Использование интерактивной доски в преподавании предметов гуманитарного цикла в школе
Использование интерактивной доски в преподавании предметов гуманитарного цикла в школе
Данная работа знакомит с применением ИД SMART Board на уроках гуманитарного цикла, использованием новых возможностей, позволяющих усилить мотивацию учения и учитывать индивидуальные особенности учащихся, вовлекая в работу как можно большее количество учеников. Научить анализировать, развить творческое мышление и познавательный интерес к предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивной доски в преподавании предметов гуманитарного цикла в школе »
Использование интерактивной доски в преподавании предметов гуманитарного цикла.
Аннотация
Данная работа знакомит с применением ИД SMART Board на уроках гуманитарного цикла, использованием новых возможностей, позволяющих усилить мотивацию учения и учитывать индивидуальные особенности учащихся, вовлекая в работу как можно большее количество учеников. Научить анализировать, развить творческое мышление и познавательный интерес к предмету.
Великий русский педагог и ученый Константин Дмитриевич Ушинский писал так: “Детская природа требует наглядности”. И это удивительно верно для сегодняшних детей, которые с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды. Повсеместное использование телевидения, Интернета, компьютерных программ, сформировало новый тип восприятия информации, которую называют “экранной культурой”. Для меня стало очевидным, что, используя только учебники, методические пособия и собственные объяснения, какими бы обширными, разносторонними и полными они не были, решить эту проблему невозможно, следует формировать и развивать различные компетентности учащихся, в том числе познавательные, коммуникативные, социальные, развивать информационную и исследовательскую культуру моих учеников. В условиях современного, быстро изменяющегося российского общества и модернизации образования традиционные методы преподавания школьных предметов существенно расширяются. Эффективность обучения через образное восприятие известна всем. В сочетании с компьютерными возможностями она неоднократно возрастает. Одним из последних современных цифровых устройств является электронная интерактивная доска, работающая в комплекте с компьютером и проектором. Её использование на уроках дает новые возможности образовательному процессу, а именно интерактив, мультимедиа и коммуникативность.
Основной формой общения учителя и ученика был и остается школьный урок. Сделать урок интересным, суметь мотивировать учащегося на дальнейшую познавательную деятельность, вовлечь в работу как можно большее количество учеников, научить учащегося анализировать, развить в нем творческое мышление эти и многие другие задачи стоят сегодня перед педагогами. На современном этапе благодаря применению интерактивной доски удается повысить производительность процесса обучения, за счет одновременной работы со всем коллективом в целом. Уже давно было установлено, что около 80% информации человек воспринимает через органы зрения, около 15% через слух и оставшиеся 5% через осязание, обоняние и вкус. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и "потрогает", сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике. Интерактивная доска позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. На своих уроках я использую все возможности презентации. Например, на уроках технологии показываю пооперационное выполнение изделия.Очень удобно наглядно объяснять чертеж любого изделия. И самое главное наглядное изучение исторических сведений. При преподавании МХК передо мноюраскрываются еще большие возможности. Просмотр репродукций в мельчайших возможностях. Посещение виртуальных музеев, изучение архитектуры всего мира и т.д. Можно сделать следующий вывод:
1.Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет, интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.
2. Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет учителю не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление.
3.Контроль знаний и результат становится более разнообразным: тесты, кроссворды, исследовательские работы, проекты и т.д.
На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Формы работы с интерактивной доской самые разнообразные: это и создание записей при наличии возможности их сохранения и последующей корректировки, и работа с презентациями, созданными в Microsoft Office, создание заметок на презентациях, выделение ключевых моментов с помощью инструментов “Указка” и “Лупа”, и работа с готовыми конспектами, созданными в программе интерактивной доски с включением графических объектов из библиотеки SMART Board. Для себя я четко определила несколько режимов работы ИД: весь урок можно создать в виде видеоряда, начиная от названия темы урока, и заканчивая, заданием на дом. Программа SMART Notebook внешне напоминает набор слайдов как в Power Point. На слайдах, предварительно подготовив их дома, можно демонстрировать любые схемы, чертежи, рисунки, репродукции, таблицы. Причем составление таблиц и схем не требует особых навыков, достаточно использовать соответствующие функции на панели инструментов: «вставить таблицу», «линии», «фигуры». Очень удобно размещать иллюстрированные задания на слайде при объяснении нового материала или в рамках целого повторительно-обобщающего урока. Большой экран ИД, широта обзора и наглядность позволяют разрешить вечную проблему затратности раздаточного материала. Сначала я оформляла карточки, затем стала их набирать в электронном виде и множить, теперь же достаточно набрать нужный материал на слайде один раз и работать сразу всему классу. Неподдельный интерес у учеников вызывает использование мною видеороликов, фрагментов документальных или художественных фильмов. В этом мне помогают такие программы как Pinnacle Studio 14 и Boilsoft Video Splitter. А, чтобы пассивная демонстрация фильма не приносила вреда учащимся, я продумываю варианты работы с видеоматериалом. Видеофайлы легко импортируются в слайд, мало того, в рамках этой программы возможна запись любого отрывка сюжета. При работе с новой темой часто использую функцию «шторка», которая позволяет закрывать часть (или полностью) экрана как сверху вниз, так и справа налево. Чтобы воспроизведение учебного материала было не скучным, я придумываю задания, на которые учащиеся отвечают при работе с новым материалом. Причем ответ на задание прячу за ней. После коллективного обсуждения всем классом проверяем: я опускаю «шторку», за которой находится верный ответ. И, наконец, режим «граффити». Мы можем подчеркнуть «волшебным пером» неверный ответ ученика и подчеркивание исчезнет уже через 10 секунд. Используя функцию «электронное перо» мы выполняем задание, написать-начертить, дорисовать-нарисовать, подчеркнуть-зачеркнуть – все это доступно с помощью электронных перьев.
С появлением интерактивной доски у меня на уроках снят "вечный вопрос": а кто пойдет отвечать к доске - желающие - все! Наши ученики живут в информационной среде, для них интерактивная доска - это монитор, рядом с ним они чувствуют себя более уверенно, чем у традиционной доски, снимается психологическое напряжение. Результаты проведенных уроков в рамках интерактивных технологий позволили не только разнообразить формы урока, но и результаты усвоенного материала оказались значительно лучше. Учащиеся проявили большой интерес к подобным формам работы. Уроки с использованием интерактивных технологий позволяют мне по-новому увидеть некоторых учащихся, их индивидуальные особенности. Интерактивная доска вдохновляет меня на поиск новых подходов к обучению, стимулирует мой профессиональный рост.
Эффективность работы с доской во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные ее возможности. Крейг Баррет, председатель совета директоров корпорации «Intel», сказал: «Чудеса творят не компьютеры, а учителя!». Думаю, то же самое можно сказать об интерактивных досках. Наличие интерактивной доски не делает урок ни интерактивным, ни развивающим. Таким его может сделать лишь учитель, имеющий ясную цель, использующий эффективные методы обучения, а интерактивная доска становится полезным инструментом в руках педагога.