kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование информационных технологий методическим объединением «Естествознание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование информационных технологий методическим объединением «Естествознание»

      Развитие информационного общества невозможно без широкого применения информационных и коммуникационных технологий в образовании. Активно внедряемые в последние годы в российских вузах и школах в процесс обучения, они могут существенно повысить познавательный интерес личности, ее культурный потенциал, способствовать активному и ответственному участию в современной социокультурной жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование информационных технологий методическим объединением «Естествознание» »

Использование информационных технологий методическим объединением «Естествознание»

Развитие информационного общества невозможно без широкого применения информационных и коммуникационных технологий в образовании. Активно внедряемые в последние годы в российских вузах и школах в процесс обучения, они могут существенно повысить познавательный интерес личности, ее культурный потенциал, способствовать активному и ответственному участию в современной социокультурной жизни.

Информационные технологии создают психологические условия, способствующие лучшему восприятию и запоминанию материала. Психологами доказано, что при проведении занятий с использованием новых информационных технологий активизируется правое полушарие мозга, отвечающее за ассоциативное мышление, рождение новых идей, интуицию, улучшается психоэмоциональное состояние обучаемого, активизируются его положительные эмоции. Поэтому даже трудные, на первый взгляд, темы становятся понятными, доступными и интересными.

Основным критерием информативности учебного процесса служит возможность доступа в глобальные сети и использование в образовательных целях имеющихся в них ресурсов и технологий.

Интернет, как и любая другая информационная технология, должен помогать человеку в удовлетворении его нужд и решении определенных задач.

Одним из направлений применения Интернет-технологий в учебном процессе может быть решение исследовательских задач.

Их выполнение требует наличия у обучающихся не только знаний понятий и фактов, но и представлений о том, как самостоятельно приобрести знания и как их использовать.


Считаем что наше методическое объединение работает, используя новую образовательную модель, где

    • компьютер: источник информации, практика, контроль;

    • преподаватель: отбор материала для обучения, организация групповой и индивидуальной работы, управление процессом самостоятельной учебной деятельности обучаемых с электронными средствами обучения через партнерство, организация объективных форм контроля;

    • учебные информационные материалы: традиционные, электронные, сетевые;

    • обучаемый: восприятие и усвоение, самостоятельная работа под руководством и при содействии преподавателя, самоконтроль.

Преподаватели

Разрабатывают

вводные лекции для постановки заданий по выполнению самостоятельных работ;

подготавливают инструкции для выполнения лабораторных и самостоятельных работ;

формируют наборы информационных объектов в заданной последовательности (презентации).

Используют информационные объекты как иллюстративный материал для разъяснения тем изучаемого материала.

Формируют и распечатывают раздаточный материал по изучаемой теме.

Стимулируют познавательный интерес учащихся.

Информационные технологии рассматривают в педагогике как

универсальное средство повышения эффективности обучения, воспитания и развития;

мощное средство воздействие на психику обучаемого.



Считаю, что наши коллеги обладают информационной компетентностью (системой знаний и умений в области использования информационных технологий, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических задач).

Критерием результативности такого образовательного пространства являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в образовательном пространстве.


При сопоставлении особенностей традиционной и инновационной педагогики, мы убеждены в преимуществе инновационной образовательной модели.

Формы организации: групповые, коллективные.

Характер и стиль взаимодействия: диалогичность, открытость, рефлексивность,

демократичность

Методы обучения: проблемные:

  • проблемного изложения

  • частично-поисковый, эвристический

  • исследовательский

Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником: продуктивный, творческий, проблемный.

Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию,

наличие интереса к деятельности.

Школа "развития" ориентируется на личность обучаемого.

Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр.

Существенным становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию его эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений.

Критерием развития деятельностной сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации.

Демократический способ управления.


Электронные интерактивные доски и обучение:
результаты практических испытаний

Сосредоточьтесь: мотивация и посещаемость

Мотивацию лучше всего можно определить, как стремление ученика участвовать в образовательном процессе. Хотя учащиеся могут одинаково стремиться к выполнению какой-либо задачи, источники их мотивации бывают различными. У одних мотивация внутренняя, через рефлексию и активное участие в уроках ведущая к познанию и самоутверждению. У других она внешняя - разного рода соблазны, желание получить поощрение или первым решить поставленную преподавателем задачу.
Электронные интерактивные доски подойдут обоим типам учащихся:

  • Ученики с внутренней мотивацией стремятся выступить у электронной доски, для демонстрации перед лицом товарищей своих личных достижений.

  • Ученики с внешней мотивацией отдаются всеобщему восхищению новой технологией, и удовольствие от работы с электронной доской вызывает стремление к активному участию в учебе.

Рост увлеченности учащихся классной работой (особенно это касается учеников с внешней мотивацией) приводит, в свою очередь, к общему улучшению посещаемости. Электронные интерактивные доски достаточно привлекательны, чтобы выдержать конкуренцию с популярными среди учеников электронными устройствами (например, карманными играми, мобильными телефонами и MP3-плеерами). Они сосредотачивают учащегося на решении задачи, вызывая энтузиазм и создавая дополнительную мотивацию для посещения уроков. Электронные интерактивные доски более успешно, чем любое другое отвлекающее устройство или игра популяризируют среди учеников навыки работы с компьютерами, столь необходимые в XXI веке.

Наблюдения исследователей из США

"Учащиеся обожают работать с электронной интерактивной доской SMART Board! Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно нескольких прикосновений. Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. Все это наполняет классную комнату подлинным энтузиазмом". (Джерард 1999).
"Свободный опрос показал, что при использовании электронной доски учащиеся были более внимательны, увлечены и заинтересованы в уроке, чем при любых других методах" (Белл 1998).
"Исследования показывают, что учащиеся лучше всего добиваются поставленных целей тогда, когда имеют возможность наблюдать, как это делает пользующийся в их среде уважением и симпатией человек... Благодаря [электронной интерактивной доске] SMART Board, перед которой свои умения продемонстрировал признанный лидер класса, усвоение материала стало гораздо более желанным для всех остальных учеников. Кроме того, исследователи утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещенную на телевизионном или компьютерном экране, и [электронная интерактивная] доска SMART Board отвечает этим требованиям. И, наконец, впервые появившись в классной комнате, электронная интерактивная доска попросту была для детей любопытной новинкой. И занятия стали для них гораздо более интересными" (Блантон и Хелм-Бризэле, 2000).
"Использование электронных интерактивных досок может сделать образовательный процесс более увлекательным, приносящим ученикам истинное удовольствие, - а они, в свою очередь, начинают уделять учебе больше внимания" (Джонсон, 2004).
"[Интерактивные доски] могут обогатить любой урок и сконцентрировать учащихся на учебе. Эта технология помогает преподавателям творчески привлекать внимание и активизировать воображение своих учеников" (Рирдон 2002).
"Учащиеся в контрольных группах, оснащенных электронными досками, проявляли больше энтузиазма и интереса к учебному курсу, чем их товарищи в группах с традиционными формами обучения. Результатом этого, видимо, стал рост посещаемости в экспериментальных группах... Самый высокий уровень посещаемости (97,1%) был достигнут именно в экспериментальной группе с интерактивной доской" (Тейт, 2002).

Наблюдения исследователей из Великобритании

"Так, учителя утверждают, что при использовании интерактивных досок для коллективной работы в классе наблюдается рост внимания учащихся, и отвлекаются они на посторонние предметы гораздо реже. Факты позволяют утверждать, что интерактивные доски сделали обучение более наглядным, отчего ученики активнее участвуют в уроках, растет их заинтересованность и сосредоточенность" (Буш, Прист, Коу и др., 2004).
"Они помогают детям самоутверждаться и вдохновляют их уникальной свободой работы с изображениями, звуком и текстом... Ребенок чувствует себя скорее учителем, чем учеником - и стремится общаться со взрослым на равных... Дети увлечены бесчисленными интерактивными возможностями... Ребенок переживает положительные эмоции - чувство достижения успеха и гордости за себя, способного управлять большим экраном. Он ощущает рост своего статуса в глазах взрослых... [Интерактивные электронные доски] поощряют участие детей в уроке и концентрируют их внимание множеством разнообразных способов, использующих все пять чувств. Так обеспечивается эмоциональная вовлеченность всего класса в образовательный процесс. Это можно было видеть своими глазами, об этом же говорили и учителя" (Купер, 2003).
"Наглядность электронных интерактивных досок - это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся... Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют большее, чем обычно, внимание объяснениям преподавателя, и доска достаточно велика, чтобы видели ее все" (Каннингем, Керр, МакЮэн, Смит и Харрис, 2003).
"Теперь из желающих ответить выстраиваются целые очереди... я чувствую, что мои уроки стали более интересны и информативны" (Гринвелл, 2002).
"В ходе опросов 66 процентов учителей отметили серьезное изменение в отношении учащихся к учебе в целом и к урокам математики в частности; и только 16 процентов опрошенных преподавателей сказали, что ученики выказывали достаточную заинтересованность и до внедрения новой технологии" (Лэтэм, 2002).
"Использовать программное обеспечение на большом экране интерактивной доски в образовательных целях очень полезно. Это помогло мне быстро сконцентрировать внимание детей в самом начале урока. Дети всегда выказывают энтузиазм и действительно увлечены, когда я работаю с интерактивной доской. Могу сказать по личному опыту, что новый инструмент вызывает у них желание участвовать в работе и откликаться на действия преподавателя" (Ричардсон, 2002).
"Учителя, обучающие детей с отклонениями в развитии отметили особое внимание и увлеченность своих питомцев при работе с интерактивной доской... Устойчивый интерес и упорство учащихся - вот два привносимых интерактивными досками ключевых фактора, которые серьезно влияют на образовательный процесс" (Салинтри, Смит и Кловис, 2002).
"Для 78 процентов учащихся интерактивная доска стала могучим стимулом. На одном из уроков ученики вели себя очень живо и с энтузиазмом общались с учителем; всем хотелось прикоснуться к доске. Дети говорили, что она "просто класс"... Желающие принимали активное участие в уроке, выходя к доске и выступая перед классом и обретая таким образом уверенность в своих силах... Уроки, на которых использовалась электронная доска, их вдохновляли. Дети говорили, что гораздо легче понять, как нужно делать то или это, когда правильные действия показывают, а не объясняют устно. Позже ученики неоднократно вспоминали уроки, проведенные с интерактивной доской, и это несомненное свидетельство успеха нового метода... Интерактивность электронной доски вызывала одинаково живой интерес у преподавателей и учеников" (Смит, 2000).
"Один преподаватель рассказал, что те из учеников, кого раньше на уроках было совершенно не слышно и не видно, теперь активно начали обсуждать задания со своими товарищами, и он смог наконец-то узнать, что они думают о предмете. Электронные интерактивные доски подталкивают к дискуссии, а также улучшают умение учеников излагать свои мысли" (Кох, Уэбб, Эббот, Бошам и Родес, 2003).

Наблюдения исследователей из Австралии

"Если вы придете в детский сад Ричардсона и послушаете пятилетнего ребенка, объясняющего вам, какие замечательные эти интерактивные доски, и как они помогают детям его группы учиться быстрее, лучше и интересней - вы поймете, что в учебных комнатах творится что-то весьма необычное" (Ли и Бойл, 2003).


Наблюдения исследователей из Великобритании

"Первой реакцией учащихся на возможность работы в ходе занятий с электронными интерактивными досками был ярко выраженный энтузиазм - изменения экрана под прикосновениями рук преподавателя выглядели очень эффектно. Сразу стало очевидным преимущество новой технологии перед устоявшейся практикой работы студентов за отдельными компьютерами. Изучение Web-сайтов становилось коллективным, и благодаря этому общение между членами группы - как англоязычными, так и иностранцами - в процессе работы не затухало. В прошлом же некоторые студенты сетовали на то, что при всей очевидной пользе от индивидуальной работы с компьютером, она требует сосредоточенности, а это ограничивает возможность общения на чужом языке. Следующее преимущество интерактивной доски перед индивидуальной работой было связано с тем, что некоторые учащиеся не имели достаточной компьютерной грамотности и их весьма пугала необходимость самостоятельно находить и использовать Web-сайты (особенно интерактивных, требующих от посетителя инициативы). При коллективной же работе с этими сайтами, когда учитель не отходил к своему компьютеру, а нажимал все кнопки прямо на доске, учащиеся могли шаг за шагом получить полное представление о работе с данными материалами. Такой порядок позволяет членам группы задавать товарищам вопросы и узнавать ответы прежде, чем начнется индивидуальная работа над заданием" (Рид, 2001).
"Даже одного увиденного всем классом изображения достаточно, чтобы началась дискуссия... Темпы уроков возросли... Это воодушевляет учителей на подготовку интерактивных занятий с участием всего класса. Учитель получает возможность смотреть на класс, а не на клавиатуру (как происходит в тех случаях, когда используется компьютер с большим монитором или проектор)... В таких условиях учитель может в полной мере сконцентрироваться на ответах учеников" (Болл, 2003).
"Интерактивные доски позволяют ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Это гораздо более доходчивый способ преподавания" (Каннингем, Керр, МакЮэн, Смит и Харрис, 2003).
"Работая с классом, [учитель] всегда предпочтет электронную интерактивную доску и все предоставляемые ею возможности индивидуальной и коллективной работы" (Эдвардс, Хартнел и Мартин, 2002).
"Две трети учителей живо почувствовали, что электронные доски предлагают им стратегию развития интерактивного обучения. Треть опрошенных заявила, что все учащиеся (вне зависимости от успеваемости) с появлением интерактивных досок выказали большее желание участвовать в уроках. Наблюдения за занятиями подтвердили впечатление преподавателей. На всех уроках можно было наблюдать высокий уровень интерактивного обучения" (Лэтэм, 2002).
"Ответы учеников перед электронной интерактивной доской позволяют учителям наладить с классом действенную Lобратную связь. Это помогает учителям глубже понять, как протекает учебный процесс, и добиться успеха. Совместно работающие в парах или командах учащиеся используют субъектно-ориентированные информационные ресурсы и могут обмениваться опытом, накапливая в процессе работы знания" (Кох, Уэбб, Эббот, Блэйкли, Бошам и Родес, 2003).

Наблюдения исследователей из Австралии

"Вместо индивидуальной работы или работы в небольших группах класс сосредотачивается на информационно-коммуникационных видах образовательной деятельности. [Информационно-коммуникационный аспект] обеспечивает более интерактивный, менее дидактичный подход, при котором весь класс может буквально собственными руками работать с материалами урока, объединяя взятую из различных источников информацию и управляя ей. Вывод на экран информации с различных устройств и источников осуществляет в реальном времени педагог" (Кент, 2003).
"Все опрошенные [касательно эффективности использования электронных интерактивных досок в образовании] дети, родители и преподаватели утверждали, что образовательный процесс стал более веселым, интересным и увлекательным, а также обрел новые темп и глубину" (Ли и Бойл, 2003).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Использование информационных технологий методическим объединением «Естествознание»

Автор: Борисенко Ирина Геннадьевна

Дата: 22.10.2014

Номер свидетельства: 121490

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(302) "Организация пед. процесса с использованием ИКТ как средство реализации компетентностно-ориентированного образования методическим объединением «Естествознание» "
    ["seo_title"] => string(178) "orghanizatsiia-pied-protsiessa-s-ispol-zovaniiem-ikt-kak-sriedstvo-riealizatsii-kompietientnostno-oriientirovannogho-obrazovaniia-mietodichieskim-obiedinieniiem-iestiestvoznaniie"
    ["file_id"] => string(6) "121502"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413986502"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства