Просмотр содержимого документа
«Доклад "Качество образования как важнейшая составляющая образовательного процесса "»
КГУ «Валерьяновская основная школа»
Доклад на педсовет
Качество образования
Подготовила: учитель английского языка
Шамбулова К.Е.
В последнее время в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. В связи с этим изменился и подход к оцениванию.
Новая система оценивания предполагает следующие исходные положения:
Частое оценивание, желательно на каждом уроке.
Выработка четких критериев оценивания каждой работы, исходя из планируемых результатов, соответствующих поставленным учебным целям урока.
Применение заранее известных педагогу и обучающимся критериев оценивания ученической работы, возможна совместная их выработка.
Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.
Для того, чтобы оценивание было эффективным, следует использовать различные стратегии и соответствующие инструменты, которые создадут прочный фундамент для дальнейшего обучения, будут способствовать успешности учения в целом. Применяя ту или иную стратегию, нужно понимать, на что она нацелена, каких результатов мы хотим добиться, каким образом мы помогаем ученику задуматься о своих успехах и достижениях.
Одним из таких подходов к оцениванию является формативное (формирующее) оценивание, или оценивание для обучения. При таком подходе меняется роль учителя, учебный процесс строится на основе сотрудничества между его участникам. Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к качественному результату. Часть полномочий переходит к ученику, таким образом, трансформируясь в самоконтроль и самооценку.
Формативное оценивание позволяет учителю отслеживать процесс продвижения каждого учащегося к целям их учения, помогает ему корректировать свою работу на раннем этапе, а ученику почувствовать ответственность за свое обучение. Особенности техники формативного оценивания заключаются в использовании аналитических инструментов и приемов для измерения уровня освоения, прогресса учащегося в процессе познания. Какие же техники и приемы оценивания существуют в новой системе образования?
Технология формирующего оцениванияпозволяет проследить прогресс каждого учащегося, она дает ученикам, а не только учителю, информацию о причинах ошибок, позволяет выработать стратегии к их корректировке и устранению, обеспечивает учащимся понимание методов и критериев оценки, таким образом, делая учащихся ответственными за обучение и повышая познавательную мотивацию.
Существует огромное количество техник формирующего оценивания, которые применяются на различных этапах современного урока английского языка. Использование техник формирующего оценивания перед изучением нового материала позволяет выяснить, с какими знаниями по теме учащиеся пришли на урок, и соответственно планировать обучение, помогая сфокусироваться на целях обучения. К данным техникам относятся:
Associations: учащиеся пишут свои ассоциации с названием темы на небольшом листе бумаги или на доске, тем самым повторяя ранее изученный лексический материал и применяя его для новой темы.
Corners: учитель предлагает вопрос и четыре вероятных ответа на него располагает по углам комнаты. Ученики встают рядом с ответом, который кажется им правильным, и в группе разрабатывают аргументацию, доказывающую их точку зрения.
Sorting: ученики распределяют предложенные педагогом слова по темам.
Know-Want to Learn-Learned: учащиеся заполняют таблицу Знаю–Интересуюсь–Узнал, в первом столбце записывая то, что они знают по теме, во втором – что хотели бы узнать, в третьем – по прохождении темы отмечают, были ли выяснены интересовавшие моменты.
Листы самооценивания и взаимооценивания, в которых прописываются критерии оценивания. Данные критерии могут предлагаться учителем, а также могут обсуждаться совместно в начале урока. Работая с данными картами, школьники учатся оценивать свою работу либо работу одноклассников. Способность критически оценивать себя и других является важным навыком, которым должен обладать современный человек.
«Самооценивание». Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы. Одним из приемов является лист самооценки с вопросами, которые заставляют учащихся анализировать свою работу в течение урока, изучения темы. Это помогает им ответить на вопросы, «Что у меня получается?», «Над чем мне нужно поработать?» и «Что мне нужно делать в следующем?», «Как я могу преодолеть пробелы?». Еще один способ – это предложить учащимся в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным утверждениям, например, поставить «плюсы» на полях в тетради. Для развития самооценки можно использовать следующие приемы: «Лесенка успеха», «Карточка сомнений» (+ «Я понял все», - «Не совсем усвоил, сомневаюсь»; ? «Не понял»), «Говорящие рисунки», «Дерево успехов».
Для эффективного самооценивания необходимо:
понимание учащимся, как оценивается его работа, деятельность;
развитие навыков критического мышления;
развитие объективизма;
концентрирование внимания учащихся на своих целях
При изучении грамматических тем, я разрабатываю листы самооценки, в зависимости от поставленной цели урока и успешно применяю их на практике. Например, при закреплении темы «Present Perfect Tense», ученики заполняют такие таблицы.
Evaluation card Surname ____________ Date _______________
№
The Present Perfect Tense
Какие действия обозначает?
5 points
Как образуется?
5 points
Какие слова указывают на время?
3 points
“5” 11-13 points
“4” 8-10 points
“3” 5-7 points
Для эффективности преподавания английского языка я применяю на уроках прозрачный журнал. На доске вывешивается список класса и критерии оценивания за урок. Слева список класса, напротив- виды деятельности (Homework- домашнее задание, Speaking- говорение, Wtiting- письмо, Edition- выступление, Total- общее число баллов)
Name
HW
Speaking
Writing
Edition
Total
1.Asel
2. Diaz
3.Irina
4.Daria
5.Alexander
Ребята видят конкретно, что они знают, а что нужно ещё поучить, над чем нужно поработать, что нужно сделать, чтобы улучшить свой результат.
Таким образом, можно прийти к такому выводу, вся моя педагогическая работа с детьми, даёт возможность использования формативного оценивания на уроках. Хочу отметить положительные стороны формативного оценивания – ребята перестали бояться плохих оценок, они увидели, что свои пробелы в знаниях, могут сами исправить, но для этого нужно приложить усилия, старания, желание научиться чему-либо. Учащиеся стали критично относиться к себе и к своим товарищам, стали более требовательно относиться к учебе. У них появился интерес к предмету, повысилась мотивация. На уроках стали работать активнее, оказывать помощь друг другу во время групповой работы, при обсуждении критериев. Что лично для меня дало формативное оценивание? Я увидела детей другими глазами. Оказывается, ребята не только могут радоваться хорошим оценкам. Они воспринимают положительно не только похвалу учителя, похвалу других ребят, но так же и свои недочёты. Особенно хочу отметить ценность формативного оценивания в том, что я и мои дети чётко видят свои плюсы и минусы. Они видят, что они знают, что у них получается, над чем нужно ещё поработать, что нужно сделать, чтобы не допускать подобные ошибки. Это оценивание даёт мне возможность отслеживать весь учебный процесс каждого ребёнка.
Во время оценивания я столкнулась с некоторыми трудностями. Ученики не всегда правильно могут оценить себя по данным критериям, у них завышена самооценка и приходиться тратить время на объяснение понимания критериев. В дальнейшей своей работе планирую более углубленно использовать формативное оценивание, более чётко и правильно подбирать критерии, по которым было бы легко оценить свою работу ученикам. Чтобы на моих уроках, формативное оценивание было направлено на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей.
Решение:
1. Процесс внедения формативного оценивания должен нести системный характер.
2. Продолжить внедрение формативного оценивания на уроках.