kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены теоретические и практические аспекты формирования здоровьесохраняющих  компетентностей участников  образовательного процесса, создания адаптивной, комфортной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья детей. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Секция 2 «Компетентное управление - компетентный выпускник»

Хорошко Елена Алексеевна

директор школы, высшая

квалификационная категория

Селезнёва Татьяна Ивановна

заместитель директора по учебно-

воспитательной работе , высшая

квалификационная категория

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация

В статье представлены теоретические и практические аспекты формирования здоровьесохраняющих компетентностей участников учебно-воспитательного процесса, создания адаптивной, комфортной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья детей.

Ключевые слова: здоровьесохраняющая компетентность, компетенция, инновационные технологии, мониторинг, педагогические технологии, образовательная среда.

Очевидно, что в свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить[1 с.3-12].
Термин «компетенция» имеет два значения: круг полномочий какого-либо лица и круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Применительно к образовательной области имеет смысл именно второе значение этого термина. Обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности – именно эти качества и дают возможность сформировать у выпускника компетентностный подход, реализуемый на уроке учителем [1 с.3-12].

Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. Как отмечают В.А. Болотов, В.В. Сериков, «компетентность, выступая результатом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, обобщения личностного и деятельностного опыта [2 с.32-38].

Анализ мониторинга состояния здоровья обучающихся школы, по результатам медицинских осмотров, поставил перед педагогическим коллективом школы задачи, связанные с воспитанием у детей ответственного отношения к собственному здоровью как к высшей индивидуальной и общественной ценности, формирование у школьников навыков принятия самостоятельных решений по поддержке и укреплению здоровья, формирование здоровьесохраняющей образовательной среды.

Осознание педагогами приоритетности работы по формированию у школьников культуры здорового образа жизни обусловило теоретические и практические поиски в направлении создания адаптивной, комфортной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья детей» [3 с. 152-154]. Здоровьесохраняющая компетентность учащихся является одной из ключевых для системы школьного образования.

И.А. Анохина рассматривает здоровьесохраняющую компетентность как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с поддержкой, укреплением и сохранением здоровья, как своего, так и окружающих [4].

Здоровьесохраняющая компетентность связана с готовностью вести здоровый образ жизни в физической, социальной, психической и духовной сферах. Здоровьесохраняющая компетенция - способность (готовность) мобилизовать систему знаний, умений умственных и личностных качеств, необходимых для формирования у школьников мотивации к сохранению здоровья, а также умение предвидеть, предупреждать или компенсировать потерю здоровья как средства удовлетворения базовых потребностей человека [5 с.341-343].

Д.Е. Воронин считает, что здоровьесохраняющая компетентность предполагает не только медико-валеологическую информативность, но и применение полученных знаний на практике, владение методиками укрепления здоровья и предупреждения заболеваний. Формирование направленности мышления на сохранение и укрепление здоровья - неотъемлемый компонент здоровьесохраняющей компетентности учителей.

Деятельностный компонент здоровьесохраняющей компетенции учителя предполагает владение теми умениями и приемами деятельности, которые обеспечивают формирование у учащихся убеждений в необходимости бережного отношения к своему здоровью [6 с.214-223].

Педагогический коллектив школы накопил определенный опыт в этом направлении работы. В школе создана целостная система по пропаганде здорового образа жизни и культуры здоровья и соответствующие условия для формирования положительной мотивации на здоровый образ жизни путем внедрения в учебно-воспитательный процесс разнообразных подходов, методов, форм работы, инновационных педагогических технологий здоровьесохраняющего направления.

Профессиональная компетентность педагога предполагает наличие профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечение мобильности и пополнение профессиональных и личностных качеств, гибкость в усвоении методов теоретической и способов практической деятельности, критичность мышления, саморефлексия, стремление к непрерывному профессиональному росту. В ее структуре важная роль принадлежит здоровьесохраняющей компетентности, которая требует от учителя владения соответствующими теоретическими знаниями и навыками практической деятельности. Реализация идеи здоровьесохраняющей педагогики является основанием для перестройки всей работы с учётом приоритета сохранения и укрепления здоровья детей, которая претворяется в жизнь педагогическим коллективом школы и каждым учителем отдельно. Возникает необходимость подготовки учителей к работе в здоровьесохраняющем образовательном процессе школы [5 с.341-343]. Это отображено в основных направлениях организационной и методической деятельности образовательной организации (табл.1), в системе работы с педагогическим коллективом школы (табл.2).

Основные направления организационной и методической деятельности:

  • Ориентация педагогов на использование инновационных здоровьесохраняющих технологий.

  • Формирование компетентности педагогов по вопросам сохранения здоровья и валеологии.

  • Направление педагогического процесса на формирование позитивной мотивации учителей и учащихся на здоровый образ жизни.

  • Создание комфортных условий учебно-воспитательного процесса.

  • Использование содержания всех учебных предметов для формирования позитивной мотивации сохранения здоровья.

  • Обеспечение психологического комфорта через реализацию педагогических проектов .

  • Мониторинг состояния здоровья и физического развития обучающихся на основании медицинских осмотров

Таблица 1. Основные направления организационной и методической деятельности.


Система работы с педагогическим коллективом.

Формы работы

Тематика

Заседание педагогического совета

  1. Определение основных направлений работы школы по здоровьесохранению, мотивация учащихся на здоровый образ жизни.

  2. Валеологизация учебно-воспитательного процесса.

  3. Комплексное совершенствование здоровьесохраняющего направления в учебно-воспитательном процессе.

Совещание при директоре

  1. Анализ мониторинга состояния здоровья обучающихся.

  2. Определение групп для занятий на уроках физической культуры.

  3. Анализ занятости учащихся в спортивных секциях и кружках.

  4. Состояние охвата учащихся горячим питанием.

  5. Профилактика травматизма участников учебно-воспитательного процесса.

  6. Роль ученического самоуправления в формировании у учащихся ответственного отношения к здоровью.

  7. Оформление информационного банка материалов здоровьесохраняющей направленности.

Методическое объединение учителей.


Методическое объединение классных руководителей.

Разработка личностно-ориентированной программы классных часов здоровьесохраняющей и валеологической направленности.

Анализ здоровьесохраняющего аспекта внеклассных мероприятий.

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.

  1. Формирование психологической культуры учащихся и педагогов.

  2. Изучение адаптации учащихся 1, 5 классов.

  3. Индивидуальная работа, проведение тренингов.

  4. Составление рекомендаций учителям и родителям.


Творческие группы педагогов

  1. Разработка для каждой ступени модели здоровьесохраняющего урока.

  2. Разработка комплекса физкультминуток для каждой возрастной категории.


Таблица 2. Система работы с педагогическим коллективом.

Использование здоровьесохраняющих технологий учителем на уроке, является важнейшей задачей школы и каждого учителя. Если школа научит детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, а учителя будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым духовно и физически. Каждому педагогу нужно искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, умело использовать передовые педагогические технологии, инновационные методы для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был интересным, доступным, увлекательным и конечно, здоровьесохраняющим.









СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии.-2004.-№5 с.3-12

2 Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.// Педагогика. 2003, № 10, с.32-38
3.  Ирхина И.В. Современные ориентиры развития школьного образования в России. // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2005 № 2, с.152-154;

4. Братищенко І. В. Впровадження здоров’язбережних технологій у навчальному закладі //Електронний ресурс. – 2012. – режим доступа http://teacherjournal.com.ua/

5.Тевкун В.В. Здоров’язбережувальні компетенції – основа професійної підготовки майбутніх вчителів// вісник Чернігівського національного педагогічного університету - 2014 – с.341-343

6. БондаренкоТ.Є. Визначення структури здоров’язберігаючої компетентності майбутніх вчителів біології / Т.Є. Бондаренко // Педагогічні науки: теорія, історія, інноваційні технології. –Сумський державний педагогічний університет імені А. С. Макаренка, 2012. – №1(19). – С. 214-223.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Автор: Хорошко Елена Алексеевна, Селезнёва Татьяна Ивановна

Дата: 11.10.2016

Номер свидетельства: 348389

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "ЗДОРОВЬЕСОХРАНЯЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА"
    ["seo_title"] => string(71) "zdorov_iesokhraniaiushchaia_napravliennost_obrazovatiel_nogo_protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "348393"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476207816"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Из опыта работы «Воспитание - как процесс целенаправленного формирования и развития личности» "
    ["seo_title"] => string(100) "iz-opyta-raboty-vospitaniie-kak-protsiess-tsielienapravliennogho-formirovaniia-i-razvitiia-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "169699"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423459050"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "«Воспитание - как процесс целенаправленного  формирования и развития личности» "
    ["seo_title"] => string(84) "vospitaniie-kak-protsiess-tsielienapravliennogho-formirovaniia-i-razvitiia-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "191242"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427286965"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(78) "vospitaniie-dietiei-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-fgos-doshkol-nogo-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "180885"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425273826"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства