Доклад на тему «Профессия учителя ее назначение и роль в современном обществе»
Доклад на тему «Профессия учителя ее назначение и роль в современном обществе»
Профессия учителя превосходна, как никакая другая, "выше которой ничего не может быть под солнцем", писал великий педагог Я.А. Коменский. Уже читая эти слова глубоко убеждаешься в великой значимости профессии педагога и серьезной обязанности и требовательности к себе. Мир находится в постоянной изменчивости. Ни одинь день не похож на другой, как нет стопроцентной схожести людей. Наша жизнь такая, какой мы ее делаем. Находимся в прекрасном настроении, все идет как по маслу, "думаем плохие мысли"- все валится с рук.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Профессия учителя ее назначение и роль в современном обществе»»
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить»
(А. Дистерверг)
«Профессия учителя ее назначение и роль в современном обществе»
Абилев Мурат Каримович - преподаватель русского языка и литературы
ГККП «Гуманитарный колледж» г.НУР -СУЛТАН
Профессия учителя превосходна, как никакая другая, "выше которой ничего не может быть под солнцем", писал великий педагог Я.А. Коменский. Уже читая эти слова глубоко убеждаешься в великой значимости профессии педагога и серьезной обязанности и требовательности к себе. Мир находится в постоянной изменчивости. Ни одинь день не похож на другой, как нет стопроцентной схожести людей. Наша жизнь такая, какой мы ее делаем. Находимся в прекрасном настроении, все идет как по маслу, "думаем плохие мысли"- все валится с рук.
Об учителе А. Дистервег писал: "Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием". Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. Как говорил классик белорусской поэзии и литературы Я. Колас "Педагог- это не только воспитатель, педагог-это друг человека, который помогает нашему обществу подниматься на высшую ступень культуры". А чтобы помочь обществу подняться на высшую ступень культуры, он должен, он просто обязан быть сам на высшей ступени культуры.
Говоря о роли учителя в современном обществе хотелось бы прежде всего сказать, что профессия учителя ныне одна из самых распространенных профессий, возникшая вследствие как необходимости воспитания и обучения следующих поколений для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь. Согласно Кембриджскому Международному словарю слово "обучение" означает "давать (кому-то) знание или учить", а согласно словарю Лонгман -" показывать кому-то как надо что-то делать" или "менять чьи-то идеи". Современное общество стремительно меняется и выдвигает системе образования новые требования. Что же может сделать педагог, который хочет идти в ногу со временем ?Использовать новые современные технологии обучения!
Сколько существует образование как отдельная отрасль и сфера общественного бытия, столько существуют и педагогические инновации. Явления, происходящие в системе образования в начале нового века лишь подтверждают этот факт. Общество на очередном витке своего развития вновь пришло к пониманию, что именно образование становится ведущим фактором успеха и высокого качества жизни каждого человека. А значит, пришло время реформ, экспериментов, наступил непростой этап становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.
В Послание Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» особое внимание уделяет повышению качества образования. Особое значение имеет призыв Главы государства к модернизации системы образования и выводу его на международный уровень развития. Поставленные в нем задачи отражают новый этап активной деятельности всего общества и государства по созданию необходимых условий, которые должны обеспечить вывод республики к середине текущего века по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых стран мира.
Важнейшим фактором достижения заданных целей выступает образование. В условиях современного динамичного развития и глобальной конкуренции от образования требуется, чтобы оно было качественным и непрерывным на протяжении всей жизни. Поэтому перед казахстанской системой образования поставлена задача овладения современными методиками и программы обучения, повышения уровня преподавания, обучения востребованным знаниям и навыкам, таким как трехязычие, (казахский, русский, английский), профессионально-техническая подготовка, аналитическое мышление и.т.д. Кадровому обеспечению индустриально-инновационного развития Казахстана послужит гарантирование государством получения молодыми людьми технического образования. Нам предстоит провести качественное реформирование всей системы получения знаний, итогом которого должен стать выход на мировые стандарты образования. Необходимо внедрение на всех уровнях обучения принципа дуальности, что будет способствовать закреплению у молодых людей не только теоретических знаний, но и практических навыков и умений работы на производстве, в том числе высокотехнологичного и инновационного характера. «Модернизация системы образования в Казахстане целесообразна по трем главным направлениям: оптимизация образовательных учреждений; модернизация учебно-воспитательного процесса; повышение эффективности и доступности образовательных услуг», – говорится в статье Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к обществу всеобщего труда», опубликованной в официальных СМИ.
Однако, современное общество меняет парадигму образования. В условиях модернизации образования неизбежно обновление процесса обучения. Под обновлением подразумевается изменение методов, целей и результатов обучения, изменение стандартов и учебных программ, индивидуализация учебного процесса, широкое применение новых образовательных технологий. В соответствии с запросами современного информационного общества учащиеся должны гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать новые знания, критически, творчески мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы, находить пути их рационального решения, используя современные технологии, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным, контактным в разных социальных группах, самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Таким образом, традиционная парадигма «учитель»-«учебник»- «ученик» видоизменяется в наиболее актуальную парадигму «ученик» - «информационная среда»- «учитель», где во главу ставится самостоятельная познавательная деятельность учащихся.
Если ранее на первый план выдвигались становление личности учащегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной и творческой активности. Сейчас, интеграция в мировое сообщество и процесс построения открытого демократического общества говорят о том, что мы, педагоги, воспитываем поколение, обладающее общепланетарным мышлением. Общепланетарное мышление характеризуется способностью человека рассматривать себя не только как представителя национальной культуры, проживающего в определенной стране, но и в качестве гражданина мира, воспринимающего себя субъектом диалога культур и осознающего свою роль и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах.
Такое изменение требует новых способов реализации образовательного процесса, одним из которых являются современные технологии преподавания предметов. Особенностями применения данных технологий является то , что:
1) формируется одна общая цель и множество частных задач;
2) проектируется образовательный процесс на каждом шаге, а получение информации обратной связи становится непрерывным синтетическим процессом, соединяющим диагностику с прогнозированием;
3) развивается деятельность, а не происходит «накапливание» фактов;
4)имеется логическая структура уроков, которая одновременно является и программой развития памяти, речи, внимания, интереса;
5)существует этап «коррекции»: если результат не таков, каким его хочется видеть учителю, то цель исправляется, задачи конкретизируются, учебный процесс корректируются, раскладывается на шаги и снова идет движение к результату.
30 лет работы в школе дает большую возможность проанализировать, сопоставить что было и что есть сейчас. Еще раз убеждаюсь, что нельзя уже работать старыми методами. Современное время предъявляет современные требования. Без преувеличения можно сказать, что современный урок-это основная организованная форма, в которой реализуется процесс обучения в условиях нынешних экономических возможностей данного времени. Требования к проведению уроков в настоящее время не такие как раньше, они возросли, поэтому мы должны улучшать качество образования, а значит больше работать над его содержанием. Ушло уже то время, когда ученика ставили в позицию пассивного объекта обучения. А это, как известно, не возбуждает интереса у детей к предмету. Еще Конфуций писал: "Задача учителя-открывать новую перспективу размышлениям ученика". Поэтому мы должны по новому взглянуть на объект деятельности (ученика) на уроке, активнее включать каждого ученика в работу, применяя новые методы обучения, побуждающие учащихся самостоятельно искать пути решения тех или иных проблем. А когда ученик вместе с учителем ищет пути решения каких-то задач, у него, несомненно, проявляется несказанный интерес. А когда его мысли, его мнение имеют какое-то значение, когда к нему прислушиваются, видишь, как горят его глаза, как он радуется, и нет ничего ценнее видеть и осознавать это!
Почему я выбрал профессию учителя, а не какую-нибудь другую? Отвечая на этот вопрос я вспоминаю свои школьные годы, свое детство. Родился и вырос в Северо- Казахстанской области в селе Карагаш. Сейчас живу и работаю в Астане, стаж работы уже 30 лет и когда пишу эти строки, перед глазами возникает мое родное село, моя родная сельская школа барачного типа, когда не было центрального отопления, в классе была печка и когда холодной зимой мы сидели в классе и был слышен треск горящих дров и нет для меня милей и ближе моей родной школы, моих учителей. В выборе моей профессии большую роль сыграла моя первая учительница Мария Степановна Воскобая. До сих пор помню ее уроки, ее образ до сих пор в моем сердце. Она была очень доброй, даже не смотря на ее строгость. Это она научила меня читать, писать, научила грамоте. Еще учась в школе я решил стать учителем. Мои любимые учителя навсегда останутся в моей памяти.
Сравнивая те времена с настоящим можно сказать, что дети в современном мире пользуется всеми благами современных технологий, компьютерами, мобильными телефонами и т.д. Это, конечно, хорошо за считанные секунды получить нужную тебе информацию, но в то же время, они не могут понять, что эти знания лишь поверхностные, а некоторые порой могут нанести вред или исказить действительность. Конечно, к большому сожалению, дети сейчас не любят читать художественную литературу, на вопросы, которые даются в учебниках, они сразу же ищут готовые ответы. Это говорит о том, что, в современном мире люди разучились думать, размышлять. Поэтому неоценимую помощь в правильном выборе той или иной информации окажет учитель. А чтобы помочь детям в этом учитель сам должен ориентироваться в современных технологиях и разумно применять их на уроках.
Уже давно прошли те времена, когда учитель только учил, а ученики только являлись пассивными слушателями. Современный учитель - это учитель, который может вести правильный диалог со своими учениками, который умеет слушать и ценить мнение каждого ученика. Учитель современного времени ведет своих учеников в мир Знаний, который так огромен и безграничен! Урок современного учителя не должен находиться в рамках данной темы урока, а быть таким, на котором ученик узнает что-то другое, новое, неизведанное, на котором ученик мог бы показать свои творческие способности. Учитель современности не должен довольствоваться в том, что было написано в книгах по педагогике многие годы назад, а находить и применять новые приемы и технологии, экспериментировать, пробовать. Мы не должны останавливаться на достигнутом, а должны всегда идти в ногу со временем, постоянно повышать свою квалификацию, быть эрудированными, всесторонне развитыми. Без всего этого не может быть настоящего современного учителя Как бы ни была справедлива народная мудрость - «в педагогике нельзя изобрести ничего нового, все уже сделал Ян Амос Коменский», - тем не менее год за годом, цикл за циклом, сменяя друг друга, рождаются новые педагогические идеи, возникают технологии, обозначаются подходы. А это значит, что пока мы движемся- мы существуем!!!
Не буду озвучивать, и комментировать проблемы современного казахстанского образования. К сожалению, они еще есть. Хочу остановиться на одной, с моей точки зрения самой важной для человека, который выбрал себе профессию — учитель. Это престиж учительского труда .Судить о месте учителя в обществе, о его статусе могу на примере трех поколений.
Отец и мать были сельскими учителями в период с 1924 по 1975 годы. По их воспоминаниям и рассказам можно судить, что не смотря на трудности того времени престиж профессии был очень высок. Учитель на селе был самым уважаемым человеком. К нему шли за советом и за помощью. Я работаю в сфере образования с 1976 года.. На моих глазах менялось отношение общества и государства к учителю и, к сожалению, не в лучшую сторону. Сын работает в школе с 2007 года.
Как можно оценить престиж профессии учитель в наше время? В последние годы престиж нашей профессии снижался и только сейчас намечается положительная динамика. По данным социологических исследований, лишь пятая часть казахстанцев относит профессию учителя к категории престижных и привлекательных. В связи с этим наметилась тенденция оттока педагогических кадров в другие сферы. В среднем, не более трети выпускников педагогических вузов идут в систему образования. С учетом того, что на многие факультеты некоторые вузы, уже несколько лет не набирают студентов, то в школы приходят работать единицы выпускников. Нельзя однозначно охарактеризовать престиж учительской профессии словами «низкий»» или «высокий» .Посмотрим словарь: «престиж (франц.) - обаяние, очарование — уважение, авторитет, привлекательность.
Престиж — многостороннее явление: сравнительная оценка обществом социальной значимости профессии; функциональная важность профессии; степень уважения, признания, которым пользуется конкретный человек как представитель той или иной профессии.
Опираясь на это определение можно выделить основные характеристики престижа профессии учителя:
Общественной мерой признания выступает материальное вознаграждение труда. Рост заработной платы учителя сейчас возможен за счет её стимулирующей части. Учитель занимающий активную жизненную позицию, участвующий в различных конкурсных мероприятиях, имеющий высокие результаты своей педагогической деятельности может претендовать на высокую заработную плату. Мнение коллег о достоинствах и недостатках учителя, его авторитет в глазах учеников, родителей. Учитель несмотря ни на какие жизненные коллизии должен быть прежде всего учителем. В этом заключается весь смысл учительской профессии.
В ученической среде свои критерии престижности. Учитель-профессионал не только тот, который отлично знает свой предмет, но и тот, кто может разделить с учеником его горести и печали, вместе порадоваться успехам и победам.
По мнению родителей престиж учителя определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и результатами образованности учащихся. Умение учителя учиться в течении всей свой педагогической карьеры, здесь очень важно.
Престиж учительской профессии зависит напрямую от престижа образования в обществе. Проходит время, меняется общество, ничто не стоит на месте. Изменяются предъявляемые требования к образованию. Каждый из нас должен учиться у времени в котором живет.
Так будем же не только надеяться, что в скором времени учитель станет снова уважаемой фигурой в нашем обществе, но и прилагать все усилия к возвращению престижности нашей с вами профессии — УЧИТЕЛЬ!