kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Формирование антикоррупционного сознания младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В чём заключается антикоррупционное сознание малдших школьников? Какие понятия входят в него? Каковы его цель,задачи,содержание,формы и методы? А главное,как реализовать его в начальной школе.какие качества мы должны воспитывать в младшем школьнике.чтобы содействовать формироваию у него антикоррупционного сознания,мировоззрения?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Формирование антикоррупционного сознания младших школьников"»

Формирование антикоррупционного сознания младших школьников

Как известно, в обязанности школы входит не просто учить детей учиться, но и осуществлять воспитание обучающихся. Современная школа – это не только кладезь знаний и информации, но бесценный опыт и моральная опора в развитии достойных человеческих качеств, в формировании культуры поведения и потребности в соблюдении правил

Безусловно, школа не берет полностью на себя воспитание учащихся, но она играет немаловажную, а в некоторых случаях и определяющую роль в становлении личности.

В последние годы одним из актуальных стал вопрос о «антикоррупционном воспитании». Коррупция и школа. На первый взгляд ничего общего: два разных мира – мир взрослых, в котором очень остро стоит проблема коррупции, и мир детей, такой далёкий от взрослых проблем, беззаботный и беспечный.

В чём же заключается антикоррупционное воспитание школьников? Какие понятия входят в него? Каковы его цель, задачи, содержание, формы и методы? А главное, как реализовать его в начальной школе; какие качества мы должны воспитывать в младшем школьнике, чтобы содействовать формированию у него антикоррупционного сознания, мировоззрения?

Эти и другие вопросы принесли с собой ряд трудностей, с которыми, наверняка, столкнулись педагоги.

Прежде, чем приступить к антикоррупционному воспитанию, следует выяснить для себя суть коррупции как явления.

Цель антикоррупционного воспитания – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.

Задачи антикоррупционного воспитания:

-   Познакомить с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями.

-   Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.

-  Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.

Итак, сейчас «коррупция» кратко характеризуется как злоупотребление властью для получения личной выгоды, а воспитательная работа по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения является частью антикоррупционной государственной политики по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих коррупцию в разных сферах жизни.

Будучи целостным процессом, антикоррупционное воспитание реализуется на разных ступенях обучения в зависимости от возрастной группы обучающихся: начальная, основная и старшая школы. На каждой ступени оно имеет определенное своеобразие, проявляющееся в его содержании, формах и методах.

Для меня, как для учителя начальных классов, более актуален вопрос антикоррупционного воспитания на ступени начального общего образования, который реализуется через воспитание ценностных установок.

В соответствии с «Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», а также с учётом требований ФГОС НОО, в настоящее время определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников.

В ходе формирования личностной культуры обучающегося в начальной школе выделяют такие важные задачи, как:

  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности обучающегося поступать согласно своей совести;

  • формирование осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма;

  • формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

В рамках воспитательного процесса педагогическим работникам начальной ступени общего образования также необходимо обратить внимание на решение задач антикоррупционного воспитания, определенных «Национальной стратегией противодействия коррупции РФ».

Обратите внимание, на ступени начального общего образования понятия «коррупция» и «антикоррупция» не используются. Задачи антикоррупционного воспитания решаются в рамках следующих направлений программы воспитания общеобразовательной организации.

  1. Формирование гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; неподкупность, честность, доверие к людям.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; бескорыстие; великодушие; взаимопомощь; свобода совести и вероисповедания.

Приобщение школьников к данным нравственным ценностям начинается уже на ступени начального общего образования и осуществляется последовательно в каждом классе с расширением понятий. Данная работа учитывает возрастные особенности учащихся и направлена, главным образом, на воспитание ценностных установок.

С младшими школьниками мы говорим о том, что будет понятно и близко им: о совести, честности, необходимости правильного поведения, о любви к Родине, ответственность за её судьбу. При этом, как отмечалось ранее, понятие «коррупция» не употребляется. Учащихся обращают к примерам подвигов во имя Отечества, уважения к людям, готовности безвозмездно оказывать помощь и услуги.

В то же время воспитывается неприязнь к отрицательным качествам: проявлениям эгоизма, жадности, лжи, лицемерия, стремлению и попыткам наживаться за счет других людей. Именно эти результаты становятся базой для рассмотрения сущности коррупции в курсах обществознания в основной школе.

Виды деятельности и формы занятий для решения задач антикоррупционного воспитания ,которые можно использовать в начальной школе, представлены в таблице.

Виды деятельности

Формы занятий

Ознакомление с жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, обязанностей гражданина.

Беседы, просмотр кинофильмов, в процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов.

Получение первоначального представления о традиционных моральных нормах.

В процессе изучения учебных инвариантных и вариативных предметов, этические беседы, участие в творческой деятельности (театрализованные постановки, литературно-музыкальные композиции).

Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков.

Беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей.

Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы.

Участие в коллективных играх, опыт совместной деятельности.

Посильное участие в делах благотворительности, милосердия.

Социальные проекты (на уровне класса, школы).

Проанализировав данные, мы можем с уверенностью сказать, что учителя практически каждый день осуществляют антикоррупционное воспитание, которое осуществляется как с использованием традиционных форм обучения, так и нетрадиционных, таких как разного рода ученических занятий во внеурочном образовании: акции, проекты, ученические конференции, круглые столы и другие мероприятия.

В связи с тем, что в начальной школе особое внимание обращается на формирование культуры поведения и потребности в соблюдении правил, то целесообразно планировать антикоррупционное мировоззрение младшего школьника через классные часы, беседы, лекции, диспуты, дискуссии, деловые игры, игры по станциям, конкурсы сочинений и плакатов, обсуждение на уроках и внеурочных занятиях проблем, связанных с гражданственностью и патриотизмом, понятиями морали и нравственности.

В результате проводимой работы, ребята учатся совершать добрые, хорошие дела и поступки, у них формируется правовое отношение к явлениям окружающей жизни, воспитываются духовные и нравственные качества личности ребенка, честность, справедливость, развивается активное культурное сознание и воля для практической реализации нравственных норм и правил.

Приоритетное значение для решения задач антикоррупционного воспитания в начальной школе имеет такой учебный предмет, как «Литературное чтение». Его программа разработана в контексте формирования нравственных ценностей на основе изучения высокохудожественных произведений, а система вопросов и заданий обращена к жизненному опыту ребенка, к его проблемам.

Рассказы на этическую тему помогают обучающимся понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.. Дети читают и обсуждают тексты, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, порядочности, бескорыстии.

Успешную реализацию для антикоррупционного воспитания создает и учебный предмет «Окружающий мир».  В содержании некоторых разделов программы предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию элементов антикоррупционного сознания: взаимоотношения человека с другими людьми.

Можно благоприятно реализовывать антикоррупционное воспитание младших школьников через внеурочную деятельность, например, курс по экономике. Цель курса – заинтересовать экономической наукой, ввести в сложный мир экономических отношений, научить понимать негативную сторону коммерциализации.

В курсе светской этики ставится задача создания у учащихся системы нравственных ориентиров на основе изучения ценностей (что всего дороже и ни за какие деньги не купишь).

В заключении хочется отметить, что антикоррупционный компонент входит в духовно-нравственное развитие и воспитание личности и опирается на правовые понятия и знания. Реализация системы антикоррупционного воспитания требуют от педагогического коллектива творческих и ответственных подходов. Необходимо учитывать и то, что эффект от любых проводимых школьных мероприятий будет виден не сразу, т.к. формирование антикоррупционного сознания требует времени. И только проводя систематическую и целенаправленную работу, мы сможем получить поколение, нетерпимое к коррупционным действиям, и достичь необходимых воспитательных результатов:

- сформированы начальные представления о моральных нормах и правилах антикоррупционного поведения;

- накоплен нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- сформировано неравнодушное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- утверждена способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

. Если работа по повышению уровня внутренней культуры личности и укреплению духовно-нравственных установок человека будет проводиться в системе, с 1 класса и до окончания школы, то непременно даст положительный результат.

В заключение, хочу дать некоторые рекомендации педагогам по формированию антикоррупционного сознания младших школьников.

  1. Учёт возрастных особенностей.

  2. Интеграция в образовательный процесс.

  3. Партнёрство. Реализация задач при участии всех заинтересованных сторон: молодёжных организаций, родительской общественности, представителей властных структур и правоохранительных органов.

  4. Превентивность, направленность на предупреждение любого проявления коррупционного поведения и мышления.

Учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары - Зверева Ирина Владимировна


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Формирование антикоррупционного сознания младших школьников"

Автор: Зверева Ирина Владимировна

Дата: 27.05.2020

Номер свидетельства: 551550

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Из  опыта работы по антикоррупционному воспитанию младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(72) "iz-opyta-raboty-po-antikorruptsionnomu-vospitaniiu-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "107435"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403254758"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства