Просмотр содержимого документа
«Формирование профессиональных компетенций в рамках преподавания экономических спецдисциплин»
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
«Экономикалық- ақпараттық пәндерінің» циклдік пән комиссиясы
Цикловая предметная комиссия «Экономико-информационных дисциплин»
қарастырылды
ЦПК мәжілісінде
қарастырылды
Хаттама № _______ « 10» ___________ 2018 ж.
Бекітемін
Колледж директорды
__________Галкина А.В.
«_____» _______________2018 ж.
Доклад на методический семинар
На тему: Формирование профессиональных компетенций в рамках преподавания экономических спецдисциплин
Демченко Т.В.
Екібастұз 2018 ж/г
Формирование профессиональных компетенций в рамках преподавания экономических спецдисциплин
Выучить назубок невозможно – остается только понять!
Проводимые изменения в структуре и содержании современного отечественного образования коренным образом изменили подход к организации образовательного процесса в колледже. Основная отличительная особенность этого подхода заключается в том, что происходит переход от формирования традиционных знаний, умений и навыков к формированию компетенций, которые потребуются выпускнику колледжа в его дальнейшей профессиональной деятельности. Этот подход имеет практикоориентированное направление, то есть приобретение обучающимся профессиональных компетенций через практические занятия, меньше времени отводится на теоретическое обучение, на котором основываются практические занятия.
Стандартами предусматривается большой объем времени для самостоятельного изучения, то есть обучающиеся должны самостоятельно добывать знания, которые им будут необходимы для занятий практической направленности. А так как последние годы все сложнее мотивировать обучающихся к восприятию учебного материала и к поиску информации для занятий, приходится использовать разные методы и технологии для совершенствования процесса образования.
Важной проблемой образования является внедрение методов, направленных на познание, анализ и осмысление изучаемого материала, позволяющими расширить адаптивные возможности выпускников.
Подготовка специалистов направлена прежде всего на то, чтобы специалист освоил определенный государственным образовательным стандартом уровень знаний для работы в избранной отрасли и научился при необходимости самостоятельно получать недостающие знания.
Часто приходится слышать от работодателей: «требуется высококвалифицированный специалист» или «необходима консультация специалиста, компетентного в этом вопросе».
Компетенция — способность человека к использованию знаний, умений и опыта в стандартных и нестандартных ситуациях.
Профессиональная компетенция (ПК) – способность (готовность) успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении задач профессиональной деятельности.
Формирование компетенций является основой образовательного процесса, эффективность которого, во многом, определяется методикой преподавания.
Педагогические технологии в процессе формирования у студентов профессиональной компетенции - это логические действия преподавателя по изменению, совершенствованию, корректировке содержания и методики обучения в целях достижения наибольшего эффекта усвоения изучаемого материала.
Педагогический процесс реализуется через взаимодействие преподавателя и студента, которое строится не только на высоком профессиональном уровне преподавателя, но и на желании студента воспринимать учебный материал.
Трудности, с которыми сталкиваются преподаватели и обучающиеся, определяются как особенностями самого процесс усвоения материала, так и спецификой его восприятия каждым обучающимися. Так как, в группах обучаются студенты с разными способностями, интересами, уровнем психического и физического развития. В результате этого обучение студентов одной и той же группы в рамках одной и той же программы проходит на различных уровнях усвоения учебного материала.
Очевидно, что в зависимости от ситуации надо применять различные средства. Преподавание следует строить так, чтобы научить обучающихся индивидуальным приемам усвоения материала, помочь каждому выбрать оптимальный вариант изучения проблемы, сформировывать индивидуальный стиль познавательной деятельности.
К таким приемам изучения материала можно отнести метод П.М. Эрдниева – укрупнение дидактических единиц, который позволяет качественно преобразовывать все элементы системы обучения. Благодаря укрупненным дидактическим единицам (УДЕ) достигается значительный рост производительности и продуктивности труда обучающих и обучаемых.
Методическая система, основанная на укрупнении знаний, проявляется на микроэтапах урока, положительно отражается на результатах.
П.М. Эрдниев считает, чем больше структура внешней информации будет приближена к свойствам внутренней информации, тем легче и эффективнее будет протекать процесс ее усвоения.
В настоящие время усилия психологов направлены преимущественно по линии классической цепи психологических понятий: ощущение – восприятие – представление - мышление. Согласно концепции Н.М. Амосова, мозг человека перерабатывает информацию этажной системы кодов, связанных друг с другом многосторонними переходами (код звуков, знаков, код слов, код фраз, код смысла).
Первосигнальный компонент информирует помимо всяких словесных пояснений на коде знаков, и так успешно, что обучающийся запоминает его навсегда. Многое можно зафиксировать в виде опорных конспектов, таблиц, схем. Установлено, что с помощью органов зрения и соответствующих центров мозга, человек перерабатывает большой поток информации (в 100 раз больше, чем с помощью органов слуха и слуховых центров мозга). Поэтому использование схем, цветных и выразительных рисунков, таблиц, облегчает процесс усвоения нового материала и позволяет качественно перерабатывать его. Срабатывает и долговременная память.
Быстрый рост объема информации ставит перед нами трудную и неотложную задачу – сжатие учебного материала, повышение емкости знаний, которые входят в минимум содержания образования. Естественная реакция современной педагогики на данные требования – поиск путей синтеза и переработки учебной информации.
Преподаватель должен воспитывать привычку сравнивать события, явления, проводить аналогии, а также находить особенное и частное, делать обобщающие выводы. Подобная умственная деятельность благотворно влияет на пытливость, ум, воображение. Обучающиеся могут открыть уже давно известное, могут ограничиться догадкой, т.к. они знакомятся с логической структурой умозаключения. Огромное значение имеет возможность стать первооткрывателем. Она в сильнейшей степени активизирует познавательный процесс.
В среднем звене обучающиеся делают попытки найти общее и особенное. Например, по теме: «Состав и классификация средств предприятия» классификацию средств предприятия лучше дать в виде схемы.
Обучающиеся легко видят основное в данной теме, делают выводы и в итоге на изучение материала затрачивается меньше времени. На первый взгляд может показаться, что материал слишком упрощен, но в этом звене обучающиеся только знакомятся с логической структурой умозаключения.
В дальнейшем изучение материала можно усложнить. Преподаватель будет задавать вопросы, которые выходят за рамки схемы, чтобы расширить познавательный процесс и активизировать логическое мышление:
1.Дайте классификацию средств предприятия по составу и функциональной роли.
2. Расскажите о составе средств труда.
3. Какие объекты бухгалтерского учета относятся к средствам в расчетах?
4. Какие объекты бухгалтерского учета относятся к средствам производства? и т.д.
Все эти особенности методики мне представляются перспективными для каждодневного процесса обучения.
Основной целью преподаваемых мною спецдисциплин, таких как «Основы бухгалтерского учета», «Финансовый учет, «Налоги и налогообложение» является формирование у будущих специалистов твердых теоретических знаний и практических навыков: по организации финансового и налогового учета на предприятиях различных форм хозяйствования; подготовке и представлению финансовой информации различными пользователям для выработки, обоснования и принятия управленческих решений.
Для эффективного достижения поставленных цели и задач педагогический процесс осуществляется с учетом следующих факторов, которые наглядно я бы хотела продемонстрировать на примере проведенного открытого урока:
1. Систематичность и последовательность.
Данный фактор находит своё отражение при составлении поурочного плана. Зная цель и задачи урока, его основные этапы легче организовать свою работу на занятии.
2. Доступность.
На практических занятиях особенно четко прослеживается различный уровень в восприятии студентами теоретического материала. У одних решение предложенных задач не вызывает затруднения, для других это становится проблемой. Даже форма опроса может вызвать большие затруднения. Одной части студентов легче письменно ответить на предложенный вопрос, другим - устно.
Данный фактор учитывается на этапе актуализации знаний.
На практической части занятия студентам предлагаются задания с различными уровнями сложности.
Так, студент может самостоятельно оценить свои силы и выбрать задание соответственно на «3», «4» или «5». Основное назначение таких заданий состоит в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные отличия в учебных возможностях студентов, обеспечивать каждому из них оптимальные условия для формирования познавательной деятельности в процессе учебной работы.
Выполнение практического задания осуществляется в несколько этапов, каждый из которых последовательно проверяется в аудитории, с применением различных форм работы (индивидуальными, групповыми, коллективными).
3. Наглядность.
Наглядность на уроках спец дисциплин проявляется через использование схем, таблиц, формул, презентаций. Так как мои занятия в основном проходят в 25 аудитории, оснащенной ТСО (в частности интерактивной доской, мультимедиапроектором, компьютерами), сделать это не составляет затруднения.
На уроках применяю для обеспечения наглядности применяю презентации, схемы, рабочие тетради, таблицы. Все это повышает интерес к предмету и уровень восприятия, так как учащиеся лучше воспринимают наглядный материал.
Также в качестве эксперимента на отдельных дисциплинах, таких как «Основы бухгалтерского учета», «Финансовый учет», «Экономический анализ и анализ финансовой отчетности» применяю рабочие тетради.
Рабочие тетради помогают лучше усваивать учебный материал. Заниматься с помощью рабочих тетрадей намного проще, потому что они более интересные и увлекательные и и позволяют формировать у студентов интерес к процессу обучения.
Рабочие тетради используются мною для текущего контроля умений и знаний учащихся. Благодаря информации, размещенной в рабочей тетради, осуществляется более легкое и эффективное усвоение учебного материала студентами, а так же проверка этого усвоения преподавателем. Так же она призвана активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. В рабочей тетради материал специально структурирован, чтобы обеспечить пооперационное формирование мыслительных процессов в сознании учащихся.
Рабочая тетрадь испольуется не только на уроке, но и также в ней представлены домашние задания, которые позволяют закрепить материал пройденный на уроке.
Использование рабочих тетрадей при обучении является одним из современных способов ведения учебного процесса. Оно позволяет проводить проверку усвоения материала, контроль мыслительной деятельности учащихся и проверку полученных знаний. Рассказ теоретического материала проходит более разнообразно, что повышает интерес аудитории. А главное, тетрадь предоставляет возможность преподавателю исправлять ошибки учащихся в тот момент, когда они их делают.
Роль и значение методики преподавания в области гуманитарных наук в современных условиях постоянно возрастает. Экономическое образование самым непосредственным образом реагирует на изменение общественного развития.
В связи с этим необходимо выделить навык, обязательный для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности студентов и имеющий определяющее значение - навык самостоятельной работы и, в первую очередь, самостоятельной работы с законодательством. Овладение этим навыком для обучающихся по дисциплинам «Финансовый учет». «Налоги и налогообложение» обязательно, так как он повышает потенциал и ценность обучающихся: все они неизбежно будут встречаться с необходимостью самостоятельного анализа той или иной отрасти законодательства. Этот навык является предпосылкой для формирования культуры самостоятельной работы и самостоятельного обучения и, в определенной степени, правовой культуры личности.
На преподаваемых мною уроках учащиеся учатся работать с компьютерными справочными интернет системами такими, как например, Әділет.Kz. Данная система включает в себя информационную база определенной направленности, в том числе и полную подборку нормативных документов по бухгалтерскому и налоговому учету.
В современных условиях хозяйствования в Республики Казахстан роль бухгалтера на предприятиях неизмеримо возрастает. Рыночная экономика вызывает значительное изменение функций бухгалтера и расширение задач, стоящих перед ним. Из счетного работника, занимающегося констатацией фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета с целью составления достоверной отчетности, он постепенно становится помощником руководителя практически по всем вопросам деятельности предприятия. Ни одно управленческое решение не обходится без согласования с бухгалтером с целью определения как его эффективности, так и налоговых последствий. В связи с этим высокий уровень профессиональной компетентности является решающим фактором социальной защищенности и профессионального развития работников, а его достижение — главной задачей образовательного учреждения.
Список литературы
Амосов Н.М. Моделирование мышления и техники. К.: "Наукова думка", 1968, 46 с.
Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. — М.: Просвещение, 1986.
Башмаков, А. И. Интеллектуальные информационные технологии: учеб. пособие / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005.-304 с.
Бершадский М.Е. Понимание как педагогическая категория. – М.: педагогический поиск, 2004.
Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели – дидактическая многомерная технология //Директор школы, № 1, 2009. – С.49-54.
Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий.- М, АПКиППРО, 2008.
Коржуев, А. В. Рефлексия и критическое мышление в контексте высшего образования / А. В. Коржуев, В. А. Попков, Е. Л. Рязанова // Педагогика. - № 1. - 2002. - С. 18
Модернизация образования: хрестоматия / под. ред. А. В. Козырева. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - Ч. 2. - 68 с.
Новиков, А. М. Профессиональное образование России. Перспективы развития / А. М. Новиков. - М.: ИЦПНПО РАО, 1997. - С. 24.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Мосеева, А.Е.Петров; под ред. Е.С.Полат.- М: Издательский центр
Панина Т.С. Современные способы активизации обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение.- М: Издательский центр «Академия», 2009.
Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в ср. спец. уч. заведениях: учебное пособие для преп. учреждений ср. проф. образования / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. - М.: Мастерство, 2001. - 272 с.