kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Функциональная грамотность как способ социализации личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Требования нашей жизни определяют потребность в образовании и воспитании детей с новым типом мышления. В целях создания необходимых условий достижения нового современного качества общего образования планируется  усилить роль ряда дисциплин,  в том числе и иностранного языка для обеспечения успешной социализации  учащихся; обеспечения выпускников средней школы знаниями на уровне функциональной грамотности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность как способ социализации личности»




ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ-ОДИН ИЗ СПОСОБОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Автор: Воронович Елена Владимировна, учитель английского языка ,

МОУ гимназия №1,Полярные Зори.

Требования нашей жизни определяют потребность в образовании и воспитании детей с новым типом мышления. В целях создания необходимых условий достижения нового современного качества общего образования планируется усилить роль ряда дисциплин, в том числе и иностранного языка для обеспечения успешной социализации учащихся; обеспечения выпускников средней школы знаниями на уровне функциональной грамотности.

Изучение английского языка в концепции глобального образования направлено на решение задачи формирования кросс-культурной грамотности, которая предполагает развитие способности понимать и ценить культуру других народов, формировать непредвзятый взгляд на мир.

В идеале обучение иностранному языку должно носить самостоятельный характер, осуществляется не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят. Необходимо целенаправленно развивать интерес к изучению иностранного языка. И от мастерства учителя зависит, станет ли этот интерес устойчивым или не разовьется совсем.

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требованием от обучающихся концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений.

Разработкой данного вопроса в педагогике и психологии занимались такие ученые ,как Н.П. Аникеева, К.Б. Есипович, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, Г.И. Щукина и другие. И сейчас вопрос социализации и функциональной грамотности не только не утратил своего значения, но является одним из основных вопросов, поставленных во ФГОСах второго поколения.

К вопросу грамотности педагогическая наука обращалась достаточно часто. В основном вопросы грамотности с особой остротой ставились, когда решались проблемы массового образования.

Сегодня востребован член общества – личность самостоятельная и инициативная, ответственная и активная, высоко нравственная и творчески относящаяся к своему делу, обществу, жизни.

А для этого нужны особые условия, заинтересованность учащихся, их осознанный подход к учебной деятельности, разнообразные формы и методы, помогающие успешно заканчивать школу.

Современная школа, как фактор формирования новых жизненных установок, ориентирует нас на воспитание мобильной, динамичной личности, способной к сотрудничеству, конструктивности, имеющей развитое чувство ответственности - социально развитой личности!

Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, взаимодействия с окружающим миром. Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит поэтапно. Оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а участвует в жизненных ситуациях вместе с другими. Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение. В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, когда активная деятельность в социуме еще невозможна, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.

Необходимо различать:

  1. элементарную грамотность (умение читать, писать, считать и т. д.);

  2. функциональную грамотность (грамотность для всех или умение вступать в отношения  правовая и общепрофессиональная грамотность);

  3. профессиональную грамотность (грамотность той или иной профессиональной группы);

  4. экологическую грамотность (грамотность знание средовых характеристик);

  5. гражданскую грамотность  способность оценивать политическую и экономическую ситуацию и принимать соответствующие решения к действию

Функциональная грамотность(Ф.Г.)- способность человека  вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты  и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.Г. есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, Ф.Г. является ситуативной характеристикой той же личности. Ф.Г. обнаруживает себя в конкретной статичной ситуации, так же как и функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа  жизни или типа профессиональной деятельности.

Проблема функциональной грамотности должна рассматриваться не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности. Именно таким образом поставленная проблема позволяет переориентировать усилия специалистов от пассивной, наблюдательной установки к активной, проектно-программной деятельности.

     Функциональная грамотность становится скорее социально-экономическим термином, связанным с успешностью функционирования индивида в современном обществе. Чтение и письмо являются базовыми умениями грамотности. Обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Постепенно обучение будет ставить задачи, связанные с формированием грамотности в различных областях. Думается, что в новом веке «новая грамотность» как совокупность многих умений или многих грамотностей, неразрывно связанных с чтением и письмом, применяемыми в учебном и социальном контексте, найдет свое место в научной и педагогической парадигме. Лозунгом обучения и самообразования можно будет сделать слова: «Учиться быть грамотным, чтобы грамотно учиться и учить».

В настоящее время в документах по модернизации школы определено достижение  функциональной   грамотности  во владении иностранным  языком , т.е. реальное рабочее владение им, действительно обеспечивающее нашим выпускникам возможность речевого взаимодействия с носителями иностранного языка.

Однако, учитывая неодинаковые возможности и способности школьников, их различные планы на будущее и, соответственно, различные профессиональные устремления, допускаются разные уровни обученности: общеобразовательный и несколько продвинутый профильный, ориентированный на выбранную профессию и продолжение обучения в ВУЗе.

Исходя из целей и задач, поставленных перед учителем иностранного языка, а также следуя требованиям к выпускнику школы, которому предстоит сдача Единого Государственного Экзамена, я стараюсь предъявить ученикам не только знания по предмету, но и осуществлять их практическую направленность, их активное применение полученных знаний в реальной жизни.

Работая по УМК «Английский в фокусе», мы имеем хорошую возможность предоставлять нашим обучающимся знания национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применять эти знания в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; употреблять в устной и письменной речи основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), идиоматические выражения, фразовые глаголы, принятые в странах изучаемого языка. Мы учим детей воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст, краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую информацию. В письменной речи ,помимо написания привычных сочинений и эссе, наши ученики выполняют практико-ориентированные задания: заполняют анкеты и формуляры; пишут поздравления, личные письма, принятые в странах изучаемого языка.
Наши ученики принимают непосредственное участие в  школьных обменах, туристических поездках. Достаточно большое количество учеников гимназии являются участниками проекта «Приграничная гимназии», где широко используют знания английского языка, как для обучения, так и для социальной адаптации в новой стране.
Мы видим, что обучение приобретает ярко выраженный практико-ориентированный характер, учащиеся готовятся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и развития творческого потенциала.



2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Функциональная грамотность как способ социализации личности

Автор: Воронович Елена Владимировна

Дата: 01.03.2015

Номер свидетельства: 180507

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(296) "Статья:"Роль педагога в развитии функциональной грамотности школьников на уроках художественного труда в условиях обновления содержания среднего образования.""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_rol_piedaghogha_v_razvitii_funktsional_noi_ghramotnosti_shkol_nikov_na_u"
    ["file_id"] => string(6) "433779"
    ["category_seo"] => string(9) "iskusstvo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508658950"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Статья «Роль педагога в развитии функциональной грамотности школьников на уроках художественного труда »"
    ["seo_title"] => string(80) "statia_rol_pedagoga_v_razvitii_funktsionalnoi_gramotnosti_shkolnikov_na_urokakh_"
    ["file_id"] => string(6) "515058"
    ["category_seo"] => string(9) "iskusstvo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560788419"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "«Особенности организации и управления школьным ученическим самоуправлением по формированию гражданско-правовых качеств личности» "
    ["seo_title"] => string(145) "osobiennosti-orghanizatsii-i-upravlieniia-shkol-nym-uchienichieskim-samoupravlieniiem-po-formirovaniiu-ghrazhdansko-pravovykh-kachiestv-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "221657"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435507017"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"  ФГОС "
    ["seo_title"] => string(84) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-4-klass-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "104046"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402661091"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Программа внеурочной деятельности "Я Гражданин""
    ["seo_title"] => string(48) "proghrammavnieurochnoidieiatielnostiiagrazhdanin"
    ["file_id"] => string(6) "275757"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452616013"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства