Использование активных методов обучения в процессе преподавания учебной дисциплины Материаловедение
Использование активных методов обучения в процессе преподавания учебной дисциплины Материаловедение
В статье говорится как повысить мотивацию студентов в изучении учебной дисциплины Материаловедение. Изложены принципиальные методы мотивации при изучении данного курса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование активных методов обучения в процессе преподавания учебной дисциплины Материаловедение»
Использование активных методов обучения в процессе преподавания учебной дисциплины «Материаловедения» с целью повышения эффективности образовательного процесса и реализации требований ФГОС СПО
Прогресс науки и техники стимулирует ученых на использование новых металлов и создание сплавов с необходимыми свойствами. Так, развитие авиации дало толчок росту производства алюминия и его сплавов; развитие электротехники – расширению применения меди и вольфрама; для артиллерии и другой военной техники потребовались магний и прочные легированные стали; появление сверхзвуковой авиации и создание космических аппаратов привело к скачку выплавки титана.
Самородные металлы встречаются теперь редко, а такие металлы, как алюминий, цинк, магний, титан и многие другие, встречаются в земной коре главным образом в виде прочных соединений с кислородом, серой, кремнием или галогенами. Современные способы получения чистых металлов сложны и многоступенчаты.
Как обогащается руда, как из нее получают важнейшие металлы и сплавы, каковы их основные свойства, как их достичь, можно узнать, изучив учебную дисциплину материаловедение.
Учебная дисциплина «Материаловедение» является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла и служит базовым материалом для изучения профессиональных модулей, для выполнения курсовых и дипломных проектов. Согласно стандартам третьего поколения данная учебная дисциплина формирует у будущего специалиста как общие, так и профессиональные компетенции. Основная задача – привить умения и навыки, которые необходимы при решении профессиональных задач.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения;
- выбирать способы соединения материалов;
- выбирать виды термической обработки и режимы Т.О.;
- рекомендовать способы изменения структуры материалов для улучшения их свойств.
Главная задача учебного занятия
Главная задача учебного занятия – научить студента учиться, самостоятельно мыслить, сравнивать, анализировать и делать выводы, самостоятельно добывать знания, быстро ориентироваться в изменяющихся условиях, нестандартно мыслить, принимать решения.
Но чтобы это все работало, необходимо укрепить и развить мотивацию студентов к обучению, то есть создать комплекс мер для развития благоприятного климата, необходимого для решения этой основополагающей задачи. Рассмотрим основные вопросы формирования у студентов мотивации на уроках и предложим различные формы и методы.
В настоящее время изучение основ общепрофессиональных учебных дисциплин остается важным фактором при подготовке специалиста среднего звена в силу того, что они обладают огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом и является базовыми дисциплинами для изучения профессиональных модулей и реализации общих и профессиональных компетенций.
Каковы же наши шансы, наши возможности для решения этой глобальной задачи?». Студенты не хотят грызть гранит науки, не желают учиться, им не интересно. Да, весь вопрос упирается в то, что бы заинтересовать студента, заставить его самообразовываться, развить тягу к учению, чтобы он мог сказать: «хочу все знать».
Формирование мотивации учения – одна из основных проблем в современном образовании и является делом общественной важности, ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у студентов приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов. Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация является основным критерием для ее формирования. Мотивация включает в себя много разных побуждений: смысл учения, мотив учения, цель учения, эмоции, сопровождающие учебный процесс, познание самого себя, ответственность. Мотивация – это ключ к душе студента, которая открывает все уголки его сознания, готовые учиться и познавать.
Для формирования познавательных мотивов можно использовать следующие приемы: планирование целей вместе со студентом; связь теоретического материала с практикой; разнообразные формы урока, в том числе и нетрадиционные (КВН, урок – презентация, урок – конференция, Что ,Где, Когда?.Хочу все знать); организация творческой, поисковой деятельности (проектная деятельность, рефераты, мини – исследования); организация ситуации успеха каждого студента (дифференцированное обучение – посильные задания каждому ученику , составление вариантов задач студентами, составление тестов, составление таблиц – классификаторов, ребусов, кроссвордов ).
Как я работаю? Обязательно проводится в конце семестра олимпиады ; для проведения лабораторно-практических занятий создана рабочая тетрадь, имеющая гриф Совета директоров Волгоградской области; создан словарь терминов ;ежегодно участвуем во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства: «Рабочие стипендиаты Газпромбанка» ; проводилась научная конференция на тему: «Полет инженерной мысли древности»(проекты: «корона императора Тиберия», «Секрет дамасской стали», «Неизвестный огонь», «Новые материалы в трибологии», «Нано-технологии и новые материалы», «Новые материалы в автомобилестроении» и т. д.). Проводятся открытые уроки. Студенты на уроках работают со справочными таблицами, пишут технические сочинения, технические диктанты, составляют таблицы –классификаторы, изучают микроструктуры сплавов, излагают новый материал в виде презентаций.
Открытые уроки позволяют повысить уровень учебной деятельности студентов, усилить социальные и личные мотивы на уроках .
Таким образом, осознание студентами своих мотивов в учебной деятельности и доминирование их социальных и личных мотивов в обучении способствует осознанному усвоению общетехнических знаний, умений и навыков, что позволяет повысить уровень овладения программным материалом и развить логическое мышление студентов.
Компоненты профессионального мастерстваПреподавателя
Для проведения открытого урока преподаватель должен обладать следующими профессиональными компонентами мастерства: