kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое сообщение "М.И. Глинка и его время"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое сообщение предназначено для использования в работе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение "М.И. Глинка и его время"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 7» ГОРОДА СМОЛЕНСКА











МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ:


«М.И. ГЛИНКА И ЕГО ВРЕМЯ»








Выполнил:

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Королева Н.И.


















2023г.




М.И. Глинка – слава и гордость России, русской музыки. Проходят годы и десятилетия, сменяются века, а музыка великого композитора находит отклик в наших сердцах.

Жить в свое время и не считаться с историческими событиями страны, с ее великими достижениями не удается никому.

В какой же век жил и творил гениальный Глинка?

В первой половине XIX века начинается расцвет русской классической музыки. Творчество Глинки открывает период стремительного взлета национального искусства до вершин мировой культуры. Развитие музыки было частью общего процесса подъема всего русского искусства в период исторического развития Российского государства. Отечественная война 1812г. вызвала мощный взрыв патриотических чувств, подъем духовных сил русской нации. Неизгладимая память о величии и героизме русского народа стала основой, на которой выросла и сформировалась личность Глинки – художника и гражданина.

Внутри аракчеевской России обострилась борьба самодержавно- крепостнического строя с «духом вольности».

Росло и движение народного протеста, зарождались тайные Союзы декабристов.

Трагический день 14 декабря 1825 года остался в память Глинки на всю жизнь. Утром в тот страшный день он был на Дворцовой площади, потом на Сенатской. Глинка видел полки восставших солдат и во главе их много знакомых

людей. Он слышал пушечные выстрелы, направленные против «мятежников». Лучшие надежды и помыслы были уничтожены царским самодержавием.

В поле зрения следственной комиссии попал и Глинка. Но ему удалось отвести от себя подозрения в укрывательстве бежавшего из Петербурга своего учителя В.К. Кюхельбекера, под воздействием которого формировались взгляды Глинки.

В казематы Петропавловской крепости были заключены лучшие представители России. Началось время уничтожения самодержавием всего прогрессивно-мыслящего и свободного.

Именно в этот период происходит формирование русской классической культуры. Ведущая роль принадлежит поэзии, литературе.

Знаком эпохи стало творчество А.С. Пушкина, которое было подготовлена Жуковским и Карамзиным. В одно время с Пушкиным сочиняют Грибоедов, Рылеев, Вяземский, Дельвиг, Языков, Баратынский, Лермонтов, Гоголь, Белинский.

В русском искусстве XIX века гений Глинки возвышается рядом с гением Пушкина. Они были современниками и принадлежали к одному и тому же поколению. При всем различии их натур, воспитания, образования Пушкин и Глинка свободолюбивые дети своего времени.

«Во многих отношениях Глинка, - писал В.В. Стасов, - имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного творчества».

Близок к Пушкину и глинкинский идеал искусства как вдохновения, как разумное соответствие между чувством и его выражением.

На примере «Ивана Сусанина» присутствовал А.С. Пушкин. Через несколько дней на дружеском обеде у А.В. Всеволожского он принял участие в коллективном сочинении куплетов для шуточного канона:

«Слушая сию новинку,

Зависть, злобой омрачаясь, Пусть скрежещет, но уж Глинку Затоптать не может в грязь».

Музыкальная жизнь России в это время начинает приобретать новые черты. Важными музыкальными центрами становятся лицеи, пансионы, университеты, а также художественные кружки.

В этих кружках объединялись писатели, артисты, художники, музыканты, любители искусства. Здесь обсуждались новые спектакли и концерты.

Такие собрания устраивались в Москве у Грибоедова, у княжны Зинаиды Волконской, в Петербурге в домах Дельвига, Одоевского, графа Михаила Виельгорского.

Оживляется концертная жизнь. Концерты камерной музыки проходят в частных домах, дворянских и благородных собраниях. Большую роль играют хоры и симфонические оркестры крепостных музыкантов, которые существовали во многих дворянских усадьбах.

По воспоминаниям Глинки у В.А. Жуковского еженедельно собирались поэты, литераторы, любители искусства.

В доме братьев Н. и П. Кукольников собирались Т.Г. Шевченко, В.Г. Белинский, И.И. Панаев, художники И.К. Айвазовский, П.В. Басин, А.Н. Мокрицкий, Я.Ф. Яненко, драматические и оперные артисты П.А. Каратыгин, О.А. Петров.

