kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему «Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 20011-2020 годы  определены следующие задачи:

-внедрение новых технологий обучения;

-информатизация деятельности организаций образования, обеспечивающая развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся;

- формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения в условиях перехода на 12-летние среднее образование.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы»»

Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы

В Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 20011-2020 годы определены следующие задачи:

-внедрение новых технологий обучения;

-информатизация деятельности организаций образования, обеспечивающая развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся;

- формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения в условиях перехода на 12-летние среднее образование.

Понятно, что функционирование современной общеобразовательной школы невозможно без профессионального учителя, обладающего такими качествами, как профессиональная зоркость, педагогическая интуиция, креативность, т.е. способность к творчеству. Нам, педагогам, следует всегда помнить греческую пословицу «Как ты объяснишь (спросишь), так тебе и ответят».

Сегодняшние реалии образования требуют от нас, педагогов, совершенно нового подхода к самому процессу обучения. Сразу бы хотелось попытаться ответить - почему? Вот только оговорюсь: я имею в виду обучение в общеобразовательных школах, а не в школах нового типа. Их, этих почему, несколько.

1. Качественный состав учащихся, прежде всего в старших классах. Не секрет, что в 10 - 11 классах у нас сегодня обучаются не только те, кто готовится к поступлению в университет, но и те, кто просто отсиживается в надежде получить аттестат о среднем образовании.

2. Уровень развития наших учащихся. Наши «взрослые» дети намного «продвинутее» нас по многим вопросам. Учитель вынужден конкурировать со СМИ и Интернетом, по-прежнему имея под рукой картинки и так называемую наглядность в виде таблиц.

3. Нельзя не учитывать и социальный фактор. Это мы с вами переживаем, какими наши ученики выйдет за порог школы, поступят ли они в вуз, смогут ли пойти дальше первой сессии. А дети уверены, что за деньги родителей все равно поступят и получат диплом. Для них важна корочка, а для нас – знания.

4. Литература, например, стала «ненужной», в том смысле, что не сдаётся на ЕНТ. Нет экзамена - не нужно напрягаться, что-то читать, а тем более писать сочинения и учить наизусть.

Возникают вопросы - как заинтересовать обучаемых на уроках русского языка и литературы в самостоятельном поиске знаний, как заставить их оторваться от телевизора и сесть за книгу. Я решаю эту проблему несколькими методами: интерактивными, использованием ТСО и наглядностей, составлением опорных схем в ТОС, блоками и методом «5 вопросов». С некоторыми из них вас я, уважаемые коллеги, познакомлю сейчас. Учащийся становится не столько объектом воздействия обучающей среды, сколько активным субъектом образовательного процесса. Один из древнегреческих учителей говорил: «Ученик - это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который нужно зажечь». Пожалуй, эти слова в последнее время стали снова актуальными. Личностно-ориентированным является интерактивное обучение (от английского interact- находиться во взаимодействии, действовать друг на друга), то есть обучение через соучастие, взаимодействие в составе меняющихся групп. В его основе лежат принципы гуманистической педагогики, согласно которой в долговременной памяти остается то, что проделано человеком на практике. Поэтому я работаю под девизом «Практика через действие, обучение опытом». Интерактивное обучение способствует формированию устойчивой положительной мотивации школьника к изучению учебного предмета, формирует познавательную активность, желание изучать не только тот материал, который включен в учебник, но и выйти за его пределы, изучать потому, что интересно, потому, что любопытно найти решение трудной проблемной задачи. Сейчас применяется на практике более тридцати методов интерактивного обучения: дискуссии, дебаты, методы вопросов и ответов, проектов, «ажурной пилы», дилемма, ранжирование, «Займи позицию» и другие. Все они обеспечивают хорошие результаты, помогают достигать главной цели школьного литературного и языкового образования — воспитывать талантливого читателя и грамотного человека, а, в конечном счете — вырабатывать активную жизненную позицию. Они дают возможность развивать логическое мышление, аргументирование отстаивать свою точку зрения, активизируя речевые навыки.

Обучаемым прививаются навыки чтения, они овладевают инструментарием для анализа текста. Методы интерактивного обучения на уроках русского языка и русской литературы не заменяют теоретико-литературоведческого анализа, но являются эффективным способом активизации и совершенствования читательских навыков. Важно, чтобы при чтении художественного произведения учащийся вступал во внутренний монолог с писателем - мог спорить или соглашаться с ним, в результате чего обогащается его духовный и душевный мир, формируется собственный взгляд на окружающее, жизненная позиция.

Интерактивные методы построены на методике взаимодействия:

- минимум зубрёжки;

- приём «Каждый учит каждого и всех» (тему объясняет не учитель, а сами дети по очереди из урока в урок);

- учащиеся должны получать информацию, на основании которой строится знание. Ребята должны сами находить ответы и принимать решения;

-анализ тем должен включать в себя обсуждение противоречивых вопросов или алгоритм;

- нельзя требовать от ученика однозначного ответа, того, что ожидает учитель. Пусть ребёнок выскажет свою точку зрения и попробует её доказать.

Цель представленной методики - научить детей учиться самим, самостоятельно

приобретать читательский опыт, знания и щедро, открыто обмениваться ими. На моих

уроках школьники получают знания о том, как строить свои отношения с окружающими на принципах доверия и партнёрства, как успешно сотрудничать и формировать команду. Они учатся ДУМАТЬ.

Как это происходит? В процессе дискуссии в малых и больших группах, ролевых игр, разминок, анализа полярных позиций, разыгрывания ситуаций, «ажурной пилы», ранжирования, воображаемых прогулок, обучения друг друга, медиаций, работы с печатными материалами, играми, общения и многого другого.

Сейчас я представлю эти приёмы и приведу примеры использования интерактивных методов на своих уроках.

1 метод - блочное повторение изученного материала по русскому языку или работа в малых группах.

Цель - подготовить учащихся к успешной сдаче экзамена по русскому языку.

Повторение и закрепление проходит в несколько этапов:

1. Повторение и обобщение определенной темы на уроке с использованием опорных схем и ТОС.

2. Выполнение этого задания может проходить индивидуально или по группам. Тут же должна быть взаимопроверка, чтобы обучаемые сразу увидели результат.

3. Контроль знаний может проходить отдельно по каждому блоку или через несколько тем. Так как все вопросы по определенному разделу из всех вариантов у меня записаны, обучаемыми проработаны, я просто перемешиваю вопросы и даю в на отдельных листочках в таком виде.

2 метод

(Работа в малых группах)

РМГ - максимальное участие каждого в духе сотрудничества.

Способ использования:

1. Выберите проблему.

2. Заложите основу (обучаемые должны овладеть некоторыми предварительными знаниями, навыками и ресурсами).

3. Сформируйте группы методом «Миксера» ( 3-5 человек).

4. Дайте ясные инструкции, время. Проверьте, все ли поняли задание.

5. Поддерживайте и направляйте. Не оказывайте давление, не выполняйте за них задание.

6. Обсуждение. Подведение итогов. Каждой группе обучаемые могут задавать дополнительные вопросы.

Образец: Работа в малых группах

(4 карточки с заданием: вставить пропущенные буквы, объяснить). Группы: зима, весна, лето, осень. Записать в тетрадь после проверки.

1.Пр- школьный, пр- вокзальный, пр-усадебный, пр- станционный, пр- дорожный.

2. Пр- шить, пр- бить, пр- вязать, пр- винтить, пр- делать, пр- бавитъ.

3. Пр- скучный, пр- неприятный, пр- забавный, пр- интересный, пр- спокойный.

4. Пр- бежать, пр- ехать, пр- лететь, пр- скакать, пр- мчаться, пр- йти, пр- ползти.

3 метод. Знакомство

«Ледокол»

Цель: знакомство участников между собой, героями произведения и создание непринуждённой атмосферы.

Упражнение:

1. «Игра в имена». Первый называет своё имя и добавляет характеристику, которая начинается с той же буквы, что и имя, сопровождая это ещё и движением, которое отображало бы и характеристику. Несколько учеников таким же образом характеризуют героя произведения.

Например: Александр Чацкий - активный, честный, честолюбивый.

Павел Афанасьевич Фамусов- пассивный, формалист, антипрогрессивный и т.д. («Говорящие имена» героев)

4 метод. Ожидание

(перед объяснением темы урока)

Цель: определить своё личное ожидание от занятия, а позже и от всего, что собираетесь делать.

1. По кругу, начиная по принципу добровольности, сказать : «Я жду от сегодняшнего

занятия ... » ( Познакомиться с новой орфограммой, научиться грамотно писать слова на изученное правило...)

5 метод. Оценка.

(в конце урока)

Цель: определить, как личное ожидание от занятия совпало с тем, что случилось на занятии. Научиться делать выводы.

1. Заполнить до конца таблицу :

Что я ждал от урока

Что нового и полезного я узнал, чему научился

Например: Что я узнал об однородных членах предложения:

* что такое однородные члены предложения;

* какими знаками препинания они разделяются на письме;

Чему я научился:

* доказывать, что данные члены предложения являются однородными...

6 метод. Соглашения. (договор, основные принципы).

Основные принципы имеют глубокий смысл. Они помогают влиять на аудиторию. Научиться следовать соглашениям не только во время занятий, но и в будничной жизни -очень важно как для тренеров, так и для тренируемых. Каждый принцип содержателен. Каждый высказывает свою точку зрения методом « Мозгового штурма ». Выбираются наиболее близкие группе и записываются отдельно.

Соглашения:

приходить вовремя, быть позитивным, не критиковать, не перебивать,говорить по очереди, «не выпадать из шкафа » добровольность, конфиденциальность, каждый говорит только о СВОИХ ощущениях, о СВОЁМ опыте, выражает СВОЁ мнение.

7 метод. «Мозговой штурм».

Цель: собрать как можно больше идей по поводу специфической проблемы от всех участников на протяжении 2-5 минут.

Записываются все предложения на доске или бумаге по порядку их озвучивания без замечаний, без критики. Участники должны чувствовать, что их слышат, не обсуждают. По окончании «штурма» предложения можно разбить на категории, отбросить одни и выделить «Мозговой штурм» - хорошее начало работы над новой проблемой или темой.

Правила:

- идеи не критикуются;

- количество важнее качества;

- предлагать любые идеи;

- одобряются безумные идеи;

- идеи записываются одним словом или фразой;

- соблюдается время штурма.

Например: перечислить виды художественного времени (линейное, циклическое и т.д.),

виды художественного пространства (вертикальное, горизонтальное, дальнее, ближнее...) или «Умный человек-это.. .»(тема «Смысл названия комедии «Горе от ума»»), «Слова XXI века» (тема «Неологизмы»).

8 метод. «Миксеры».

Цель: создать группы участников (большие или малые) для обсуждения казусов или игр .Например: «Варенье, печенье, конфеты» и т.д.

9 метод. «Ажурная пила».

Этот метод позволяет не только познакомить учащихся с новой темой, но и применить свои знания на практике.

Элементы:

1) Деление задачи на части ;

2) Первичные группы получают тему, в которой они становятся экспертами (комментируют материал).

3) Экспертные группы : учащиеся у которых одни и те же темы, собираются в экспертные группы для обсуждения тем, овладения ими или планирования, каким образом эти темы преподавать.

4) Первичные группы. Учащиеся возвращаются в свои первоначальные группы и преподают то, чему научились в экспертных группах. Метод «ажурной пилы» можно продемонстрировать следующим примером: 3-4 группы получают орфограмму «Правописание приставок пре- и при-».Дети выполняют задание и перемешиваются, обучают друг друга, возвращаются в родную группу и знакомят товарищей с новым материалом, а затем выполняют контрольное упражнение.

10 метод . «Ранжирование».

1) Обучаемые должны расставить факты (идеи, события, персонажи, слова, правила ) по порядку, выставляя им баллы по важности.

2) Составляется пирамида Джосера: учащиеся размещают данные анализа в виде пирамиды. Самое важное должно быть помещено в вершину пирамиды. Например:

* определить количество слогов в словах с удвоенной буквой м:

* расставить в хронологическом порядке направления в русской литературе.

11 метод. «Займи позицию».

Этот метод помогает вести в группе обсуждение спорного вопроса, даёт возможность высказаться. Вы должны выбрать тему, по которой в обществе существуют противоположные мнения. Этапы:

1. В противоположных углах комнаты два плаката: «Согласен» - на одном, «Не согласен»

- на другом. Может быть плакат «Да, в некоторых случаях».

2. Обсуждение правил, по которым будете работать.

3. Каждый участник встаёт около того плаката, который соответствует их точке зрения на данную проблему. Дайте возможность обменяться мнениями. Группа может выбрать спикера, который выскажет общее мнение.

4. Если позволяет время, опросите каждого.

5. После того, как доводы высказаны, спросите, кто из участников в ходе дискуссии изменил свою точку зрения и хочет перейти в другую группу. Если таковые будут, спросить их, почему они изменили позиции.

6. Попросите участников каждой стороны назвать наиболее убедительные доводы противников.

7. «Три хлопка».

Например:

Займите позицию: Чацкий- умный человек./ Чацкий, по словам Пушкина не умён, а просто пообщался с умным человеком - Грибоедовым.

Согласны ли вы с утверждением, что... «Любовь к женщине (мужчине) дороже любви к Родине» (Андрий - «Тарас Бульба» В.В. Гоголя).

«Яркая, короткая жизнь в борьбе за свободу дороже долгой жизни, полной унижений и неволи» (Пугачев — «Капитанская дочка» А. С. Пушкина).

Подводя итоги, учитель должен отнестись с уважением к выбору каждого ученика.

«Разогревчики».

Подвижные и малоподвижные игры позволят отдохнуть от напряженной работы на уроке, переключиться...

Низкий уровень подвижности .

  1. «Саймон сказал… » Ведущий даёт определённые команды, которые группа выполняет только при условии, что приказ начинается со слов «Саймон сказал…». А ведущий в это время делает совсем другие движения. Его задача – «Сбить группу», поймать невнимательных.

Средний уровень подвижности.

  1. «Обезьяна, пальма, бык, желе, слон». Ведущий показывает, как нужно изобразить обезьяну , пальму, быка, желе, слона. Группа становится в круг. Ведущий показывает на одного участника и говорит : «обезьяна.. или пальма,.. или бык и т.д.» Изобразить названное должен не тот, к кому обратился ведущий, а его сосед справа (слева). Темп игры ускоряется, останутся самые внимательные участники (2-3 человека).

  2. «Тайный вождь». Участники становятся в круг. Один выходит . Остальные договариваются, кто будет «вождём». Когда вышедший возвращается, «вождь» начинает совершать какие-либо движения (щелчки пальцами, хлопки, притопы и т.д.). Группа сразу же их повторяет, стараясь наблюдать за вождём незаметно. «Вождь» меняет движения, как только ведущий поворачивается к нему спиной. Задача ведущего – найти «тайного вождя».

Высокий уровень подвижности.

  1. «Пути-фрути». Тренер делит всех на три категории : «яблоко», «груша», «банан». По одной из команд («яблоко», например) меняются местами только «яблоки», а остальные сидят. По команде: «Пути-фрути!» меняются местами все участники. Задача ведущего – занять место, которое освободиться.

  2. «Дом – человек – землетрясение». Группа делится на тройки. Двое берутся за руки, изображая «дом», третий становится в «дом» - он «человек». Ведущий подаёт одну из трёх команд: «дом», «человек», «землетрясение». По команде «дом» те, кто держится за руки, перебегают к другому «человеку». При команде «человек» ищет себе новый «дом». Ведущий каждый раз старается успеть занять свободный «дом». Оставшийся «бездомным» - водит. При команде «землетрясение» пары опускают руки и образуют новые «дома».

  3. «Молекулы». Учащиеся делятся на несколько групп «миксером». Запоминают свою группу. Потом свободно передвигаются по классу, пока не услышат команду (название своей группы). Эта (или эти) команды должны быстро собраться. Если ведущий бросит клич «Молекулы!», то все команды должны собраться. Побеждает самая быстрая группа.

Ещё несколько примеров использования интерактивных методов на уроках литературы.

12 метод. «5 вопросов»

Выглядит он так: на уроках литературы нам необходимо, чтобы учащиеся внимательно прочитали материал учебника об авторе и его произведение, а затем провести как обычно анализ стихотворений или прозы. Как анализировать, если дети не прочитают необходимый объем текста? Я готовлю следующими способами:

а) Ученики должны прочитать текст сообщения об авторе и его произведение и составить по прочитанному друг для друга 5 вопросов. Вопросы должны быть интересными, грамотными, требующими точного ответа.

б) Затем к доске вызываются по выбору учителя двое, которые задают друг другу свои вопросы и один секретарь, фиксирующий на доске ответы одноклассников. Изюминка заключается в следующем: чтобы составить «каверзные» вопросы, дети должны поневоле внимательно и несколько раз прочитать материал, выделить главное, а затем сформулировать правильно свой вопрос. Составляя вопрос, дети непроизвольно запоминают и другую информацию из статьи или произведения. Почему именно 5 вопросов - да потому, что 5 правильных ответов - это 5 баллов по теме, «пятерка» в журнал. Если позволяет время, я вызываю поочередно всех ребят попарно, они сами, таким образом, проверяют и оценивают друг друга. Ответил только на два вопроса, получаешь «2», на три - значит «тройку» и т.д. Конечно, обидно получить три, если сам составлял вопросы, сидел, корпел над книгой. В следующий раз ученик уже внимательнее вчитывается в строки. Если времени нет, то вызываются 2-3 пары учеников, на другом уроке еще несколько. Метод хорош тем, что даже спустя несколько недель после изучения творчества того или иного писателя дети хорошо помнят то, над чем работали. Ребятам интересно, они с удовольствием готовятся к этим урокам. Лучшие я использую при составлении тестовых заданий.

13 метод. Решение дилеммы.

При изучении «Повестей Белкина» А. С. Пушкина, в частности «Станционного смотрителя», можно использовать такой метод, как решение дилеммы. Дилемма -суждение, умозаключение, требующее выбора одного из двух исключающих друг друга положений.

Прочитав повесть, учим анализировать произведение, центральное место в котором занимают образы-персонажи, раскрывающиеся через образы-вещи, образы-детали, пейзажные образы. При анализе образа-персонажа необходимо рассмотреть портретную и речевую характеристики, действия и поступки, мысли и переживания героя, его взаимоотношения с окружающими, отношение автора к действующему лицу. Затем ученикам предлагается решить дилемму:

Нужно устроить свою жизнь или выполнить долг перед родителями (на основе образа Дуни)?

Класс можно разделить на 2—3 группы, члены которых обсуждают дилемму, обосновывают свой выбор в течение 5—7 минут, затем представляют классу результат. Все ученики участвуют в обсуждении, высказывают свою точку зрения, учатся работать в команде и приходить к согласию, понимая, что сделать нравственный выбор очень трудно. В такой ситуации нет однозначного решения, каждая позиция имеет достоинства и недостатки.

Можно предложить решение дилеммы при изучении пьесы А. М, Горького «На дне» (сладкая ложь или горькая правда), рассказа Л. В Толстого «После бала» (счастливая любовь, семейная жизнь или одиночество и разочарование) и другие.

14 метод. Дискуссия.

Очень интересно проходят на уроках литературы в старших классах дискуссии*.Они могут быть свободными, направляемыми, структурными.

Структурная дискуссия- это продуманная учителем, сфокусированная на учениках деятельность, позволяющая вовлечь их в групповое решение проблемы. Учитель разбивает класс на несколько небольших групп и дает каждой задание- обсудить указанную проблему и осветить ее с разных точек зрения:

1-я группа — с оптимистической,

2-я группа — с пессимистической,

3-я группа — с реалистической.

Так, после изучения рассказа А. М. Горького «Старуха Изергиль», анализа образов Ларры и Данко (любовь к своему народу, готовность пожертвовать собой или эгоизм) была проведена структурная дискуссия «Достаточно ли сегодня патриотизма у казахстанской молодежи?». В течение 5-7 минут члены трех групп обсуждают проблему, записывают общее мнение на плакате маркером, затем по очереди представляют его (3-4 минуты).

После этого начинается общая дискуссия. Назначенные учителем три наблюдателя следят за участием каждого ученика в обсуждении проблемы, за работой группы и в конце дискуссии вместе с аналитиком, также назначенным учителем, оценивают презентацию каждой группы и всю дискуссию в целом. Дискуссия позволяет рассмотреть обсуждаемую проблему с разных точек зрения.

15 метод. Ролевые игры.

Детям нравятся ролевые игры, в ходе которых они становятся «создателями» правила. Например, на уроке по теме «Действительные и страдательные причастия» одна ученица играет роль девочки, одевающей куклу, а вторая исполняет роль куклы, одеваемой девочкой. На уроке-зачете по повести Н.В. Гоголя «Ночь пред Рождеством» обучаемые с удовольствием поставили и показали самые смешные фрагменты. Каждая сценка принесла команде дополнительные баллы.

Осталось отметить, что традиционное обучение — это директивно запланированный, организованный процесс, ориентированный на предмет, а интерактивное обучение — это познание, направленное на открытие: обучаемые на практике усваивают новые знания, приобретают опыт анализа и решения проблем. У обучаемых появляется интерес к изучению русского языка и литературы. Обучаемые снова и снова перечитывают текст, многое открывают для себя, учатся интерпретировать произведение. Завершая обсуждение, они отмечают, что невозможно читать классическую литературу и не растить в себе доброго человека, готового отвечать за всё на свете и приносить пользу людям, что писатель требует от читателя ответной работы, роста души.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Доклад на тему «Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы»

Автор: Абилев Мурат Каримович

Дата: 22.06.2019

Номер свидетельства: 515764

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья : Использование новых технологии на уроках русского языка и литературы."
    ["seo_title"] => string(74) "statiaispolzovaniienovykhtiekhnologhiinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "289780"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454859136"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Доклад "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(67) "doklad-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "174327"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424107555"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Выступление Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(102) "vystuplieniie-ispol-zovaniie-ikt-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "219427"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434173866"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Презентация к уроку  немецкого языка по теме "Die Schweiz""
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiiakurokuniemietskoghoiazykapotiemiedieschweiz"
    ["file_id"] => string(6) "302029"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457028879"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Использование презентаций на уроках немецкого языка"
    ["seo_title"] => string(61) "ispol-zovaniie-priezientatsii-na-urokakh-niemietskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "302038"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457030430"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства