Просмотр содержимого документа
«Классный час "Моя забота о здоровье".»
Ход занятия «Моя забота о здоровье».
Интерактивная беседа «Что имеем, не храним...»
Ведущий. Тема нашего сегодняшнего занятия - здоровый образ жизни. Каждый взрослый человек вам скажет, что здоровье - это одна из главных ценностей, но почему-то современная молодежь в числе приоритетных ценностей называет деньги, карьеру, славу, а здоровью уделяет лишь последние места.
На доске вы видите пословицу (читает): «Что имеем, не храним, потерявши, плачем».
Как вы думаете, какое отношение эта пословица имеет к теме нашего разговора?
Примерные ответы детей:
Мы не храним здоровье, а когда заболеем, плачем.
Мы не только не храним, а намеренно портим свое здоровье, потом жалеем.
Мы думаем, что будем здоровы всю жизнь, а в старости вспоминаем, как разбрасывались своим здоровьем, не берегли его.
Мы храним деньги, бережем одежду, а свое здоровье не бережем, а когда начинаем болеть, жалеем об этом.
Ведущий: Мы знаем, как сохранить деньги, как сберечь вещи. А знаете ли вы о том, как хранить здоровье? Дети делятся своими соображениями.
Сегодня мы и будем говорить о том, что нужно делать, чтобы не жалеть о потерянном здоровье.
II. Мини-лекция «Что такое здоровье?»
Ведущий. Итак, сегодня мы говорим о здоровье. Как вы понимаете это слово? Дети отвечают, что здоровье - это когда ничего не болит, когда ты хорошо себя чувствуешь и т. п. Но тогда людей, страдающих алкоголизмом и наркоманов, у которых пока ничего не болит, тоже можно назвать здоровыми?
Дети высказывают свои мысли.
Действительно, долгие годы здоровье и понималось как отсутствие болезней и физических недостатков. Но в наше время появилось другое мнение. Согласно ему, здоровье бывает физическое, душевное и социальное.
Физическое здоровье - это состояние правильной работы всего организма. Если человек физически здоров, то он может выполнять все свои текущие обязанности без излишней усталости. У него достаточно энергии, чтобы успешно учиться в школе и делать все необходимые дела дома.
Душевное здоровье проявляется в том, что человек доволен собой и своей жизнью, он может видеть свои ошибки и делать из этого выводы и соответственно исправлять их. Для поддержания душевного здоровья необходимо отдыхать, общаться с друзьями, путешествовать, и в целом, занимать любимым интересным делом.
Социальное здоровье проявляется в отношениях с другими людьми. Социально здоровые люди умеют ладить с окружающими. Они уважают чужие права и могут отстоять свои. Они поддерживают добрые отношения с родственниками, умеют находить новых друзей. С ними легко и приятно общаться, вести дела.
Здоровым можно назвать только такого человека, который обладает всеми тремя видами здоровья.
III. Составление таблицы «Здоровый образ жизни»
Ведущий. Итак, здоровье - это одна из главных ценностей, но многие начинают это понимать, когда заболеют. Назовите причины болезней? Как вы думаете, почему? Что мешает людям жить долго?
Примерные ответы детей:
Экология.
Вредные привычки.
Неправильное питание.
Стрессы.
Тяжелая работа.
Отсутствие движения.
Ведущий. Да, безусловно, все, что вы назвали, влияет на здоровье человека, но медики утверждают, что самое главное для здоровья - это умение человека работать над собой, над своим здоровьем. На доске мы составили таблицу «ЗОЖ». А вот из чего складывается здоровый образ жизни, мы пока не записали. Чтобы заполнить эту таблицу, я загадаю вам 5 загадок. Каждая загадка - это один из факторов здоровья. Вы отгадаете загадку, и мы запишем ответ в таблицу. Мне в этом поможет {вызывает ученика, который будет делать записи в таблице).
Итак:
Ведущий читает загадки, дети разгадывают, один из учеников заполняет таблицу на доске.
Равномерное чередование труда и отдыха в течение дня. (Режим дня.)
Постоянная тренировка своей физической выносливости, устойчивости к холоду, к заболеваниям. (Закаливание.)
Мероприятия, направленные на поддержание чистоты, здоровья. (Гигиена.).
