Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Мне тоже стало интересно придумать такой метод обучения, который-бы заставил работать даже самых пассивных учеников.
Здесь я представляю несколько своих авторских методов АМО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мои (авторские) методы активного обучения АМО»
Задача современной школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения (АМО) и технологии модерации, позволяющая эффективно управлять педагогическим процессом.
Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе.
К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Выделяют 3 уровня активности:
• Активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.
• Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
• Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Существуют следующие отличительные особенности активного обучения:
• принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
• самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
Мне тоже стало интересно придумать такой метод обучения, который-бы заставил работать даже самых пассивных учеников
МОИ авторские АМО
1. ШЕСТЕРЕНКА
Поднимаю уч-ся любых 2-х рядов, они встают в 2 круга и начинают двигаться по кругу, причем находящиеся «на стыке» кругов(один из одного круга, другой из другого круга) держат в руках предмет (мяч, книгу, игрушку…). Один из этой пары задает вопрос, другой ученик на него отвечает. Затем снова начинается переход и пара передает предмет другой паре, которая окажется на стыке при повороте до слов учителя «СТОП». Оказавшиеся при этом в паре на стыке кругов, тоже задают и отвечают на вопрос……………
2. «Доверенное лицо».
Учитель разбивает ребят на группы по 3 человека таким образом, чтобы в каждой группе был один сильный ученик и 2 слабее его. Каждой группе нужно подготовить ответ на вопрос, полученный на карточке. Отвечать от группы будет тот из более слабых учеников, которому доверит более сильный. Оценка, полученная учеником за ответ, ставится обоим ученикам ( кто отвечал и кого представляли).
3. « «ПОМОЩЬ ДРУГА»
Учитель называет фамилии нескольких учеников и вопросы для них. Каждый из отвечающих может взять «Помощь друга», т.е. попросить помочь ему в ответе кого-то из класса. Если после этого отвечающий дает правильный ответ, положительную оценку получают оба ученика. Если ответ неудовлетворительный, оценка ученику-помощнику не ставится.
4. «СВОЙ КРУГ»
Учитель называет фамилии учеников и вопросы, которые они должны подготовить к определенному уроку. Названный ученик должен быстро собрать группу, исходя из необходимых действий и умений учащихся. Например, в его группе кто-то должен отвечать
• За подбор информации в интернете
• Подбор иллюстраций и их обработку
• Съемку фото или видеороликов
• Подбор информации вне интернета
• Постановку опытов
• Создание таблиц, диаграмм
• Содержание конечного документа, логичность изложения, полноту ответа
• Дизайн отчета
• Вид отчета (презентация, брошюра, Флайер, журнал и т.п.)
5. «ЛОТО»
Каждый ученик в классе получает свой №…, но у половины № другого цвет(например, с№1-№12 – синие, а с №13-№24 – красные). Во время опроса те, у кого синие спрашивают тех, у кого красные номера. Синий № называет учитель, а ученик с синим №-ром сам выбирает № отвечающего из красных.
6. «ЦВЕТОК»
Ученикам раздают вопросы, написанные на лепестках цветка. После правильного ответа на вопрос, лепесток надо прикрепить на цветок.
Визуально видно, кто и сколько справились с заданием…………………
7. «УГАДАЙ-КА)
Группе учеников дается задание: подготовить для остальных в классе вопросы о своем растении (Животном), по которым они могут угадать его. Нужно не только дать название, но и указать систематическое положение объекта.
8. «ВЫРАСТИ ЦВЕТОК»
Нескольким группам учеников или отдельным ученикам задают вопросы. При правильном ответе на доске/плакате/интерактивной доске/… появляется часть цветка (горшок, семя, корни, стебель, листья, почки, цветы). Если ответ неправильный – цветок «не растет» и не цветет.
9. «Дорожная карта»
3-4 ученика сами выбирают свой «маршрут» на уроке (разноуровневый), исходя из уровня знаний и свойств личности. Текст заданий они не видят, но видят количество заданий и специальные значки показывают действия ученика и уровень сложности предстоящего задания, а также свою итоговую оценку.
10. « Репетитор».
Так на уроке в 11-А классе по теме «Селекция» мной был использован один из авторских методов АМО, метод «Репетитор». Это групповой метод работы. В команде 6 человек: 5 участников и 1 репетитор. Ученики получают вопросы и готовятся к ответу на них с помощью репетитора. За каждый правильный ответ репетитор зарабатывает один балл. За время работы каждый в группе несет ответственность друг перед другом, повышается мотивация и результат обучения.