Речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми. Детский возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности педагога – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком. Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Подражая взрослым, ребенок перенимает не только тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и ошибки, которые встречаются в их речи. Поэтому, к речи педагога сегодня предъявляются высокие требования, повышение культуры речи педагога рассматривается в контексте повышения качества образования. Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, педагоги должны создать такую обстановку, в которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно". В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней. К компонентам профессиональной речи педагога относятся: качество языкового оформления речи; ценностно-личностные установки педагога; коммуникативная компетентность; четкий отбор информации для создания высказывания; ориентация на процесс непосредственной коммуникации. Среди требований к речи педагога выделяют: Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: правила литературного произношения, а также нормы образования и изменения слов. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на смысловую сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления. Логичность – выражение компонентов речи между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в детском возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания. Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей. Педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов и жаргонных слов. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая эмоциональную атмосферу. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует формированию выразительности речи ребенка, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора. Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления. Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться речевым этикетом, ориентироваться на ситуацию общения). Знание педагогом названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей. Что такое культура речи? Прежде всего, это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики). Кроме того, культура речи - это и специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа. Культурная речь является обязательным элементом общей культуры человека. К сожалению, на практике бывает, что в речи педагогов встречаются следующие недостатки: нечёткое артикулирование звуков в процессе речи; побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо «што»; «его» вместо «ево»); произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора («робить» - вместо «работать», добавление «ся» в конце глаголов: «наелася», «прибралася», «покрасилася» и т.д.»; неправильное ударение в словах («звОнит», «свеклА» ит.д.); монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания; ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми; многословие, наслоение лишних фраз, деталей; насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами; использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов; частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»); засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.); копирование речи малышей, «сюсюканье»; использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д. К речи педагога предъявляются следующие требования: правильно произносить все звуки родного языка; чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе; строго придерживаться в речи орфоэпических норм правильно ставить ударения в словах; использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы); в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости; связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития; использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон. |
Практикум «Проверьте свою грамотность» Форма организации педагогов – малые группы по 4 человека. 1.1 Грамматическая правильность. Проспрягать глаголы: бежать, хотеть. Я | Бегу | Хочу | Вы | Бежите | Хотите | Ты | Бежишь | Хочешь | Он | Бежит | Хочет | Она | Бежит | Хочет | Оно | Бежит | Хочет | Они | бегут | Хотят | Образовать форму повелительного наклонения глаголов: Ехать – поезжай(те); бежать – беги(те); сесть – сядь(те); лечь – ляг(те). Определить род существительных и употребить слово в правильной форме: Окна занавешены (тюль) тюлем – м.р. Лицо скрыто (вуаль) вуалью – ж.р. Крышу кроют (толь) толем – м.р. Вымою голову (шампунь)шампунем – м.р. Голова покрыта (шаль)шалью – ж.р. 1.2 Орфоэпическая правильность. Расставить ударение и прочесть слова: звонИт, красИвее, баловАть, квартАл, каталОг, ходАтайство, долбИт, бАнты, экспЕрт, деньгАми, слИвовый, свЁкла, творОг, обеспЕчЕние с 2009, но ранее обеспЕчение. Правильно употребить слова в родительном падеже единственного числа: бинт (бинтА), блин (блинА), торт (тОрта), бант (бАнта), гусь (гУся). 1.3. Орфография. Словарный диктант: пластилин, искусство, аппликация, чувствовать, очарование, участвовать, безопасный, объединение, пересказ, рассказывание. |