Порядок приема пищи, ее характер и количество. (Правильное питание.)
Активные действия, в которых участвуют разные группы мышц. (Движение, спорт.)
Итак, что же у нас получилось. Из чего складывается здоровый образ жизни, который дарит человеку здоровье и долголетие?
а) режим дня;
б) закаливание;
в) гигиена;
г) правильное питание;
д) движение.
Я предлагаю добавить в этот список еще один пункт - отсутствие вредных привычек. Вы согласны со мной?
Дети высказывают свои мнения.
Действительно, человек может выполнять все пункты здорового образа жизни, но одна его вредная привычка, например, курение или алкоголизм, сведет на нет все его усилия. Вывод: вредные привычки несовместимы со здоровым образом жизни.
Ученик дописывает в таблицу: «Отказ от вредных привычек».
IV. Медицинская консультация «Секреты здоровья»
Ведущий. А сейчас мы открываем нашу медицинскую консультацию, которую мы назвали «Секреты здоровья». К нам в гости пришли врачи, которые поделятся с вами некоторыми секретами здорового образа жизни.
К доске выходят 2 ученика в белых халатах.
Врач 1. Мой секрет касается питания и режима дня.
Врачи-диетологи всего мира выявили пятерку самых вредных продуктов для человека.
В эту пятерку вошли (читает):
Сладкие газированные напитки. Созданы вовсе не для утоления жажды, а для ее вызывания. Отличаются гигантским содержанием сахара: в одном стакане его не менее пяти чайных ложек.
Картофельные чипсы, особенно приготовленные не из цельной картошки, а из пюре. В сущности, это смесь углеводов и жира плюс искусственные вкусовые добавки.
Сладкие батончики. Сочетание большого количества сахара и различных химических добавок обеспечивает высочайшую калорийность, и желание есть их снова и снова.
Сосиски, сардельки, вареная колбаса, паштеты и другие продукты с так называемыми скрытыми жирами. В их составе сало, нутряной жир занимают до 40% веса, но маскируются под мясо, в том числе и с помощью вкусовых добавок.
Жирные сорта мяса, особенно в жареном виде. Старайтесь избегать этих продуктов. Молочные продукты, овощи, фрукты - вот что поможет растущему организму.
Теперь о режиме дня. Человек, который соблюдает режим дня, гораздо больше успевает, меньше устает. Но при составлении режима дня нужно учитывать и особенности своей психики. Как известно, люди делятся на «жаворонков» и «сов». «Жаворонки» с утра очень активны, деятельны, а к вечеру устают, хотят отдохнуть. Любят рано ложиться и рано вставать. А «совы», наоборот, с утра вялые, а ближе к вечеру становятся активными, деятельными. Любят поздно ложиться и поздно просыпаться. «Жаворонки» предпочитают для работы и других занятий утренние часы, а «совы» - вечерние. Если это учесть, ваша работа будет более продуктивной.
Врач 2. Мой секрет касается борьбы со стрессами и вредными привычками.
Стресс - это нервное напряжение, вызванное каким-то событием. Стрессы подстерегают нас на каждом шагу. Уроки - стресс. Дорога - стресс. Родители ругают... С друзьями поссорился... И так далее... Стрессы вредят нашему психическому здоровью. Как можно снять стресс? Для этого существует много способов: пение, общение с животными, уход за растениями, прогулка. А самое хорошее средство уберечься от стресса - улыбка, хорошее настроение.
А теперь о вредных привычках. Мои советы об этом, я почерпнула из народной мудрости. Они касаются вредных привычек. Алкоголь и курение человечество знает давно. Свое отношение к этим порокам народ выразил в пословицах. Думаю, что эта мудрость поможет современным молодым людям избежать этих пороков.
Вот что говорит наш народ о пьянстве (читает):
Пьяному море по колено, а лужа по уши.
(Пьяный думает, что может все, а на самом деле даже из лужи выбраться не в состоянии.) Пьяница в народе, что сорняк в огороде. (Пьяница – пропащий, ненужный никому человек, человек который мешает)
Пить до дна - не видать добра. (Пьяница теряет здоровье, друзей, работу, уважение окружающих, любовь ближних.) А вот о курении народ очень мудро и точно заметил: «Курить - здоровью вредить».
V. Игра «Да, нет»
Ведущий. Наши врачи подготовили игру «Да, нет». Они будут задавать вам вопросы, а вы хором должны отвечать «да» или «нет». Если вы не знаете, как отвечать, поднимаете руки. Врачи разъяснят вам правильный ответ.
Врачи по очереди читают вопросы, дети хором отвечают «да» или «нет»:
Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья? (Да.)
1.Верно ли, что шоколадные батончики входят в пятерку самых вредных продуктов питания? (Да.)
2.Правда ли, что есть безвредные наркотики? (Нет.)
3.Правда ли, что «совы» любят работать по утрам? (Нет.)
4.Правда ли, что сладкие напитки входят в пятерку самых вредных продуктов питания? (Да.)
5.Согласны ли вы, что стресс полезен для здоровья? (Нет.)
6.Согласны ли вы, что картофельные чипсы полезны для здоровья? (Нет.)
7.Верно ли, что сосиски полезны для здоровья? (Нет.)
8.Верно ли, что можно стать наркоманом с первого раза употребления наркотиков? (Да.)
Ведущий. Спасибо врачам за то, что помогли проверить наши знания о здоровом образе жизни.
VI. Проблемная ситуация. «Все наоборот»
Ведущий. А теперь вам предстоит оценить поведение одного вымышленного мальчика, но образ, которого собран из вполне реальных людей. Слушаем историю:
---7:40 часов утра. Звонит будильник. Наш герой, закрыв будильник подушкой, продолжает спать. Он лег в 3 часа ночи, так и не пройдя очередной уровень в «CounterStrike». Бабушка буквально стягивает его с кровати. Она кричит, что он опаздывает в школу и через 15 минут начнется урок. Не открывая глаз, он натягивает футболку и штаны, берет рюкзак и ползет в школу. Бабушка на ходу сует ему в карман 100 рублей. Добравшись, наконец, до школы его лицо озаряет счастливая улыбка: на первый урок не опоздал! Через минуту он уже сладко дремлет за партой под мирный голос учителя. Звонок! Пора завтракать. И вот он уже в столовой. Короткий бой в очереди - и бутылка с газировкой и пакетиком чипсов у него в руках. После завтрака, как обычно, нужно покурить. Ловко скрывшись от глаз охранника, он удирает из школы. За углом школы его встречает компания таких же разгильдяев, как и он. Только закурил - звонок. Договорились встретиться на второй перемене. Еле досидел до конца второго урока и сразу же по звонку – бегом из школы курить. Сначала поговорили об играх, потом обсудили учителей. Перемена прошла на славу. Итак, урок за уроком, перемена за переменой и школьный день пролетел незаметно. Пора домой. Бабушка уже ждет с обедом. И напрасно. По дороге домой он покупает в киоске 2 шоколадных батончика и пачку сухариков и тут же во дворе дома съедает. Бабушкин вкусный обед ему уже не нужен, он сыт и доволен собой. Ему бы только до подушки…. Чтобы отдохнувшим снова сесть за любимую игру и стрелять в страшных террористов до самого рассвета.---
Можно ли сказать, что наш герой ведет здоровый образ жизни?
Примерные ответы детей:
Режим дня не соблюдает, ложится поздно.
Гигиену не соблюдает: не умывается, не чистит зубы.
Мало двигается: зарядку не делает, сидит в основном за компьютером.
На свежем воздухе был только во время перекуров, да и то отравил этот воздух табачным дымом.
Не покупать сладкую воду, чипсы, шоколадные батончики.
Нормально питаться.
VII. Заключительное слово
Ведущий. Ребята, сегодня мы говорили о том, что здоровье – это одна из главных ценностей человека. На наше здоровье влияет множество факторов: и климат, экология, род занятий (будь то учеба, или работа) и много чего еще. Что-то мы не в силах изменить. Но очень много зависит и от нас. Чтобы быть здоровым нужно начать вести здоровый образ жизни уже сейчас, в настоящем, а не завтра, или послезавтра…. И это под силу каждому человеку.
VIII. Подведение итогов (рефлексия)
Ведущий. Что интересного вы узнали сегодня? Что обязательно возьмете на вооружение?