kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: "Манипулирование в педагогическом общении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются основные понятия манипулирования в общении как одного из видов психологического воздействия, а также модель, приемы и способы манипулятивного воздействия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Манипулирование в педагогическом общении"»

Манипулирование в педагогическом общении



Е.В. Акчурина, М.Н. Бурмистрова



Акчурина Елена Владимировна, магистр (педагогическое образование), аспирант кафедры методологии образования, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

E-mail: [email protected]



Бурмистрова Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методологии образования, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

E-mail: [email protected]



В статье рассматриваются основные понятия манипулирования в общении как одного из видов психологического воздействия, а также модель, приемы и способы манипулятивного воздействия.



Ключевые слова: педагогическое общение, манипуляция, макиавеллизм, манипулятивный тип личности, манипулятивное воздействие, приемы и способы манипулятивного воздействия.



Каждый человек в определенной ситуации является манипулятором. Мы все сознательно или неосознанно осуществляем большое количество манипуляций для того чтобы добиться для себя какого-либо блага. При этом не всякое манипулирование является злом. Более того, многие манипулятивные действия необходимы человеку для его жизнедеятельности. Манипуляция является одним из видов воздействия на партнера по общению. В первую очередь её используют профессионалы влияния: руководители, продавцы, работники сферы обслуживания, вербовщики религиозных сект, попрошайки и мошенники.

В педагогике манипуляции используются педагогами в отношении учащихся и учащимися в отношении педагогов, а также родителями в отношении своих детей и детьми в отношении своих родителей. Поэтому проблема изучения манипулирования в педагогическом общении является актуальной. По ней существует довольно много публикаций, но все они разрознены и не имеют стержневой основы. В системе психолого-педагогического знания тема манипулирования в процессе межличностного общения изучается преимущественно в психологии.

Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения манипулятором собственных целей. При этом важно, чтобы адресат считал эти мысли, решения и действия своими собственными, а не «наведенными» извне, и признавал себя ответственным за них. Другими словами под манипуляцией понимают действия человека, направленные на «прибирание к рукам» другого человека, помыкание им, производимые настолько искусно, что у того создается впечатление, будто он самостоятельно управляет своим поведением.

Таким образом, манипулятор перекладывает ответственность за совершенное по его же научению на свою жертву. Отсюда и негативное отношение к манипуляции, хотя манипуляция может иметь и положительные последствия (например, в обучении и воспитании). Педагог, манипулируя учеником, стремится достичь целей, объективно не являющихся внешними по отношению к этому ученику (хотя с точки зрения самого ученика эти цели кажутся ему ненужными).

При манипулятивном общении восприятие партнера носит специфический характер. Его рассматривают как совокупность качеств, которые могут пригодиться при достижении своей цели, а не как целостную личность. Специфична при манипулятивном общении и самоподача: собеседнику демонстрируется только то, что поможет достижению цели. И конечно, важно найти правильный подход к собеседнику, своеобразную тактику, учитывая и его особенности, и наличную ситуацию.

Стремление некоторых педагогов к власти над обучающимися превышает разумные пределы. Многие из них не задумываются какой психологический вред они могут нанести своим ученикам, злоупотребляя властью над ними. Кроме вреда психическому здоровью учащихся, манипуляции также служат примером для подражания. Т.е. манипулируя детьми, педагог способствует формированию макиавеллизма у подрастающего поколения.

Манипулирование связывается с выражением макиавеллизма. Понятие макиавеллизма связано с характеристиками личности, описанными в книге флорентийского дипломата и писателя XVI века Никколо Макиавелли «Государь», где он излагает свои принципы управления, манипулирования людьми. Макиавеллизм личности – это её склонность манипулировать людьми. Макиавеллистический или манипулятивный тип личности – это смягченный вариант авторитарного типа. Такие люди воспринимают окружающее как далеко не лучший из миров. По их мнению, человек по своей природе зол, люди живут в постоянной вражде друг с другом, и поэтому верить нельзя никому. В этих условиях моральные нормы не пригодны. В войне для достижения цели хороши все средства: и дезинформация, и лесть, и обман, и интриги, и устрашения.

Макиавеллизм определяется как циничная, эксплуататорская установка по отношению к другим людям как к слабым, зависимым, как к объектам, которые могут быть использованы для достижения своих целей. Такая идеология приводит к манипулированию другими людьми. Выбор друзей, партнеров осуществляется по принципу: «А что я буду с этого иметь». Эта черта – стремление манипулировать другими людьми – формируется у человека задолго до наступления взрослости (приблизительно в 10 лет).

Манипулятивная деформация личности может произойти в тех случаях, когда в силу частого профессионального употребления манипулятивного общения, хорошего владения им и соответственно постоянных успехов на этом поприще, человек начинает считать его за единственно возможное, единственно правильное, а людей принимают исключительно за марионеток, фигур в его манипуляциях. В таком случае все общение человека сводится к манипуляции и тогда, когда это нужно, и когда она совершенно неоправданна. Например, можно считать профессиональную деформацию учителей частным случаем манипулятивной деформации. Манипуляция – это не всегда плохо. Большое число профессиональных и педагогических задач подразумевают именно манипулятивное общение.

Манипулятивная личность может быть хорошим руководителем, так как умело защищает интересы своей группы во взаимоотношениях с другими коллективами, поскольку эти интересы стали её личными, и свои собственные эмоции она может игнорировать столь же легко, как и чужие, оставляя в действии лишь «чистый разум», анализ, расчет. Макиавеллизм выражен в большей степени у мужчин. А с 45 лет и женщины не менее охотно переносят макиавеллистические установки на взаимоотношения людей.

Модель манипулятивного воздействия: Сбор информации об адресате → Вовлечение в контакт (приманка) + Использование фоновых факторов + Воздействие на мишени + Побуждение адресата к активности.

Сбор информации об адресате производится с целью обнаружения приманок и мишеней воздействия, создание благоприятного для манипуляции фона и стимулов, побуждающих адресата принять решение, отвечающее целям манипулятора.

Вовлечение в контакт (приманка) – предъявление адресату информации в соответствии с интересами инициатора воздействия. Расшифровка «приманки» подчеркивает, что инициатор рассматривает адресата не как личность, а всего лишь как объект манипулирования и средства достижения своих целей.

Приманки облегчают манипулятору достижение его цели, помогают привлечь внимание адресата к «выгодной» для него стороне дела и тем самым скрыть истинные цели инициатора. Приманки тем самым способствуют выполнению необходимого условия любой манипуляции адресатом того, что им управляют. Это может быть разговор о том, чем интересуется адресат, или о предмете его беспокойства, или о том, что он желал бы услышать и т.д.

Использование фоновых факторов (фона) – эксплуатация состояния сознания и функционального состояния адресата и присущих ему автоматизмов, привычных сценариев поведения; создание благоприятного внешнего фона (доверие к инициатору, его высокий статус, симпатия к нему и т.п.).

Воздействие на мишени – источники мотивации адресата. К ним относятся интересы, склонности, желания, влечения, убеждения, идеалы, чувства, эмоции адресата.

Побуждение адресата к активности – тем действиям, которых от него ожидает манипулятор (принятие нужного решения, совершение действия). Побуждение может явиться суммарным результатом влияния приманок и фоновых факторов или стимулирования специальными приемами, – подталкиванием к включению нужного психологического механизма у адресата (внутреннее побуждение), а также прямой актуализацией желаемого мотива, подходящим распределением ролей (позиций), заданием сценариев, включением адресата в соответствующую деятельность или референтную для него группу и т.д.

Выделяют четыре способа манипулятивного воздействия, соответствующих основным признакам манипуляции.

1. Тайный характер манипулятивного влияния обеспечивается многовекторностью воздействия: отвлечение внимания адресата, ограничение внимания на требуемом содержании, снижение критичности адресата, повышение собственного ранга в его глазах, изоляция адресата от других людей и т.д.

2. Для оказания психологического давления используются: перехват инициативы, введение своей темы, сокращение времени для принятия решения, рекламирование себя или намек на широкие связи и возможности, апелляция к присутствующим и т.п.

3. Проникновение в психическую сферу адресата происходит через затрагивание «струн души», т.е. значимых для него переживаний (из-за невысокого роста, болезни, полноты), его гордость за собственное происхождение, нетерпимость к какому-то типу людей, хобби, любопытство.

4. Эксплуатация личностных качеств адресата представляет собой имитацию процесса принятия решения им самим. Первый шаг – создание (или актуализация) конкуренции мотивов. Второй шаг – изменение побудительной силы конкурирующих мотивов в пользу того мотива, который нужен манипулятору.

Основными практическими приемами манипулирования являются: демонстрация слабости, беспомощности; заискивание, лесть, подхалимаж; обман, ложь, вранье.

Преувеличенная демонстрация своей слабости, неосведомленности, неопытности, используется для того, чтобы пробудить у человека стремление помочь, сделать за манипулятора его работу. Имеется ряд индивидуально-психологических особенностей, способствующих возникновению беспомощного поведения:

  • преобладание мотива избегания неудачи над мотивом достижения успехов;

  • низкая самооценка и заниженный уровень притязаний;

  • повышенная тревожность;

  • неуверенность в себе;

  • отсутствие желания найти выход из сложившейся ситуации;

  • отрицательный опыт в преодолении той или иной трудности.

Со временем человек привыкает быть беспомощным и начинает использовать беспомощность для достижения своих целей. Он стремится вызвать у других чувство жалости, сочувствия, пробудить в них стремление заботиться о нем. Жалеющий человек становится мягким, покладистым, им легко манипулировать. Его легче убедить в том, что именно он несет ответственность за благополучие «беспомощного».

Заискивание – это стремление добиться чьего-то расположения путём лести и угодничества: подчеркнутым преклонением перед кем-то, почтительным выслушиванием наставлений или просто почтительным молчанием в присутствии другого (начальника). Заискивание может восприниматься как вежливость, воспитанность, обходительность, отзывчивость и доброта.

Лесть (подхалимаж) – это угодливое лицемерное восхваление. Однако это не всегда безудержное восхваление в адрес другого (грубая лесть). Она может быть и замаскированной, тонкой. Это могут быть всевозможные комплименты, одобрение слов и поступков, согласие с чужим мнением, восхищение.

Действие лести основано на срабатывании психологического механизма: знание, что мы кому-то нравимся, вызывает ответную реакцию в виде благорасположения (симпатии) и желания уступать лесть действует даже в том случае, если человек понимает, что им пытаются манипулировать. Мы испытываем симпатию к тем, кто нас хвалит, часто даже тогда, когда похвала явно фальшива.

Лесть используют для манипулирования человеком (чаще всего руководителем), чтобы расположить его к себе и получить какие-то преимущества перед другими. Легко поддаются такому манипулированию честолюбивые люди, заблуждающиеся относительно своих достоинств. Лесть может касаться как реальных заслуг человека, так и мнимых. В последнем случае лесть становится обманом.

Приемы и способы манипулятивного воздействия используются в педагогическом общении для управления деятельностью учащихся. Всё зависит от конкретной педагогической ситуации и цели, преследуемой педагогом. Если цель будет оправдана по отношению к обучающимся, то манипуляция, как элемент педагогической техники, несомненно будет оказывать благотворное влияние.



Библиографический список



1. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2008. 368 с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.

3. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений.– СПб.: Питер, 2012. 576 с.

4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. 190 с.

5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.

6. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. 576 с.

7. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 400 с.

8. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Зазвягинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова; под ред. В.И. Зазвягинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.

9. Шейнов В.П. Манипулирование и защита от манипуляций.– СПб.: Питер, 2014. 304 с.

10. Шейнов В.П. Макиавеллизм личности: кто умело манипулирует людьми / В.П. Шейнов.– Минск : Харвест, 2012. 416 с.

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья на тему: "Манипулирование в педагогическом общении"

Автор: Акчурина Елена Владимировна, Бурмистрова Марина Николаевна

Дата: 13.05.2017

Номер свидетельства: 415098

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Статья «Обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_oboghashchieniie_slovaria_dietiei_doshkol_nogho_vozrasta_v_protsiessie_i"
    ["file_id"] => string(6) "351284"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477141800"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Статья «Обогащение словаря детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»"
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_oboghashchieniie_slovaria_dietiei_doshkol_nogho_vozrasta_v_protsiessie_1"
    ["file_id"] => string(6) "351285"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477141800"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Консультация "Создание благоприятной атмосферы в группе""
    ["seo_title"] => string(62) "konsul-tatsiia-sozdaniie-blaghopriiatnoi-atmosfiery-v-ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "275010"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452506879"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Консультация для родителей на тему: "Детские капризы и упрямство""
    ["seo_title"] => string(71) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-na-tiemu-dietskiie-kaprizy-i-upriamstvo"
    ["file_id"] => string(6) "248413"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446723311"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Консультация для родителей"Капризы и упрямство - детей дошкольников и их причины проявления" "
    ["seo_title"] => string(103) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-kaprizy-i-upriamstvo-dietiei-doshkol-nikov-i-ikh-prichiny-proiavlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "214205"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432231130"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства