kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад "Информационные технологии в образовании"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационные технологии – это обобщенная концепция, описывающая различные устройства, механизмы, методы, алгоритмы обработки информации. Самыми важными современными устройствами информационных технологий являются компьютер, оснащенный соответствующим программным обеспечением и телекоммуникациями, а также информация, размещенная на них.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Информационные технологии в образовании"»

Информационные технологии в образовании

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных технологий. Такие технологии активно используются для передачи информации и обеспечения взаимодействия учителя и ученика в современных системах открытого и дистанционного образования.

Слово «технология» имеет греческие корни, а в переводе означает науку, набор методов обработки или переработки сырья, продуктов и трансформации их в потребительские товары. Современное понимание этого слова включает применение научных и технических знаний для решения практических задач. В этом случае информационные технологии можно рассматривать как такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации [1].

Информационные технологии – это обобщенная концепция, описывающая различные устройства, механизмы, методы, алгоритмы обработки информации. Самыми важными современными устройствами информационных технологий являются компьютер, оснащенный соответствующим программным обеспечением и телекоммуникациями, а также информация, размещенная на них.

Целью информационных технологий является качественное формирование и использование информационных ресурсов в соответствии с потребностями пользователя. ИТ-методы – это методы обработки данных. ИТ-инструменты – это математические, технические, программные, информационные, аппаратные и другие инструменты [2, c. 204].

Сегодня наблюдается тенденция к повышению роли информационных и социальных технологий в системе образования. Это обеспечивает универсальную компьютеризацию учеников и преподавателей на уровне, позволяющем решать ряд задач:

- появление всех участников в Интернете в любое время и вне зависимости от местоположения;

- развитие единого информационного пространства учебных заведений;

- создание, развитие и эффективное использование образовательных ресурсов [8, c. 82].

Информационные технологии в образовании можно отнести к числу основных нововведений, используемых в системе образования за последние несколько лет. Компьютерные возможности позволяют вам учиться, помогают улучшить поглощение нового материала.

Внедрение информационных технологий в области образования позволяет учителям качественно изменить методы и формы обучения. Целью данных технологий в образовании выступают (рисунок 1).












Цель информационных технологий в образовании [8, c. 83]

Виды информационных технологий в образовании

Говоря о классификации образовательных информационных технологий, то можно предложить разделение программных средств по функциональному назначению и по методическому назначению:

-    педагогические программные средства;

-   диагностические, тестовые программы;

-    инструментальные программные средства;

-    предметно-ориентированные программные среды;

-  программные средства, предназначенные для формирования культуры учебной деятельности, информационной культуры;

-   учебные среды программирования;

-    сервисные программные средства;

-   программные средства, предназначенные для автоматизации процесса информационно-методического обеспечения;

-  программные средства, управляющие действиями реальных объектов;

-  программные средства, предназначенные для автоматизации процесса обработки результатов учебного эксперимента;

-  игровые программные средства развивающего и досугового назначения. Рассматривая систему образования, можно выделить информационно-коммуникационные технологии в обучении:

-  компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, тьюторы, лабораторные практикумы, тестовые системы;

-   обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;

-    интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;

-   распределенные базы данных по отраслям знаний;

-   средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т. д.;

-   электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы [5].

Программное обеспечение для образовательных целей, которые чаще всего используются на практике:

1. Обучающие программы – это учебное пособия, которые используются учащимися для самостоятельного изучения материала. Программы обучения позволяют регулировать образовательные мероприятия и улучшать качество усвояемых материалов. Разработанные учебные программы должны основываться на учебной программе и соответствовать всем требованиям к их содержанию. Этот тип программы используется учащимися для расширения всего мировоззрения и внедрения нового материала.

2. Электронный учебник – это учебная система, основанная на дидактических и методических материалах по предмету. Электронный учебник подходит как для самостоятельного изучения материала, так и в качестве основы для представления материала лекции. Электронный учебник содержит все темы, которые предоставляются учебным планом. Основным преимуществом этого типа учебника является его графическое представление материала и гиперссылок, то есть учебный материал имеет ссылки на другой материал.

3. Мультимедиа – одно из преимуществ электронного учебника. Использование звуковых файлов, анимация изображений, видео позволяет улучшить качество материала.

4. Интернет – это всемирная система для доступа к любым файлам. Благодаря использованию Интернета ученик может найти всю необходимую информацию на интересующий его вопрос. Преимущества Интернета – это возможность узнать любую информацию, независимо от того, где вы находитесь.

5. Дистанционное обучение – работа учителя с учениками на расстоянии, в котором отображаются все составляющие учебного процесса. Дистанционное обучение позволяет ученикам получить все необходимые знания дистанционно с основного места учебы [2, c. 206].

Роль информационных технологий в образовании

Использование современных информационных технологий в области образования и, в частности, оснащение современных классов всем необходимым техническим оборудованием, которое позволит ученикам получать качественную, надежную и актуальную информацию по предметам и дисциплинам. Персональные компьютеры позволят находить информацию, выполнять задачи быстро и эффективно. Улучшает восприятие предмета, что делает задачу интересной, важной, легкой и понятной. Благодаря информационным технологиям современные методы обучения стали более информативными, а качество обучения и скорость обучения предмету или дисциплине улучшились.

Накопление знаний происходит очень быстрыми темпами, и в этих условиях высшие учебные заведения часто не справляются с потребностями рынка, работодателями. По этой причине динамично развивающиеся кампании начали создавать специальные центры подготовки и переподготовки для своих специалистов. Такая подготовка, как правило, очень узко специализирована и направлена на максимально возможную подготовку сотрудников и повышение их квалификации.

Учебные материалы в цифровом формате более удобны, поскольку они могут контролироваться, модифицироваться, дополняться, трансформироваться и т. д. В учеников есть возможность творчески использовать ИКТ в процессе личностного развития [3, c. 14].

Цель использования информационных технологий в образовании:

- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

- установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;

- помочь учителю эмоционально и образно представить материал [4, c. 90].

Внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет ученикам:

- изучать материал с точки зрения его необходимости и достаточности для обеспечения формирования ключевых и предметных компетенций;

- ускорить поиск необходимой информации;

- иметь возможность свободного доступа к информации, компонент содержания в конкретной области образования, знания, накопленные мировым сообществом;

- оставаться в комфортной эмоциональной среде во время повторения, изучать новый материал;

- стимулировать мотивацию обучения, создавать «интеллектуальную ауру» за счет ясности, демонстративности представленного материала, представления изучаемого в виде графиков, диаграмм, анимации;

- стимулировать самообразование, самоанализ;

- работать в режиме решения проблемных вопросов, быстро заполнять пробелы в знаниях;

- активно и творчески работать над вопросами, представляющими интерес, темы, проблемы профильного образования, выборные курсы;

- более эффективно работать над домашней работой;

- заполнить материал, пропущенный во время болезни [3, c. 15].

Используя современные технологии, которые позволяют решить «пространственную» проблему, во время обучения они вводят учащихся к «естественным объектам», которые они создадут, или системам, которые используют теоретические принципы, которые они только что изучили. Таким образом, телевизионные и видеоконференции вносят значительный вклад в изучение различных дисциплин. В настоящее время информационные технологии проникают во все сферы жизни. Образование не может стоять в стороне, и информационные технологии в учебном процессе должны занять свое законное место.

В национальном докладе России на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Политика образования и новые технологии» отмечается, что «одним из важнейших механизмов, влияющих на все основные направления реформирования системы образования России, является ее информатизация, которая считается необходимым условием и наиболее важный этап информатизации России в целом. Основой перехода от индустриальной стадии развития общества к информационной является новые информационные технологии» [7].

Новые технологии не заменят учителей, учебников или класс, они помогают сосредоточиться на обучении учеников, создавать новые возможности для развития всей системы образования.

Современные информационные технологии предоставляют ученикам доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и консолидации различных профессиональных навыков.

Обучение информационным технологиям позволяет учителю достичь дидактических целей для использования как определенных видов академической работы, так и любого их набора, разработки учебной среды, позволяющей реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Учитель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности ученика, творческого поиска и организации их сотрудничества, разработки и выбора лучших вариантов учебной программы. Это открывает возможность отказаться от рутинной деятельности учителя, характерной для традиционного обучения, путем предоставления ему интеллектуальных форм работы. Информационные технологии освобождают преподавателя от презентации студентов значительной части учебных материалов и рутинных операций, связанных с развитием навыков [3, c. 16].

Использование информационных технологий в образовании

Использование информационных технологий в образовании предполагает несколько вариантов.

