Просмотр содержимого документа
«Доклад Аналитический отчёт как форма представления результатов практической деятельности современного педагога.»
Статья
Аналитический отчёт как форма представления результатов практической деятельности современного педагога.
Цель аналитического отчета – самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога за межаттестационный период.
Традиционной можно назвать структуру аналитического отчёта, предложенную «Институтом развития образования» Свердловской области, представленную следующими разделами:
-введение;
-аналитическая часть;
-проектная часть;
-заключение
приложение.
-список литературы;
Во введении даётся краткий анализ образовательной ситуации, указываются противоречия, проблемы, которые педагог определил как приоритетные и решением которых он занимался в прошедший межаттестационный период. Обосновать актуальность, значит проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать, разрабатывать и т. д. на федеральном, региональном уровне, уровне образовательного учреждения, уровне педагога.
Определяется тема, объект исследования и предмет исследования, цель, задачи.
Цель формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать педагог и какие результаты ожидает получить.
Цель – всегда направлена на развитие ребенка, это ожидаемый результат, который должен быть оценен и измерен.
Цель конкретизируется и развивается в задачах.
Задачи (в них речь идет о действиях по достижению цели, прямо по порядку нужно перечислить все этапы достижения цели, сформулировав их как задачи – здесь может быть и освоение новых технологий и создание системы работы, и системы мониторинга и много другое для достижения цели) .
Аналитическая часть посвящена результатам деятельности педагога. Результатом его труда является саморазвитие, развитие педагогической теории и практики, и самый значимый - результат образования воспитанника.
Идёт представление результата, указываются критерии и показатели по которым он оценивался.
Следует выделять процессуальные и результативные показатели деятельности.
Процессуальные показатели:
-осуществление педагогической деятельности;
-реализация своего профессионального потенциала в процессе деятельности;
-какие виды деятельности и общения учащихся организует;
-средства воздействия, которые способствуют (или препятствуют) достижению цели.
Результативные показатели:
-какие результаты деятельности достигнуты (количественные и качественные изменения) .
Результативные показатели являются приоритетными показателями эффективности деятельности педагога.
Поэтому автор аналитического отчёта должен соотнести объект и предмет анализа (достигнутого результата) с объектом и предметом проектирования (прогнозирования планирования ожидаемого результата) .
Проектная часть
Указываются проблемы (трудности, с которыми столкнулся педагог, реализуя свою деятельность в межаттестационный период. Указывает основные направления, этапы совершенствования своей деятельности противоречие, проблему, тему, объект, предмет на следующий межаттестационный период.
Заключительная часть
-оценка собственной аналитической деятельности.
-обозначаются основные направления саморазвития и самосовершенствования своей профессиональной деятельности.
Критерии оценивания аналитического отчёта:
Обоснование актуальности аналитического отчёта:
- характеристика нормативно-правовых материалов, подтверждающих важность темы (выбранного направления) и выражающие потребности, сформированные на разных уровнях;
-проведён анализ состояния образовательной системы на разных уровнях;
-представлены результаты исследования затруднений ограничений и проблем в деятельности педагога, образовательного учреждения, системы образования района, города, региона;
-предъявлены доказательства необходимости разработки данной темы (выбранного направления);
-аналитический отчёт базируется на результатах анализа реальных потребностей образовательного учреждения (системы образования);
Обоснование противоречия, проблемы, на разрешение которых направлен аналитический отчёт:
-показано, какие результаты образования требуются, но не достигаются в реальности; какие противоречия разрешатся;
-определена цель аналитического отчёта;
-выявленные проблемы представлены в виде иерархии задач и возможных способов их решения.
-опора на систему современных психолого-педагогических знаний.
Нормативно-правовое обоснование:
-отражены нормативно-правовые основания или условия, обеспечивающие аналитический отчёт;
-отражено создание или обеспечение условий для реализации прав субъектов.
Социально-экономическая эффективность:
-аналитический отчёт соответствует или обеспечивает социально-экономические потребности системы образования конкретного ОУ (района, города, региона) ;
Психолого-педагогические основания:
-учтены закономерности и условия развития обучающихся;
-обеспечиваются новообразования на уровне психических функций (интеллектуальных, эмоциональных, волевых) или развитие качеств личности (интеллектуальных, личностных, физических, её межличностных отношений и общения в социуме;
-учитываются позитивные и негативные последствия использования психолого-педагогических теорий и концепций;
-выявлены конкретные психолого-педагогические проблемы в процессе педагогической деятельности;
-обоснован выбор технологий, методов, способов, приёмов;
-обоснованы технические, информационные и прочие ресурсы.
Обоснование системы партнёрских взаимодействий:
-выявлены субъекты образовательного процесса;
-раскрыты координационные и тактические аспекты установленного взаимодействия субъектов.
Анализ и оценка результатов:
-анализ результатов соотнесён с целями и задачами;
-анализ результатов (в сравнении с планируемыми) отличается глубиной, системностью, объективностью, в нём отражены причинно-следственные и пространственно-временные связи;
-разработана система мониторинга, направленная на контроль качества образования, динамику всех субъектов образовательного процесса, степень социальной успешности;
-представлен прогноз дальнейшего развития или обоснование необходимости дальнейшей работы;
Информационная культура представления результатов:
-структура аналитического отчёта соответствует требованиям, предъявляемым к работам данного жанра;
-оформление работы соответствует нормативным требованиям (выдержаны стандарты оформления печатного текста) ;
-Сопровождающие материалы, выполненные в Excel, PowerPoint, Publisher в виде таблиц. Презентаций, публикаций обеспечивает дополнительные условия адекватной оценки информационной компетентности аттестующегося.
Перспективы развития и применения аналитического отчёта в педагогической практике:
-раскрыты перспективы развития профессиональных компетентностей и актуальных задач в образовательной практике.
Аналитический отчет как форма представления результата практической деятельности педагога за межаттестационный период позволяет педагогу целостно исследовать свою деятельность, определить эффективность педагогической деятельности, произвести самокоррекцию, обеспечить возможность выхода на новый уровень самосовершенствования.
Проведение аттестации педагогов в форме защиты аналитического отчета
10-15 минутное выступление, вместе с вопросами экспертов 20 минут, нужно оставить экспертам время для вопросов.
1. Анализ рекомендаций предыдущего межаттестационного периода (для аттестующихся повторно) .
2. Формулировка проблемы.
3. Актуальность, соотнести актуальность проблемы с тенденциями развития образования. ССЫЛАТЬСЯ ТОЛЬКО НА НОВЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, НАЗЫВАТЬ ИХ ПРАВИЛЬНО!
4. Объект – реальность, которая существует независимо от нас, это границы нашего исследования (качество знаний, уровень воспитанности, образовательный процесс, и др., внутри в объект исследования должны входить дети).
5. Предмет исследования - свойства, отношения, функции, выделенные в рамках объекта или то, с помощью чего мы будем влиять на изменение объекта, всегда уже объекта (проектная деятельность, творческие домашние задания, проблемный метод обучения, субъектный подход и т. д.)
6. Формулировка темы: тема всегда формулируется так, что в ней есть и объект и предмет исследования и отражается или способ воздействия предмета на объект или показано, каким образом они взаимосвязаны.
Например: «Новая технология …. как способ повышения качества образования (или мотивации, уровня воспитанности) »; «Применение проектного метода обучения как условия успешной социализации выпускников».
7. Цель – это ожидаемый результат - создать условия, обеспечить формирование, цель должна быть направлена на ребенка, как результат влияет на личность учащегося, на качество образования, не нужно ставить глобальных целей, ту цель, что поставили, нужно будет оценить – поэтому заранее подумать при ее формулировке – как вы соотнесете ее с результатом, нужно ставить цели простые, не глобальные (формирование единой картины мира, ближе к жизни, реальная задача, которую вы решаете, конкретная и простая. В формулировке цели должно быть заметно, что вы используете субъектный подход в обучении, создаете условия развития ребенка, а не сами его развиваете.
8. Задачи (в них речь идет о действиях по достижению цели, прямо по порядку нужно перечислить все этапы достижения цели, сформулировав их как задачи – здесь может быть и освоение новых технологий и создание системы работы, и системы мониторинга и много другое – что сделать, чтоб достичь цели). + Необходимо назвать разработанные критерии оценки результата деятельности, либо включить в задачи пункт о необходимости разработки таких критериев (и показателей к ним) и затем показать, как вы это сделали в основной части работы.
Цель на «-ие» а задачи на «-ать»
9. Гипотеза (не обязательно) – научно-обоснованное предположение относительно способа реализации идеи, совокупность воздействий по достижению цели, формулируем через «если… то… », касается детей, качества образования детей. «Использование ситуации выбора приведет к повышению личностной активности учащихся»; ИЛИ: Планируемый результат (если нет гипотезы, то обязательно) – касается детей, качества образования детей.
10. Стратегия и механизм достижения поставленных целей – это и есть рассказ о том, что педагог делал в течение межаттестационного периода для достижения цели, суть сама вашей работы – как делали, кто что когда делал… этапы, сроки и т. д.
САМАЯ БОЛЬШАЯ И ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ: перечислить все свои действия, доказывающие, что работа по достижению цели осуществлялась СИСТЕМНО!
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ И САМАЯ ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ, ОТСУТСТВИЕ ЭТОГО РАЗДЕЛА НЕДОПУСТИМО ни в отчете, ни в заявлении.
11. Результаты: что реально получили. Критерии и показатели оценивания, диагностический инструментарий, какие конкретно процедуры проводились. РЕЗУЛЬТАТЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ИМЕННО ПО ТЕМ ПАРАМЕТРАМ, КОТОРЫЕ ЗАЯВЛЕНЫ В ЦЕЛИ, ОПРЕДЕЛЕНЫ В ЗАДАЧАХ!
Результаты именно по тем критериям, которые вы разработали (выбрали, чтоб доказать что цель достигнута! Оценка результата – выявленные проблемы, какая должна быть корректировка в работе, перспективы деятельности, задачи или планы или направления на последующий межаттестационный период.
12. Раздел о представлении опыта педагогической общественности (публичные выступления, печатные работы и прочее) можно отнести в разные пункты, где вам кажется логичнее: 10, 11, 12 (отдельно, 13.)
13. Заключение: выводы о достижении поставленной цели, что сделано конкретно, что доказано, достигнут ли планируемый результат (или доказана гипотеза, в чем значимость работы.