kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наглядность в работе школьной библиотеки - методическая разработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация книжных выставок - это одно из наиболее интересных направлений в работе библиотеки. Именно благодаря наглядности, мы, работники школьных библиотек можем показать:

  • книжные выставки новых художественных и учебных изданий;
  • тематические выставки методических пособий к предметным неделям;
  • регулярные книжные выставки к юбилейным датам русских и зарубежных писателей;
  • систематические выставки книг-юбиляров;
  • оформление и регулярное обновление постоянно действующей выставки периодических изданий;
  • литературные викторины и конкурсы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наглядность в работе школьной библиотеки - методическая разработка»

Муниципальное бюджетное общеборазовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Школа № 2»




Наглядность в работе школьной библиотеки






Савченко Татьяна Григорьевна


Зав. библиотекой










Керчь

2015

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Наглядность в работе школьной библиотеки……………………3

  2. Требования к выставочной работе………………………………4

  3. Классификация выставок по признакам…………………………6

  4. Аксессуары книжной выставки…………………………………..7

  5. Обратная связь книжной выставки……………………………….7

  6. Три принципа наглядности……………………………………….7

  7. Алгоритм создания выставки……………………………………..8

  8. Залог успеха выставки…………………………………………….8

  9. Выставочная деятельность: традиции и новации…………………9

  10. Библиография……………………………………………………..19

  11. Приложения……………………………………………………….20
























Наглядность в работе школьной библиотеки



«Если поищешь в книгах мудрости внимательно, то найдешь большую пользу для души своей"

Нестор- Летописец


Организация книжных выставок - это одно из наиболее интересных направлений в работе библиотеки. Именно благодаря наглядности, мы, работники школьных библиотек можем показать:

  • книжные выставки новых художественных и учебных изданий;

  • тематические выставки методических пособий к предметным неделям;

  • регулярные книжные выставки к юбилейным датам русских и зарубежных писателей;

  • систематические выставки книг-юбиляров;

  • оформление и регулярное обновление постоянно действующей выставки периодических изданий;

  • литературные викторины и конкурсы.


Проведение любого мероприятия, наглядность позволяет читателю более вдумчиво подойти к предлагаемой теме. Визуальность позволяет читателю активизировать свою любознательность. Известная поговорка гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».






Требования к выставочной работе


Основными требованиями, предъявляемыми к выставочной работе библиотек, являются комфортность, наглядность, доступность, оперативность.

Комфортность представляет собой совокупность условий, обеспечивающих наиболее благоприятные возможности для работы с книгой и одновременно отдыха читателей. Эти условия включают в себя и удобное расположение книг на выставке, и дополнительное освещение, и место для отдыха читателя. Кроме того, читателю необходим психологический комфорт при работе с выставкой: удобство получения книги с выставки, возможность ознакомления с книгами (документами) в спокойной обстановке.

Наглядность в практической работе библиотек нередко трактуется только как то, что можно непосредственно увидеть и показать. Это снижает эффективность использования наглядности как приема, искусственно ограничивая диапазон ее возможных применений.

В работе библиотек используется три вида наглядности:

  • документ, представленный в фонде библиотеки в режиме открытого доступа;

  • образ документа как элемент библиотечной выставки, плаката, рекомендательного списка литературы;

  • библиографическое описание документа в каталогах, картотеках, списках и пр.

Конечная цель принципа наглядности - показать пользователю наличие документа в фонде и убедить в его доступности.

Доступность прежде всего заключается в том, что библиотечные выставки предоставляют читателям возможность изучения содержания демонстрируемых документов. Кроме того, проявлением доступности можно считать иные по сравнению с открытым доступом способы группировки литературы на тематических, проблемного характера выставках.

Оперативность библиотечных выставок понимается двояко. Во-первых, как оперативность отражения (нового документа, актуальной темы или проблемы). Во-вторых, возможность ознакомления одновременно как с первичным, так и вторичным документом (собственно книгой и ее библиографическими данными).

Выставочная работа в библиотеках достаточно актуальна на сегодняшний день. Ведя поиск инновационных форм работы с книгой не всегда учитывается, что 80% информации человек воспринимает с помощью зрения. Живое созерцание, то есть наглядное восприятие, является началом всякого познания. Наглядности всегда придавалось большое значение в педагогике. Наглядность позволяет повысить качество обучения, результативность освоения материала. Недооценивать принцип наглядности в библиотечной работе нельзя. Особенно полезно использование наглядности в библиотечной работе с детьми. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще»,- писал К.Д. Ушинский, призывая учитывать в общении с детьми особенности детского мышления и восприятия.

Выставка, как форма библиотечной работы, априори (т.е. без доказательств, «до опыта» - ред.) наглядна. Она призвана и способна наилучшим образом решать стоящие перед ней не только информационные задачи, а обеспечивать в комплексе достижение цели деятельности библиотек для детей и юношества: развитие и воспитание ребенка-читателя в процессе опосредованного образного диалога. Замысел выставки, ее идея, оформление, общий образ, складывающийся из множества деталей - все имеет значение, но только в своем неповторимом единстве и неделимости.




Классификация выставок по признакам


Специалисты предлагают выставки классифицировать по ряду следующих признаков:

По статусу - самостоятельные или сопровождающие массовое мероприятие;

По содержанию - универсальные, отраслевые, тематические, персональные;

По целевому назначению - в помощь учебе, для повышения общеобразовательного и общекультурного уровня;

По времени публикации и поступления в библиотеку представленных на них материалов - новых поступлений, за разные годы, «забытых изданий»;

По месту экспонирования - организуемые в библиотеке или за ее пределами;

По срокам функционирования - постоянные, длительные, кратковременные;

По полноте раскрытия фонда - просмотровые, локальные, полочные;

По видам изданий - книжные, других видов изданий (журнальные или газетные и др.), нескольких видов изданий одновременно (комплексные), новых носителей информации (СО-КОМ, пластинки, микрофильмы, видеокассеты и др.);

По конструкционным особенностям - витринные, внутристеллажные, внутриполочные, выставки-«развалы» на столах, передвижные, «кольцевые» и др.;

По основанию для проведения - по инициативе библиотекарей, по предложениям читателей библиотеки, по заказу учреждений и предприятий;

По степени доступности - бесплатные и платные;

По источникам финансирования - бюджетные, внебюджетные.







Аксессуары книжной выставки


  • ЗНАКОВЫЕ – эмблемы, символы, тексты

  • ПРЕДМЕТНЫЕ – макеты, муляжи, куклы

  • ДЕКОРАТИВНЫЕ - драпировка, цветы, сувениры

  • КОНСТРУКЦИОННЫЕ – оргтехника, канцелярские принадлежности, бумага, подставки, закладки, фломастеры и др.



Обратная связь книжной выставки


Выставка должна быть интерактивной, то есть воздействовать на фантазию детей, побуждать к творческой деятельности.

Реализация последействия выставки у ребенка может идти двумя путями:

выставка-образ-мысль или выставка-мысль-образ.



Три принципа наглядности


Три принципа наглядности: образная, предметная, изобразительная.


Наглядным можно считать то, что можно увидеть, воспринять с помощью зрения; можно услышать, почувствовать, воспринять с помощью слуха, осязания, обоняния; можно показать, продемонстрировать, представить непосредственному восприятию (зрительному, слуховому, тактильному, обонятельному); можно представить, вообразить, создать в сознании образ, увидеть внутренним зрением.





Алгоритм создания выставки


  • Выбор темы, формы, целевого и читательского назначения

  • Выявление, отбор и систематизация документов

  • Разработка структуры выставки

  • Составление сопроводительных текстов – обращения к читателю, заголовков, разделов, цитат

  • Подбор вспомогательных материалов – иллюстраций, предметного ряда

  • Оформление книжной выставки

  • Анализ эффективности книжной выставки



Залог успеха выставки


  • Демонстрируется от 2-х недель до месяца. Однако существуют постоянные

  • Название обязательно должно привлечь внимание юного читателя, заинтересовать, вызвать любопытство

  • Использовать не более трех цветов, избегать пестроту

  • Можно маркировать отдельные книги с помощью цветных закладок (например, с надписями: «Это интересно», «Твой по­мощник в учебе» и т.п.). Наиболее важ­ные книги рекомендуется снабжать ан­нотацией.

  • Если представлены статьи или главы из книг, т.е. книга раскрыта на какой-либо странице, должна быть карточка с анали­тическим библиографическим описани­ем.

  • Выставки новых поступлений рекомен­дуется оформлять регулярно, оперативно, в определенный день месяца. Тогда читатели будут знать, в какой день они смогут познакомиться с новинками. Та­кие выставки могут быть: универсально­го характера (показывать все книги, по­ступившие в библиотеку); по отраслям знаний (например, новые поступления по медицине); по типам и видам изданий (например, поступившие в библиотеку учебники).

  • Книжные выставки фиксируются в 3 час­ти Дневника работы библиотеки. После того как период экспонирования библио­течной выставки завершен, библиотекарь подсчитывает, сколько раз книги были взяты с выставки. Анализируя эффектив­ность выставочной деятельности, можно избежать ошибок в дальнейшем и сде­лать каждую выставку яркой, содержа­тельной, интересной и популярной среди читателей.

  • Даже самой красочной выставке нужна реклама: привлечь внимание читателей к выставке можно в индивидуальной бесе­де, проведя премьеру или краткий обзор у выставки.

Читателей-детей привлекают инте­рактивные формы выставочной работы: можно разработать вопросы викторины, от­ветить на которые читатели смогут после прочтения книг с выставки, объявить кон­курс на самого внимательного или самого активного читателя книг, представленных на выставке.

Важно помнить, что выставка-это всегда творчество и возможность соединить в единое целое библиотекаря, книгу и чита­теля.





Выставочная деятельность: традиции и новации


Творчество и фантазия библиотекарей безграничны и сейчас создано много видов выставок, которые не вписываются в эту схему. После анализа публикаций и практического опыта библиотек представляется возможным выделить следующие виды выставок:


  • Выставка-игра. Игра - ведущий вид деятельности в школьном возрасте. Любят играть все: как малыши, так и учащиеся средних и старших классов. Разве только игры меняются, усиливается их интеллектуальная сторона. Таким образом, выставка-игра может создаваться для всех возрастов. На этой выставке составной частью являются элементы какой-либо игры, тематически обусловленной рекомендуемой литературой. Уровень сложности игровых материалов выставки предопределяется ее целевым и читательским назначением. Для младших школьников подходит игра с литературными сказочными героями «Угадай, из каких мы книг», для среднего возраста темы могут быть самые разные: основы безопасности жизни, школа, наша планета и др.

Целевое назначение моей выставки-игры - правовое воспитание учащихся младших классов через игру и чтение сказок. Дети в этом возрасте очень любознательные, сопереживающие литературным героям.

Эффективность выставки заключалась в том, что дети прочли все книги, представленные их вниманию и написали свои отзывы-ответы на вопрос, поставленный в обращении к читателю

Обращение к читателям:

Юный друг!

Приглашаем тебя принять участие в выставке-игре и вместе с Буратино отправиться в Страну Прав.

На выставке представлены книги, в которых нарушаются права главных героев. Твоя задача – помочь Буратино ответить на вопрос: «Какие статьи Конвенции о правах ребенка в книгах нарушены?» Листочки со своими ответами опустите в конверт, помещенный на выставке.

Это поможет Буратино и вам узнать свои права.


  • Выставка-рекомендация и выставка-совет. Между ними нет больших различий. Даются советы специалистов, по какой- либо интересующей подростков или взрослых проблеме, например, рекомендации подросткам: «Как развить память». Фактографическая информация сопровождается списком литературы, рекомендуемой для самообразования по данному вопросу. Список литературы составляет библиотекарь.

Выставка предназначалась родителям детей младшего школьного возраста, т.к. в библиотеку приходят в основном родители с детьми начальной школы.

Обращение к читателям:

Уважаемые папы и мамы! Быть родителями – это искусство. Оно не приходит само собой. Оно требует величайшего терпения и специальных знаний. И чем старше дети, тем больше нужно знаний.

Наша книжная выставка окажет пользу и даст вам полезную информацию.

Выставка сопровождалась экспресс советом и памяткой родителям о том, как помочь ребенку стать настоящим читателем, любителем книг.

ЭКСПРЕСС-СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ

Если ваш ребенок делает, лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе.

Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.

Родители проявили интерес к выставке, брали книги для себя и для своих детей.


  • Адресная выставка: адресуется определенному кругу читателей: только девочкам или мальчикам, только футболистам или волейболистам и т.д.

Я создала адресную выставку для девочек и назвала ее «Юной леди». Это была комплексная выставка, включающая несколько видов изданий одновременно (книги и журналы). Она состояла из следующих разделов:

* Азбука нравственности

* Твое хобби

* Румяные щечки

* Мастерам кулинарии

Выставка вызвала интерес у девочек всех возрастов, даже у старшеклассниц. Предметными аксессуарами стали: мягкая игрушка, сшитая одной из читательниц, и чайная чашка с блюдцем и апельсином. Затем апельсин сменился яблоком, конфетой, печеньем, мандарином. Эти аксессуары приносили сами дети.


Обращение к читателям:



Цитата:


  • Выставка-загадка: обязательно наличие загадок по темам разделов выставки, оформление их крупным планом и представление литературы, где можно найти ответы.

Вызвала интерес у мальчишек, т.к. было представлено много технической литературы. Книги с выставки рассматривали в читальном зале на переменах, брали домой, хором отгадывали загадки. Выставка очень понравилась детям, поступила просьба организовать новую выставку с другими загадками.

Обращение к читателям:

Юный друг! Обрати внимание на книжную выставку-загадку, прояви смекалку и любознательность, ответь на загадки.


  • Выставка-знакомство. Она организуется для того, чтобы познакомить читателей с каким-либо интересным человеком (местный деятель, известный человек и т.д.). Поиски авторитета, образца для подражания начинают себя ярко проявлять в подростковом возрасте. Поэтому такая выставка не оставит равнодушными детей этого возраста.

После посещения детской республиканской библиотеки имени Орлова, под впечатлением от увиденного, мне захотелось познакомить детей с этим, поистине великолепным, детским писателем, поэтом. К сожалению, в школьной библиотеке книг Орлова не очень много. Встречаются его стихотворения в журнале «Крымуша». Это была комплексная выставка. Она вызвала интерес у детей и взрослых, т.к. Орлов, является любимым писателем многих поколений.


  • Выставка-викторина. Это разновидность выставок-конкурсов, стимулирующих познавательную активность детей в процессе чтения. Ответы на вопросы читатель ищет в литературе, экспонирующейся на выставке. Хорошо, если это будет цикл выставок политематического содержания, организуемый в течение учебного года для младших школьников и подростков.

Эта книжная выставка была создана специально для массового мероприятия в начальной школе «Путешествие в сказку». Литература на выставке была подобрана

так, чтобы название книги было ответом на вопрос викторины.


Обращение к читателям:

Дорогие ребята!

Приглашаем Вас ответить на вопросы выставки-викторины

«ТЫ МНЕ СКАЗКУ РАССКАЖИ!»

Книги, представленные на выставке, помогут правильно дать ответ.

Правильно ответившего на все вопросы ждет ПРИЗ!

Внимание детей также привлекли предметные и декоративные аксессуары: кукла и цветок ландыша. Эти аксессуары были сделаны и подарены библиотеке нашими читателями. ( Приложение 1)


  • Выставка одного портрета: на выставке обязательно наличие портрета или репродукции и литературы о создании портрета. Например: «Но красоту ее Боровиковский спас... » (о М.И. Лопухиной). Такая выставка приемлема для подростков старшего возраста.

Выставка одного портрета и следующая за ней выставка одного автора были созданы для литературного вечера «Болдинская осень», который проводила учитель русского языка и литературы Лейман Е.Б. в 7-Б классе. Я решила сделать не одну, а две выставки.

На выставке представлена репродукция портрета А.С.Пушкина, выполненная рукой мастера-портретиста Ореста Кипренского. Также представлен материал о том, как художник создавал портрет. В качестве цитаты приведены стихи А.С.Пушкина, посвященные Кипренскому.


Цитата:

Любимец моды легкокрылой

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз…

А.С.Пушкин ( Приложение 2)


  • Выставка одного автора, как правило, организуется к юбилеям писателей, но может быть и постоянно действующей, если библиотеке присвоено имя писателя. Конечно, на ней должны быть представлены не только книги, но и материалы о писателе. Читательский адрес выставки может быть разнообразным, в зависимости от того, какие книги, какого автора и с какой целью демонстрируются: первичное знакомство с творчеством или углубление знаний о творчестве писателя.

Эта комплексная выставка состояла из трех разделов:

  • Душа в заветной лире - литература о Пушкине.

  • Таинственные области пушкинского наследия – рисунки поэта.

  • Союз волшебных звуков, чувств и дум – произведения Пушкина, созданные в Болдино.

Предметный ряд -это открытки о А.С.Пушкине, гусиное перо, цитата в виде свитка.

Интерес у детей вызвали рисунки поэта.


  • Выставка-отзыв: организуется, как правило, для младших и старших подростков; состоит из книг и отзывов на них.

Созданию этой выставки предшествовал такой случай. Учитель изобразительного искусства задал учащимся 7-х классов нарисовать иллюстрацию к любимой книге. Дети пришли ко мне в библиотеку, чтобы взять книги. Я в свою очередь обратилась к ребятам с просьбой дополнить иллюстрацию отзывом о прочитанной книге. И предложила затем устроить выставку в библиотеке из книг и отзывов на них.

Обращение к читателям:

Прочитай и заинтересуй, разочаруй, предложи, посоветуй.


Выставка-хобби: рядом с рекомендуемыми книгами экспонируются предметы, изготовленные по советам, рецептам, чертежам, выкройкам из этих книг, а заодно и предметы труда, при помощи которых изготовлены эти изделия. Например: «Макраме - это просто...», «Наши руки не для скуки» и др. Это выставка может создаваться для детей разных возрастных групп. Главное, чтобы все было сделано руками читателей.

Самая любимая – это выставка-хобби. Я тесно сотрудничаю с учителем труда. Все поделки, которые девочки делают на уроках, выставляются в библиотеке. Задача библиотекаря подобрать соответствующую литературу.

Выставки-хобби пользуются большой популярностью в нашей школе.

Цитата:

Учись доброму, худое на ум не пойдет.


  • Выставка-настроение: читателям-подросткам предлагается прочесть книги и дать отзыв на них: «Я читаю эту книгу, когда мне весело...», «Я читаю эту книгу, когда мне грустно...» и т. д. Привлечет внимание детей и тема: «Как верно сказано… не мною... обо мне».

Книжная выставка для учащихся 5-х – 8-х классов. Для того, чтобы выставка была интерактивной необходима обратная связь - выставка-образ-мысль. Когда ребята брали книги с выставки, я просила их заполнить листки-отзывы о книгах, впечатление о книге, правильность расстановки книг на выставке. Но не все дети захотели заполнить листок-отзыв.




Цитата:

Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при обретении нового друга. Вновь прочитать уже читанную книгу – значит вновь увидеть старого друга.

Воль


  • Выставка «Литературный герой»: выставка будет привлекать внимание и дошкольников, и младших школьников, и подростков. Темами выставок могут быть: «Кот Матроскин», «Домовенок Кузька», «Шерлок Холмс», «Гарри Поттер». Сейчас легко организовать выставку «Гарри Поттер», так как вместе с книгами Дж. Роллинг издаются игрушки-фигурки героев, тетради, календари. Выставка предусматривает активизацию творчества детей, письма героям, продолжение историй о герое, игры с героем и многое другое.

Когда я задумала выставку «Литературный герой» о Гарри Потере, я обратилась к своим читателям с просьбой, чтобы они принесли предметные аксессуары. Дети откликнулись, принесли волшебную палочку, шахматную фигуру, журналы и даже костюм. Инновацией в этой выставке является то, что выставка организована на стремянке, использована ткань для драпировки. Организация выставки на стремянке была представлена библиотекарями крымской республиканской юношеской библиотеки на курсах повышения квалификации. Особенностью этой выставки является то, что на ней должен быть показан рост героя или развитие каких-то событий от начала и до конца.

В нашей библиотеке всего три первых тома из семи. Пришлось принести свои книги, чтобы организовать выставку. Эта выставка вызвала огромный интерес, дети сразу же захотели прочитать все книги.


  • Выставка-экскурсия: это приглашение попутешествовать вместе с героями любимых книг, окунуться в мир приключений и веселых историй.

Это выставка любимых детских книг для учащихся 3-х – 7-х классов. Мне захотелось сгруппировать книги по жанрам:

  • приключенческая литература представлена в разделе «Станция «Приключений»

  • познавательная литература – «Поселок «Хочу все знать»

  • развлекательная – «Город «Веселых историй»

Когда книги стоят на полках корешками к читателям, дети не всегда могут обратить внимание на книгу. Но стоит повернуть литературу «лицом» к читателю, интерес к книге сразу возрастает во много раз.

Дети также заполняли листки-отзывы о прочитанной книге (обратная связь).

  • Выставка-предупреждение: она оформляется для подростков с целью помощи читателю в формировании мировоззрения, донесения до него интересного, актуального дискуссионного материала.

Разделы выставки:

    • «Екологічну освіту кожному» - литература по экологии, охране окружающей среды.

    • «Хай розквітають яблуневі сади» - литература о заповедных местах в Украине и Крыму.

    • «Прислухайся, то дзвони лиха» - об аварии на Чернобыльской атомной станции.

    • «Не зламай свою долю» - об опасности и негативном влиянии вредных привычек на организм подростков.


Обращение к читателям:

Любі друзі! На ваш розсуд надається виставка-застереження, яка дає можливість замислитись про збереження природи на планеті, людини в природі!




  • Выставка-реклама. Рекламировать можно новые книги, журналы , а так же книги-юбиляры текущего года.

Когда я оформляла эту выставку, мне помогал библиотечный актив. С большим удовольствием дети клеили юбилейные бантики и затем украшали ими книги. Т.к. книг-юбиляров довольно много, мы организовали две выставки:для старшего и младшего школьного возраста. Выставка вызвала интерес и ученицы 10-го класса принесли и подписали поздравительные открытки для своих любимых книг. Теперь книги-юбиляры 2011 года настоящие именинники!















Библиография


  1. Антипова В. Теоретический постулат или призыв к действию : школьная библиотека – информационный центр / В.Антипова // Шкільна бібліотека. – 2002. – № 2. – С. 27 – 29.

  2. Выставочная работа. Составление тема­тических подборок и дайджестов // Спра­вочник библиотекаря. – 2004. – № 2. – С. 167 – 171.

  3. Кузнецов В. Выставочная работа биб­лиотек в вопросах и ответах /

Е. Кузнецова. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.

  1. Медведева Е.Ю. Организация и оформление книжних выставок / Е.Ю.Медведева // Шкільна бібліотека. – 2010. – № 9. – С. 52 – 53.

  2. Мелентьева Ю. Библиотечное обслужи­вание в школьной библиотеке: специфи­ка форм и методов. Лекция 7. Техноло­гия библиотечного обслуживания массо­вых информационных интересов и за­просов / Ю. Мелентьева // Библиотека в школе. – 2004. – № 22. – С. 54.

  3. Рехвіашвілі Г.О. Масова робота шкільної бібліотеки / Г.О.Рехвіашвілі // Шкільна бібліотека. – 2002. – № 2. – С. 57 – 60.

  4. Смєхова Л.В. Книжкова виставка – одна з форм популяризації книги / Л.В.Смєхова // Шкільна бібліотека. – 2009. – № 3. – С. 43 – 46.



Дополнительные источники

1. http://uk.wikipedia.org/wiki/ Книжкові виставки

2. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/002283390.html

3.http://www.nearyou.ru/100kartin/100karrt_45.html

4. http://www.nearyou.ru/kiprensk/27Pushkin.html

5. http://art.liim.ru/hr/hr02_09.html




Приложение 1

Материалы к выставке-викторине


Ты мне сказку расскажи!

Русские народные сказки

  • В какой сказке у сестриц было три, два и один глаз?

  • От кого убегали сестрица Алёнушка и братец Иванушка?

  • Сказка, в которой главные герои ходили друг к другу в гости и поссорились.

  • Кто поймал стрелу Ивана-царевича?

  • В какой сказке дружили кот и петух?

  • Кто исполнял желания Емелюшки-дурачка?

  • Этот сказочный герой является хлебо- булочным изделием

  • Корнеплод у которого круглый корень светло-желтого цвета.


Сказки русских писателей

  • Сказка, в которой главных героев звали: Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка.

  • Как звали дочь воеводы Всеслава?

  • Волшебный цветок красного цвета?

  • Имя героини, которая сделана из снега?

  • У кого под периной растет озимая пшеница?


Сказки в стихах

А.С.Пушкин

  • Волшебный персонаж, который выполнил 3 желания вредной старухи?

  • Сказка, в которой хитрый слуга обманул своего хозяина.

  • В какой сказке главный герой превращается в: комара, шмеля, муху?

  • Какую волшебную птицу-сторожа подарили царю?

К.И.Чуковский

  • Как звали старушку у которой сбежала вся посуда?

  • Кто по полю шел, денежку нашел, пошел на базар и купил самовар?

  • Как называется аппарат по которому звери общались с писателем?


Сказки зарубежных писателей

Ш.Перро

  • Как звали девочку, которой бабушка подарила головной убор?

  • У какого животного были сапоги?

  • Сказка, в которой у главной героини были хрустальные туфельки.


Г.Х.Андерсен

  • Чьё пение понравилось китайскому императору?

  • Кто вылупился из лебединого яйца?

  • Кого хотел взять в жены старый крот?

  • Главная героиня, которая украла мальчика и увезла его свое ледяное царство













Библиография


    1. Аксаков С.Т. Аленький цветочек. / С.Т.Аксаков. – К.: МП «Феникс», 1992. – 24 с.

    2. Гуси-лебеди. / Русская народная сказка. – М.: Малыш, 1986. – 6 с.

    3. Даль В.И. Девочка Снегурочка. / В.И.Даль. – М.: Советская Россия, 1985. – 46 с.

    4. Андерсен Г.Х. Гадкий утенок. / Пер. с дат. А.В.Ганзен. – К.: Томирис, 1993. – 40 с.

    5. Андерсен Г.Х. Дюймовочка / Пер. с дат. А.В.Ганзен. – К.: Томирис, 1993. – 30 с.

    6. Андерсен Г.Х. Снежная королева / Пер. с дат. А.В.Ганзен. – М.: АРЕС, 1992. – 20 с.

    7. Андерсен Г.Х. Соловей / Пер. с дат. А.В.Ганзен. – М.: Детская литература, 1988. – 20 с.

    8. Колобок. / Русская народная сказка. – М.: Фламинго, 2010. – 6 с.

    9. Лиса и журавль. / Русская народная сказка. – М.: Малыш, 1980. – 6 с.

    10. Одоевский О. Мороз Иванович. / О.Одоевский. – К.: Веселка, 1984. – 16 с.

    11. Перро Ш. Золушка. / Пер. с франц. Н. Касаткина. – М.: Художник РСФСР, 1981. – 36с.

    12. Перро Ш. Кот в сапогах / Пер. с франц. М.Булатов. – Л.: Детская литература, 1979. – 16с.

    13. Перро Ш. Красная шапочка / Пер. с франц. С Маршак. – М.: Детская литература, 1986. – 16с.

    14. Петушок- золотой гребешок. / Русская народная сказка. – М.: Детская литература, 1984. – 16 с.

    15. По щучьему веленью. / Русская народная сказка. – М.: Малыш, 1980. – 16 с.

    16. Пушкин А.С. Сказка о золотом петушке. / А.С.Пушкин. – К.: Веселка, 1985. – 24 с.

    17. Пушкин А.С. Сказка о попе и работнике его Балде. / А.С.Пушкин. – М.: Детская литература, 1992. – 16 с.

    18. Пушкин А.С. Сказка о рыбаке и рыбке. / А.С.Пушкин. – М.: Детская литература, 1986. – 16 с.

    19. Пушкин А.С. Сказка о царе Салтане. / А.С.Пушкин. – М.: Детская литература, 1988. – 48 с.

    20. Телешов Н. Крупеничка. / Н.Телешов. – М.: Детская литература, 1965. – 16 с.

    21. Толстой Л. Три медведя. / Л.Толстой. – М.: Детская литература, 1977. – 16 с.

    22. Хаврошечка. / Русская народная сказка. – Львов: Атлас, 1992. – 6 с.

    23. Репка. / Русская народная сказка. – М.: Фламинго, 2010. – 6 с.

    24. Царевна-лягушка / Русская народная сказка. – К.: Веселка 1992. – 6 с.

    25. Чуковский К. Муха-цокотуха. / К.Чуковский. – К.: Веселка 1988. – 16 с.

    26. Чуковский К. Телефон. / К.Чуковский. – М.: Малыш, 1988. – 16 с.

    27. Чуковский К. Федорино горе. / К.Чуковский. – М.: Детская литература, 1988. – 16 с.











Приложение 2

Материалы к выставке-портрету

О.А.Кипренский

Портрет Александра Сергеевича Пушкина

1827г, холст, масло, 68 x 54 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Перед нами погрудное статичное изображение поэта, одетого в модный сюртук, изображение, приближенное к зрителю и, казалось бы, камерное по своему характеру. Но взгляд Пушкина, устремленный вдаль, покоряющая духовная сила, исходящая от него, подчеркивают небудничный, вдохновенный облик поэта. Скрещённые на груди руки поэта, складки плаща, наброшенного на плечи, — всё это характерные признаки романтического героя, отрешённого от окружающего мира и погружённого в свои мысли. Живой взгляд пушкинских глаз выражает вдохновение и сосредоточенность. Поэт как бы прислушивается к внутреннему голосу: «...минута — и стихи свободно потекут». Пушкин показан в самый счастливый, светлый момент — момент творчества. Таким себя Пушкин мог и не увидеть в зеркале, это был тот ореол поэтического воодушевления («лесть», по терминологии поэта), который открылся проницательному художнику. Именно это особенно понравилось в портрете и самому поэту. Он выразил своё восхищение мастерством живописца в стихотворении, посвящённом Кипренскому:

Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,
— И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид...
Так писал поэт в послании О.А.Кипренскому.
Нимало не заблуждаясь относительно «арапского безобразия» своего лица, Пушкин отмечает здесь объективность, реалистически правдивую «зеркальность» портретной характеристики, данной Кипренским.
Из всех художников, творивших в пушкинское время, именно Кипренский наиболее популярен и в наши дни. И это прежде всего потому, что его кисть навечно сохранила облик величайшего русского поэта.
У Кипренского был счастливый дар портретировать выдающихся представителей русского общества в наиболее значительные минуты их жизни. И этот дар не изменил ему здесь. Он создал живописный портрет-памятник великого поэта. Полотно Кипренского стало самым известным из всех изображений Пушкина. В 1827 году, когда Кипренский создал портрет Пушкина, поэт был автором не только романтических «Цыган», но и «Бориса Годунова» и «Евгения Онегина». Портрет был написан в доме Шереметевых на Фонтанке. Его заказал Дельвиг, «художников друг и советник».
Кипренский начал работу над ним, вероятно, в последних числах мая, вслед за Тропининым, написавшим поэта весной этого же года в Москве.
Уже в середине июля имеются отзывы о петербургском портрете как о «необычайно похожем», а увидевшие его осенью на выставке писали восторженно: «...это живой Пушкин» — «...видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому недостает только беспрестанного вздрагивания..» Это последнее высказывание словно отвечает одному из критиков, отозвавшемся о высоко ценимом им Тропинине, что он все же «не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта». Правда, критик оговаривался при этом: «...физиономия Пушкина ...вместе с тем так изменчива, зыбка, что трудно предположить, что один портрет Пушкина мог дать о ней истинное понятие».
Теперь, когда перед нами галерея пушкинских портретов, мы не можем не признать, что поразительный по емкости содержания, гармонии художественной формы образ, созданный Кипренским, совершенно воплощает наше представление о Пушкине.
Любопытно, что современники узнавали Пушкина именно по портрету Кипренского, впервые экспонированному на открывшейся 1 сентября 1827 года в Академии художеств в Петербурге выставке, где живописцу был предоставлен целый зал. Вот что произошло, по рассказу П.А.Вяземского (в письме к жене), когда он вместе с Пушкиным совершал прогулку по Неве:
«Мы садились с Пушкиным в лодочку, две дамы сходят, и одна по-французски просит у нас позволения ехать с нами, от страха ехать одним. Мы, разумеется, позволяем». И, как пишет далее Вяземский, одна из этих дам «узнала Пушкина по портрету его, выставленному в Академии». Да и мы, когда хотим представить себе внешний облик великого поэта, почти неизменно вспоминаем его портрет кисти Кипренского. Он создал живописный портрет-памятник великого поэта. Все элементы художественного строя: виртуозная линейная проработка, почти монохромный сдержанно-напряженный колорит, точно выдержанное сочетание остроиндивидуальных неповторимых черт и качеств непреходящей ценности — прекрасно служат этой цели.
Портрет послужил исходным материалом для многих художников и скульпторов последующих поколений, известен во всем мире. После смерти Дельвига в 1831 году Пушкин, несмотря на материальные затруднения, покупает этот портрет и помещает в своем кабинете.




27




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Наглядность в работе школьной библиотеки - методическая разработка

Автор: Савченко Татьяна Григорьевна

Дата: 16.12.2015

Номер свидетельства: 266908

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Творческая группа школьных библиотекарей - творческая лаборатория единомышленников"
    ["seo_title"] => string(88) "tvorchieskaiaghruppashkolnykhbibliotiekarieitvorchieskaialaboratoriiaiedinomyshliennikov"
    ["file_id"] => string(6) "282144"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453650250"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(248) "Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: "Совершенствование методик преподавания изобразительного искусства". "
    ["seo_title"] => string(142) "mietodichieskaia-razrabotka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-na-tiemu-soviershienstvovaniie-mietodik-priepodavaniia-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "239925"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444906431"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Использование интерактивных средств обучения на уроках физики "
    ["seo_title"] => string(69) "ispol-zovaniie-intieraktivnykh-sriedstv-obuchieniia-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "111024"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406908115"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики через применение ИКТ". "
    ["seo_title"] => string(172) "priezientatsiia-k-vystuplieniiu-na-piedaghoghichieskom-sovietie-po-tiemie-razvitiie-poznavatiel-nogho-intieriesa-uchashchikhsia-na-urokakh-fiziki-chieriez-primienieniie-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "111057"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406991566"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) ""Использование ИКТ в работе учителя начальных классов." "
    ["seo_title"] => string(59) "ispol-zovaniie-ikt-v-rabotie-uchitielia-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "215984"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432835984"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства