Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс «Проектирование учебных заданий и образовательных ситуаций для развития универсальных учебных действий»»
Мастер- класс «Проектирование учебных заданий и образовательных ситуаций для развития универсальных учебных действий»
Автор: Уколова В.С.,
соавторы: Федотова Е.А., Степанова Е.О.
Слушатели сидят по группам (4-5 человек в группе).
Фрагмент мультфильма «Зима в Простоквашино».
Вопрос слушателям: Какое универсальное действие не сформировано у Шарика? (опрос проводится с помощью джойстиков-Федотова Е.А.)
Выступление Уколовой В.С.
Американский фантаст Ллойд Александер отмечал «Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаем сам ответ».
А китайский мудрец Конфуций говорил «Я слышу – я забываю. Я вижу – я запоминаю. Я делаю – я понимаю».
С введением ФГОС в нашу жизнь вошли новые термины – универсальные учебные действия (УУД). Высказывание писателя точно отражает смысл этого термина: умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию (слайд 3-4).
Мы с вами прекрасно научились распознавать виды УУД: регулятивные, познавательные и коммуникативные (слайд 5), и выделять их составляющие (слайды 6-8).
Но важно не просто распознавать УУД, необходимо их сформировать у обучающихся.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход (слайд 9), который и подразумевает собственно действие как основу формирования самостоятельности учащихся.
И тут мы находим в ФГОС новое понятие (слайд 10) – учебная ситуация- как особая единица образовательной деятельности, в которой обучающиеся обнаруживают предмет своей деятельности и исследуют его.
Формы организации учебных ситуаций могут быть разнообразны. В целом, к образовательным ситуациям можно отнести: (слайд 11):
Ситуация выбора
Ситуация успеха
Ситуации самооценки
Ситуации общения
Ситуации убеждения
Ситуации сопереживания
Игровые ситуации
Ситуации освоения новых способов деятельности
Проблемные учебные ситуации
Пи проектировании ситуаций необходимо учитывать следующие этапы (слайд 12):
Мотивационный этап, или установка на предполагаемую деятельность (создать условия для формирования у обучающихся стремления успешнее выполнить задание)
Организационный этап, или обеспечение деятельности (здесь важно обеспечить учащихся заданием, которое учитывало бы индивидуальные способности и доставило бы удовольствие в ходе выполнения работы)
Результативный этап, или сравнение предполагаемой оценки с реальной (здесь необходимо организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул для выполнения следующего задания)
Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. Образовательные ситуации очень часто являются именно проблемными ситуациями, которые создаются с учетом реальных противоречий, значимых для детей, требующих мобилизации своих знаний и способностей.
Педагогам хорошо известны основные методы постановки учебной проблемы (слайд 13):
Побуждающий диалог
Подводящий диалог
Сообщение темы с мотивирующим приемом
Все что нас окружает-это уже готовые образовательные и проблемные ситуации, и мы хотим помочь вам использовать эти подсказки.
Кто не любит мультипликационные фильмы? В детстве их обожают, а можно ли использовать мультфильмы для создания учебной ситуации?
Выступление Степановой Е.О. (по материалам https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2016/10/28/ispolzovanie-multfilmov )
Использование мультфильмов на уроках и во внеурочной деятельности школьников.
Ребенок с самого раннего детства привык к каждодневному просмотру мультфильмов.
Обычно просмотр мультфильмов воспринимается как отдых, приятное времяпровождение. Но организованный педагогом анализ материалов и просмотр мультфильма на уроке позволяет сделать процесс изучения нового материала интенсивным и интересным, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также формирует у них УУД.
Современный урок, выстроенный в соответствии с ФГОС, обязательно предполагает мультимедийное сопровождение. Поэтому использование различных технических и других информационных средств становится необходимостью любого урока. Конечно, не каждый мультфильм может быть продемонстрирован во время учебного процесса, да и не на каждом уроке можно его применить. Выбор должен осуществляться исходя из возрастных особенностей учащихся с одной стороны и методическим соответствием содержания мультфильмов с другой. Сегодня нам предлагают широкий выбор различных фильмов, как отечественного, так и зарубежного производства. На наш взгляд, наиболее соответствующим выше изложенным требованиям в основном, являются отечественные мультфильмы, т.к. они:
1. Учат доброте, искренности, трудолюбию, покладистости, дружелюбию и сопереживанию.
2. Развивают воображение, память и мышление ребенка.
3. Расширяют кругозор учащихся.
4. Способствуют пополнению словарного запаса, учат говорить грамотно и красиво формулировать свои мысли.
5. Развивают креативность детей.
Таким образом, просмотр мультфильмов занимает важное место в работе педагога.
Но, планируя свой урок, учитель должен помнить, что использование мультфильма должно быть к месту и в меру. Обязательно должно быть соответствие тематике урока и программному материалу. Просматривание мультфильма должно органически влиться в структуру урока и ни в коей мере не оттеснять остальные этапы его проведения. Более того, не следует злоупотреблять демонстрацией фильмов. Ведь в конечном итоге, урок – это все же учебный процесс, главной функцией которого является образовательная.
Практическая часть
Предлагаем группам поработать над заданиями, внимание на экран (фрагмент мультфильма «Зима в Простоквашино»- слайд 14)
Выступление Федотовой Е.А.
Задание для групп по математике – посчитать затраты Матроскина на телеграмму; по русскому языку - составить текст телеграммы с минимальными затратами.
Выступление Степановой Е.О.
Задание для групп по обществознанию – пути выхода из конфликта.
Выступление Уколовой В.С (фрагмент мультфильма – слайд 16).
Задание для групп по экономике – Кот Матроскин – индивидуальный предприниматель, используя алгоритм, помогите ему составить бизнес-план производства молока (раздаточный материал).
Подведем итоги (слайд 18)
Материалы к проведению мастер-класса «Проектирование учебных заданий и образовательных ситуаций для развития универсальных учебных действий».
Автор: Уколова Валентина Сергеевна, учитель биологии и географии, соавторы: Федотова Елена Алексеевна, учитель начальных классов, Степанова Елена Олеговна, учитель истории и обществознания.
Цель: показать некоторые способы развития универсальных учебных действий посредством проектирования учебных заданий и образовательных ситуаций в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Задачи:
1. Определить основные черты проектной и исследовательской деятельности
2. Продемонстрировать способы, направленные на формирование мотивации учащихся к исследовательской деятельности в соответствии с их возрастными особенностями на этапе выбора, формирования и формулирования темы.
Пояснительная записка
Американский фантаст Ллойд Александер отмечал «Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаем сам ответ».
С введением ФГОС в нашу жизнь вошли новые термины – универсальные учебные действия (УУД). Высказывание писателя точно отражает смысл этого термина: умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Мы с вами прекрасно научились распознавать виды УУД: регулятивные, познавательные и коммуникативные, и выделять их составляющие.
Но важно не просто распознавать УУД, необходимо их сформировать у обучающихся.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который и подразумевает собственно действие как основу формирования самостоятельности учащихся.
И тут мы находим в ФГОС новое понятие– учебная ситуация- как особая единица образовательной деятельности, в которой обучающиеся обнаруживают предмет своей деятельности и исследуют его.
Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. Образовательные ситуации очень часто являются именно проблемными ситуациями, которые создаются с учетом реальных противоречий, значимых для детей, требующих мобилизации своих знаний и способностей.
В ходе мастер-класса предполагается рассмотреть основные способы создания учебных заданий и ситуаций, обсудить целесообразность использования данных методик для формирования УУД в соответствии с возрастными особенностями.
Педагогам хорошо известны основные методы постановки учебной проблемы:
Побуждающий диалог
Подводящий диалог
Сообщение темы с мотивирующим приемом
Все что нас окружает-это уже готовые образовательные и проблемные ситуации, и мы хотим помочь вам использовать эти подсказки.
Цель: психологическая настроенность участников мастер-
класса на работу и готовность к педагогическому взаимодействию с ведущим.
Приветствует участников мастер-класса и психологически настраивает их на работу
Психологически настраиваются на работу
2. Мотивационный этап
Мотивация участников на совместную деятельность. Основная задача этапа - сформировать познавательный интерес к изучаемой теме, побудить к деятельности.
Учитель-мастер предлагает участникам ответить на проблемный вопрос с использованием фрагмента из м/ф «Трое из Простоквашино»)
Включаются в работу, проявляют активную позицию посредством использования джойстиков. Участники просматривают фильм, делают выводы о том, что проблемный вопрос можно увидеть в любой ситуации.
3. Этап целеполагания
В ходе беседы предлагает участникам определить, что они ожидают от занятия. Побуждает к постановке цели. Выстраивание алгоритм совместной деятельности в соответствии с темой мастер-класса.
Учитель-мастер говорит о том, что учебные задания и ситуации можно спроектировать используя любой подручный материал, даже детские мультфильмы. Варианты заданий, конечно же, зависят от возрастных особенностей обучающихся.
Определяют и формулируют свои ожидания. Определяют свои цели.
4) Информационно-деятельностный этап
Презентация своего опыта. Знакомство с технологией, приемами, методами, способами деятельности; создание атмосферы
коллективного взаимодействия по формированию определенных умений; обеспечение практической деятельности участников по освоению технологии, приемов, методов и т. д.
Рассмотрение способов проектирования учебных заданий для обучающихся 1-4 (создание бюджетной телеграммы), 5-8 (обсуждение разрешения конфликтной ситуации) и 10-11 (создание бизнес-плана для ИП) классов на примере создания проблемной учебной ситуациис использованием фрагментов мультфильмов «Трое из Простоквашино», «Зима в Простоквашино».
Выполняет роль
консультанта,
организует самостоятельную
работу слушателей и управляет ею.
Организует обмен мнениями участников, дает оценку происходящему
Анализируют предложенные
приемы, методы,
способы деятельности, осваивают
их в практической деятельности
Выполняют самостоятельную
работу.
Обсуждают авторские модели,
разработанные во
время учебного занятия
5) Этап подведения итогов
оценка эффективности взаимодействия педагога и участников мастер-
класса
Подведение итогов мастер-класса, обобщение и выводы.
Активизация деятельности участников мастер-класса. Обращение к опыту участников, фиксация авторских педагогических приемов,
копилка проблемных вопросов и заданий.
Планируя свой урок, учитель должен помнить, что использование мультфильма должно быть к месту и в меру. Обязательно должно быть соответствие тематике урока и программному материалу. Просматривание мультфильма должно органически влиться в структуру урока и ни в коей мере не оттеснять остальные этапы его проведения. Более того, не следует злоупотреблять демонстрацией фильмов. Ведь в конечном итоге, урок – это все же учебный процесс, главной функцией которого является образовательная
Делают вывод об эффективности взаимодействия участников мастер-класса, актуальности полученных знаний, результативности достижения цели
6) Рефлексивный этап
Определение значимости полученных знаний и умений для использования
в дальнейшей деятельности
Предлагается ответить на ряд вопросов с использованием джойстиков (напр.,«Какие, по вашему мнению, мультфильмы можно использовать для создания ситуаций?»
Отвечают на предложенные вопросы.
Оценивают полученный опыт для применения в дальнейшей практике