Просмотр содержимого документа
«Lesson Study как эффективный подход к повышению качества знаний учащихся и совершенствование профессионализма учителя»
Lesson Study как эффективный подход к повышению качества знаний учащихся и совершенствование профессионализма учителя
Lessonstudy – это один из педагогических подходов, характеризующий форму исследования в действии на уроках, и направлен на совершенствование знаний в области учительской практики.
Подход Lessonstudy основан в Японии в 70-х годах ХХ столетия. Популярность за пределами Японии он получил после того, как в 2007 году Макито Йошида презентовал этот опыт в Соединенных Штатах Америки и Великобритании.
Lessonstudy предполагает совместное осуществление планирования, наблюдения, анализа обучения и преподавания, документирование выводов группой учителей. В ходе деятельности совершенствуются различные педагогические подходы, которые обобщаются и транслируются коллегам посредством проведения открытых уроков, методических публикаций.
Каждый учитель должен совершенствовать свои знания, навыки и умения путём проведения Lesson Study. Потому что это урок-исследование, которое является длительным процессом, который проводится командой учителей; также носит практико-исследовательский характер, направленный на положительную динамику, изменение и улучшение уроков. Это обычно осуществляется на примере учеников трёх уровней А, В, С.
После курса повышения квалификации нам поручено было провести три урока-исследования. Вооружившись полученными знаниями на курсах и руководством Пита Дадли, я провела запланированные уроки по Lessonstudy.
Практика показала, что урок исследования Lessonstudy – это педагогический подход, способствующий обучению учащихся, повышению профессионального опыта учителя, т. е. эффективный подход к повышению качества знаний, пробуждающий интерес учащихся к занятиям.
Проделанная работа по исследовательской теме «Эссе как способ обоснования своего мнения по предложенной проблеме и пути её решения» раскрыла мне суть этого педагогического подхода. В своей педагогической практике, конечно, я сталкивалась с LessonStudy. Но я опять убедилась, что посредством исследования уроков учитель, действительно, совершенствует свои знания, работая на благо учащихся. Потому что мир не стоит на месте, потому что урок за уроком должен быть прорыв, результат, и это подтягивает учителя на бесконечные поиски. Особые усилия всё же приходятся учителю-предметнику. А если придут на помощь коллеги и предложат ценные, эффективные приёмы, тогда чуть легче. Так как план LessonStudy поможет учителям совместно повысить качество образования в одном классе.
И мы, группа учителей, представили перед учащимися А, В, С наряду с другими одноклассниками СМАРТ-цели. Отдельно от учащихся фокус-группы мы ждали следующее:
Ученица А - разносторонняя, успевающая на всех уроках. Познавательные способности стабильны, мотивация к обучению высокая.
Критерий успеха: развитие лидерства учащейся.
У ученицы В хорошая успеваемость, она пытается улучшить показатели по русскому языку и литературе, у неё есть желание проявить активность, но она не уверена в себе.
Критерий успеха: повышение активности, успеваемости и формирование уверенности в себе.
У ученицы С низкая успеваемость, так как она не каждый раз выполняет домашние задания. Процесс обучения её не интересует.
Критерий успеха: привлечение к командной работе и повышение мотивации к обучению.
Как показывает тема, целью исследовательской работы было учить детей писать эссе, обосновывая своё мнение по предложенной теме, приводя примеры, доказательства. И я согласна, что «Письменная речевая деятельность есть целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках», - как писалЛ.С. Выготский. Как показали уроки исследования, писать эссе не так просто, как кажется на первый взгляд. Умение четко и грамотно излагать свои мысли в письменной и устной форме – это сложное умение, которое требует от ребенка кроме общего развития и овладение определенными умениями:
умение раскрывать тему;
умение подчинять эссе основной мысли;
умение строить эссе в определённой композиционной форме;
умение правильно выражать свои мысли;
умение улучшать написанное.
Эффективность подхода Lesson Study предполагает ещё развитие мыслительных навыков учащихся, которые так важны при написании эссе, что не теряет своей актуальности и сегодня.«Тот, кто учится не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении. Тот, кто учится, размышляя, находит вдохновение», - писал по этому поводу Конфуций.
В педагогическая практике приветствуется коллаборативная работа, при которой ученик и учитель находят общий язык, понимание, поддержку. Посредством Lesson Study ученики и учителя сближаются, что показывает интервью с учащимися. Это тоже тонкая грань, которая ни с чем не сравниться. Учитель благосклонно начинает слышать «голос ученика» и работать ради его улыбки, настроения, счастья, которое высоко ценят в США и Великобритании. И чтобы увидеть их счастливые лица, нужно искать эффективные приёмы, которые поднимут их на другой уровень. Со стороны учащихся тоже должен быть отклик, поиски, иначе одними стратегиями ничего не добьёшься. И главной задачей является – научить детей учиться! Недаром сказал М. Ауэзов, что «То, что уравновешивает страну и страну, народ с народом, это знание", говоря, что образование - это самая ответственная, самая почитаемая отрасль общества. Недаром в своей работе «Пути комплексного обучения», написанной в 1929 году, один из лидеров Алаш, знаток казахского слова Ж. Аймауытов писал: «Все, что дети знают, находят, должны соприкасаться с жизнью и выйти в свет, все работы дети должны делать активно, с энтузиазмом. Знание, полученное своим трудом, становится прочным. Не забывается, останется на всю жизнь". Таким образом, каждый урок, созданный в соответствии с обновленным содержанием образования, ориентированный на результат и целенаправленный, открывает учащимся широкий спектр компетенций, которые часто называют «навыками ХХІ века». За каждым полученным знанием ученика прослеживается работа учителя, который старается направить его на творчество, поиск, исследование и т.п. И не секрет, что «обучая других, учитель обучается и сам», закрепляя и совершенствуя своё знание. Поэтому Lesson Study – очень важный подход, который влияет на эффективность урока исследования:
Формирует и развивает профессиональный диалог между учителями.
Формирует коллективную культуру.
Обращает внимание педагогов на образовательные потребности учащихся.
Помогает в глубоком понимании программы, научных концепций.
Учителя развивают навыки наблюдения за уроками и предоставления обратной связи.
Учителя понимают научный смысл знания и становятся исследователями.
Улучшается обучение учащегося.
Развивается функциональная грамотность.
Формируется личность, необходимая обществу.
В отличие от обычного урока Lesson Study — это педагогический подход, особая форма исследования на уроках, которая помогает учителям повышать свои знания в области учительской практики. И несмотря на то, что метод заимствован из системы образования других стран, прочно входит в систему образования Республики Казахстан и набирает обороты. Это значит, что Lesson Study - один из методов, который внесёт вклад в развитие образования.
Суханинская, У. И. Анализ приемов, способствующих успешному написанию эссе / У. И. Суханинская. — Текст: непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 1 (4). — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/19/548/ (дата обращения: 25.11.2023).
Жесткова Е.А. Лингвокультурологический и когнитивно-дискурсивный подходы в преподавании русского языка в полиэтнической школе // Вестник Череповецкого государственного университета. –2014. – №2. – С.77-81.
Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.: Просвещение, 1974. – 255 с.
Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М.: Просвещение, 1980. – 414 с.
Жесткова, Е. А. Формирование речевых умений младших школьников при создании сочинения-описания
Е. А. Жесткова, К. Н. Стрижева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1 (80.1). — С. 173-176. — URL: https://moluch.ru/archive/80/13870/ (дата обращения: 25.11.2023).