kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер- класс «Проектирование учебных заданий и образовательных ситуаций для развития универсальных учебных действий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический мастер -класс по созданию учебных ситуаций для развития УУД.

Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс «Проектирование учебных заданий и образовательных ситуаций для развития универсальных учебных действий»»

Мастер- класс «Проектирование учебных заданий и образовательных ситуаций для развития универсальных учебных действий»

Автор: Уколова В.С.,

соавторы: Федотова Е.А., Степанова Е.О.

Слушатели сидят по группам (4-5 человек в группе).

Фрагмент мультфильма «Зима в Простоквашино».

Вопрос слушателям: Какое универсальное действие не сформировано у Шарика? (опрос проводится с помощью джойстиков-Федотова Е.А.)

Выступление Уколовой В.С.

Американский фантаст Ллойд Александер отмечал «Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаем сам ответ».

А китайский мудрец Конфуций говорил «Я слышу – я забываю. Я вижу – я запоминаю. Я делаю – я понимаю».



С введением ФГОС в нашу жизнь вошли новые термины – универсальные учебные действия (УУД). Высказывание писателя точно отражает смысл этого термина: умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию (слайд 3-4).

Мы с вами прекрасно научились распознавать виды УУД: регулятивные, познавательные и коммуникативные (слайд 5), и выделять их составляющие (слайды 6-8).

Но важно не просто распознавать УУД, необходимо их сформировать у обучающихся.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход (слайд 9), который и подразумевает собственно действие как основу формирования самостоятельности учащихся.

И тут мы находим в ФГОС новое понятие (слайд 10) – учебная ситуация- как особая единица образовательной деятельности, в которой обучающиеся обнаруживают предмет своей деятельности и исследуют его.

Формы организации учебных ситуаций могут быть разнообразны. В целом, к образовательным ситуациям можно отнести: (слайд 11):

  • Ситуация выбора

  • Ситуация успеха

  • Ситуации самооценки

  • Ситуации общения

  • Ситуации убеждения

  • Ситуации сопереживания

  • Игровые ситуации

  • Ситуации освоения новых способов деятельности

  • Проблемные учебные ситуации

Пи проектировании ситуаций необходимо учитывать следующие этапы (слайд 12):

  • Мотивационный этап, или установка на предполагаемую деятельность (создать условия для формирования у обучающихся стремления успешнее выполнить задание)

  • Организационный этап, или обеспечение деятельности (здесь важно обеспечить учащихся заданием, которое учитывало бы индивидуальные способности и доставило бы удовольствие в ходе выполнения работы)

  • Результативный этап, или сравнение предполагаемой оценки с реальной (здесь необходимо организовать работу таким образом, чтобы обратить результат предыдущей деятельности в эмоциональный стимул для выполнения следующего задания)

Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. Образовательные ситуации очень часто являются именно проблемными ситуациями, которые создаются с учетом реальных противоречий, значимых для детей, требующих мобилизации своих знаний и способностей.

Педагогам хорошо известны основные методы постановки учебной проблемы (слайд 13):

  • Побуждающий диалог

  • Подводящий диалог

  • Сообщение темы с мотивирующим приемом

Все что нас окружает-это уже готовые образовательные и проблемные ситуации, и мы хотим помочь вам использовать эти подсказки.

Кто не любит мультипликационные фильмы? В детстве их обожают, а можно ли использовать мультфильмы для создания учебной ситуации?

Выступление Степановой Е.О. (по материалам https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/dlya-kompleksov-detskii-sad-nachalnaya-shkola/2016/10/28/ispolzovanie-multfilmov )

Использование мультфильмов на уроках и во внеурочной деятельности школьников.

Ребенок с самого раннего детства привык к каждодневному просмотру мультфильмов.

Обычно просмотр мультфильмов воспринимается как отдых, приятное времяпровождение. Но организованный педагогом анализ материалов и просмотр мультфильма на уроке позволяет сделать процесс изучения нового материала интенсивным и интересным, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а также формирует у них УУД.

Современный урок, выстроенный в соответствии с ФГОС, обязательно предполагает мультимедийное сопровождение. Поэтому использование различных технических и других информационных средств становится необходимостью любого урока. Конечно, не каждый мультфильм может быть продемонстрирован во время учебного процесса, да и не на каждом уроке можно его применить. Выбор должен осуществляться исходя из возрастных особенностей учащихся с одной стороны и методическим соответствием содержания мультфильмов с другой. Сегодня нам предлагают широкий выбор различных фильмов, как отечественного, так и зарубежного производства. На наш взгляд, наиболее соответствующим выше изложенным требованиям в основном, являются отечественные мультфильмы, т.к. они:

1. Учат доброте, искренности, трудолюбию, покладистости, дружелюбию и  сопереживанию.

2. Развивают воображение, память и мышление ребенка.

3. Расширяют кругозор учащихся.

4. Способствуют пополнению словарного запаса, учат говорить грамотно и красиво формулировать свои мысли.

5. Развивают креативность детей.

Таким образом, просмотр мультфильмов занимает важное место в работе педагога.

Но, планируя свой урок, учитель должен помнить, что использование мультфильма должно быть к месту и в меру. Обязательно должно быть соответствие тематике урока и программному материалу. Просматривание мультфильма должно органически влиться в структуру урока и ни в коей мере не оттеснять остальные этапы его проведения. Более того, не следует злоупотреблять демонстрацией фильмов. Ведь в конечном итоге, урок – это все же учебный процесс, главной функцией которого является образовательная.

Практическая часть

Предлагаем группам поработать над заданиями, внимание на экран (фрагмент мультфильма «Зима в Простоквашино»- слайд 14)

Выступление Федотовой Е.А.

Задание для групп по математике – посчитать затраты Матроскина на телеграмму; по русскому языку - составить текст телеграммы с минимальными затратами.


Выступление Степановой Е.О.

Задание для групп по обществознанию – пути выхода из конфликта.


Выступление Уколовой В.С (фрагмент мультфильма – слайд 16).

Задание для групп по экономике – Кот Матроскин – индивидуальный предприниматель, используя алгоритм, помогите ему составить бизнес-план производства молока (раздаточный материал).

Подведем итоги (слайд 18)

Материалы к проведению мастер-класса «Проектирование учебных заданий и образовательных ситуаций для развития универсальных учебных действий».


Автор: Уколова Валентина Сергеевна, учитель биологии и географии, соавторы: Федотова Елена Алексеевна, учитель начальных классов, Степанова Елена Олеговна, учитель истории и обществознания.


Цель: показать некоторые способы развития универсальных учебных действий посредством проектирования учебных заданий и образовательных ситуаций в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Задачи:

1. Определить основные черты проектной и исследовательской деятельности

2. Продемонстрировать способы, направленные на формирование мотивации учащихся к исследовательской деятельности в соответствии с их возрастными особенностями на этапе выбора, формирования и формулирования темы.


Пояснительная записка

Американский фантаст Ллойд Александер отмечал «Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаем сам ответ».

С введением ФГОС в нашу жизнь вошли новые термины – универсальные учебные действия (УУД). Высказывание писателя точно отражает смысл этого термина: умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Мы с вами прекрасно научились распознавать виды УУД: регулятивные, познавательные и коммуникативные, и выделять их составляющие.

Но важно не просто распознавать УУД, необходимо их сформировать у обучающихся.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который и подразумевает собственно действие как основу формирования самостоятельности учащихся.

И тут мы находим в ФГОС новое понятие– учебная ситуация- как особая единица образовательной деятельности, в которой обучающиеся обнаруживают предмет своей деятельности и исследуют его.

Мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. Образовательные ситуации очень часто являются именно проблемными ситуациями, которые создаются с учетом реальных противоречий, значимых для детей, требующих мобилизации своих знаний и способностей.

В ходе мастер-класса предполагается рассмотреть основные способы создания учебных заданий и ситуаций, обсудить целесообразность использования данных методик для формирования УУД в соответствии с возрастными особенностями.

Педагогам хорошо известны основные методы постановки учебной проблемы:

  • Побуждающий диалог

  • Подводящий диалог

  • Сообщение темы с мотивирующим приемом

Все что нас окружает-это уже готовые образовательные и проблемные ситуации, и мы хотим помочь вам использовать эти подсказки.


Этапы мастер-класса

1) Организационный

2) Мотивационный

3) Этап целеполагания

4) Информационно-деятельностный этап

5) Этап подведения итогов

6) рефлексивный.

Оборудование:

Мультипроектор, листы чистой бумаги, авторучки, раздаточный материал: «алгоритм бизнес-плана»


Технологическая карта мастер-класса

Этапы

Содержание этапа

Деятельность учителя-мастера

Деятельность участников

1. Организационный этап

Цель: психологическая настроенность участников мастер-

класса на работу и готовность к педагогическому взаимодействию с ведущим.

Приветствует участников мастер-класса и психологически настраивает их на работу


Психологически настраиваются на работу

2. Мотивационный этап

Мотивация участников на совместную деятельность. Основная задача этапа - сформировать познавательный интерес к изучаемой теме, побудить к деятельности.

Учитель-мастер предлагает участникам ответить на проблемный вопрос с использованием фрагмента из м/ф «Трое из Простоквашино»)

Включаются в работу, проявляют активную позицию посредством использования джойстиков. Участники просматривают фильм, делают выводы о том, что проблемный вопрос можно увидеть в любой ситуации.

3. Этап целеполагания

В ходе беседы предлагает участникам определить, что они ожидают от занятия. Побуждает к постановке цели. Выстраивание алгоритм совместной деятельности в соответствии с темой мастер-класса.

Учитель-мастер говорит о том, что учебные задания и ситуации можно спроектировать используя любой подручный материал, даже детские мультфильмы. Варианты заданий, конечно же, зависят от возрастных особенностей обучающихся.

Определяют и формулируют свои ожидания. Определяют свои цели.

4) Информационно-деятельностный этап


Презентация своего опыта. Знакомство с технологией, приемами, методами, способами деятельности; создание атмосферы

коллективного взаимодействия по формированию определенных умений; обеспечение практической деятельности участников по освоению технологии, приемов, методов и т. д.

Рассмотрение способов проектирования учебных заданий для обучающихся 1-4 (создание бюджетной телеграммы), 5-8 (обсуждение разрешения конфликтной ситуации) и 10-11 (создание бизнес-плана для ИП) классов на примере создания проблемной учебной ситуации с использованием фрагментов мультфильмов «Трое из Простоквашино», «Зима в Простоквашино».

Выполняет роль

консультанта,

организует самостоятельную

работу слушателей и управляет ею.

Организует обмен мнениями участников, дает оценку происходящему

Анализируют предложенные

приемы, методы,

способы деятельности, осваивают

их в практической деятельности

Выполняют самостоятельную

работу.

Обсуждают авторские модели,

разработанные во

время учебного занятия

5) Этап подведения итогов

оценка эффективности взаимодействия педагога и участников мастер-

класса

Подведение итогов мастер-класса, обобщение и выводы.

Активизация деятельности участников мастер-класса. Обращение к опыту участников, фиксация авторских педагогических приемов,

копилка проблемных вопросов и заданий.

Планируя свой урок, учитель должен помнить, что использование мультфильма должно быть к месту и в меру. Обязательно должно быть соответствие тематике урока и программному материалу. Просматривание мультфильма должно органически влиться в структуру урока и ни в коей мере не оттеснять остальные этапы его проведения. Более того, не следует злоупотреблять демонстрацией фильмов. Ведь в конечном итоге, урок – это все же учебный процесс, главной функцией которого является образовательная

Делают вывод об эффективности взаимодействия участников мастер-класса, актуальности полученных знаний, результативности достижения цели

6) Рефлексивный этап

Определение значимости полученных знаний и умений для использования

в дальнейшей деятельности

Предлагается ответить на ряд вопросов с использованием джойстиков (напр.,«Какие, по вашему мнению, мультфильмы можно использовать для создания ситуаций?»

Отвечают на предложенные вопросы.

Оценивают полученный опыт для применения в дальнейшей практике







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Уколова Валентина Сергеевна

Дата: 16.09.2019

Номер свидетельства: 519897

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Программа дополнительного образования "Мы рисуем, мастерим, по-немецки говорим" "
    ["seo_title"] => string(85) "proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-my-risuiem-mastierim-po-niemietski-ghovorim"
    ["file_id"] => string(6) "229505"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441744698"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства