МБОУ «Лицей № 1»
р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Конструктивное взаимодействие с детьми на уроке русского языка как важнейшая основа организации образовательного процесса с детьми с разными потребностями
Выступление на педсовете
учителя русского языка и литературы
Печказовой С.П.
р.п. Чамзинка
2014 г.
С введением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) изменились требования и к профессиональным качествам учителя. Способствуя достижению личностных, метапредметных, предметных результатов учащихся, наставник должен обладать педагогической компетентностью, выраженной в универсально-деятельностных, личностных и предметных результатах его профессиональной подготовки.
Какие требования уже сегодня предъявляются к педагогу завтрашнего дня? Если раньше учитель был главным носителем знаний, то сейчас, с развитием информационных технологий, информационная функция педагога чем дальше, тем больше будет снижаться. Помимо привычных и понятных предметных результатов, педагогу нужно освоить самому и научить детей совершенно новым метапредметным компетенциям: умению учиться, общаться со сверстниками и жить в поликультурном пространстве.
Некоторые проблемы, которые могут возникнуть при введении профстандарта учителя, это то, что педагоги должны научиться специальным подходам эффективного вовлечения в процесс обучения и воспитания любых учеников, независимо от их происхождения (учеников, для которых русский язык не является родным), способностей (одарённых учеников; учеников с ограниченными возможностями здоровья) и характера (с девиантным поведением, дезадаптированных и т.д.)
Задача современной школы – не только приобщение к знаниям, культуре, но и воспитание гражданина, будущего профессионала, и при этом решение гигантских социальных проблем: коррекция нарушений в поведении, избавление от различных зависимостей, адаптация детей-мигрантов, совместное (инклюзивное) образование.
Не случайно ключевая идея профстандарта – умение педагога работать с разными категориями детей: мигрантами, сиротами, одаренными, инвалидами, детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и т.д.
Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — образование, которое подразумевает его доступность для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, включая детей с особыми потребностями.
Восемь принципов инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
Каждый человек способен чувствовать и думать;
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
Все люди нуждаются друг в друге;
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
Идея инклюзивного образования действенно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей, станет составной частью их профессионального мышления. Требуются специальные усилия, чтобы это произошло.
Трудность не в том, чтобы перестроить школу под нужды особых детей, а в том, чтобы перестроить общество. Самое главное, перед тем как делать школу инклюзивной, нужно вырастить в ней несколько поколений толерантных детей, которые с уважением и пониманием отнесутся к своим новым соученикам. У нас нет столько времени. Но формировать в сообществе навыки толерантности под силу каждому педагогу, и такая работа в нашей школе ведется давно и плодотворно.
Как же учителю сегодня конструктивно организовать образовательный процесс, готовя себя к реализации инклюзивного образования?
Русский язык – один из самых трудных школьных предметов. Несмотря на то, что знание родного языка даётся ребёнку с детства, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Главная задача обучения русскому языку – развивать школьника как личность, умеющую полноценно владеть устной и письменной речью.
Согласно профстандарту, общепедагогическая компетентность учителя русского языка заключается в реализации в своей деятельности следующих процессов:
диагностика совместно с учащимся достигнутых результатов;
многокритериальное оценивание результата отдельной работы и текущего состояния учащегося (относительно предшествующего) и сообщение ему об этом;
определение совместно с учащимся, его родителями, другими участниками образовательного процесса зоны его ближайшего развития;
определение оптимальных моделей педагогической деятельности, подверженных постоянному развитию и изменению;
планирование образовательного процесса для группы, класса детей на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава учащихся, уточнение и модификация планирования;
организация деятельности учителя ребенка и группы (класса) детей, в том числе индивидуальная и коллективная смена форм деятельности, индивидуализация заданий, получение, анализ домашних работ до начала следующего занятия и т.д.
Как же учителю сегодня конструктивно организовать образовательный процесс, готовя себя к реализации инклюзивного образования в соответствии с профессиональным стандартом учителя русского языка?
Предполагаемым примером может служить 8 Б класс. Учащиеся со средним уровнем способностей: .., .., .., .., .., ... (работая с этой группой, стараюсь развивать способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах). Учащиеся с пониженной успеваемостью, в результате их педагогической запущенности или низких способностей: .., .., .., .., .., ... (этой группе приходится уделять особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока другая группа работают самостоятельно; систематическая работа с ними помогает части детей перейти на работу 1 группы). Есть дети с пониженной обучаемостью, у которых педагогическая запущенность сочетается с низкими природными способностями: .., .., .., .., .., ... (им даю упражнения в связных высказываниях по данному плану, по схеме, по опорным словам). Отдельные предметы (физику, информатику) посещает ученик с девиантным поведением и проблемами со здоровьем … .
Главным вопросом становится: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?» В этом состоит основное противоречие традиционной школы, связанное с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний.
Разрешить это противоречие может принцип дифференцированного подхода к обучению, осуществляемый на индивидуальном уровне. При использовании понятия «индивидуализация обучения» необходимо иметь в виду, что речь идет не об абсолютной, а об относительной индивидуализации, учитывающей:
особенности не каждого отдельного учащегося, а в группе учащихся обладающих примерно сходными особенностями;
индивидуально-типологические особенности учащихся (темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы):
некоторые свойства или состояния лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья).
Объяснение нового чаще всего провожу для всех одинаково, все получают возможность учиться в одинаковых условиях. Чем больше используется наглядности, тем лучше усваивается материал. Одним учащимся выводы ясны после первого объяснения, другим необходимо еще не один раз повторить. Поэтому отделяю группу детей, которые самостоятельно смогут сначала выполнить обязательные упражнения, а затем дополнительные. Остальным учащимся еще раз повторяю правило более детализировано, выделяя главное, опираясь на наглядность, практическую деятельность ребят. Затем все учащиеся самостоятельно выполняют обязательные задания. Объяснение заканчиваю образцовым ответом сильного ученика, с использованием или таблицы, или опорной схемы, или графического изображения. В любом случае перед учащимися ставлю единую познавательную задачу, к которой они идут путями, соответствующими их способностям и возможностям. Новый теоретический материал не даю в готовом виде. Разноуровневые алгоритмы, таблицы, схемы, перфокарты, тренажёры, сигнальные карточки, карточки с посильным индивидуальным заданием, работа в парах и группах позволяют учителю организовать овладение учащимися новым лингвистическим материалом
Немаловажную роль играет использование на уроке русского языка игровых методик. Каждый педагог сталкивался с ситуацией, когда ученики не желают ничего делать: читать не буду, писать не хочу, говорить не могу (а иногда и не умею) и т.п. В этом случае помогает неожиданная смена деятельности и формы урока (игра, викторина.) Урок перестает быть уроком, оставаясь им по сути. Однако необходимо тонко чувствовать грань между дидактической игрой и развлечением. «Подскажи словечко» (восстанавливаем рифму таким образом, чтобы пропущенное слово содержало изучаемую орфограмму), «Третий лишний» (развитие логического мышления), «Отгадай загадку» (текст загадки должен содержать изучаемую орфограмму или пунктограмму), «Кроссвордный диктант», (орфографическое овладение лингвистической терминологией), работу с сигнальными карточками дети тоже воспринимают как игровой момент, содержащий дух соревновательности.
Для предмета русский язык значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки (для уроков обучения грамоте и работы над словами из орфографического словаря), картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи, таблицы по пунктуации и орфографии, презентации Power Point, диски с готовыми уроками русского языка и т.д.
Каждому учителю необходимо ежеурочно формировать веру в успех в своих воспитанниках, создать ситуацию успеха для развития личности ребенка, дать возможность каждому воспитаннику ощутить радость достижения успеха, осознание своих способностей, веры в собственные силы. С этой целью учитель использует методические приемы, обеспечивающие: снятие тревожности, авансирование достоинств ученика, объективность и доброжелательность педагогического внушения, высокую оценку успешно выполненной каждой детали деятельности школьника. Задача педагога – помочь личности ребенка вырасти в успехе: учить детей позитивной речи, искать 2 «плюса» на каждый «минус», признавать трудность ваших заданий, подчеркивать любые улучшения, демонстрировать веру в своих учеников,
Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться соответствовать профстандарту. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Вот и сегодня все зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, то добиться первые результатов в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.