Просмотр содержимого документа
«Формирование нравственно – патриотических качеств обучающихся с умственной отсталостью»
Выступление на краевой педагогической конференции.
«Формирование нравственно – патриотических качеств обучающихся с умственной отсталостью»
Чтобы воспитать в ребёнке сознательного, ответственного гражданина России, способного и готового жить во имя ее процветания и развития, необходимо патриотическое воспитании. В наше время патриотическим воспитанием подразумевается воспитание любви к своей Родине, уважения к ее национальным традициям, истории и культуре. У образованного гражданина в первую очередь должны быть сформированы ценностные ориентиры и установки.
Патриотическое воспитание школьников, особенно школьников с умственной отсталостью, определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. Да, выпускники школ, реализующих Адаптированные основные образовательные программы для детей с умственной отсталостью, не пойдут в армию, не смогут защищать свою страну на политической арене, но любить Родину они могут, а наша, педагогов, задача показать им, направить в нужную сторону их мысли и поступки….
Все педагоги работающие с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии, сталкиваются со многими трудностями при формировании их гражданской позиции. Процесс гражданско-патриотического воспитания осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с отклонениями в развитии.
Смысл многих гражданско-патриотических качеств особеному ребенку так и не понять, а те понятия, которые ребенок из массовой школы начинает осознавать ко 2-3 классу, ему будут понятны гораздо позже. Но, тем не менее, правила, по которым осуществляется процесс гражданско-патриотического формирования личности, едины, как для массовой школы, так и для детей с особыми образовательными потребностями, поскольку любое образовательное учреждение задается целью воспитать социально-адаптированную личность, человека, приспособленного к требованиям современного общества, готового к самостоятельной жизни и труду в нем.
Основной целью нашей работы в патриотическом воспитании младших школьников с умственной отсталостью является создание условий для формирования навыков поведения в обществе, показать важность участия их в жизни страны, родного края. Считаю, что наибольшим воспитательным эффектом в достижении целей является внеклассная работа, которая ведется с детьми в течение всего учебного года, а именно:
- изучение истории своей семьи, семейных традиций;
- тематические классные часы;
- проведение встреч с участниками боевых действий в горячих точках и бойцами Сибирского войскового казачьего общества.
- проведение экскурсий по поселку и посещение музеев воинской славы, мемориалов.
Привить любовь к Родине невозможна без привития любви к родной природе, поэтому педагоги нашей школы часто устраивают «трудовой десант» на опушку лесного массива, радом с которым и располагается школа. В игровой непринужденной обстановке, очищая опушку от бытового мусора, наши ребята учатся любить и беречь родную природу. В результате такой работы школьники уясняют для себя истины, как «загрязняя природу – мы уничтожаем ее, а значит, уничтожаем самих себя, свое будущее и будущее своих потомков».
Не менее сильным средством воспитания граданско – патриотических чувств является художественная литература и фильмография Советского и российского кинематографа. Таки фильмы как:
- «Они сражались за Родину».
- «А зори здесь тихие».
- «Судьба человека».
Учат детей сопереживанию, воспитывают уважение и гордость за к русского солдата и гражданина. Несмотря на то, что фильмы о войне по большей части черно-белые, ребята с большим удовольствием их смотрят. Так как просмотр фильмов возможен только во внеурочное время и небольшими фрагментами, до следующего просмотра дети обсуждают увиденное, делятся впечатлениями, задают вопросы.
Еще одним необычным форматом гражданско-патриотического воспитания является организация встреч учеников школы с участниками боевых действий в горячих точках и бойцами Сибирского войскового казачьего общества, которые одеты в национальные костюмы, демонстрируют искусство владения традиционными казачьими виды оружия — шашками, нагайками, а также знакомят учеников с различными образцами современного боевого оружия.
Вообще Привитие любви к Родине умственно отсталым школьникам возможно лишь с опорой на яркие, запоминающиеся примеры, путем создания ситуаций, в которых обучающиеся переживают это чувство, и его необходимо мотивировать. Одним из мотиваторов является гордость за свою малую родину. Её я воспитываю, знакомя школьников с «героями» нашего города, нашего поселка. В рамках данной работы ребята посещали музей боевой славы в Гимназии № 5 пос. Южный, мемориал победы, мемориал героев локальных на пос. Южный, совершили экскурсии по школам, где обучались герои-участники локальных войн, а теперь открыты памятные доски, посвященные данным людям. В прошедшем учебном году один из учеников так проникся темой героев локальных войн, что провел исследовательскую работу «Он вечно жив, коль пал за дело» в которой изучил жизнь и подвиг нашего земляка, героя Советского союза – Константина Павлюкова. Ученик побывал на месте , где проживал Павлюков, нашел его фотографии в школьные годы, в библиотеке пос. Южный и в сети интернет изучил статьи о жизни и подвиге героя, нашел некоторые совпадения Константина Павлюкова со своей жизнью. Результаты своего исследования мальчик представил на краевом фестивале «Шаг в будущее».
Воспитание патриотизма не заканчивается только изучением истории и исторических личностей, ученики нашей школы имеют представление о специальной военной операции, совместно с родителями и педагогами собирают гуманитарную помощь в зону СВО, готовят своими руками блиндажные свечи для зоны СВО.
Продолжая патриотическую тему ученики моего класса в текущем учебном году приняли участие в конкурсе рисунков «Нарисуй Елку Победы» от Музей Победы — главного военно-исторического музея России по тематике Великой Отечественной и Второй мировой войн.
Ведя работу по гражданско – патриотическому воспитанию детей с особыми образовательными потребностям школа решает задачу воспитания ребенка как личности, всесторонне развитой, социализированной, умеющей ориентироваться в обществе, общаться с окружающими людьми, любить и уважать свою Родину, соотечественников и все, что окружает его в жизни. Подводя итоги своему выступлению, мне ещё раз хотелось бы отметить, что все формы и методы патриотического воспитания, используемые нами в воспитательной работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, эффективны, и дают возможность привить выпускникам нашей школы чувство патриотизма, любви и гордости за свою страну и сформировать готовность трудиться на её благо.