления, спортивные соревнования, концерты для родителей и многие другие. Родители вовлекаются в организацию совместных мероприятий таких как «Мама, папа, я – спортивная семья!», праздничные чаепития в классах, выпускные вечера, Праздник последнего звонка, совместные классные часы, туристические походы и т.д.Создана школьная служба медиации, которая помогает решать спорные и конфликтные ситуации путём договора конфликтующих сторон.
3 модуль. Ученическое самоуправление.
Создание комфортных условий ребенку в коллективе.Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха.
Чаще совершаемые проступки в среде подростков – это демонстративное поведение. Ребенок совершает проступки потому, что не чувствует себя комфортно в своем коллективе, школе. Таким образом, он пытается привлечь к себе внимание и своим поведением показать всем, что он одинок, что его не понимают. Обычно дети не хотят дружить с детьми-хулиганами, забияками. И тогда подросток чувствует себя никому ненужным, не таким как все. Сам он не способен устанавливать близкие взаимоотношения, и из-за этого у него нет друзей. Именно поэтому он отчуждается от сверстников, у него появляется постоянное желание восставать против чего-либо, сильное стремление к независимости. Он не признает ничьих авторитетов. И в то же время у него присутствует постоянное чувство безнадежности, ощущение собственного провала, потеря уверенности в себе. Работа начинается с классного коллектива, где огромная ответственность и нагрузка ложится на плечи классного руководителя. В нашей школе каждый класс является членом детской организации «Школьное содружество мальчишек и девчонок». На общем собрании дети распределяют обязанности членов организации, часто бывает так, что подростки «группы риска» получают не самые престижные должности в классе (в этом случае они просто игнорируют свои обязанности), а иногда, и это самое страшное, и вовсе выпадают из общей совместной деятельности. Это недопустимо. Педагоги нашей школы стараются заострить внимание ребят на положительных чертах подростка с девиантным поведением, а иногда даже приукрасить образ такого ребёнка перед сверстниками (например, он замечательный спортсмен, у него хорошо получается организовывать турпоходы, у него есть способности к актёрской игре и др.). Как правило, дети начинают по-другому воспринимать своего одноклассника, а тот в свою очередь старается, в силу своих возможностей, закрепить за собой этот статус. Но бывает, что ребёнок «группы риска» бывает неформальным лидером, тогда его лидерские качества мы стараемся направить в нужное русло. Это может быть включение ребенка в школьное самоуправление, кружки доп. образования. Уверенность в себе и волевые качества хорошо вырабатываются с помощью вовлечения ребенка в деятельность класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Но чтобы у ребенка получилось порученное дело, необходимо постоянно вести его, помогать ему добиваться поставленной цели. Кроме того, можно использовать специальные упражнения на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств трудного ребенка. В нашей школе 48 школьников. Каждого мы стараемся вовлечь в разного рода интересную деятельность.
Активная коллективная деятельность помогает удовлетворить ребенку потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми, помогает найти признание, самоутвердиться. Только тогда меняется самосознание.
4 и 5 модули. Дополнительное образование и внеурочная деятельность.
Большое влияние на формирование дружеских контактов оказывает создание благоприятного фона его пребывания в школе, приветливое, доброжелательное, уважительное отношение к нему учителей, сверстников. И, чаще, в такой атмосфере ребенок находит среди окружающих значимого для него взрослого.
«Добро воспитывается добром, а зло – злом». Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее. Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого мы должны создавать ребенку ситуации успеха. В этом направлении служат отличную службу такие модули воспитательной системы как дополнительное образование и внеурочная деятельность. В кружки, секции дети идут не по принуждению, а исходя из собственных пожеланий. Там они могут реализовать себя, повысить свою самооценку и завоевать признание сверстников. Для этого в нашей школе созданы хорошие условия. Модель организации внеурочной деятельности – модель дополнительного образования. Руководители кружков, секций становятся для ребят не просто педагогами и наставниками, они становятся для них неким эталоном поведения, взрослым другом, с которым его объединяют общие интересы. Все учащиеся группы риска в нашей школе заняты во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования. Такие ребята предпочитают кружок технического моделирования, и конечно, спортивные секции.
6 и 7 модули. Социальное партнёрство, внешкольная деятельность учащихся
В Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится, что «в современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ
Социально-психологическая служба школы.
Говоря о воспитательной работе с детьми «Группы риска» нельзя не сказать о социально-психологической службе в школе. Главной задачей этого структурного подразделения являетсявовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации.
Такую работу можно разделить на три группы: профилактика,коррекция и реабилитация.Основное направление в работе – это изучение детей с девиантным поведением и проблемных семей учащихся, в частности:
1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей.
2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребёнка.
3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и их семей.
4. Рейды в неблагополучные семьи и выявление их жилищно-бытовых условий.
5. Изучение положения подростка в коллективе.
6. Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).
7. Изучение интересов и способностей учащихся.
8. Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы).
9. Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.
10. Вовлечение учащихся в сферу дополнительного образования.
11. Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.
12. Проведение диагностики: исследование интересов, ценностных ориентаций, самооценки подростков, внутрисемейных отношений.
Социально-психологическая служба в нашей школе уделяет огромное внимание работе с детьми «группы риска». Проводятся своевременные диагностики, анкетирования, различные тренинги, ведётся контроль за работой классных руководителей в данном направлении, большое внимание уделяется профилактической работе. Социальный педагог является общественным воспитателем у наиболее трудно-воспитуемых подростков.
Трудности при работе с детьми «Группы риска»
1. Некоторые родители неохотно идут на контакт с педагогами школы, не хотят совместно решать проблемы, возникшие с их детьми, не стараются изменить свой неправильный образ жизни, оставаясь плохим примером для своего ребёнка. Иногда родители просто равнодушны к проблемам своих детей. Часто приходится сталкиваться с бездействием родителей. 2. Нежелание самого ребёнка исправлять ситуацию, так как он считает, что такое поведение – это норма, потому что это норма жизни его семьи.
3. Сбор документов с неблагополучных семей на бесплатное питание и материальную помощь.
4. Не все руководители кружков, секций, клубов хотят видеть среди своих воспитанников детей «Группы риска»
Результаты воспитательной деятельности с детьми «группы риска».
Работу социального педагога, педагога-психолога, классных руководителей, руководителей кружков, студий и секций контролирует заместитель директора по воспитательной работе. На заседании Совета профилактики правонарушений и защиты прав ребенка регулярно заслушиваются отчеты классных руководителей о работе с обучающимися, которые находятся в социально опасном положении. Ежегодно социальный педагог выполняет анализ работы с данной категорией детей и их семьями.
Методы проверки:
- посещение классных часов, коррекционных занятий, родительских собраний; - наблюдение за работой классных руководителей; - беседы с обучающимися, родителями, педагогами; - диагностика; - опрос; - изучение дневников, тетрадей обучающихся; - Правовое просвещение подростков - Совет по профилактике правонарушений при директоре. - Изучение положения подростка в коллективе (социометрия). - Индивидуальная работа с детьми асоциального поведения. - Организация индивидуального наставничества (кураторы «группы риска», старшеклассники). - Вовлечение подростков в кружки, секции. - Индивидуальные карточки учета. - Рейды в семьи повторные. - Рейды в вечернее время. - Подготовка материалов на неблагополучные семьи в ТКп ДН и ЗП - Совместная работа с инспектором ОпДН. - Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий. - Проверка занятости после уроков. - Анализ социального паспорта семей школы.
Достигнутые результаты.
1. Педагоги школы и социально-педагогическая служба в системе отслеживают причины появления детей данной группы, ведут постоянную работу по их устранению через работу с семьями и социальным окружением таких детей. Наблюдается уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению вредными привычками.
2. Несмотря на ухудшение криминогенной обстановки в г.Инта нет учащихся, поставленных на учёт в ОпДН и ТКпДН и ЗП. Нет подростков, состоящих на учёте в наркологическом диспансере, не было зафиксировано появление подростков в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах. Нет случаев употребления наркотиков. Снизилось количество правонарушений в школе и за её пределами.
3. Спад физического здоровья обучающихся не выявлен.
4. Выявлено улучшение показателей учебной деятельности учащихся «группы риска».
5. Наблюдается рост активности детей «группы риска» в делах ученического самоуправления.
6. Повысилась социальная активность многих родителей детей группы риска. Увеличилось количество родителей, заинтересованных в положительных изменениях своего ребенка.
7. В ходе мониторинговых мероприятий было выявлено, что наблюдается повышение уровня воспитанности и культуры поведения детей «группы риска»;
8. Увеличилось количество детей «Группы риска», участвующих в различных соревнованиях и конкурсах.