В доме велись разнообразные беседы, играли в шахматы, пели хором, сочиняли куплеты. Брюллов набрасывал рисунки, Айвазовский играл на скрипке восточные песни.

В 1802 году в Петербурге создается первая русская концертная организация –

«Филармоническое общество», которое устраивало публичные симфонические концерты.

В Москве и Петербурге работали театры, ставились балеты и оперы.

В драматическом театре в Петербурге играли в трагедиях Е.Семенова, А. Озерова. Как вспоминал Глинка, во все годы учения в Петербурге родители, родственники постоянно возили его в театр. Балеты и оперы приводили юношу в восторг. Не пропускал он случая бывать в концертах и слушать известный в Петербурге крепостной симфонический оркестр П.И. Юшкова.

Петербургская итальянская опера открыла свои спектакли осенью 1843 года. Ее «тройственное созвездие знаменитостей» - Полины Виардо-Гарсиа, Дж. Рубини и А. Тамбурини – постоянно и с громадным успехом выступало в концертах.

Но особым успехом и уважением у прогрессивно настроенной публики отмечалось все национальное, русское.

Духовность, патриотичность всегда отличали русского человека.

Глинка перенес развитие темы Родины и русского начала в музыке в сферу идейно-героическую и народную и народно-творческую. Весь путь его жизни в поисках общечеловеческого в национальном, народном.

М.И. Глинка принадлежал своему времени, своему поколению, давшему так много замечательных имен русскому искусству, русской мысли. Ему, как и многим его современникам, были близки идеи Великой французской революции. Глинка духовно сформировался в героические годы борьбы с нашествием Наполеона и последовавшее за ним десятилетие, когда протест против тисков самодержавно- крепостнического строя в России вылился в мощное движение декабристов.

Великое явление музыки Глинки там, где свет, тепло, мужество и радость, где провозглашается вера в жизнь, содержащаяся в «Пушкинских статутах» Вакхической песни, в ее заключительных стихах:

«Да здравствует солнце, да Скроется тьма».

ЛИТЕРАТУРА


  1. «Ваши теплые молитвы принесли мне счастье». Письма Евгении Андреевны Глинки, матери композитора М.И. Глинки. Предисловие, редакция текстов и комментарии Н.В Деверилиной. – Смоленское областное книжное издательство

«Смядынь», 2002. – 144 с.

  1. Записки М.И. Глинки. – М.: Гареева, 2004. – 448 с.

  2. Новоспасский сборник. Выпуск седьмой/ Эпоха М.И. Глинки: Музыка. Поэзия. Театр. – Смоленск: Издательство «Смоленская городская типография», 2012. – 160 с.

  3. Первые Глинковские чтения/сост. О.Е. Мальцева, Н.В. Семенова. - Смоленск, 2006.

  4. Стасов В.В. Статьи о музыке Вып.3. – М., 1977.


Интернет-ресурсы


  1. http://www.glinka1804-rus.ru Глинка Михаил Иванович – русский композитор;

  2. http://www.muz-urok.ru/glinka.htm Михаил Иванович Глинка. Жизнь и творчество М. И. Глинки;

  3. http://smolenskmen.ru/publ/14-1-0-43 Глинка Михаил Иванович. Известные жители Смоленска.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическое сообщение "М.И. Глинка и его время"

Автор: Королева Нина Ивановна

Дата: 12.01.2024

Номер свидетельства: 643886

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Методическая разработка по трудовому обучению на тему "Работа с бумагой и картоном. Аппликация в технике "филигрань". "
    ["seo_title"] => string(126) "mietodichieskaia-razrabotka-po-trudovomu-obuchieniiu-na-tiemu-rabota-s-bumaghoi-i-kartonom-applikatsiia-v-tiekhnikie-filighran"
    ["file_id"] => string(6) "239624"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444830963"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Использование групповых контрольных (проверочных) уроков  с элементами игры  на уроке по специальности "
    ["seo_title"] => string(111) "ispol-zovaniie-ghruppovykh-kontrol-nykh-provierochnykh-urokov-s-eliemientami-ighry-na-urokie-po-spietsial-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "112871"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408968797"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Использование групповых контрольных  уроков  с элементами игры  на уроке по специальности "
    ["seo_title"] => string(96) "ispol-zovaniie-ghruppovykh-kontrol-nykh-urokov-s-eliemientami-ighry-na-urokie-po-spietsial-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "112874"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408969393"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства