Функциональная грамотность как способ социализации личности
Функциональная грамотность как способ социализации личности
Требования нашей жизни определяют потребность в образовании и воспитании детей с новым типом мышления. В целях создания необходимых условий достижения нового современного качества общего образования планируется усилить роль ряда дисциплин, в том числе и иностранного языка для обеспечения успешной социализации учащихся; обеспечения выпускников средней школы знаниями на уровне функциональной грамотности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Функциональная грамотность как способ социализации личности»
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ-ОДИН ИЗ СПОСОБОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Автор: Воронович Елена Владимировна, учитель английского языка ,
МОУ гимназия №1,Полярные Зори.
Требования нашей жизни определяют потребность в образовании и воспитании детей с новым типом мышления. В целях создания необходимых условий достижения нового современного качества общего образования планируется усилить роль ряда дисциплин, в том числе и иностранного языка для обеспечения успешной социализации учащихся; обеспечения выпускников средней школы знаниями на уровне функциональной грамотности.
Изучение английского языка в концепции глобального образования направлено на решение задачи формирования кросс-культурной грамотности, которая предполагает развитие способности понимать и ценить культуру других народов, формировать непредвзятый взгляд на мир.
В идеале обучение иностранному языку должно носить самостоятельный характер, осуществляется не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны ребят. Необходимо целенаправленно развивать интерес к изучению иностранного языка. И от мастерства учителя зависит, станет ли этот интерес устойчивым или не разовьется совсем.
Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требованием от обучающихся концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений.
Разработкой данного вопроса в педагогике и психологии занимались такие ученые ,как Н.П. Аникеева, К.Б. Есипович, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, Г.И. Щукина и другие. И сейчас вопрос социализации и функциональной грамотности не только не утратил своего значения, но является одним из основных вопросов, поставленных во ФГОСах второго поколения.
К вопросу грамотности педагогическая наука обращалась достаточно часто. В основном вопросы грамотности с особой остротой ставились, когда решались проблемы массового образования.
Сегодня востребован член общества – личность самостоятельная и инициативная, ответственная и активная, высоко нравственная и творчески относящаяся к своему делу, обществу, жизни.
А для этого нужны особые условия, заинтересованность учащихся, их осознанный подход к учебной деятельности, разнообразные формы и методы, помогающие успешно заканчивать школу.
Современная школа, как фактор формирования новых жизненных установок, ориентирует нас на воспитание мобильной, динамичной личности, способной к сотрудничеству, конструктивности, имеющей развитое чувство ответственности - социально развитой личности!
Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, взаимодействия с окружающим миром. Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит поэтапно. Оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов выстраивает индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а участвует в жизненных ситуациях вместе с другими. Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение. В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, когда активная деятельность в социуме еще невозможна, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.
Необходимо различать:
элементарную грамотность (умение читать, писать, считать и т. д.);
функциональную грамотность (грамотность для всех или умение вступать в отношения правовая и общепрофессиональная грамотность);
профессиональную грамотность (грамотность той или иной профессиональной группы);
гражданскую грамотность способность оценивать политическую и экономическую ситуацию и принимать соответствующие решения к действию
Функциональная грамотность(Ф.Г.)- способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.Г. есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. В отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, Ф.Г. является ситуативной характеристикой той же личности. Ф.Г. обнаруживает себя в конкретной статичной ситуации, так же как и функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности.
Проблема функциональной грамотности должна рассматриваться не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности. Именно таким образом поставленная проблема позволяет переориентировать усилия специалистов от пассивной, наблюдательной установки к активной, проектно-программной деятельности.
Функциональная грамотность становится скорее социально-экономическим термином, связанным с успешностью функционирования индивида в современном обществе. Чтение и письмо являются базовыми умениями грамотности. Обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Постепенно обучение будет ставить задачи, связанные с формированием грамотности в различных областях. Думается, что в новом веке «новая грамотность» как совокупность многих умений или многих грамотностей, неразрывно связанных с чтением и письмом, применяемыми в учебном и социальном контексте, найдет свое место в научной и педагогической парадигме. Лозунгом обучения и самообразования можно будет сделать слова: «Учиться быть грамотным, чтобы грамотно учиться и учить».
В настоящее время в документах по модернизации школы определено достижение функциональной грамотности во владении иностранным языком , т.е. реальное рабочее владение им, действительно обеспечивающее нашим выпускникам возможность речевого взаимодействия с носителями иностранного языка.
Однако, учитывая неодинаковые возможности и способности школьников, их различные планы на будущее и, соответственно, различные профессиональные устремления, допускаются разные уровни обученности: общеобразовательный и несколько продвинутый профильный, ориентированный на выбранную профессию и продолжение обучения в ВУЗе.
Исходя из целей и задач, поставленных перед учителем иностранного языка, а также следуя требованиям к выпускнику школы, которому предстоит сдача Единого Государственного Экзамена, я стараюсь предъявить ученикам не только знания по предмету, но и осуществлять их практическую направленность, их активное применение полученных знаний в реальной жизни.
Работая по УМК «Английский в фокусе», мы имеем хорошую возможность предоставлять нашим обучающимся знания национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применять эти знания в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; употреблять в устной и письменной речи основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенную оценочную лексику), идиоматические выражения, фразовые глаголы, принятые в странах изучаемого языка. Мы учим детей воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст, краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую информацию. В письменной речи ,помимо написания привычных сочинений и эссе, наши ученики выполняют практико-ориентированные задания: заполняют анкеты и формуляры; пишут поздравления, личные письма, принятые в странах изучаемого языка. Наши ученики принимают непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках. Достаточно большое количество учеников гимназии являются участниками проекта «Приграничная гимназии», где широко используют знания английского языка, как для обучения, так и для социальной адаптации в новой стране. Мы видим, что обучение приобретает ярко выраженный практико-ориентированный характер, учащиеся готовятся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и развития творческого потенциала.