Электронное обучение (E-Learning). Первоначально термин «электронное обучение» означал обучение с использованием компьютера, но по мере развития технологии значение этой концепции расширялось. Теперь электронное обучение охватывает различные образовательные технологии, которые можно разделить на две группы – синхронные и асинхронные.

Синхронное электронное образование обозначает обучения на расстоянии, но в режиме реального времени. Это очень похоже на регулярное очное обучение, единственное отличие состоит в том, что участники процесса находятся на расстоянии друг от друга. Широко используемые веб-семинары являются наиболее ярким примером такой формы образования. Для организации лекций с использованием специального программного обеспечения.

Асинхронное электронное образование – это обучение, при котором учащийся получает всю необходимую информацию из онлайн-источников или с электронных носителей (таких как компакт-диски, DVD-диски или флеш-карты) и независимо регулирует темпы и график освоения материала.

В настоящее время электронное обучение стало неотъемлемой частью образовательного процесса во многих университетах, оно также нашло применение в области повышения квалификации – в некоторых корпорациях существуют подразделения, задача которых – организовать электронное обучение для сотрудников [5].

Технологии дистанционного обучения. Дистанционное обучение – это более широкая концепция, чем E-Learning, это синтез интерактивного самостоятельного изучения и интенсивной консультационной поддержки. Таким образом, электронное обучение можно рассматривать как один из инструментов дистанционного обучения. Дистанционное обучение – это набор технологий, обеспечивающих предоставление основного объема учебных материалов студентам и интерактивное взаимодействие студентов и преподавателей в процессе обучения. В этом случае предоставление льгот может осуществляться без участия компьютеров и Интернета.

Рассмотрим преимущества дистанционного обучения:

- возможность учиться по месту жительства. Не всегда жители провинции имеют возможность отправиться в крупный город для поступления в институт. Удаленные технологии в образовании позволяют учиться, не покидая родной город;

- возможность совмещать работу и учебу. Ученики имеют возможность получить образование, без отрыва от работы – это особенно важно для тех, кто хочет улучшить свои навыки или получить вторую степень;

- доступ к высококачественной технологии и образовательному контенту. Студент может учиться на высококачественных учебных материалах, общаться с учителями и создавать индивидуальную учебную программу;

- технология дистанционного обучения предполагает непрерывный контроль качества обучения, объективную оценку результатов, отсутствие взяточничества на местах из-за введения объективно автоматизированных процедур оценки знаний, которые исключают человеческий фактор;

- индивидуальный подход к обучению. Гибкий график, способность сочетать учебу и работу, а также адаптацию учебных продуктов к индивидуальным темпам обучения делают дистанционное обучение удобным для всех [6, c. 31].

Чат-занятия – занятия, проводимые с использованием технологий чата. Сессии чата проводятся одновременно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия – удаленные уроки, конференции, семинары, бизнес-игры, лабораторные работы, семинары и другие формы учебных занятий, проводимых с использованием телекоммуникаций и других функций Всемирной паутины.

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы – форма работы пользователя по определенной теме или проблеме с помощью сообщений, оставленных на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

Веб-форумы отличаются от чат-занятий возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронного взаимодействия учеников и преподавателей. Телеконференция – обычно проводится на основе списков рассылки по электронной почте. Образовательная телеконференция характеризуется достижением образовательных целей. Существуют также формы дистанционного обучения, в которых учебные материалы отправляются по почте в регионы [6, c. 34].


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Доклад "Информационные технологии в образовании"

Автор: Кошетова Гульмира Жаленовна

Дата: 11.01.2022

Номер свидетельства: 597390

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Доклад "Информационные технологии на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(60) "doklad-informatsionnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "237945"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444418527"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Методический доклад "Современные технологии образования" "
    ["seo_title"] => string(64) "mietodichieskii-doklad-sovriemiennyie-tiekhnologhii-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "227484"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440750400"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Информационные технологии в образовании ПК"
    ["seo_title"] => string(44) "informatsionnye_tekhnologii_v_obrazovanii_pk"
    ["file_id"] => string(6) "474188"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1529851171"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Доклад «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_ispolzovanie_novykh_informatsionnykh_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazy"
    ["file_id"] => string(6) "529662"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575212396"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Научная статья на тему: "Применение информационных технологий на уроках химии""
    ["seo_title"] => string(80) "nauchnaia_stat_ia_na_tiemu_primienieniie_informatsionnykh_tiekhnologhii_na_uro_2"
    ["file_id"] => string(6) "449801"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1515911145"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства