Просмотр содержимого документа
«Этика и правила безопасности в сети Интернет»
Классный час «Этика и правила безопасности в сети Интернет»
Цель: формирование представлений о этических нормах при общении в сети Интернет, преставлений о правилах поведения в сети Интернет; формирование информационной культуры, этических и правовых норм деятельности человека в информационной среде.
Ход классного часа: 1.Введение в тему:
Закончите фразу "Когда я слышу слово "правило", первое, что мне приходит в голову - это …"
Посмотрим "Первый социальный словарь" в Интернете.
Этот словарь может редактировать и пополнять каждый. Целью проекта является создание самого актуального, познавательного и интересного словаря. Итак, "Правило - это условие, которое необходимо соблюсти, чтобы чего-то достичь. Правила игры – описание действий игроков в той или иной игровой ситуации. Грамматические правила – условия написания слов, расстановки знаков препинания и т.д. Правила дорожного движения – установленные и закрепленные законодателем принципы поведения водителей и пешеходов, нарушение которых может повлечь за собой административную или уголовную ответственность."
А вот определение, данное в "Большом толковом словаре": правило – отправное положение, установка, лежащие в основе чего-л.; принцип, служащий руководством в чём-л. Нравственные правила. Правила хорошего тона". В нашей беседе будем руководствоваться этим значением.
Скажите, где и в каких местах существуют свои правила и порядки?
в транспорте
в школе
в кинотеатре
в магазине
на дороге
в поликлинике
в семье
Подумайте, зачем людям нужно столько правил и законов.
Вспомните, когда люди соблюдают нормы и законы, не задумываясь об этом:
спрашиваем разрешения войти в кабинет в официальной обстановке
пропускаем вперед учителя
моем руки перед едой
бросаем мусор в урну
6.Вспомните пословицы о правилах и нормах – кладезь народной мудрости:
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Не в свои сани не садись.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
7. Сформулируйте главное правило взаимоотношений людей в быту, в общении.
Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.
2. Основная часть
Учитель: Понятие сетевого этикета возникло с появлением электронной почты. Интернет развивается, становятся все более популярными форумы, телеконференции, позволяющие не только обмениваться почтовыми сообщениями, но и оставлять сообщения на специальных сайтах, которые можно просматривать стандартными браузерами. Также очень популярными стали такие средства общения, как чаты, социальные сети, обеспечивающие возможность беседовать в режиме реального времени. Вполне естественным является то, что как при общении в реальной жизни, в виртуальном общении мы должны придерживаться правил этикета. Они во многом похожи на правила поведения в реальной жизни. Ребята, вы можете привести примеры каких-либо программ, позволяющих общаться в режиме «реального времени»?
Ученики: Skype, ICQ…
Учитель: Вы наверняка являетесь пользователями социальной сети или знаете таковые?
Ученики: odnoklassniki, vk.com, facebook
Учитель: Сегодня мы попробуем самостоятельно составить правила безопасного поведения в сети Интернет.
Перед учащимися разыгрывается сценка
Роли
Саша - главный герой Трой_220 – его друг Ведущий
Режиссеры - оставшиеся ученики
Сегодня был самый обычный вечер самого обычного дня. Саша, как и всегда после школы, сел за компьютер. В его планы входило поиграть немного в любимую онлайн- игру, а затем приняться за домашнее задание. Зашел на сайт, вбил пароль. Странно, выплыло окошко с надписью «Уважаемый игрок, вашу страницу пытались взломать! Для подтверждения своей личности введите пароль от почты!» Саша, задумался…
На доске записываются два варианта. Учащиеся обсуждают оба варианта и выбирают один.
Происходит обсуждение, каждого из вариантов. Когда ребята выбирают какой - либо из предложенных, ученики обыгрывают определенное действие. Варианты действий:
Саша вбивает свой пароль
Саша пожал плечами и вбил свой пароль, после этого смог успешно войти. Никогда он не играл, так превосходно как в этот раз, столько трофеев было заработано. На следующий день мальчик еле дождался момента, чтобы поиграть, он вбил пароль и нажал enter. На окне зловеще высветилась надпись «пароль не верен». В сердце закралось страшное подозрение,
которое с каждой безрезультативной попыткой войти на сайт, все больше переходило в уверенность – его взломали.
Саша не вбивает пароль
Саша постучал пальцами по столу – он всегда так делал, когда думал – закрыл окошко. Перезагрузил страницу, опять вбил пароль и нажал enter, благополучно зашел в игру. Перед сном Саша зашел в Skype поговорить с друзьями
-О! ПРИВЕТ!- сказал Трой_220
-Привет, привет, - ответил Саша
-Знаешь новость?
-Какую же?
- Zluku взломали.
-Как же так?
-Заходил на сайт, там выплыло окно и потребовало от почты пароль, он взял и ввел, результат на лицо не может войти на сайт.
В этот момент Саша обрадовался своей осторожности. Объясните, чем обусловлен исход каждой из ситуаций.
Учитель: Ребята, какое из правил можно вывести из данной ситуации? Ученики: Нельзя сообщать посторонним или при регистрации каких-либо сайтов пароль от электронного почтового ящика (записывают правило на доске)
Учитель: Верно!
Разыгрывается следующая сценка
Игорь, как многие его сверстники, любил вечерами посидеть в аське. Входил в свое любимое ICQ он всегда с компьютера. Сообщений в этот вечер шли просто одно за другим, в потоке сообщений своих друзей он заметил сообщение от незнакомого контакта. Текст сообщения был таков: скачай новую версию ICQ,перейдя по ссылке. Что же сделает Игорь?
Происходит обсуждение, каждого из вариантов. Когда ребята выбирают какой-либо из предложенных, ученики обыгрывают определенное действие.
-Скачивает программу и устанавливает на компьютер, скачалась программа довольно быстро, процесс установки занял также немного времени, по окончании установки программы, Игорь перезагрузил компьютер, и на экране высветилась надпись «операционная система не обнаружена».
- Не скачивает программу, пожав плечами, Игорь закрыл полученное сообщение и добавил контакт в игнорируемые контакты, продолжил свое общение с друзьями.
Учитель: Ребята, как правильно нужно вести себя в данной ситуации? Ученики: Нельзя скачивать программы с подозрительных сайтов, не стоит переходить по ссылкам, полученных от подозрительных источников.
Учитель: Правильно! (записывают правило на доску)
Ученики: В целом соблюдение этих правил сильно обезопасит вашу работу в интернете. Перейдем к правилам этикета. На слайде показаны варианты оформления электронного письма, какое по-вашему мнению наиболее правильное? (ученики выбирают, обсуждается ответ).
Правила этикета для электронной почты:
-всегда заполняйте поле «тема» для своего письма (проще будет отыскать нужное письмо)
отвечая на чье-либо письмо, в поле темы принято вписывать «Исходная тема»
в случае цитировании фраз из чужого письма, цитируемые фразы отделяются от ваших символом «»
используйте только заглавные буквы, если это действительно необходимо
старайтесь не допускать грамматических ошибок. Полное ошибок и опечаток письмо трудно читать. То, что электронная почта – быстрый способ связи, вовсе не означает, что можно расслабиться и забыть о правописании (по моему опыту, самое безграмотное сообщение – электронное). Если вы считаете свои мысли достойными изложения в письме, позаботьтесь, чтобы они были изложены правильно.
избегайте писем, составленных под влиянием эмоций. Послания, отправленные в момент душевных переживаний, чаще всего только ухудшают ситуацию.
не вставляйте в электронные письма файлы большого объема (так у получателя сервер может не принять ваш объем письма, лучше разбивайте на более маленькие по объему письма)
используйте как можно меньше смайликов
Учитель: Многие из вас общаются в различных чатах, форумах, давайте запишем правила этикета при общении в них. Какие правила вы знаете?
Ученики: Предлагают свои правила, затем вместе с учителем выделяют основные.
-Следует быть тактичным в своих высказываниях (каждый человек имеет свое мировоззрение и интересы)
выбирайте свой ник или псевдоним, так чтобы он не был оскорбителен для других
-обращаясь к кому-то, пишите его ник в начале вашей фразы
не повторяйте многократно одну и ту же фразу
не злоупотребляйте смайликами
уходя, не забудьте попрощаться со своими собеседниками и договориться о следующем общении.
Учитель: Давайте проведем в классе маленькое социологическое исследование, которое поможет осмыслить наше поведение в социальных сетях. Каждый анонимно ответит на вопросы предлагаемой анкеты, а выбранный комитет подсчитает полученные результаты.
Анкета
С какой целью посещаете Интернет?
а) для поиска нужной информации;
б) для общения;
в) для развлечения и игр.
Сколько времени вы проводите в социальных сетях единовременно?
а) менее 30 минут;
б) от 30 минут до 1 часа;
в) более 1 часа.
Пронумеруй в каких социальных сетях ты чаще всего общаешься:
а) VK ___
б) Facebook ___
в) Телеграмм ___
г) WhatsApp ___
д) Viber ___
е) Instagram ___
ё) Одноклассники ___
ж) Мой мир ___
з) Пикабу ___
и) Skype ___
к) Twitter ___
Свой вариант__________________ ______
С какой целью посещаете социальные сети?
а) Переписка с друзьями и т.д.;
б) Развлечение (прослушивание музыки, кино и игры);
в) Просмотр новостей.
Часто ли ты что-то обсуждаешь в онлайн-форумах?
а) Да;
б) нет.
Если да, то какие темы тебя привлекают чаще всего (напиши темы):
Работа группы по подсчету результатов опроса. В это время у класса творческое задание: напишите свои правила общения в виртуальных сетях.
Обсуждение итогов анкетирования. Составление правил общения в Интернете. Дискуссия.
В настоящее время жизнь развивается с такой скоростью, что за ней практически невозможно угнаться, и уже сейчас никто не может отрицать значение Интернет как всемирной информационной среды. Но, несмотря на глобальное значение Интернета у современного общества стали возникать проблемы с использованием сети и нормами права, морали, экономики, этики, рекламы, безопасности, собственности. Активное использование ресурсов сети учебной деятельности, а также технологий дистанционного обучения в практике вузов и школ сделало актуальным вопросы о правомерном использовании ресурсов, а также вопрос педагогического общения участников. К сожалению, для борьбы с нарушителями Интернет нет ещё эффективных норм и правил. Тем не менее, как сообщают газеты и журналы, ряд государств приняли нормативные правовые документы, касающиеся Интернет – проблем шпионажа, терроризма, защиты банковских платежных систем и т. д.
В Российской Федерации уже сейчас существует и активно развивается законодательство в сфере информатизации, которое включает в себя более десяти законов:
«О средствах массовой информации»,
«О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»,
«Об авторском праве и смежных правах»,
«О связи»,
«Об информации, информатизации и защите информации»,
«Об участии в международном информационном обмене».
Как мы видим, законы действительно существуют. Но, к сожалению далеко не все граждане знакомы с ними и соблюдают свои права и обязанностями.
Итог.Рефлексия.Составленные правила принять и обязать членов ученического коллектива им следовать. Правила оформить и вывесить в классном уголке.